Аннотация: Обзор работ, размещённых на страницах Конкурса "Соцветие-2020". И не только их, а, в качестве примера, как о войне знаменитости писали.
"Это праздник со слезами на глазах..."
Обзор работ, размещённых на страницах Конкурса
"Соцветие-2020". Великая Победа.
"9 мая 1945 года завершилась Великая Отечественная Война. Закончилась победой советского народа. Поклонимся Великим тем годам", - написано в аннотации к Правилам Конкурса. Пусть будет так.
Хотя... Тот, кто не поленился ознакомиться с документалистикой знает, что и Верховный Главнокомандующий того времени считал войну эту проигранной для себя.
Однако не могу не согласиться с правильностью слов: - "Поклонимся Великим тем годам". Года эти действительно относились к величественным. Такого смертоубийства История человечества не знает. Т.ч. не поклоном надо чествовать не вернувшихся с фронтов, а стоя на коленях и низко опустив голову. Впрочем, у каждого из нас своё восприятие того времени.
Филиппов А.Н.Федька
- Однако... - сказал сам себе перелистнув последнюю из распечатанных страниц рассказа.
- Мне так не смочь.
Отвернувшись от письменного стола, отрешённо смотрю в окно на проезжающие автомобили, людей, неспешно идущих по тротуарам, и пробую понять: - Как надо извернуться, чтобы написать так и такое?
Всегда считал, что описать события в рассказе с достаточной степенью достоверностью, можно только тогда, когда прикасался к этим событиям. А если не прикасался, то всё написанное будет 'от лукавого'. Любой мало-мальски разбирающийся человек поймает тебя на беспардонном сочинительстве. А это удар по авторитету писателя, которого, порой, и так не хватает.
Вернулся к письменному столу и взял в руки только что прочитанный рассказ:
- Ну, походы в лес, его описание с достаточной достоверностью - это и я могу. Пожил в деревне, так что 'плавали, знаем'.
- С ботинками, которые малы, пришлось столкнуться в Кронштадте, где на меня шинельку флотскую надели. Два дня помучился, а потом, чувствуя себя 'описавшимся бобиком', к командиру отделения 'с поклоном' пошёл. Поменяли ботинки.
- Всяческих оскорбительных слов, интонаций на первом году службы наслушался предостаточно. Потому и зарёкся влиться в ряды младших командиров.
- Лыжные переходы 'с полной выкладкой' на учениях преодолел не один раз. Потом на 'передовую' и окапываться. Тоже знакомо. Описать могу не хуже, чем у автора в рассказе.
- А вот бой, атаку, взрывы мин, стрельбу пулемётов и смерти товарищей, идущих рядом... - здесь мне слабо. Не проходил такую жизненную школу. Как же автору рассказа такое удалось? Не могу поверить, что хрипел он лёгкими прорываясь через минное поле.
Может фантазия у него сплошь изуверская, что он свободно описывает развороченные вражеским огнём тела красноармейцев?
Помниться читал у Пикуля роман 'Баязет'. Там, падишах приказал посадить русского солдата на кол. Причём так, чтобы кончик кола вышел у солдата из кончика языка. Как представил себе такое воочию - аж содрогнулся. А потом понял, что это фантазия автора. Но, простите, на такую фантазию способен только человек с не нормальной психикой. А рассказе 'Федька' доподлинно описано сражение при взятии деревни. Написано так, как я это представлял, но никогда не позволял себе описать. Значит я трус? В реальном бою не сдюжу?..
Буденкова Т.П.Между жизнью и смертью
О чём рассказ? О городе Красноярске, о людях в нём живущих и проживавших в годы войны.
В своём повествовании рассказ, как бы, поделён надвое. На жизнь в городе сегодня и ту, которую прожили те, кто ежедневно, ежечасно трудились под лозунгом - 'Всё для фронта, всё для победы!'.
И претворяли этот лозунг в жизнь совсем юные девчонки и мальчишки. Сколько им тогда было - четырнадцать, пятнадцать? И все трудились на заводах, которых, после эвакуации из-за Урала в городе прибавилось значительно.
Заводов то прибавилось, а людей нет. В большинстве своём они были там, откуда заводы эвакуировали - на линии фронтов от Баренцева и до Чёрного морей. А в Красноярске, небольшЕньком городке, остались те, кто призыву не подлежал. Остались и как-то выживали, несмотря на нечеловеческие условия проживания - в землянках, насыпных бараках, а то и заводских цехах.
Читаешь и сердце щемит. Невозможно представить себя в той жизни. Невозможно потому, что никто из нас не соприкоснулся с тем временем.
И всё же, почему рассказ называется 'Между жизнью и смертью'? В повествовании упоминается одна смерть - смерть ребёнка, которому не суждено было выжить в тех условиях. В условиях перенапряжения всех человеческих сил.
Рассказана история кончины Родкина Тихона Васильевича, павшего в боях за Москву и то, как восприняли его кончину дети и жена. Но рассказ никак не назовёшь некрологом. Тогда что послужило причиной его названия?
Вернёмся к началу рассказа. Всего-то неполная страничка о том, что представляет из себя город сегодня.
'Теперь вместо заводов кирпичные корпуса разукрасили цветастыми растяжками, снесли проходные.'
Да-а-а! Были заводы и жил город. Жили люди в нём. Трудились токари, станочники, технологи, лаборантки.
Не стало заводов и жизни не стало. Той, полноценной, целеустремлённой...
Один только из заводов цел остался - военный. Тот, который куёт оружие и в мирное время. Для кого, для чего - непонятно, не известно. Забор вокруг завода и охранные вышки по периметру. А раз так, то оружие на нём изготовляемое, должно кому-то смерть принести.
И сколько таких заводов по стране нашей? Сколько людей в ней проживает между жизнью и смертью? Пускай жизнью торгашеской, на грани выживания, но жизнью.
Не нужны людям победы замешанные на крови. Не приносят эти победы радости. Пусть победит любовь всех ко всем - любовь к жизни.
Новиков Е.В.Высота Безымянная
Редко, но попадают в руки произведения, которые хочется перечитать. Иногда сразу - в тот же день. Иногда по прошествии некоторого времени. Появляется желание прикоснуться к страницам текста и, ещё раз вчитываясь в его содержание, окунуться в цепь событий, которые донёс до читателя автор. Окунуться и восхитится способностью человека, который строчка за строчкой, слово за словом, поразил воображение, возникающее в сознании от читаемого.
Наверное, это и называется таланом. А таланты на дорогах не валяются. В противном случае таких произведений было множество как в жизни, так и на конкурсе 'Соцветие-2020'. Вот только не встречал, пока, такие работы из тех, которые успел прочитать. Хороших много, а вот такого произведения как 'Высота Безымянная' пока не встречал.
Передо мной лежит стопка распечатанных листов этого рассказа. Но, почему-то, не отважиться мне вновь перелистать страницы и вчитаться в содержание. Решимости не хватает окунуться в тот бой, в котором участвовали красноармейцы и командиры первой роты Козалинского со своим взводным и политруком Руденко.
Это был бой 'не ради славы - ради жизни на земле'. Жизни людей, которым чтобы жить надо было эвакуироваться из осаждённого Ленинграда. Эвакуироваться через не замёрзшую ещё Ладогу. Ладогу, которую потом назовут 'Дорогой жизни'.
Вот ради этой жизни и произошёл бой за высоту Безымянную с финским подразделением её оседлавшим. Вот этот бой и описан в рассказе. Но как описан! Как описан!!
Описан так, что перечитать рассказ не хватает решимости. Нет у меня слов, чтобы дать ему оценку. Но представить себя в рядах тех красноармейцев не могу. Могу сказать только, что ни каждый из нас способен на такое - описать бой будто сам в нём участвовал.
Отложив в папку распечатанный рассказ, вздохнув ещё раз, понял почему ветераны тех сражений не рассказывали о стычках с противником. Озарением в этом послужил прочитанный рассказ - кто участвовал в смертоубийственной схватке, тот погиб на бруствере траншеи, спрыгнув в траншею противника с примкнутым штыком трёхлинейки, отстреливаясь остатками боезапаса из ручного пулемёта. Вечная им память!
Матейчик Н.В.Блики на воде...
Прочитал с удовольствием. Поразило откровением позиция автора рассказа к современным женщинам, которым за сорок. Правильно сказано героиней фильма: - В сорок лет жизнь только начинается. А значит ещё не поздно поправить то, что не сложилось с первого раза.
Но вернёмся к рассказу.
Закончив читать, по-хорошему улыбнулся.
- Ну, девчонки! Ну фантазёрки! Но до чего милые фантазёрки. Ведь знают, что неправы в придирках к мужьям, а не могут чтобы не возмутиться. И пилят, и пилят как будто им это удовольствие доставляет. А на поверку надо-то совсем немного - вселить в себя душу той, которая действительно способна любить.
Это я из рассказа понял и, как только супруга снизойдёт до меня внимание, дам ей почитать. Хотя... Почти уверен, что читать она не будет. Ведь нам, уже, далеко не по сорок. И если что и встало между нами, так это мои, почти интимные, связи с написательством.
Друзья, будете читать рассказ не придирайтесь к неправдапобности описания событий военного времени. Не женское это дело знать, что снайперы - это не лазутчики и на стороне противника им делать нечего. И что винтовки не швыряют, вернувшись с задания.
Про любовь между Павлом и Марии говорить не буду. Для любви настоящей преград не существует. Даже на грани жизни и смерти. И, даже, во времени. Это из рассказа видно. Видно, несмотря на то что семьдесят девять лет минуло между той любовью на фронте, и той, которая не заладилась между Александром и Дарьей. Ну, не заладилась и не заладилась. Подумаешь невидаль какая. Таких вреднючих как эта Дарья до чёртиков по свету шастает. Но тут пришла Наталья Васильевна и поставила всё на свои места. И зажили Лёша и Даша счастливо до конца дней своих. Как говориться: - Совет, да любовь нашедшим друг друга.
Баранов Н.А.Сережка
Интересный рассказ. Порушивший мои рассуждения о неспособности современного поколения молодёжи к активным действиям в экстремальном периоде жизни.
Много прочитано из истории Отечественной войны. И, ещё не будучи развенчанным в вере тех событий, задавал себе вопрос: - Как могли воевать (не понарошку) девятнадцатилетние, двадцатилетние ребята? Ребята оторванные от институтов, не обученные военному ремеслу настоящим образом, не будучи богатырями с накаченной мускулатурой. А ведь стояли насмерть, обороняя пяди ещё свободной от захватчиков земли. Где они брали решимость в своих действия, что было в их подсознании?
Вглядываясь в молодёжь современную, никак не мог представить её на передовой позиции сражений. За бруствером наспех откопанного окопа. С парой гранат и пятизарядной винтовкой. Когда огненный смерч несётся из стволов танков с крестами, в небе господствует авиация не дающая поднять головы. И следом за этим шеренги в серых шинелях строчащих из автоматов.
Так почему, спрашивал себя, те ребята могли переломить события, а наши...
Наши ребята так же на это способны. И доказательством тому служит этот рассказ. Не пройдёт наша пацанва мимо, когда Отчизне грозит опасность. Действительная опасность потерять независимость. И, представляется мне, те, кто 'навострил штыки' (если такие есть) об этом знают.
Не остановится никто ни пред семейным уютом, учёбой в институте, любовными увлечениями в тот момент, когда станет пере выбором - уйти туда, где его ждут завтрак и лицо симпатичной девчонки, или залечь вторым номером на пулемётной позиции. И осознание пожертвовать собой было и будет в наших ребятах всегда. И в 1942 году и в 2015-м.
Вот только не стали бы эти жертвы напрасными.
Муравская И.Е.Жалость
Ох уж мне эти фентезяки... Даже в 'святыя святых' пробрались со своим фантазёрством. Попа на вас нет. Ну да ладно. Обойдёмся без их помощи. Заведомо известно, что девки, которые девки, писаются когда из-за них ребята морды бьют друг другу. Таких не жалко. Жалко имени, которым их родители нарекли - Виктория. Что в переводе 'Победа' означает.
И что же из фетезяки следует? Что Победа эта в подземелье забралась и затихарилась когда по Земле лихая година свирепствовала. Правда постреляла трошки. А это говорит о том, что и оружие у неё было и гранаты, как заявляет автор, и стрелять метко она могёт. А раз так, то нет у меня к таким девчонкам ни жалости, ни сочувствия. Могла бы возможности свои и способности на деле проявить. Война-то длинной оказалась
И к ребятам, что из-за девахи морды квасили друг другу аналогичные чувства. Это что же получается - как из-за девки - так в драчку. А когда, без объявления войны, на границу псы фашистские заявились, то армейцы без порток оказались? Так у автора:
'Немцев внизу было очень много... Они ходили свободно, иногда пинали тела убитых
пограничников, которые, все как один, были в белых окровавленных рубашках... Смеялись,
а некоторые даже фотографировались, приподнимая окровавленные тела и держа их за
волосы.'
Надо же такое написать?! Тьфу на такой рассказ. Такой ни жалко не читать. А уж соболезнование оказывать тем более.
Правда, пока я возмущался, то автор ещё один рассказ на конкурсе разместила - 'Торт' именуется. Но если чего и жалко, так это времени на прочтение очередной фетезяки.
'Не для протокола слова мои тебе, Шарапов, а для души...'
Федорец Г.Г.Мосток. Июль сорок первого
Хороший рассказ. Спокойный, уравновешенный, без надрыва и ужаса трагических дней начала войны. Такой читать, и с удовольствием, будут школьники средних и м.б. старших классов. Те школьники для которых события июля сорок первого года будут ещё дальше, чем от нас. Вот только в конце рассказа я бы сделал сноску с разъяснениями военных терминов - казематы, капониры... Эти слова и сегодня вынуждают некоторых читателей заглядывать в интернет - узнать, что они означают. А по прошествии ещё семидесяти лет...
Очень хочется, чтобы слова эти навсегда исчезли из нашего словаря. Но чем Чёрт не шутит. Случится, что сбросит кто-то бомбочку атомную и придётся цивилизации по новой возрождаться. (Прости, Господи, за мысли эти грешные.)
И ещё что, по хорошему удивило - командный состав на кануне войны выбит доблестными сотрудниками НКВД, а капитаны (Кайда напр.) очень даже неплохо оценивают боевую обстановку и принимают единственно правильное решение для встречи и разгрома врага. Вот благодаря таким капитанам, лейтенантам, старшинам, о которых в рассказе написано, Отчизна и выиграла войну.
Если говорить о литературной составляющей рассказа, то хочется пожелать автору тщательнЕй, критичней относиться к своим произведениям. Следить за редактурой, правильней расставлять слова в предложениях, усиливать акцент мысли на тех словах, и находить им нужное место.
А в общем ощущение от прочитанного очень и очень не плохое.
Терехов Б.В.Фолькштурм
Печальный рассказ. Смерть за несколько дней до капитуляции, даже немцам с оружием, воспринимается прискорбно. Но - 'На войне - как на войне'. Если не ты их, то они тебя. Не случись ребятам из авиаполка разоружить фолькштурмовцев, то пальнули им в спины и были бы, по своему, правы. Их для этого и призвали в ополчение.
Агитация в Германии была на высоте и те двое, которых расстреляли по приказу майора, шли за Гитлером беспрекословно. Такие были времена.
И не думаю, что действия майора базировались на мщении за близких погибших в Белоруссии во время оккупации. Это была месть за всех погибших на его глазах. Он, участвующий в схватках с противником и во время победоносной весны, был запрограммирован на уничтожение врага 'до последнего'. Запрограммирован независимо от возраста людей во вражеских шинелях и с оружием в руках.
Но русский солдат отходчив со временем. Потому и появился этот рассказ с некоторой печалью в тексте. А дальше, несмотря на прошедшие после войны годы, Александр Григорьевич пробует найти причину поселившимся в его душе сомнениям правильности действии майора Смолич - начальника штаба авиаполка...
Не судья я ребятам из военного лихолетья.
Оленникова О.Крымчанка
Слов нет - качественно написан очерк. Очерк, о настоящей некрасовской женщине. Той, которая 'коня на скаку остановит...'. И награды ей выданы. И вечная память о ней сохраниться в годах. И слава её не померкнет.
Прочитал очерк, задумался. И на память приходят слова старшины Васкова из к/ф 'А зори здесь тихие':
- Война кончится и спросят нас: - Что же вы, мужики, мам наших не уберегли?
Не будем говорить вообще. Вернёмся к сержанту Октябрьской.
- Кто в танке командир?
- Тот кто в башне находится и, наблюдая за ходом сражения, определяет где танк должен находиться в тот или иной момент боестолкновения.
Если это так, а это так, то отвечает башнёр и за целостность танка, и за целостность экипажа.
Но вообще-то танки в одиночку в боях не участвуют. Идут 'скопом' расчищая путь наступающей пехоте. А из прочитанного этого не видно. Складывается впечатления, что механик-водитель (а как это будет в женском роде?) танком управляет, исходя из своих соображений. Если это было действительно так (что вызывает сомнение), то результат на лицо - ранение механика-водителя и героическая смерть в госпитале.
Ещё что вспомнилось из слов старшины Васкова:
- А могла бы детишек нарожать и не оборвалась ниточка. А они (диверсанты) по этой ниточке ножом...
Не женское это дело - воевать, мстить за мужей погибших. Женское дело детишек рожать. Об этом маршал Советского Союза Г.К. Жуков говорил: - Солдат не жалеть. Бабы ещё нарожают и не запретишь им этого удовольствия.
Заканчиваю.
Сей очерк, в моём понимании, есть ничто иное, как биографическое описание одной из женщин участвующей в боевых сражениях на полях войны.
А сколько женщин в тылу сражались за Победу в войне? О каждой из них книгу можно написать. Только они, как бы, 'за кадром' остались. А жаль.
Славкин Ф. Фрау с автоматом
Интересно построенный рассказ. Читаешь и, будто, калейдоскоп событий перед тобой проходит. Не сюжетов - нет. А событий происходящих в одном сюжете - начало войны, изуверства вражеских солдат, насильственный вывоз пленных и гражданского населения в Германию и мистическая 'фрау с автоматом' в на территории уже захваченной Брестской крепости.
И каждый эпизод из калейдоскопа событий по своему трагичен, описан сжато и ёмко. Описан так, на что другому автору потребуется ни одна страница. Впервые встречаю такую манеру написания рассказа.
А ведь это хорошо! Хорошо для будущего поколения, которое, как наблюдается сегодня со стороны, читать-то не очень любит. А тут взял в руки восемь страниц текста и имеешь представление о том 'как наши деды воевали'. И текст без преукрас, без пафоса, без героической атрибутики. А так, как было и есть в нашем, сегодняшнем, представлении.
Благодарность автору.
Однако, будь моя воля, то при написании некоторых предложений изменил их написание без изменения смысла в тексте. Ощущение от них такое, что... либо торопился автор куда-то, либо не набрался должного опыта в написательстве.
Дубрава Е.Шестой хлеб
Интересный рассказ. Я бы сказал: - Рассказ полный неожиданностей. Читаешь и душа радуется от первой части рассказа. Невольно вспоминается из пятидесятых годов:
Настанет чудный век, Земля преобразится -
Не будет пап и мам, мы будем так родиться,
Не будет акушеров, не будет докторов,
Нажал на кнопку - чик-чирик, и человек готов!
Но автор пошёл дальше. Известна ему проблема с коллапсом вокруг бытового мусора, вот и появилась в стене кнопочка: - Нажал на кнопку - чик-чирик и мусора уж нет.
Чтобы я поправил в первой части рассказа:
- гонял ... остатки мокрого снега.
Такого быть не могёт. Потому, как мокрый снег обладает высокой адгезией (прилипчивостью) и ветру его от асфальта не оторвать.
- мотнула рыжими локонами...
Может быть - 'кудряшками'?
- Лепнина ... раньше закрашена была ...
А если так:
Лепнина ещё дореволюционная и Петя её от краски расчистил.
- А торты печь пыталась - кошмар!
Это должно быть отдельным предложением.
* * * * *
Вторая часть рассказа хоть и не большая, но каким жутким контрастом выделяется на фоне первой части. И трудно сказать, что в ней главное - пропитание, которое само по себе чудо, или чудо, которое приносит пропитание в дом детишек.
Скорее всего это пример того, что в любую годину, в любой обстановке надо верить. В Чёрта лысого, в Домового, в Сталина, но верить надо обязательно. Тогда не так страшно будет существовать и умереть, если вера ни чего хорошего не принесла.
* * * * *
Ну, а последняя часть рассказа самая многообещающая. Самая жизнеутверждающая.
- Солнышко, ты опять в инете сидела? Ты же знаешь, в твоём положении это вредно.
Тиничев В.П.Звёнышко
Мне понятна страсть человека к написанию - изложить на чистой странице листа свои мысли, воспоминания, мечты о будущем. Такое часто бывает, когда окружающие считают тебя 'чеканутым' - не от мира сего. Вот и остаётся уединиться и 'разговаривать' предаваясь написательству. Но прежде, чем 'браться за перо', необходимо чётко знать, что и как требует от тебя написательство. Хорошо тому, кто познал эту науку в школе. А если не познал?..
Если не познал, то надо учиться. И как же здорово, когда находится кто-то, кто готов подсказать как правильно изложить текст того, что претендует на звание произведения.
Рассказ 'Звёнышко' на произведение никак не тянет. Так можно написать по пути на службу, когда едешь в автобусе. Скоренько, скоренько набросал канву текста, а добравшись до письменного стола, плотно закрыв дверь (чтобы не мешали), достать ранее написанное и 'складывать пазлы' до состояния полноценной картины. Такой картины, за которую не стыдно перед читателем.
Раневская сказала как-то: - Сняться в плохом кино, это всё равно, что плюнуть в вечность. Вот так и мы должны относиться к тому, что излагаем на страницах: - Писать так, чтобы потомки наши отнеслись к написанному с уважением. Эти мысли пришли ко мне, когда прочитал не полные три странички распечатанного текста рассказа 'Звёнышко'.
Ну, а если говорить о сюжете рассказа, то он, действительно, заслуживает внимания.
Калугина Л.Тридцать шагов
Сильный рассказ - по-другому не скажешь. Отмечу, что пензенцы умеют писать. Причём писать так, что дух захватывает. В этом убедился, читая работы тамошних ребят. Пензенский край, как мне кажется, мог бы претендовать на центр авторов сегодняшнего времени. Бывал в том краю неоднократно и всегда поражался способностями людей там проживающих. Об этом написал кое-что. И читатели меня поддержали.
Однако вернёмся к рассказу.
Почему русского человека, где бы он ни был, тянет домой. Тянет домой словно птиц по весне. Ну, если из плена, из заточения - то понятно. А вот если:
'... Они хорошо одеты: костюмы, галстуки, шляпы, пальто и туфли... Чемоданы с
подарками родным.
А сердце колотится. Нога ступает на родную землю... Здравствуй, Родина!..'
Что-то есть в России без чего не прожить. И это 'что-то' называется любовью. Именно это чувство подталкивает человека к испытаниям самого себя на пути к ней. Значит любить так, как любит человек из России не может никто. Нигде, ни в одной зарубежной книге не пришлось прочитать такого. Если только в музыке ощутить?
И очень жаль, жаль до боли в душе, когда, вдруг, встречаешь отчуждение к таким чувствам - недоверие, а порой и презрение.
На такое, как следует из рассказа, Россия также способна.
Шманяк В.А.Вечер в замке Вольцигер
Интересный рассказ. Из тех, которые призывают к жизни. Жизни настоящей, духовной, без злобы в сердце.
Встречаются два народа, армии которых воевали друг с другом. Воевали, не зная пощады, жалости, снисхождения. И вот, когда на землю врага пришли победители, всё изменилось. Изменилось потому, что армия победителей не воевала с простым народом, даже если среди них встречались потомки рыцарей. Рыцарей, которые приходили на Чудское озеро. Которые, если верить кинорежиссёру Эйзенштейну, сжигали славянских детишек на кострах. Которым, вослед бегущим в панике, звучало набатом: - Кто с мечом к нам придёт...
Теперь бойцы этого народа гостят у фрейлин Герты в замке как давнишние знакомые. Не говорят о войне, а танцуют вальс. И всем становится понятным, что войны между людьми придумывают не народы. Что войны направлены только на смерть. А у смерти не бывает будущего. Будущее бывает только у людей с открытыми сердцами, добрыми душами, гостеприимными во все времена.
Пусть так будет всегда.
Пусть навсегда исчезнут войны и те, кто их затевают.
Пусть все народы земли кружатся в вальсе и улыбаются друг другу.
Если бы у Победы было такое лицо, как описано в рассказе, то за такую Победу можно выпить с радостным чувством. Однако всё было не так. Даже тогда, когда отгремели последние залпы праздничного салюта. Войны продолжались и продолжаются до сего времени. И не услышишь сегодня звуков вальса вырвавшегося на улицу. Когда говорят пушки, музы молчат. Очень жаль.
Зуев-Горьковский А.Л.Последний вечер
Прочитал рассказ и поражён был его неординарностью. Так написать, это надо постараться. Или, в сознании своём, перешагнуть через препоны, которые ставит перед нами мораль.
Мы часто спрашиваем себя: - Почему ветераны Отечественной никогда не рассказывали о боевых сражениях? И вот, почитав работы, присланные на конкурс, нашёл, как мне кажется, ответ:
- О таком нельзя рассказать. Нельзя рассказать, даже не вдаваясь в подробности, сколько фашистов ты убил, ходя в атаки.
Да! Сознанием своим ты понимаешь, что убил фашиста. Но подсознанием понимаешь, что убил человека. И вот представьте себе, что ребятишки хвастаются во дворе:
- А мой папа убил столько-то человек... А мой дедушка - пулемётчик - убил столько, что не знает сколько. Всех поубивал кого видел.
И это ребятня слышала из уст воевавшего поколения. И рассказы эти текли за вечерним чаем, в кругу семьи. Каково?!
Лично у меня это в голове не укладывается. Мои родители, придя с работы, никогда не рассказывали о 'производственных буднях'. Нам было о чём поговорить, не вдаваясь в трудности, которые встречались ежедневно. Не скрою, меня часто обуревало желание похвастаться результатами своего труда. Но и это, за семейным обедом, было не интересно. Вскорости я это понял.
И вдруг такое, от чего 'лысина дыбом'. И героями повествования являются пятнадцатилетние пацаны. Пацаны, которые оказались втянутые в события военного времени. Мне по-отечески жаль их. Жаль потому, что юности уготовлена другая жизнь. Жизнь, которой их лишили взрослые, допустив на землю Отечества изуверов, способных сжигать людей живьём. Но никто, слышите - 'Никто!' - не имеет права снизойти до зверств нечеловеческих. Иначе он сам в зверя превратиться и никогда не сможет избавиться от 'шкуры звериной'. От того, скорее всего, преступное смертоубийство вспыхнуло на земле Отечества в послевоенное время, потому, как люди привыкли убивать. А тем ребятишкам, которые сожгли фашиста, будет в конце сороковых по двадцать лет... За Победу, добытую так, как это описано в рассказе я пить отказываюсь. Да и рассказ мне представляется выдумкой. Выдумкой выплёскивающей грязь войны, о которой молчали ветераны.
Невольно вспоминаются слова полковника контрразведки Добровольческой армии времён Гражданской войны:
- Я сомневаюсь, поручик, что у вас была мать.
Гуляев В.Г.В Ленинград
Хороший рассказ. Всего две с половиной странички распечатанного текста, но настолько ёмкого. Такое возможно описать только человеку наблюдательному.
И за основу рассказа взяты события, происходящие в поезде. Именно в нём происходят краткотечные знакомства между пассажирами. Знакомства на короткое время совместного путешествия - встретились и разошлись каждый на своей остановке состава.
Рассказ позволяет заглянуть в прошлое и увидеть настоящее жизни пассажиров.