"Очень рад, товарищи, что книжка понравилась вам, и очень хорошо будет для вас, если повесть о жизни моей усилит наше желание учиться, узнавать жизнь и человека"
А.М.Горький. На встрече со школьниками г. Вязникова.
"Чтобы стать великим писателем, каким мы знаем его, Горький должен был в продолжении долгих лет вести упорную борьбу за то, чтобы вырваться из тяжёлой нужды и горя, начиная ещё с раннего детства. Его не раз бросало на дно жизни, где не мало погибло людей с талантом, дарованием."
В.М.Молотов. Речь на траурном митинге на Красной площади. 20 июня 1936 года.
Попав как-то в одно государственное учреждение, увидел на подоконнике стопку книг. Я вообще к книгам отношусь благоговейно. И непонятно мне - как это книги и бесхозные лежат. "Книги, это источник знаний", - как сказал Алексей Максимович Горький. А он, в писательстве, да и по жизни - фигура. У него многие учились и продолжают учиться.
Подошёл, глянул на корешки - абракадабра какая-то из иностранной фантасмагории. Однако вот, потрёпанный корешок. Что за книга? Вытаскиваю - Илья Груздев "Молодые годы Максима Горького". Издательство 1951 год. Вот это повезло! Обязательно надо глянуть на чём воспитывали детишек того возраста. Сам-то я тогда в первый класс ходил, но удалось прикоснуться к творчеству этого писателя. И. тем более, именно к этим рассказам. Но, что-то мало в памяти осталось. Если только то, как Горький на чертёжника учился. А здесь - полное собрание сочинений рассказов.
Хотя, почему рассказов. Скорее пересказов для учащихся школы.
Как пишет сам Груздев в предисловии, чтобы читали мальчики и девочки о детстве великого писателя. Учились на примерах его жизни и брали с него пример. Всё, что почерпнуто в этих рассказах, взято из большой книги "Детство" А.М. Горького. А большие книги ребятня читать не любит, на себе проверено. То ли дело рассказики - коротко и ясно.
Вот и я раскрыл эту книгу с желанием узнать, что именно можно было взять за основу из жизни мальчика Алёши, читая его жизнеописание в 1951-м году.
Рассказ первый:
О т е ц
По всему видать непутёвым был отец у Алексея Максимовича. Не любил работать. И это в те времена, когда благосостояние семьи зависело от труда каждого из мужиков, проживающих под одной крышей. Женщины, те по дому хлопотали: прибрать, еду сготовить, скотину обиходить. А мужики на то и мужики, чтобы достаток в дом нести. Так вот Максим не из таких был. Всё норовил отлынить от работы. Даже из дома убегал. За что его секли "смертным боем". Таковы были меры воспитания по тем временам - "не мытьём, так катанием".
И всё-таки сбёг Максимка. Из Сибири, аж до Нижнего Новгорода добрался. Путь не близкий. И, надо думать, наставил парня на путь истинный - чем бродяжничать, да побираться, лучше мастерству какому научиться. Вот и нанялся он к подрядчику-столяру. И, надо так понимать, - подмастерьем. Какой из него мастер, если он до этого бродяжничал и нищенствовал?
А напротив, по соседству, дружная семья жила Василия Каширина. Те красильным делом промышляли. Жили в достатке, которое Максиму и не снилось. Но был он парень на загляденье: здоровый, симпотный, балагур, танцор отменный. Тем и приглянулся Варваре - дочери красильщика.
Пошёл свататься, а ему "от ворот поворот". Какой из него кормилец семейный, если он только-только столярному делу учиться приступил. Но видать у Максима своя задумка была на этот счёт - затесаться в работящую семью и жить припеваючи. Всяким разным баловством потешать люд честной. Шкуры волков в дом таскать, да стращать ими родственников новоявленных.
А про то, как он трудился во благо семьи, что его приняла, про то в рассказе не говорится. Скорее всего никак. Иначе шуряки не задумали его в проруби утопить. Но не утопили. Вылез из из неё Максим, домой прибежал. А дальше...
Что дальше? Всё как в наше время. Полиция понаехала и допрос учинила. Не стал Максим родственников закладывать. Отбрехался. Но взамен потребовал уважительного отношения к себе. То есть на равных потреблять всё, что родня наработает, а о своём вкладе в труд семейный умолчал. Вот такой был отец у великого писателя, если только я правильно понял рассказ прочитавши.
Помер Максим в Астрахани. Кой его чёрт туда занёс, об этом автор умалчивает. Но помер от холеры, которой заразился от сына Алексея. Тот выжил, чтобы нести в народ слово доброе, ясное, а отец помер потому, как никчемушным оказался. Вот и весь сказ.
Правда, как из следующих рассказов видно, сам Алексей Максимович от батьки не далеко ушёл. Так же болтался, как "цветок в проруби". Ни профессии, ни пристанища не обрёл. Жил у деда по матери, а остальное время бродяжничал, где нипоподя. И, что удивительно, срывался с насиженного места всякий раз, когда ему работа подворачивалась.
Яблоко от яблони... - как говорится.
Рассказ второй:
В доме у деда
Если кто и сейчас думает, что во времена те далёкие народ горбатился не покладая рук, не зная дня и ночи, а праздников и тем более, то ошибается. Доказательством тому этот рассказ.
К деду Алексей Максимович, тогда ещё Ляксей, его бабушка привезла. Из Астрахани. После смерти отца непутёвого. Привезла вместе с матерью - с дочкой то есть. Всё-таки родная кровинушка. Не пропадать же ей на чужбинушке.
В доме у деда трудились все мужики, которые совместно проживали: два дядьки - сыновья ихние и работники - Григорий Иванович и Иван по прозвищу Циганок. Ну и сам дед от работы не отлынивал. По хозяйству трудились бабушка и Варвара, которая вернулась "под крышу дома своего".
И вот на что обратите внимание - работники жили на равных со всей семьёй в которой работали. И величали их соответственно возрасту. А это о многом говорит. Только, помнится, Максиму Пешкову не нашлось места в дружной работящей семье. Вот и сгинул он на чужбине.
А что до праздников, до выходных дней, то в рассказе прекрасно описывается.
С утра в церковь. А потом дома обед, пляски, песни под гитару. Это ли не правильно? Это ли не здорово? - "Делу время, а потехе час!"
И не напивался никто, как наши работяги в советские времена. Помнили, что в понедельник их рабочий день ждёт. А от того как поработаешь благосостояние семьи и работников зависело. Здесь мухлежа не водилось. Сколько заработал - всё твоё. И задержек с зарплатой не было. Я так думаю.
Рассказ третий:
История с синей скатертью
Рассказ этот о том, чем занималась красильная мастерская, руководимая дедом Алексея Максимовича. О технологии производства так сказать. Но не только. Об отношениях внутри производственного коллектива.
Проработав на производстве более сорока пяти лет, нагляделся всякого, что творилось в советские времена. Особенно удивляло меня наушничество на товарищей. Мне как-то сказал один осторожный человек:
- Ты поменьше языком ля-ля-ля. У нас, как и везде, сексотов хватает.
- А кто такие сексоты, - спрашиваю.
- Ты, что - "с дуба рухнул"? Не знаешь кто такие секретные сотрудники? Когда узнаешь - поздно будет. Из комсомола точно выгонят.
Так я узнал, что не все люди братья в стране советов. И в наши времена Павлики Морозовы водились.
А что же было во времена детства Алексея Максимовича?
По субботам, после ужина, дед, с усмешкой на лице, доставал из ведра с водой распаренные прутья и, взмахивая ими со свистом, приговаривал:
- Эх хороша розга. Ну, кто первый? Ты, что ли, Сашка? Скидавай штаны.
- Деда, за что? Я же сказал тебе, что Ляксей скатерть испортил, когда красить её стал.
- Сказал. И правильно сделал. Однако "доносчику первый кнут". Так исстари повелось. Марш на лавку.
Вот такие времена были в добрых трудовых семьях. Сами суд учиняли и над неправыми, и над правыми. Почему "над правыми" - чтобы знали "почём фунт лиха" и помнили, что их ждёт в случае провинности.
Правильно это или нет - бес его ведает. Но у меня, на внука, рука не поднялась бы. И товарищей я никогда не "закладывал. По-моему от этого советская власть слабее не стала. Правда, когда читаешь воспоминания Варлаама Шаламова, то понимаешь, что хватало сексотов в стране советов. Иначе почему лагеря и тюрьмы переполненные были?
Рассказ четвёртый:
Посетители
Досталось Ляксею. Выпорол его дед. Да так высек, что слёг мальчонка в горячке. Но, что интересно - отлёживался он на "широкой жаркой (значит пуховой) постели". Не во сякой семье такие были, если верить в бедняцкое положение людей в те времена проживающих. Значит зажиточно дед жил. И семью с работниками в достатке содержал.
Первым посетителем к больному внуку дед явился. Гостинцев принёс и рассказал, за что так немилосердно к внуку отнёсся:
- "Разгорячился очень, укусил ты меня, царапнул, ну, я тоже рассердился."
Всего-то и делов - вздумал внук сопротивление деду оказать. За что и поплатился. Это описание говорит детям всех времён, что подчиняться надобно взрослым всегда и во всём. Это первый постулат воспитания младшего поколения внушаемое читателю младших классов в школе. Разве не так?
Затем Цыган пришёл товарища по головке погладить. А заодно обучил его "грамоте" как вести себя во время порки. Хорошая наука. Но лучше бы её не было за ненадобностью. Детей розгами охаживать - распоследнее дело. Хочешь себе врага нажить в лице собственного ребёнка - пожалуйста. Секи его "как сидорову козу" и знай, что прирежет он батяньку своего, когда тот спать будет. В лучшем случае - сбежит из семьи. Что внук и сделает со временем.
Потом мастер Григорий пришёл. У того свой взгляд на произошедшее:
- "Каширины от того лупцуют друг друга, что хорошего не любят, завидуют, а принять не могут, истребляют."
Вот и вся недолга. Вот в этом и есть суть народа российского, которая с тех времён повелась и до сего времени жива. И не последнюю роль в издевательствах друг над другом принёс нам Алексей Максимович Горький. Вчитайтесь в строки этого рассказа и сами всё поймёте.
Рассказ пятый:
П О Ж А Р
Описание пожара в этом рассказе выполнено замечательно. Можно сказать - классически. Даже в 1951-м году навряд ли найдётся подросток, который видел подобное. Не будем разбираться в причинах пожара. Рассказчик об этом не упоминает и мы не станем разбираться. Но давайте посмотрим как ведут себя люди в критической для всей семьи ситуации.
Дед - глава семьи, привыкший распоряжаться в доме, исходит на крик упрекая всех в неправильности действий. А должен?
Если не можешь руководить, то покажи пример как надо действовать, а не кричи на тех кто не туда пошёл и не то делает. У него все виноваты. Виноваты потому, что именно в критической ситуации он не знает, что делать. Из чего можно сделать вывод, что авторитет его "липовый". Нет в нём организаторской жилки.
Работники, дядья Алексея Максимовча, занимают при пожаре пассивную позицию. Мечутся, хватают всё подряд, не понимая, что в первую очередь из пожара выносят взрывоопасные предметы, вещества - тот же купорос, бочки с керосином.
И только бабушка, дородная женщина, которая привыкла делать всё не спеша, основательно, взвилась над бестолковыми мужиками, чётко отдаёт указания. А когда те, словно олухи, "сучат ногами" в растерянности, сама бросается в огонь и, откуда только силы взялись, делает то, что дОлжно.
Это ли не говорит о силе духа женщины того времени над мужиками, которые только и способны, от зависти к зажиточности, издеваться друг над другом? Так скажите мне:
- С кого, прочитавший рассказ подросток современности, должен брать пример, читая великого писателя Горького А.М.?
По моему разумению, руководители наши, наделённые властью, правом управлять коллективом, не способны повести за собой народ в критической для всех ситуации. Они как были горлопанами, типа деда Каширина, так и остались. И причиной тому - рассказы из жизни великого писателя, которого и сегодня ставят в пример нашим детям.
Рассказ шестой:
Учёный скворец
Читаю рассказы из того времени и никак в толк не возьму - хорошо зажиточно люди жили, или влачили не бог весь какое существование. Ну, разве можно на частном предпринимательстве, которым обзавёлся дед Алексея Максимовича, развернуться настолько, чтобы и дом содержать, и семью, и хозяйство иметь. Кстати, ни автор, ни Груздев ничего не пишут о нём: была ли у них корова-кормилица, другая скотина? Были ли птицы домашние? Ни про кошек и собак ничего в рассказах не упоминается. Значит, не было. А почему?
Но вернёмся к материальному состоянию семьи деда, и всех кто с ним проживает. Каково оно по тем временам? И вот что узнаём из этого рассказа. Оказывается - "После пожара дед купил дом с садом..."
Не слабо! Вот так, взял и купил.
Не спрашиваю у кого. Спрашиваю: - На какие шиши?
Значит, были средства?
Значит, жил не бедно?
Значит частный промысел в объёме одной семьи, при наличии иждивенцев, позволял производить такие покупки?
Так почему и нам, в детстве, и детям нашим продолжают "дуть в уши", что во времена те, царские, народу бедно жилось?
А может быть потому могли деды тех времён состояние скопить, что не донимали их власти государственные? Взяток никто не вытягивал из работяг. Коррупции, уничтожающей частный промысел, не было?
Однако читаешь у А.М. Горького, как жили в те времена и мнение складывается, что не хватало в Нижнем Новгороде красноармейцев и матросов пулемётными лентами перепоясанные.
И чуть-чуть о душевности наших героев. Я про скворушку несчастного, которого бабушка спасла от зубов котяры незнамо откуда взявшегося. Ну, вылечила она птаху, говорить научила, а дальше? - Кыш из дома, а то дед серчает? Так и выгнали инвалида без крыла и лапки. А подумала ли бабушка, как он жить будет без её присмотра? Нет, не подумала! И что из этого следует?
"Мы в ответе за тех, кого приучаем" - сказал Экзюпири. Бабушка, по неразумению своему, этого не знала. Но нам её преподносят как человека душевного, доброго. И где это?
Получается, что душа у человека имеет право быть выборочной?
Так, что ли, Алексей Максимович?
Рассказ седьмой:
Новые знакомства
Оказывается, не все люди в Нижнем Новгороде были озлоблены друг на друга. Алёша (А.М.) был добр душой и вступался за тех, кого обижали беспричинно, жестокой забавы ради.
Но был он одинок в своих поползновениях и часто ходил битым. А позвольте вас спросить, уважаемый Алексей Максимович: - Где ваша сила слова была, которую вы проповедуете на страницах своих произведений? Ведь за Павлом Власовым потому и пошёл народ, что вы его научили "что" и "как" говорить. А почему у вас этого не получалось? Не вышел из вас "трибун"? Похоже на то.
Властям подвякивать это у вас получалось, а вот напрямую разговаривать с народом, что следует из рассказа, нет.
И вот судьба вас сводит с семьёй полковника, с его ребятишками. И что же?
На поверку выходит, что вы такой же хам, как и окружающее вас быдло, готовое из осознания своего величия над павшими, показать всю свою низменность, обозвав пожилого человека "старый чёрт".
Есть над чем задуматься.
Рассказ восьмой:
В школе
Наконец-то дождался когда Алёша Пешков пойдёт в школу.
Когда это случилось и как происходило - мраком покрыто. Неизвестно. Можно подумать, что первопричиной тому послужило принятие в дом деда ещё одного мальчика - сына дяди Михайло, который вместе с женой издевались(!) над ребёнком.
Ну, что за жизнь была в те времена? Что ни рассказ, то кто-нибудь, над кем-нибудь, но обязательно издевается. Складывается мнение, что у русских менталитет такой. И длится он до сего времени.
Но вот, что интересно: разве в те времена, детей не готовили к школе заблаговременно? Почему с таким отчуждением они шли в это заведение?
Вспомните Тома Сойра. Его тоже секли в классе за провинности, но это не возбуждало в нём отвращение к школе. Ходили и воспринимали всё естественно. Так почему на Руси дети с таким отвращением к ней относились, и, пожалуй, относятся. Бунтарский характер в себе чувствуют? Так это от дурости великой. Бунтовать ради того, чтобы быть неучем? Этого мне не понять.
Школа не увеселительное заведение. Школа это то, что даёт знания. А познание - это труд. Не хочешь познавать, не хочешь трудиться, значит ты лодырь. А это определение к русскому человеку подходит всеобъемлюще.
И на что следует обратить внимание в конце рассказа. Ни о путешествиях мечтает Сашка, ни о приключениях, а мечтает быть разбойником. Чтобы грабить, убивать, жить за счёт труда тех, кто учится, работает.
Странно всё это. Ещё удивительней то, что у великого писателя появилась необходимость рассказать это детям младших классов.
Для чего? Чтобы возродить и сегодня в них отвращение к знаниям?
Рассказ девятый:
Книга о Робинзоне
Нет, это надо же принять такое решение, чтобы отправить Сашу к своим?
"Сашу оставили в покое и отправили его к своим" - именно с этих слов начинается рассказ. А перед этим, несколькими страницами ранее, читаем:
"Мачеха с первых дней невзлюбила пасынка и стала бить его. По настоянию бабушки дед взял Сашу к себе."
И вот его решили оставить в покое(?) и "отправили его к своим". К мачехе, что ли? Избавить ребёнка от истязаний деда и передать на истязания мачехи?
Совсем Алексей Максимович разум потерял.
Но и с ним случилось подобное. Его к матери отправили. Правда от школы не отлучили. А ходить в в школу он стал "в материных башмаках, в пальтишке перешитом из бабушкиной кофты, в жёлтой рубахе и штанах навыпуск". По всему видать, что одет он был бедно, если над ним в школе потешались.
Позвольте, а где то благосостояние, которое дед нажил, занимаясь частным производством? Ведь дом купил после пожара с садом и огородом. А внуку на зипунишко, что - денег не хватило. На сапоги, чтобы не носить брюки "навыпуск" чтобы прикрыть мамкины туфли, в которых его в школу отправили.
Ничего не понять в рассказах из детства именитого писателя. Или это пересказчик такой? Так нет, одобрил Алексей Максимович сию подборку к изданию. Правда, вскорости помер. Может потому и одобрил, чтобы дети разумные дураками стали? Чтобы логически мыслить не научились?
Но не только об этом рассказ. Он и о внутренней сущности Горького в малолетстве.
Прознав, что есть интересная книга о Робинзоне, пришёл домой, взял материн рубль и направился в книжную лавку. Книги, про Робинзона, не оказалось. Так что сделал великий мыслитель?
Купил сказки, хотя товарищи в школе ему сказали, что:
"- Сказки - чушь, а вот Робинзон - это настоящая история."
И, заметьте, что он не купил учебник "Священная история", который у него требовал учитель. А купил "томик сказок Андерсена, три фунта белого(!) хлеба и фунт колбасы". Ну всё как испокон веков на Руси повелось:
- Хлеба и зрелищ! А остальное - зарасти оно ромашками.
Ну и как это понимать?
Как понять поступок сей со стороны пацана?
Что хочу, то и ворочу?
А вот сковордником тебе поперёк спины. И не от деда, ни от отчима, а уже от матери:
- Не трожь не тобой заработанное! И вообще ничего без спроса не трогай.
Прочитал рассказ и думаю:
- "А что Алексей Максимович не мог так рассказ подытожить? Мог! Но не хотел. Пускай детей и дальше "сковородниками" охаживают."
Рассказ десятый:
Снова у деда
Нет, здорово устроился Лёха Пешков.
С дедом поссорился - у матери харчуется.
С матерью поскандалил - к деду пошёл.
В наше время такое невозможно. Старики современные желают покой обрести, после того, как детей своих вырастили и спровадили за порог.
А этот нет: запросто так к деду наведывается и живет, как ни в чём не бывало.
Хорошо!
Только у деда тоже коллизии случаются. Остался он без денег, после того, как барину одному всё под проценты отдал. А тот возьми и обанкроться. Хорошо, что дом не заложил, а то бы и Алёшку привечать было негде.
Да, а кстати: куда подевалось предпринимательство его красильное? Куда работнички - Егор, да Цыган - подевались? Молчит "магистр словесности всея Руси". Ну молчи, молчи. Мне теперь понятно, что жизнь ты наблюдаешь внимательно, а вот выводов сделать из наблюдений не можешь. Образования тебе маловато.
В общем пришёл Лёшка к деду и пришлось ему по помойкам промышлять. Чтобы копейку, какую-никакую, бабушке принести. Потому как дед от неё отделился в семейных расходах.
Но вот что интересно. Дед обанкротился. Бабка незнамо чем промышляет. Лёшка по помойкам швендает.А в рассказе написано:
"Всё в доме строго делилось; один ДЕНЬ обед готовила бабушка из провизии купленной на её деньги, на другой день провизию и хлеб покупал дед ... Бабушка брала хорошее мясо, а он - требуху, печёнку, лёгкие, сычуг."
Так это получается, что бедная семья из трёх человек каждый день мясо трескает? Не слабо! Алексей Максимович, а вы хоть знаете, что такое бедность? Настоящая бедность? Когда лебеду вдоль дорог и ту съедают.
Эх, вы! Борец за свободу народа российского. Не вас жалко. Жалко тех, кто книги ваши читать будет.
Рассказ одиннадцатый:
На улице
Не будем разбираться, почему Лёшка вновь оказался вне школы. Почему, как "цветок в проруби", стал слоняться по улицам, превратившись в помойщика. Скорее всего от лени своей.
Чтобы в Сормове, Нижнем Новгороде, где "в рабочем посёлке подруга живёт" и не нашлось работы? Настоящей работы на заводе, в пароходстве, откуда выходит пролетариат - не верю!
Не хотел Лёшка работать. А чего хотел, того и сам не знал. Привык жить за счёт бабушки и деда, вот и вся недолга.
Я вообще удивляюсь стране нашей России. Богатейшей в мире, красивейшей, которую нельзя не любить и вот... Собираются ребятишки в ватаги. Промышляют чем ни поподя. Нищенствуют. По помойкам околачиваются.
Складывается впечатление, что Россия, как гулящая мамка - нарожала вокруг себя народы, а озаботиться о них не желает. Живут люди кто как может. А ведь хорошие люди. К знаниям тянутся. Бакалейные лавки на стенах домов читают. А вот поди ж ты - пользы от них никакой. Страна сама по себе, народ сам по себе.
А большего в этом рассказе я не увидел.
Рассказ двенадцатый:
С т р а х и
Кладбищенские страхи и я испытал в своё время.
Было мне тогда тринадцать годочков. И было это в городе Саратове. Надо-то было пройтись по боковой дорожке, подойти к дому, в котором мы жили, и перелезть через забор к себе на подворье. Там с обеих сторон лестницы стояли, стремянки. А было это за полночь, когда мы с сестрой от друзей возвращались. А ночи летние в Саратове тё-омные - хоть "глаз коли".
И ничего. Сдюжил я со страхами. Правда, когда на подворье спустился, то там, на крыльце, плакал кто-то. Подошёл, а это сестрёнка. Плакала от страха за меня. Так что неизвестно кто больше испугался - я или она.
Сестрёнка, когда увидала меня, встала, сопли утёрла и как рявкнет: - Дурак!
Повернулась, и спать пошла. А я на крыльце остался. Покурил в ночной тишине, к перилам крыльца прижался и сам не заметил, как уснул. Проснулся, когда родители на работу уходили.
Спросили: - Почему я здесь?
Я рассказал. А в ответ услышал: - Дурак!
Вот и про Лёшку Пешкова тоже могу сказать. Разве в этом страхи побеждаются? Страхи побеждаются, когда жить страшно от беспросветного, что тебя окружает. От той жизни, что ты, Лёшка, живёшь до сего времени. И смелость твоя измеряется целковым, за который тебя купчик испытал. Большего ты не стоил. А кабы на завод пошёл трудиться, то цена тебе выше была.
Правильно тебе бабушка сказала:
"Всё надо самому испытать, голуба-душа, всё надо самому знать... Сам не научишься - никто не научит..."
Только ты слова эти мимо ушей пропустил. Вот и маялся все годы молодые, вместо того, чтобы науки изучать и профессию получить достойную уважения от людей. "Героем улицы" быть - заслуга не великая.
Рассказ тринадцaтый:
В л е с у
И опять нищета. Опять бедность вошли в дом к бабушке с Алёшей. А они, если верить иллюстрации, сидят на лавочке возле дома и "тары-бары-растабыры". Никак не хотят на работу устроиться и вырваться из нищенского состояния.
Ладно. Посмотрим, что дальше будет.
А дальше вот что: решил Алексей Максимович птичек в лесу ловить и продавать их в базарный день. "Купил сеть, круг, западни, наделал клеток."
Он, этот Алексей, вообще, что ли, ничего руками делать не умел? Да мы, будучи пацанами, всё это сами мастерили. И ловили воробьёв, голубей - "пачками".
Ну, Алексей, дитя из народа! Смешно читать такое.
И, потом, о бедности, которая к ним в дом пришла.
А куда они деда дели? Разъехались из-за жадности рыжебородова?
Ничего не говорится об этом.
Ладно. Посмотрим, что дальше будет.
А дальше вот что хочу сказать. В начале перестройки это было. По радио передавали, как в Германии один чел бизнесом занялся. Мебель он продавал не собой сделанную. Купит набор мебели, квартиры обставит и предлагает покупателям.
Корреспондент его спрашивает:
- А с чего вы бизнес свой начали?
Тот отвечает:
- Началось с того, что купил три отдельные трёхкомнатные квартиры. После этого их осталось мебелью обставить и "погнали наши городских".
Сижу я у радио и сам с собой рассуждаю:
- "Если бы у меня были средства купить три отдельные, трёхкомнатные квартиры. То мне и бизнесом заниматься не надо было. Мне этих денег до конца дней моих хватило.
А если их в банк вложить, да с вкладов проценты получать, то и детям осталось."
А что же Лёха Пешков? Нищенствует, а деньги на то, что своими руками можно сделать, находит. Странно как-то.
Ладно. Посмотрим, что дальше будет.
А дальше несуразица начинается. Лёха птиц ловит, а бабушка по лесу ходит и "последние грибы, калину, орехи собирает". Значит лето к концу подходит. Так?
А через страницу читаю, что лето всё впереди: - "так они и прожили всё лето, до поздней осени, собирая травы, ягоды, грибы и орехи".
Вот и верь после этого писателю из народа и для народа пишущего.
Ну и конечно в рассказе не обошлось без российского изуверства. Лёха в беличье дупло руку запустил, чтобы орехов украсть, а его, в это время, охотник из ружья - "двадцать семь штук бекасиной дроби; одиннадцать бабушка выковыряла иголкой, а остальные сидели в его коже (м.б. теле?) долгие годы, постепенно выходя."
Не понимаю!
Не понимаю, как можно такую жизнь - безалаберную, никчемную в пример читателю ставить. М.б. поэтому и встречаются среди нас бестолковые люди, что они Горького А.М. читали?
Но, скорее всего, они ничего не читали.
Рассказ четырнадцатый:
Странный сундук
Странный рассказ. Непонятный как само название.
Ведь понимает дед, что: - "Через птиц никто в люди не выходил..." и всё равно толкает внука к "богомазам", иконы рисовать.
Да какой из него художник?! Он в жизни кисти в руках не держал.
Что не понимал дед внуково предначертание в этой мастерской?
Участь подмастерья его там ожидала. Это мне с первых строк стало понятно. А вот мышление деда - нет.
Одно понял, что не желало семейство это к труду рабочему приобщиться. А вот почему - не ясно. Вроде бы и не ленивые были. Горбом своим благосостояние добывали. А в пролетариат записаться не пожелали. Не по-нят-но!