Аннотация: Как я в художественной школе службу правил.
Грошев-Дворкин Евгений Николаевич
Зарисовки с натуры
СТРАНА ГАРМОНИЯ
Эта страна не для всех. Не для всех потому, что человечество ещё не в полной мере осознало прелести проживания в ней. Именно проживания. Потому как в эту страну нельзя походя забежать на минуточку. Для того чтобы считаться её жителем, стать частичкой страны, нужно отдаться пребыванию в ней целиком, без остатка. Только тогда ты почувствуешь обворожительные ощущения от сопричастности ко всему, что в ней происходит.
Попасть в неё трудно. Никакие постулаты не откроют двери в страну Гармония, если в душе ты не осознаешь личностной необходимости жить именно в ней и нигде иначе. Здесь нет заграничных паспортов, нет виз, нет регистраций в правоохранительных органах. Здесь нет насилия и подчинения, нет лидеров и вожаков, как нет посредственностей и низших сословий. Здесь живут в согласии, понимании друг друга и если не в любви, то во взаимной симпатии.
Ты хочешь жить в такой стране? Хочешь?!..
Тогда обнажи свою душу, выполощи мозг, избавив его от сомнений, оставь по ту сторону бытия всё, что тащил тяжким бременем в жизни. Очистись, как перед вратами Рая и, тихо ступая по шелковистому покрову неведомого, протяни руки ладонями вверх, дабы все видели, что пришёл ты с открытым сердцем, чистыми помыслами, очищенной душой. А время покажет - есть ли тебе место в этой стране.
Здесь все заняты общим делом. И совсем не важно, чем будешь заниматься ты. Главное, чтобы деяния твои были от души и направлены на сохранение гармонии тебя окружающей. Потому, что cтрана Гармония будет существовать только тогда, когда каждый в ней проживающий вложит в её существование свой труд.
РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО
- Привет, Дворкин. Тебе ещё не опостылело сидеть дома? Все поручения своей благоверной исполнил? - услышал в трубке радиотелефона слова давно знакомого человека.
- Привет, дорогулька. Тебе нужна моя жена или я?
- С Луизочкой мы уже обговорили насущную тему. Она к тебе направила. Мол, договаривайся с ним сама.
- А в чём проблема? Никак кому-то понадобился?
- Понадобился и не "кому-то", а светочу культуры. Ты как - не прочь потрудиться во благо процветания Отечества?
- Мне до Отечества, как "до лампочки". Разочаровался я в нём. Всю жизнь пахал на его "процветание", а в ответ нищенская пенсия. Больше в такие "игрушки" не играю.
- Ну, а благосостояние семейное не хотел бы приподнять?
- Так старый я уже. Немощный. Мне режим труда щадящий нужен. Кто согласится такого работничка держать?
- Ладно, хоре трепаться. Я по поручению директора художественной школы звоню. Нужен нам человек с твоими способностями. Оператором газовой котельной пойдёшь?
Разговор состоялся в конце октября, в самом начале отопительного сезона. Невольно мелькнула мысль о том, что поздновато в школе начали искать специалиста, способного обеспечит их теплом.
- А где старый оператор вашей котельной?
- Вот именно, что старый. Всем хороший дядька, да занемог - инсульт с ним приключился. Так я могу на тебя рассчитывать? Что директору сказать?
- Скажи, что согласный Дворкин. Чего не сделаешь ради подруги юности.
- Ну, если согласный, то смотри сегодня по Питерскому TV передачу о Каменном острове. Там и про школу будет чуть-чуть. Заодно и с директором познакомишься. Она экскурс проведёт по историческим местам. А завтра, чтобы "как из ружья" был в школе после двенадцати. Представлю тебя руководителю нашему. ПонЯл, что ли, Дворкин?
- Слушаюсь, моя госпожа. Буду.
Положив трубку на "базу" подумалось:
- Вот и для меня нашлось занятие. Но придусь ли "ко двору" в обществе интеллигентов и интеллектуалов? Захотят ли эти люди увидеть во мне равного, или воспримут как человека пришлого?
РОЖДЕНИЕ ТАЛАНТА
Так я попал в страну Гармония.
Правда, тогда, в октябре, я ещё не знал ни её названия, ни предназначения. А знать хотелось. Поэтому не сидел сиднем в помещении котельной, а, проверив показания приборов, прислушавшись к мерному гудению горелки, убедившись в нормальной работоспособности всех систем, с некоторой робостью входил под своды Храма искусств, помещения которого были заполнены весёлым щебетанием школьников разных возрастов.
Удивительные они создания, эти школьники. Пробую увидеть себя таким, и ничего не получается. Были мы, помнится, намного затюканней нежели сегодняшняя ребятня, которая, как воробьи, снуют по фойе, коридорам, лестничным маршам. И лица у всех весёлые, не омрачённые предстоящими занятиями в классах. Чувствуется, что пришли они в школу, где желают без насилия со стороны получить то, к чему их влечёт душой, ещё не окрепшим, но сознанием.
Вдоль стен, повсеместно, висят работы юных дарований. Эти картины можно рассматривать часами. Так бы и смотрел, смотрел не отрываясь. Здесь и домашние работы, и работы написанные во время летних каникул, и, конечно же, то, что написано со школьных реквизитов под чутким присмотром преподавателей.
И вдруг школа замирает. Таинственная тишина поглощает внутреннее пространство всех помещений. В чуть приоткрытые двери вижу сосредоточенные лица малышни сидящей за мольбертами.
Внимание зацепилось за одну девчушку лет десяти. Чуть склонив голову набок, девочка устремила взгляд в то, что вскорости в штрихах появится на ватмане. Перед ней карандаши, кисточки, акварель. Всё приготовлено для того, чтобы в этом Мире появилась ещё одна картина. А пока пытливый взгляд устремлён в пространство в сборе ощущения от того, что видит только она - маленькая девочка, готовая стать неподражаемым талантом современности. Чуть поодаль, в углу класса, чтобы не мешать никому из художников, сидит преподаватель, готовый придти на помощь каждому.
Вот девочка закрутила головкой, закрыла лицо руками, как бы отстраняясь от окружающего пространства и, повернувшись к преподавателю, взглядом попросила помощи.
Тихо, беззвучно, в тот же миг педагог оказалась рядом. Короткий диалог, который нельзя прочитать по губам, и личико девочки просветлело. Рука потянулась к карандашу и на чистом листе бумаги появилась первая линия. Появилась как шаг в тот мир, который открылся девочке после нескольких фраз наставника. Взгляд девочки скользил с мольберта на реквизит и снова возвращался к ватману. А на нём, всё явственней и явственней, проступали контуры ещё неизвестной никому картины.
Так рождаются таланты.
ХУДОЖНИКИ И ТАЛАНТЫ
Художник - человек творческой деятельности в сфере изобразительного искусства. Весь комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется творчеством, как высшим в иерархии побудительных мотивов его личности.
Художники, пожалуй, древнейшие из тех, кому дано изобразить восприятие окружающего мира. Запечатлеть мгновение сохраняя реалистичность в вечности. Примером тому являются множество, встречающихся по всему свету, рисунков в пещерах, где проживали люди времён палеолита. Археолог Дин Сноу, проанализировав наскальные рисунки пещер, установил, что большая часть из них сделана руками женщин.
Предположение об этом позволяет думать, что изобразительное искусство зародилось с целью украсить быт, место проживание отдельно взятого племени. Мужчины, будучи добытчиками, ходили на охоту, а женщины создавали в пещерах уют не забывая, при этом, восхвалять отчаянность своих мужчин. Эта версия мне нравится потому, что именно женщинам мы обязаны всему прекрасному, что окружает нас повсеместно. И когда я вижу среди художников мужчин, то недоумеваю - вам, что заняться нечем, кроме как кисточкой махать? А кто в дом мясо приносить будет?
При встрече с мужчиной, про которого говорят, что он художник, мне представляется человек в мужском обличии вышивающий гладью или болгарским крестиком. Ну, не мужские это занятия!
Перефразируя поэта, так и хочется вскричать:
- Если тебе мужчина имя - имя крепи делами своими!
На тебе семья, любимая женщина, дети. Их, а не твоё благополучие. Так будь любезен соответствовать высокому званию мужика.
Кто-то может поперечить мне, приведя, в качестве примера, фамилии знаменитостей - Васильева, Шилова, Глазунова и ещё не один десяток. И я снова соглашусь с тем, что в жизни встречаются исключения. Но те, с кем меня сводит жизнь повседневно, явно не знаменитости. Они хорошие художники. А это не есть признание величия. Это увлечение, хобби, которые уважающий себя человек должен делать качественно, как и всё в этой жизни. Но кормиться, содержать семью, строить её благополучие, мужчина должен через созидание материальных ценностей. Потому, как другого пути не существует. Труд и его реальные результаты должны определять благосостояние каждой отдельно взятой семьи. Если мужчина, по каким-либо причинам, семьи не создал, то, пожалуйста, пусть занимается, чем ему заблагорассудится - рисует или марки собирает.
Кто-то может сказать:
- А вот в Третьяковской галерее висят картины, сплошь написанные мужиками.
- А вы, что не знаете, когда эти художники жили? - отвечу я на это. - Эти уникумы жили во времена самодержавия. Во времена, когда возможно было существовать за счёт средств производства. А ими являлись крестьяне, рабочие, которые были собственностью имущих. Эти имущие могли себе позволить заниматься чем угодно и художеством в том числе. И, даже, если они не обладали способностям живописи, то имели возможность приобрести труд неимущих художников, которых, по истечении времени, нарекли талантливыми.
Ещё вопросы есть?
Чтобы не отвлекаться в дальнейшем на темы таланта, хочу привести, в качестве примера, нашего поэта Пушкина Александра Сергеевича. По сути своей он не являлся имущим, который мог бы жить за счёт труда крепостных крестьян. Но, в тоже время, он нигде и не работал хоть и состоял при Дворе Его Величества служкой. Ну и чем это обернулось?
Трагическим концом в его жизни.
В те времена, если кто-то интересовался, тот знает - Карамзин Николай Михайлович выпусти в свет труд под названием "История Государства Российского". Был за это жалован Самодержцем, приобретя почёт и немалые деньги.
Мелкий чиновник А.С. Пушкин так же состоял при дворе, но не воспринимался высшим обществом столь значимо. Стишата его читались в узком кругу любителей поэзии и прижизненной славы ему не обещали. Как быть?
Вот тогда и задумал Александр Сергеевич написать исторический труд о жизни Императора всея Руси - Пера I ( Петра Алексеевича Романова). Получив благословение от Императора действующего, "добро" на работу с Государственными архивами, он, также, запросил некоторую сумму в ассигнациях в качестве аванса.
По истечении времени Жорж де Геккерн (д"Антес), будучи Председателем счётной Палаты при дворе Его Величества, спросил:
- Александр Сергеевич, а деньги где? Ну, или, труд обещанный вами?
Поэт, в те времена ещё не признанный, ассигнации потратил на Наташку, жену свою, а за труд ещё и не брался. Назревал скандал готовый вылиться в "Петербургских ведомостях", чего Александр Сергеевич допустить не мог. Вот это и послужило причиной дуэли на берегу Чёрной речки. Чем она закончилась известно. Но я вот о чём хочу предупредить мужиков-художников:
- Если уверены, что вы талант - не торопите события. Возможно, что ваше время ещё не пришло. Но оставлять семью без содержания мужчине не пристало.
ЖИВОПИСЬ - ДЕЛО ЖЕНСКОЕ!
Автор данного открытия - американский археолог Дин Сноу, профессор университета штата Пенсильвания. Свои выводы он сделал изучив отпечатки рук древних пещерных людей.
Все началось во времена, когда Сноу наткнулся на работы британского биолога Джона Мэннинга, профессора университета Суонси. Тот утверждал, что по пальцам рук можно определить пол человека. У женщин безымянный и указательный пальцы примерно одинаковой длины, а вот у мужчин безымянные несколько длиннее.
Такие данные натолкнули Дина Сноу на интересную мысль. Он отыскал у себя книгу по наскальной живописи и стал рассматривать там фотографии отпечатков рук первых людей в пещере Пешь-Мерль (Франция).
Здесь нужно пояснить, что в каменном веке люди не только рисовали животных и сцены охоты, но и оставляли рядом с такими изображениями отпечатки своих ладоней. Для чего они это делали, неизвестно. Возможно так человек подтверждал авторство рисунка. Приглядевшись к иллюстрациям в книге, профессор Сноу пришел к мысли, что большинство из них принадлежат женщинам.
Для проверки своих выводов археолог отправился "в полe", то есть в пещеры юга Франции и севера Испании. Это одни из наиболее известных пещер, где найдены отпечатки рук наших предков. Возраст этих подземелий от двенадцати до сорока тысяч лет.
Время сыграло свою роль - большая часть отпечатков стерлась и не могла дать нужной информации для научного исследования. Но Сноу собрал по капле материал из восьми просмотренных им пещер - тридцать два четких отпечатка.
У археолога был уже готов алгоритм анализа данных разработанный путем сравнения отпечатков ладоней современных европейцев. Правда, в случае с ними алгоритм работал только на шестьдесят процентов. Но для сопоставления отпечатков рук древних людей он является более эффективным, так как в то время различия между мужчинами и женщинами были более явными. Кроме соотношения указательного и безымянного пальцев Сноу учитывал соотношение указательного и мизинца, длину всех пальцев и кисти.
Пропустив полученный материал через свой алгоритм, Дин Сноу получил данные о том, что семьдесят пять процентов отпечатков, оставленных в пещерах, принадлежат женщинам.
Своим исследованием ученый опроверг устойчивое убеждение, что авторами наскальных рисунков были мужчины. Сноу считает, и я полностью с ним согласен, что женщины, являясь хранителями очага, не сидели без дела в ожидании, а, всячески воспевая мужество и отвагу мужей своих, украшали стены жилищ петроглифами.
Женщины не меньше сильного пола были заинтересованы в результатах охоты и в рисунках своих изображали то, что бы им хотелось на завтрак, обед, к ужину. А мужчины, исполненные любви к своим дамам, приносили добычу в лагерь. Иногда(!) могли вести магические обряды "на счастливую охоту", рисуя желаемые трофеи.
Но, после трудов праведных, много не нарисуешь. Поэтому рисунков, исполненных мужской рукой, в исследуемых пещерах значительно меньше.
Как бы там ни было, исследования Сноу признаны определенной вехой в палеонтологии ставящей на места предназначения и мужчин, и женщин. Наряду с уже известными предрасположенностями женщин к более развитой мелкой моторике и ориентацией на близкие объекты, данное исследование дает основания предполагать о генетической предрасположенности женщин к живописи.
Вот такие дела, друзья мои. Кто теперь посмеет принизить женщину как художника? Нет таких?
Вот и ладушки.
МУЖЧИНЫ КАК ХУДОЖНИКИ
Если говорить о социальном статусе мужчины в обществе то, по большому счёту, его предназначение создать благоприятную среду для продолжения рода человеческого. Потому он и называется сильным полом. Однако надо признать, что среди талантливых художников мужских фамилий большинство. Но это не делает им чести. Нам неизвестно, на каком месте иерархической лестницы находится женщина у таких мужчин. И есть ли она вообще в его окружении как женщина, жена в самом необъятном смысле этих слов. Как правило, у таких мужчин женщине отведена жертвенная роль. Это не домыслы. Это то, что приходилось видеть из жизни художников с когортой которых привелось общаться не один год. С начала семидесятых годов прошлого века имею честь наблюдать за ними. Расскажу только об одной личности запечатлевшейся в памяти особо.
Знакомый мой был художником и личностью свободной. Он и сейчас, наверняка, таким остался. Однако годы разлучили нас и кроме предположений ничего сказать не могу.
До сего дня память сохранила эпизод из его жизни, когда он был задержан сотрудниками ПМГ (подвижная милицейская группа).
Парень этот нигде не работал. Даже тогда, когда ввели ответственность за тунеядство. Он писал картины, которые никто не покупал. Занимался резьбой по дереву, расставляя статуэтки на стеллажах. И духовно был богаче нас, находившихся рядом.
Но, "не духом единым жив человек" - надо было "спускаться на землю", чтобы заработать себе хотя бы на бутерброд.
Дело было зимой. Зима была снежной. Разгрузочные эстакады, где самосвалы сгружали снег, ломались теми же самосвалами и постоянно требовали ремонта. Вот мужик их и ремонтировал.
В тот поздний вечер, как и все предыдущие, он в сапожищах, подпоясанном верёвкой ватнике, с архиерейской бородищей и патлами ниже плеч, стоял у Малого оперного театра, изучая афишу. Один его внешний вид уже вызывал недоумение у лиц "гражданских". Но сотрудников ПМГ в бОльшей степени привлёк плотницкий топор, торчащий у человека со спины. Милиция в те времена была не такая сволочная и, дабы убедиться в правдивости объяснений - зачем тому топор в ночное время - привезла художника на набережную Обводного канала, где тот зарабатывал себе на хлеб насущный. Тем инцидент и был исчерпан. А рассказал о нём для того, чтобы показать степень непосредственности художника.
Он был непосредственным во всём. Любил писать этюды на кладбищах. Здесь и тихо, и тематику можно подобрать в зависимости от состояния души. На кладбище всегда увидишь материал для эскизов русской природы и монументальной живописи. А поскольку Ленинград исторически суть "город на костях человеческих", то живописца ни в коей мере не угнетало место его пребывания.
В то знаменательное утро художник также был на кладбище. На кладбище потому, что еще в прошлый раз увидел поразивший его своей архитектурой склеп столетней давности и вокруг него берёзки, как жизнеутверждающий символ. А знаменательным это утро было потому, что днём он должен был зарегистрировать свои супружеские отношения с Анютой.
Знакомы они были со школьных времён. Анюта изучила его достаточно, чтобы привыкнуть к странностям и непосредственность будущего мужа нисколько её не тяготила. Да и регистрация им была нужна только для того, чтобы участковый отвязался от их уже давнего совместного проживания.
Чтобы успеть написать задуманное, товарищ мой приехал на кладбище раньше раньшего. Утро в тот день было жарким. Постепенно солнце набирало "обороты", и он, совмещая приятное с полезным, разделся, подставляя свою далеко не спортивную фигуру восходящему светилу.
В назначенное для всех время встречи художник был у Бюро ЗАГСа. Мы стояли в сторонке от девчонок и вели свои мужские разговоры. Только тот, кого мы числили непосредственным, молчал задумчиво и время от времени ощупывал себя за брюки.
Заметив его столь странное поведение, взял товарища под руку и, отведя в сторону, спросил:
- Что-то не так? Ты чем-то расстроен? Или мне показалось?
- Ты знаешь, Женя...- и он рассказал мне о своём посещении кладбища.
- Всё же не понимаю, почему ты "не в своей тарелке".
- Я, кажется, трусы на кладбище оставил. Забыл одеть впопыхах, когда сюда собирался.
- Но брюки-то на тебе! Их-то ты не забыл. Так, что успокойся и смотри веселей, - попытался успокоить молодожёна, представив себе весь "сюрреализм" утреннего моциона художника.
После регистрации брака всей гурьбой пошли к молодым отметить "это дело". Стол был аскетичным как и вся наша жизнь. Все мы тогда жили на грани нехватки средств для существования и больше довольствовались духовной пищей, что нас и объединяло. К вечеру, несмотря на незаконченность разговоров, разошлись по домам, договорившись, что завтра встретимся вновь.
Уже после двенадцати дня кто хотел - собрались. Девчонки кинулись на кухню приготовить что-либо к столу, мужики курили на балконе...
И вот - дверь "опочивальни" распахнулась и нашим взорам предстала супружеская пара. Под дружные аплодисменты новобрачным стали рассаживаться за столом. Разлив скудные граммы алкоголя по стаканам и кружкам, кто-то, по-моему, Лилька, сказала вместо тоста:
- Предлагаю выпить за первые слова, которые муж сказал молодой жене сегодня утром.
Дружное "Ура!" наполнило семейное гнездо. А Анютка, обвела нас ироничным взглядом и произнесла, обращаясь ко всем сразу:
- Вы себе представить не можете, что мне сказал супруг поутру?
- ???
- Почему у всех женщин попки холодные?
Потом жизнь разбросала нас двадцатипятилетних. Но иногда вспоминаются эпизоды о тех наивных и счастливых временах.
Прошли годы. По житейским меркам можно сказать, что вечность. И вот я в коллективе профессиональных художников, которые передают умение видеть Мир тем, кто только ступил на тропу изобразительного искусства. В коллективе этом большинство женщин, но есть и мужчины. И, странное дело - общаясь с ними у меня нет предубеждения, что они занимаются не своим делом. Я ещё не в полной мере познал их как личности, но, то чем они занимаются, вызывает у меня чувство большое, нежели уважение. Я преклоняюсь перед их способностями не только впитать в себя мироощущение, но и желание поделиться им с теми, кто решил посвятить себя познанию духовного восприятия Мира. И это благодаря давнишнему знакомству с непосредственным человеком.
ДУША И КАМЕНЬ
Если мироощущение художника находится на кончике кисти,
то ощущения скульптора спрятаны в куске гранита.
(ЕвГений)
Ваяние пластики - вид изобразительного искусства подвластное только скульптору.
Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен. Вызывалось оно потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогом. На эту причину намекает легенда, по которой Кора, дочь коринфянина Вутада (1-я пол. VII в. до н. э.), желая, при расставании с возлюбленным, сохранить на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною.
Здесь вызывает сомнение слово "возлюбленным". С трудом верится, что человек "ещё не вышедший из дикого состояния" способен был любить во всём смысле этого понятия. Романтическую версию преподносит история искусствоведения.
Но кто бы знал насколько труд скульптора далёк от романтического. Если художник представляется нам в широкополом берете, бархатном камзоле, то скульптор, с каким бы материалом он не работал, всегда в рабочей спецовке с туго повязанным на голове платком на манер банданы. Встретив такого человека, не сразу сообразишь, что это не строительный рабочий, а Ваятель с заглавной буквы.
И вот тут меня вновь кидает в дебри ощущений. Ну не могу я представить себе женщину, хрупкую тростиночку, с кайлом в руках, отсекающую от глыбы гранита всё лишнее, дабы возродить Афродиту подобную ей самой. Мужчина с кувалдой и зубилом, запылённый мраморной крошкой, смотрится естественно. На то он и мужчина, чтобы вгрызаться в природный материал не покладая рук. Но женщина?
По-моему это противоестественно.
Однако гляньте в список знаменитостей - Жозефина Полонская, Анна Голубкина, Мария-Анна Колло... Ну, а о знаменитой Вере Игнатьевны Мухиной, по-моему, знает весь цивилизованный мир. Её работа "Рабочий и колхозница" олицетворяла Советскую Республику на всемирной выставке в Париже в тридцатых годах прошлого столетия и имела огромный успех. Во Франции, в те времена, всюду продавали сувениры - пепельницы, табакерки, чернильницы с изображением скульптуры. А в Испании вышла марка с силуэтом статуи.
Скульптор тот же художник, только материал, с которым он работает, во много крат тяжелей. Если у кого-то возникнет вопрос: - Может ли скульптор быть классным художником? Ответ на поверхности - он им является. А вот может ли художник стать скульптором? - здесь меня обуревают сомнения.
Гуляя по аллеям Летнего сада, где некогда прогуливали Онегина, останавливаюсь у мраморных статуй и не перестаю восхищаться искусством мастеров. Ни одной лишней линии готовой разрушить композицию творения. Всё так, как в жизни, но величественней, осветвлённей, шедеврально. Такое подвластно только человеку, внутреннее видение которого безмерно.
Вот таких мастеров и готовят в стране Гармония - художественной школе на Каменном острове. Что из них получится? - знает только Бог и те, которые работают с юными дарованиями. Я же, стоя в коридоре и наблюдая за отточенными движениями рук ребятишек, не перестаю думать о том, что пока есть такие школы, такие преподаватели - искусство будет жить вечно.
В центре класса, на вращающемся столике, стоит школьный реквизит - ворон на суку ствола берёзы. Рядом, на таком же столике, куча кембрийской глины. Этой глины в недрах земли петербургской столько, что хватило бы всем скульпторам мира. В магазине строительных материалов "Петрович" - двести рублей мешок. Особенность этого материала заключается в том, что в обезвоженном состоянии глину эту трудно разрыхлить даже отбойным молотком. Но стоит добавить влаги, и глина становится пластичным материалом подвластным рукам ваятеля. Вот с этой глиной и работают ребятишки в начале творческого пути.
Преподаватель, юная дама лет двадцати, не пропуская в повествовании ни одного шага в создании копии реквизита, рассказывает о том, как и что надо сделать, чтобы ворон был похож на грациозную птицу, а не на курицу, сидящую на насесте. Ребятишки - девчоночки и пацаны - внимательно слушают преподавателя и как обезьянки повторяют за ней движения. Через некоторое время на вращающемся столике дамы появилась точная копия школьного реквизита.
- Вот и всё, друзья мои, - сказала она и оглядела внимательным взглядом ребятню. - Есть ли вопросы? Если нет, тогда продолжаем работать. А не будет получаться, то я всегда рядом. Помните об этом.
Девушка вышла в коридор и подошла к умывальнику вымыть руки. Я стоял зачарованный напротив дверей и никак не мог взять в толк - только что на скульптурном столике ничего не было кроме куска глины синего цвета, а вот теперь на нём возвышалась птица. Казалось, вот сейчас она взмахнёт крылами и полетит в вышине потолка, коридорами школы, оглашая пространство радостными криками: - Ка-а-ар, ка-а-ар!
И тут моё внимание привлёк один мальчонка, который, слепив окатыш, запустил его в девочку напротив. Та подняла головёнку и, вычислив обидчика, кинулась к нему, проведя ладонью извазюканной в глине по лицу пацана. Тот сразу стал похож на ниндзя.
Далее события развивались стремительно - глина летала в воздухе между мальчишками и девчонками прилипая к одежде, лицам, волосам. Чем бы это закончилось - неведомо. В дверном проёме появилась классная дама и дисциплинированная тишина овеяла мастерскую. Дети, как ни в чём не бывало, сосредоточив измазанные лица, устремив взгляд на объект творения, лепили вОрона.
- Всё понятно, - промолвила воспитательница. - Слева, по-двое, марш к умывальнику и будьте любезны привести себя в порядок.
Понурив головы, с улыбками на лицах, ребятишки отправились в коридор, где не преминули продолжить сражение, обливая друг друга из-под крана.
- Счастливое детство, - подумалось мне и я, с некоторым сожалением, отправился в котельную.
Надо сказать, что наблюдать за юными дарованиями, зачисленными в школу по конкурсу, весьма интересно. Интересно с того самого момента, когда они бегут по заснеженным аллеям реликтового парка на встречу с непознанным. Рюкзачок за спиной, сундучок с инструментами в одной руке, огромный планшет для эскизов в другой и несколько тревожные лица - только бы не опоздать.
Но вот и заветная дверь в мир прекрасного. И ребёнок оказывается под сводами другого мира - мира здания, принадлежащего некогда княгине Марии Константиновне Кугушевой.
Ярко освещённое фойе с расположенными в сторонке вешалками гардероба. Картины на стенах. Диванчики под картинами. Стол для вещей забывчивых школяров. Кресло, в котором восседает смотрительница за порядком София Павловна. Она что-то вяжет, но от её пытливого взгляда не ускользает, ни одна малость:
- Дети! Дети - тише. Не мешайте тем, кто уже занимается.
- Васенька, что же ты туфельки перепутал одеваючи. Левую туфельку надо одевать на левую ножку, а правую на правую.
- Катенька, родная моя, а кто пальтишко за тебя повесит? Тут мамы нет, которая это сделает.
- Петенька, не забывай свой инструмент. Чем ты в классе работать будешь?..
И вот так каждый день - с двух дня и до девяти вечера.
Интересно также послушать то, о чём говорит народ страны Гармония.
В фойе, стоя перед зеркалом и поправляя причёски, разговаривают две школьницы лет пятнадцати. Одна другой говорит:
- Я потому люблю ходить в художку, что в этот день мой папашка выполняет за меня классную домашку.
Много чего можно услышать и увидеть под сводами этой страны. И всегда меня не покидает чувство, что нахожусь в другом Мире, другом измерении. Здесь отношения между людьми наполнены взаимностью, симпатией друг к другу, любви к общему делу, которое порождает гармонию во вселенной. Такую страну кроме как Раем не назовёшь. А чтобы жить в нём нужно совсем немного - почувствовать себя сопричастным к жизни его. Чтобы заботы, проблемы, веяния страны Гармония стали и твоими. Влились в душу твою настолько, что существования вне стен школы ты не представлял.
ВСТРЕЧА С ДИРЕКТОРОМ
Добраться общественным транспортом до Каменного острова труда не составляет. На автобусе первого маршрута от дома и почти до самой школы. Можно, конечно, и метро воспользоваться, но неуютно чувствую себя в толпе пассажиров битком заполняющих электрички и не позволяющих в задумчивости передвигаться по станционным павильонам - сметут.
Я ехал в салоне автобуса, смотрел в окно и не переставал удивляться изменениям в городе. Давно не выезжал так далеко от Васильевского острова. Петроградская сторона встретила меня запруженностью узких улочек и множеством поворотов до тех пор пока не выехали на Каменоостровский проспект. По этому проспекту когда-то ехал Пушкин на последнюю дуэль в своей жизни.
Хорошие были времена - все недоразумения в жизни решались враз. Жаль, что в наше время этого невозможно - не пришлось бы носить в себе горечь обид за "бездарно прожитые годы".
Остановка "Каменный Остров".
Вышел, пересёк проспект и сразу оказался среди вековых тополей и вязов.
Здесь, некогда, находились резиденции бонз высших партийных и советских органов власти.
Ушли в прошлое времена идеологического насилия и вот я свободно иду по улице, именуемой с незапамятных времён Берёзовой аллеей.
Загаженный бурой листвой тротуар с одной стороны, растоптанная в грязь дикая тропинка с другой, "лежачие полицейские" около здания детского садика с весёленьким фасадом. В архитектуре других зданий ничего примечательного, если не считать высоченных заборов из замшелых бетонных плит.
Тропинкой наискосок через буераки с неухоженным кустарником. Выхожу на параллельную аллею, ведущую к школе. Мимо дома академика Бехтерева в окружении примитивных сараюшек ядовито зелёного цвета.
Мимо усадьбы митрополита петербургского отгороженной от мирской суеты высоченным, выше человеческого роста, забором. В конце аллеи скромный, двухэтажный домик с четырёхэтажной башней над парадным крыльцом. Глядя на неё невольно вспомнилось из детства:
- "...В светлице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит".
Остановился, закурил. Как-то встретят меня в стенах этого учреждения? Учреждения, которое видится светочем культуры. Культурой, с которой соприкасался всегда заочно.
Но почему вокруг школы ужасная захламлённость - многослойный покров опавших листьев чвакающих под ногами после непрестанных осенних дождей, окурки, клочья бумаги... и важно шествующие вороны в поисках, чем бы поживиться.
Сколько учреждений встретилось на моём трудовом тракте и хоть бы в каком из них я прижился. Жена говорит, что это всё из-за моего говённого характера. Я же и сейчас считаю, что характер тут не причём. Времена такие были в Советском Союзе - чем хуже, тем лучше. Буквально на все предложения по улучшению производственных процессов слышал одно и то же:
- "Демагогия! Нельзя!"
Ну и чёрт с вами - я и за баранкой автобуса семью прокормлю. Вот только обидно за потраченные время и силы на окончание институтов - сперва строительный, затем экономический. А на поверку вышло, что никому моё образование оказалось не нужным.
- Добрый день. Вам истопник нужен? - спрашиваю у миловидной женщины с распущенными, как у русалки, волосами.
- Здравствуйте, Евгений Николаевич. Ждём вас с надеждой на тепло в наших классах. С документами я ознакомилась - вы нам подходите.
- Только, знаете - никогда я не работал в учебных заведениях. Даже не знаю, как и общаться в коллективе преподавателей. Ещё со школьной скамьи об учителях у меня сложилось мнение негативное. Сумею ли его преодолеть сегодня?
- Ну, во-первых, в нашем учебном заведении учителей нет. Наш преподавательский состав так и именуется - пре-по-да-ва-тель-ским. Во-вторых, ваша производственная деятельность никак не будет пересекаться с ихней деятельностью. Замыкаться вы будете на моего заместителя. Ну, а если, что-то неразрешимое возникнет - прошу ко мне. Договорились?
- Вполне.
- Тогда позвольте вопрос для закрепления знакомства: почему у вас сложилось "негативное мнение" об учителях?
- Потому, что они упорно желали видеть во мне придурка коим я никогда себя не считал. Однажды директор школы, Ася Михайловна, заявила:
- Твоё место в тюрьме.
Я всячески противился такому мнению. И вот, однажды, увлёкшись историей древнего Египта, узнаю, что во времена строительства пирамид не способных к труду людей отправляли учить детей. В совокупности всё это и выработало во мне негатив к учителям.
- Понятно. Обещаю, что в стенах нашего учебного заведения вас никто придурком считать не будет. А отношение к вам сложится таким, каким вы себя покажете.
- Я обратил внимание на то, что у вас все обращаются друг к другу по имени и отчеству, и на вы.
- По-другому и быть не должно. Вы пришли работать в коллектив интеллектуалов, воспитанных на уважении друг к другу людей. Что вам в этом не нравится?
- Вы знаете, мне больше нравится, когда ко мне обращаются по фамилии - Двор-р-ркин. Есть в этом слове рычащее на окружающую действительность. И если меня лишают возможности высказывать своё мнение "на тему дня", то пусть об этом говорит фамилия. А по поводу "ты" или "вы", позвольте предложить вам прочитать статейку, опубликованную в журнале где я состою членом писательского союза.
- Вы ещё и пишете? Интересно будет познакомиться с вашим творчеством.
- Без проблем. Почитайте на досуге. Рад буду услышать ваше мнение по поводу своих размышлизмов. Принесу как ни-будь распечатку, если вас это действительно интересует. А пока кратко:
- Если желаешь приблизить в общении с собой собеседника, то "ТЫ" это первый шаг к взаимному расположению друг к другу.
Если живёшь под постоянным гнётом "как бы чего не вышло", то "ВЫ" это самый предпочтительный способ максимально дистанцироваться от собеседника. Это относится не к каждому встречному-поперечному, а только к тем, кому должно сказать:
- "Мы с тобой одной крови - ты и я".
- Ну, хорошо. Быстрого ответа на "размышлизмы" не ждите, поскольку не принадлежу себе. Дела академические, преподавательские, административные, личные, занимают уйму времени. Но, когда-нибудь, если позволю себе отвлечься на потустороннее, осилю ваше написательство. А сейчас хочу пожелать вам удачи в возрождении тепла в нашей школе.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
- Бог мой, какой типаж! - услышал я и взглянул на миловидную женщину промелькнувшую мимо. - О ком это?
Оказывается, слова эти относились ко мне непосредственно.
- "Неужто свершилось", - мелькнуло в голове.
Всю жизнь желал обратить на себя внимание окружающих, что редко удавалось. А тут - чуть ли не в первый день. Почему? Что изменилось во мне? Всё та же шляпа времён семидесятых годов, джинсовая рубашка наподобие толстовки тридцатых, шарф на французский манер. Не уж-то это именуется словом "типаж". А может всё дело в выражении лица? Но всякий раз, стоя перед зеркалом и бреясь, сколько не вглядывался в себя ничего героического, кроме скорби, не находил.
Странно всё это.
- Евгений Николаевич, вы бы не согласились попозировать в удобное для вас время?
- Ах, вот оно что - незнакомого увидели. По всей видимости, они тут уже перерисовали друг дружку и им нужен новый объект для эскизов, чтобы "держать себя в форме" как художникам. Пускай пишут, с меня не убудет.
Странные люди эти художники. Такое впечатление, что постоянно находятся внутри себя. Ни разу не видел, чтобы останавливались посреди коридора обмолвиться новостями или просто поболтать. Стремительно входят в школу, стремительно следуют в преподавательскую и всё это молчком, в каком-то сосредоточении мыслей. Если только дежурное "здрасте" услышишь на ходу.
Как-то с утра засел у компьютера в комнате, откуда начинается преподавательский день. Хлопнула дверь. Оглянулся - незнакомая женщина из числа большинства в этом учреждении.
- Здравствуйте. Вы не будете возражать, если я посижу за монитором?
- Вам лучше выйти, - не объясняя причины промолвила женщина.
- Без проблем, - сказал сам себе и вышел. - Мало ли, она переодеться желает...
Интересен гардероб, в который облачаются женщины-преподаватели. Он различен в зависимости от их возраста. Дамы старшего поколения предпочитают классический стиль - длинные, до пола, юбки и различного фасона блузки, кофты. Смотрится это уважительно по отношению к преподавателю. Стоя перед таким невозможно быть расхристанно-непринуждённым. Так и хочется втянуть живот, расправить плечи и чуть склонить голову во внимании ко всему, что говорит дама. Правда, говорят они мало, и мне не удавалось выказать своё почтение.
Другое дело женщины современные. Здесь всё просто, без изысков, буднично и не впечатляюще. Разговоры с ними так же редки, но ловлю себя на мысли, что если бы они состоялись, то никто не заметили рук, который намеренно не соизволил вынуть из карманов брюк.
И ещё, что обратило на себя внимание, так это лёгкий гонор у тех, кто помоложе. Про таких хочется сказать:
- Преподавалки-задавалки.
По счастью, общаться и с ними приходится редко. Но после краткотечного общения желание "входить в контакт" исчезает. А дежурное "здрасте" и у меня не задержится.
Мужчины так же поражают повседневностью в одеянии. Такое впечатление, что им безразлично, что подумают о них женщины в школе, да и вообще кто бы и где бы-то ни было. А ведь это художественная школа - учреждение, направленное на восприятие у юных дарований прекрасного и вечного. На создание гармонии вокруг себя.
Эти мысли не покидают меня. Не покидают потому, что когда, на службе, наблюдаешь за специалистами своего дела, то видишь, что одеваются люди не изыскано, но значимо. Всякий раз, подчёркивая свою принадлежность к той деятельности, которой они занимаются.
Доктора непременно носят шапочку, на манер той, в которой посещают пациентов. Лётчики в куртках-реглан из хрустящей кожи...