Аннотация: Часть 1. Как было. Часть 2. И когда же это кончится?
"Как нам сообщили в ГУП "Пассажиравтотранс"е,
город, до сентября этого года, закупит двести
гордских автобусов повышенной комфортности"
(Новости "Сегодня" ТРК 5 канал С.-Петербург)
"Нет он не дурак и не догматик ослеплённый
партийной идеологией... Это враг! Это
враг нашего сегодняшнего дня"
(резюме председателя колхоза Трубникова
в к/ф "Председатель")
Как было
Летом 1961 года мне удалось на "свадьбе" поработать. Началась уборочная пора на Среднем Поволжье, где, волею судЕб, я провёл полтора года. Был я сугубо городским "вьюношем", к сельскому хозяйству отношения не имел. Но кто-то из местной пацанвы пригласил меня отвлечься от безделья и поработать на уборке зерновых.
Что же такое "свадьба"? Это совокупность нескольких единиц сельхозтехники, конечным продуктом работы которой был ХЛЕБ, который всему голова. Во-первых, это был сам комбайн марки "С-4". Комбайн был с жаткой, молотилкой, транспортёром и шнековым разгрузчиком. Всё это через цепные и ремённые передачи приводилось в движение от тракторного двигателя установленного на самом комбайне. Обслуживался комбайн двумя специалистами. Комбайнёром - он у штурвала стоял и помощником комбайнёра - тот вокруг комбайна бегал и обеспечивал безостановочную работу того, что крутилось и грохотало в комбайне.
Сам комбайн ехать не мог. Тянул его трактор Сталинградского тракторного заводя - С-80 (самый мощный по тем временам). Трактором управлял тракторист.
А вот к комбайну цеплялся копнитель. Огромная металлическая клетка, куда по транспортёру сваливалась уже обмолоченная солома. Копнитель обслуживался двумя человеками. Так вот я был одним из них. А всего нас на "свадьбе" пять человек было. (От того комбайн сей "Свадьбой" и назывался.) И каждому надо было зарплату платить и не только.
А теперь представьте, сколько таких комбайнов бороздили нивы нашей необъятной Родны. А теперь прикиньте какова была себестоимость одного пуда ( тогда зерно в пудах(16кг) считали) зерна.
Но крестьянин наш сроду в дураках не ходил. И появился на просторах наших полей комбайн "Нива". Он и сам себя везёт, и жнёт сам, сам молотит, сам разгружается, сам копнит и копны ровными рядками по полю разгружает. И управлял это чудо техникой один человек - комбайнёр-механизатор. Бытовало мнение, что и без него можно было бы обойтись, если техникой этой по радио управлять.
И когда же это кончится?
Но "веселуха" эта жива и поныне. Ну, не могут начальники наши без "свадьбы" обойтись. Ведь свадьба она, чем примечательна? - Тем, что, как Аркадий Северный говорил, - на свадьбе удобно карманЫ у присутствующих чистить, когда гости в эйфории пребывают.
Вы никогда не задумывались - сколько на одного водителя автобуса "обеспеченцев" приходится? В верха лезть не будем. О них потом. Итак:
Начальник колонны - 1 человек;
Механик колонны - 1-2 человека;
Нарядчица - 1 человек;
Диспетчер на выпуске - 4 человека;
Медработник - 4 человека;
Кондуктор - 1 человек;
Диспетчер на станции - 1 человек;
Ревизоры на линиии - 1 человек;
Ревизоры финансовые - 2 человека;
Кассир - 1 человек;
Такелажница - 1 человек;
Механик ОТК-приёмщик - 1 человек;
Охранник парковый - 2 человека.
И т о г о - 22 человека.
Это для того что бы водитель "дядя Ваня" баранку автобуса крутил. А у всех этих двадцати двух еще и начальники есть...
А в Питере этих парков уйма. Только в ГУП "Пассажиравтотранс" шесть штук. А теперь прибавим сюда "надстройку" т.е. обормотов разных, которые кормяться за счёт "дяди Вани". А деньги откуда? Деньги пассажиры дадут, как плату за проезд. А если этих денег не хватит, то тётя Валя (губернаторша Питерская) дотацией дополнит.
И настолько наши обормоты привыкли паразитировать за счёт пассажиров, что как ни Новый Год, так цены на проезд повышают. А вот чтобы трошки мозгами пошевелить, как снизить себестоимость перевозки пассажиров, - так это "дудки". Можно было бы пошевелить, да нечем...
Что делать?... Только, упаси Господь, не надо ни чего придумывать. Всё уже придумано без нас. В странах цивилизованных, с думающими начальниками. Побывал я в 1991 году в одной из таких стран. Половину отпуска потратил на то что бы разведать - как у них пассажирские перевозки рентабельными стали. Так вот в стране этой, на всех видах перевозок, "дядю Ваню" за рулём ОДИН человек обслуживает.
Приехал я в Питер и сразу в Главк, к Маилову - зам генерального. Обсказал ему обо всём, что 'в Англии ружья кирпичём не чистють". Предложил ему себя в качестве новатора. А он... Послал меня Маилов куда подальше. И тишина-а-а...
Сегодня вновь в новостях объявили, что город 200 автобусов к сентябрю закупает. Вроде бы и тендер объявили. Глянул я на претендентов этих и понял: - Не оскудеет земля Российская деньгами шальными! И будут их "на ветер бросать" до тех пор, пока у нас Датюки да Маиловы отраслями руководят.
Но, даже, если снимут их, то им на смену другие Датюки придут. Сегодня, по прошествии времени, это у всех наяву.