Обзор финала конкурса "Русская тройка - реалистическая проза 2019" - рассказы.
Сразу оговорюсь, что я не придерживаюсь при оценке чьих либо произведений такого подхода, когда во главу угла ставят соответствие теме и правильность расстановки знаков препинания. Для меня вышеозначенные критерии не имеют определяющего значения. Я же, прежде всего, ориентируюсь на произведенное впечатление: виртуозность языка (предмет белой зависти, ибо сам таковым не обладаю), заложенным в текст интеллектом, и знание материала, на котором основан текст. И еще, оценка это мое личное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции.
Леви Г. "Медали Коротаева"
Несмотря на то, что сразу чувствуется опытная рука, рассказ на серьезное произведения явно не тянет. Конечно, поклонникам такой "жалостной" литературы он понравится, но я не из их числа.
Оценка - 5
Каменщиков А.Ф. "Выход"
Рассказ, что называется, написан с благими намерениями, но получился слишком тенденциозным, малохудожественным, с чрезмерным "педагогическим уклоном" и по детски наивным. Большие претензии к изображению персонажей. Комиссар из 20-го года слишком карикатурен. Радует, что автор не исказил истину: действительно на Курской Дуге "Тигры" и "Пантеры" не шли в атаку "потоком", как это изображено в фильме "Освобождение", а составляли явное меньшинство в танковых частях "Вермахта. А в основном воевали, и под Орлом, и под Курском Т-3 и Т-4. Ну, и совсем невероятно, что СУ - 122 могла за шесть километров подбить "Тигр". Дальность стрельбы бронебойным коммулятивным снарядом этой самоходки не превышала двух километров. Так что в рассказе много неточностей и сумбура.
Оценка - 5
Прудков В. "В Греции все есть"
Рассказ, о котором особо и писать нечего. Оценить хорошо - нельзя, плохо - не за что. Так, легкое чтиво для развлечения, без очевидных ляпов, но и без достоинств. Вроде о чем-то, а прочел и забыл. Даже в плохих рассказах иной раз находишь то, что заинтересует, а тут... Все как-то обыденно-средне, и язык, и смысл.
Оценка - 6
Осьмак А. "Возьми меня за руку"
Жесткая, не приукрашенная правда жизни, описанная простым, но весьма ёмким языком. Если охарактеризовать рассказ коротко: минимум слов, максимум информации и смысла. Вместе с тем от прочтения рассказа не получаешь какого-то удовольствия, наслаждения. Он отдаленно напоминает прозу Платонова, которой тоже невозможно наслаждаться, но перед которой не возможно и не преклоняться. Не знаю, может быть для кого-то это прозвучит и кощунством, но на мой взгляд знаменитая "Повесть о настоящем человеке" Полевого в сравнении куда более пафосное и слабое произведение. В общем, рассказ просто замечательный.
Оценка - 9
Тил Э. "Черепаший камень"
Об этом рассказе хочется сказать примерно то же, что и о рассказе Прудкова - ничего. Средняя, ничем не выдающаяся (ни в плохую, ни в хорошую сторону) проза. Но для финала "Русской тройки" средней прозы явно мало.
Оценка - 6
Ешка. "Эх Семеновна..."
Видимо, этакий хлесткий, залихватский язык, это "визитная карточка" автора. Но, когда таким языком описывают столь неприглядную житейскую тему... Это как-то коробит. В целом рассказ понравился своим естественным, не "притянутым за уши" реализмом, безо всяких розовых соплей. Да, такова наша российская провинциальная жизнь (у простых людей) и нечего её приукрашивать. Правда, не совсем четко прописана ментальная связь между бабкой-щеголихой, за что-то в лихую годину выселенную из Москвы, и внучкой-щеголихой, выросшей совсем в другой ауре, далекой от Кузнецкого Моста.
Оценка - 8
Юргелов Т. "Bad English"
В общем и целом этот "расистский" рассказ совсем не плох. Вот только насколько реален этот попавший в Ирландию русский супермен? Респект автору, что догадался его противниками сделать не кавказцев, а арабов, а то получилось бы совсем неправдоподобно. Потому что "джигиты" в реальной жизни не стали бы становиться в боксерскую стойку перед ним, они бы его просто зарезали, или подстерегли потом и забили толпой. Почему-то довольно часто писатели и особенно журналисты пишут о таких вот подвигах наших супергероев за рубежом. Их бы на родину, чтобы свою крутость проявили здесь, а не защищали от мигрантов ирландцев в Ирландии. Ей богу, русские в России от тех же кавказцев страдают не меньше, а то и побольше, чем европейцы от мигрантов.
Оценка - 7
Бердник В. "Скажите, девушки, подружке вашей...".
Литературный язык, это индивидуальный инструмент писателя. Далеко не каждый, даже состоявшийся автор, владеет им мастерски. Автор рассказа виртуозно владеет этим инструментом. Каждое предложение логично и выверено. Именно логичность изложения заставляет безоговорочно верить в написанное, даже если оное автором додумано и не имело места в реальности. Главные герои выписаны весьма "выпукло". Конечно, отрицательный персонаж, Аня, получилось куда более яркой. Но и Толик смотрится очень "живым". Конечно, можно отметить и некоторые... нет не недостатки, а неудобства для не очень продвинутого читателя. Ну, например, температуру воздуха лучше было бы определять по Цельсию, а не по Фаренгейту и длину в метрах, а не в футах. Ну, и лично мне не совсем ясно в связи с чем Толик, бывший капитан третьего ранга совморфлота, оказался в Америке. Обиделся на родину? За что? Ведь служил-то на ЧФ, в субтропиках, где вся флотская блатота отиралась, а не морозил сопли на ТОФе, или Северном флоте... Но это так, не серьезно, да и не по делу. А по делу, рассказ отличный.
Оценка - 9
Филиппова Е.Л. "Настоящие мужики"
Довольно пустое произведение, без особой интеллектуальной глубины. О том говорит уже второе предложение: "То ли в Батуми, то ли в Сухуми, то ли в Ялте. Национальная принадлежность этих черноморских курортов в те годы никого не волновала". Очень даже волновала, особенно в смысле безопасности, ибо никакого братства народов СССР в реальности не существовало. Даже те, кто отдыхал в ведомственных санаториях отлично знали, что вероятность быть избитым или изнасилованной в Ялте была ничуть не больше чем в любом городе средней полосы России... А вот в Батуми или Сухуми эта вероятность, в первую очередь для отдыхающих со славянской внешностью, возрастала на порядок. Если автор этого не знала... то это очень странно. Да и вообще, воспоминания о курортной идиллии, когда в это же время буквально за забором санатория идет совсем другая жизнь, далеко не идеальная, а в стране к северу от этого курорта, образно говоря, жрать нечего, и народ за колбасой и шмотками в очередях давится, это что-то вроде пира в преддверии надвигающегося шторма.
Оценка - 5
Голышев Г. Деды
В какой-то степени этот рассказ ремейк рассказа Пантелеева (одного из соавторов "Республики ШКИД") "Честное слово". Но тот рассказ является чисто детским. И "Деды" на полноценный взрослый рассказ не тянет, уж слишком он наивен, как раз для детей. Кто-то возразит, зато он содержит сильный воспитательный заряд. Возможно. Но, что хорошо и естественно для "гайдаровских времен", то сейчас выглядит анахронизмом.
Оценка - 6
Шумова Е. "Айсберг"
Хорошая, крепкая проза. Сюжет выстроен так, что держит в напряжении до конца. Рассказ из тех, который начав читать, обязательно дочитаешь до конца. Насколько выглядят реальными описываемые события? Это большой вопрос - в достоверности возникают сомнения. А в целом рассказ хороший, но не отличный.
Оценка - 8
Чурбанов А.Е. "Умереть в Лондоне"
Автор увлекается описанием лондонских достопримечательностей, но как только доходит до родного для Г.Г. Екатеринбурга словно "слепнет", ограничиваясь весьма нейтральным "продвинутый". Ну, надо хотя бы немного ситуацию уравновесить ведь Г.Г. прожил в Ё-бурге большую часть своей жизни, а не в Лондоне. Тем более о столице Урала тоже есть что написать. Ну, хотя бы то, что здесь построили несколько настоящих небоскребов-красавцев по 50 этажей и выше (в России только в Москве их больше). Да, и Англию "красить" только одной розовой краской тоже не совсем правдиво. Сильно критиковать рассказ вроде бы не за что, но и хвалить... А вообще смерть молодого миллионера в Лондоне, окруженного всеми благами западной цивилизации и медицины... Ей богу, для русского читателя, куда бы интереснее, если бы в рассказе автор провел параллельную линию: смерть среднего русского человека в том же Ё-бурге, в обыкновенной больнице. Да, в переполненной палате, где витает неистребимый запах обмоченных простыней и дешевых лекарств. И ухаживают за теми больными не ласковая Фернанда и высокопрофессиональная Меррит, а замученная безденежьем, квартирной малогабаритностью, семейными неурядицами тётя Маша и нечистоплотная гастерша Зульфия. У первой нет сил, а вторая всех здесь ненавидит и тоже почти ничего не делает. Для равновесия, так сказать, и контраста.
Оценка - 6
Политов З. "О любви - вкратце"
Отличный, почти виртуозный литературный язык, только вступление несколько подзатянуто. Но вот шалости подростков - девятиклассников кажутся странноватыми. В советское время это уже 15-16-летние юноши и девушки, а такое впечатление, что в том лагере шалят дети пионерского возраста. Насколько я помню, в девятом классе некоторые парни уже водочку вовсю попивали, а девчонки (отдельные) невинность теряли. А уж если говорить о том же Ростове, то там среди старшеклассников имела место завезенная с Кавказа зараза, курение анаши. И вообще, насчет высоких идеалов тех времен, то была всего лишь показуха, этакий флешмоб, с треском провалившийся, как только в стране в очередной раз стало не хватать обыкновенной еды, хотя вроде бы и поля все были распаханы, и в садах полно фруктов, которые такие вот школьники собирали. Ну и еще, автору вообще свойственен чрезмерно многословный подход к "сути дела", которая вылилась всего лишь в банальную перестрелку подгнившими фруктами. А при чем здесь любовь? Если бы то были дети, а девятиклассники это уже подростки, и тут проявления любви должны быть несколько иными.
Оценка - 7
Холоденко И. "Девять куриных богов"
Хвалить рассказ... не буду подыскивать много комплиментов, я просто скажу: читая, получил настоящее удовольствие. Критиковать... почти не нахожу оснований. Разве что конец несколько простоват, похоже на "рояль в кустах". Но эффектные концовки, типа как у Бунина в "Холодной осени", находить невероятно трудно.
Оценка - 8
Нейм Н. "Дополнительное условие"
Очередная версия дуэли на Черной речке. Для многих русских читателей, имеющее место в рассказе облагораживание образа Дантеса, покажется кощунством. Если же на все смотреть с нейтральной позиции и без эмоций, то вполне допустимо, что именно все так и было. Изюминку повествования автор приберег на концовку, поставив этакую "вишенку на торте". Де, если бы секунданты не договорились уменьшить заряд пороха, то результат дуэли был бы прямо-противоположным. Пушкин был бы только ранен, а Дантес - убит. Рассказ написан как документальный и, на мой взгляд, в этой связи имеет явную слабость в художественном плане.
Оценка - 7
Розовский И.Я. "Короткое лето Самюэля Финка, эсквайра"
По прочтении этого рассказа я, наконец, определился кому из финалистов выставлю высшую оценку, ибо "эсквайр", на мой взгляд, безусловно, не только лучший, но и на голову выше всех. Почему? Прежде всего по наличию того мощного интеллектуального пласта, заложенного в этот текст, да еще помноженному на невероятно богатый литературный язык, не говоря уж о доскональном знании описываемого материала. Конечно, тут могут возразить, еврей описывает изнутри жизнь еврейской семьи и естественно он её знает досконально. Все так, но как он её описывает! Он не уподобляется например тем писателям-евреям, которые любят присваивать своим героям несвойственные евреям черты, типа еврея супермена, или еврея умеющего за себя постоять. Он не грешит против истины, и не считает зазорным выставить "напоказ" не только достоинства, но и свойственные многим его соплеменникам недостатки, иронизирует над ними. Кстати, не случись той трагедии и не погибни его герой в детстве, то из него вырос бы, что называется, самый типичный еврей: умный, может быть даже талантливый в какой-нибудь области, в то же время физически неразвитый, и совсем не "добрый молодец" в общепринятом значении этого слова, однако умеющий пристроиться к окружающей действительности, какой бы она не была. Конечно, если придираться, то можно найти не поставленную, или лишнюю запятую, но настолько в этом тексте искусно "сплавлен" в единое целое интеллект, специфический юмор, добро, трагизм... что на мелкие недочеты не хочется обращать внимания, да их просто не видно.