Грошев-Дворкин Евгений Николаевич : другие произведения.

Истинно флотский Спасатель-2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    из флотских будней

  
  
   Навеяно рассказом В.Ю.Железнова "Спасатель"
  
   Ни в Бога, ни в Чёрта не верит матрос,
   А верит в простой талисман: -
   Он карточку милой по свету пронёс
   За тридевять пирсов и стран.
  
   Скорее всего волею случая было, что я срочную службу на спасательном судне правил. Оно так и называлось - СС-53. Почему "53" не знаю, а вот "СС" так и расшифровывалось - Спасательное Судно.
   В обиходе, среди флотских сослуживцев, матросов принято называть по "имени" корабля: если ты с теплохода "Коммуна" - значит ты коммунар; если ты с ледокола "Волынец" - значит и ты волынец. А вот если ты с СС-53, то... чёрт его знает как нас надобно было называть. ЭСэСовцами - не пристойно. Спасателями? - Так в нашем дивизионе все спасатели были. Он, дивизион, так и назывался - Отдельный Аварийно-Спасательный. Если сокращённо - то ОДАСС-445. То-есть: Отдельный Дивизион Аврийно-Спасательных Судов. А дальше номер дивизиона шёл.
   Вот в этом дивизионе, мотористом на СС-53, я и служил.
  
   Но это не служба была в том её смысле, которую имеют ввиду когда про военных говорят. Это была пахота на балтийском просторе.
   Мы, хоть и носили форменки и погоны, и автоматы у нас в "этажерках" стояли в проходном коридоре надстройки корабля, а к воинской службе если только зимой отношение имели. Когда, скованные прибрежным льдом, у стенки гавани стояли и, в большинстве своём, бездельем маялись. А весной, летом, осенью...
   Лишь только очистится от льда акватория Финского залива - суда всякие из "шхер" вылезают на морской простор. Вот тогда-то и начиналась для нас самая "пахота" - суда эти из всяких там ситуаций вытаскивать, а экипажи ихние от смерти от потопления.
  
   Военный корабль, если он зимой у "стенки" стоит, то матросики его загодя к навигационной компании готовят. Двигателя, насосы, лебёдки всякие-разные ремонтируют, перебираю, в порядок приводят. Корпус корабля тоже без внимания не оставляют: там подварят, там подскрябают, чтобы ржавчины не было, покрасят. Медяхи, не для форсу, чтобы блестели, а чтобы не зазеленели от коррозии, надрают пастой полировочной. А гражданские "пароходы" что?...
   Зима пришла, поставят "пароход" у пирса. Каюты, трюма позапирают на замки амбарные, и все по домам разбегаются. Редко когда я видел, чтобы гражданскую "калошу" зимой к навигации готовил. По весне, если только, соберутся "всякой твари по паре", с брандспойта палубу окатят от мусора всякого налетевшего за зиму, движок запустят и айда утюжить волны балтийские. А они, волны, разные бывают. Другой раз такая штормяга разыграется, что "не приведи Господь". А эти, ну прямо как дети малые, приключения на свои задницы ищут - так и норовят с "волной поспорить" на не подготовленных к навигации судёнышках.
  
   Помню, по тревоге нас тогда из гавани выгнали. Направление задали и "полный вперёд" МРС (Малый Рыболовный Сейнер) из беды выручать. Их, в те времена, в Финском заливе "до сыта" было. Тогда в местечке "Стрельна" колхоз рыболовецкий "Прогресс" находился. Он ловлей салаки, кильки, корюшки занимался. Платили в том колхозе с тонны выловленной рыбы этой самой. Так, что если какой сейнер на косяк попадал, то он эту рыбину таскать будет пока из воды только трошки борта видны.
  Вот такой сейнер и запросил помощи по УКВ-связи.
   Вовремя мы подошли к нему. Сейнер уже к стадии полной потопляемости готовился. Волна уже и по палубе гуляла. А из воды только ходовая рубка торчит. В той рубке и собралась команда вся. Их на сейнере пять человек-то только и положено было. Они бы и меньшим количеством пошли, да с меньшим экипажем с сетями не справиться.
   Вот мы катер спустили, к сейнеру тому подошли, бедолаг, до трусов мокрых, к себе пересадили и на наш СС-53 переправили. А что с сейнером делать - "думу думаем". Его ежели на буксир к себе взять то бестолку - он через час-полтора ко дну пойдёт. Не тащить же его по грунту следом за собой. Решили его "лагом", борт к борту то-есть, к себе "пристегнуть". В этом случае если он плавучести лишится, то на нас повиснет как дитя грудное. Так оно и произошло. Мы, когда в гавань к входили, то наш горемыка уже воды нахлебался столько, что только иллюминаторы ходовой рубки из воды торчали.
   Подошли мы к стенке, а что дальше делать не ведаем: если сейчас жвака-галсы на тросах расстегнуть, то утопленник наш точно под водой скроется. Хорошо в гавани у нас плав-кран стоял. Как рыбачки договорились - не знаем. Но завели троса под днище сейнера, где надо доски под те троса подложили чтобы корпус случАем не повредить и... по тихоньку, по легоньку тот сейнер на понтон плав-крана выудили. С него вода, как из душа, со всех щелей полилась. И так вот с полдня сейнер в подвешенном состоянии находился. За это время экипаж корпус проконапатили, просмолили. Чего-то там с движком сделали. Калошину свою на воду спустили, завели и... только мы их и видели. Помчались свой косяк корюшки искать. Она в том году здорово шла. По шестьдесят пять копеек везде и всюду продавалась. А что продать не успевали то на комбикорм свиньям сдавали. Нам про то эти самые рыбачки поведали.
   Вот такие случАи были во времена молодости моей.
  
   Но это далеко не всё, что повидать пришлось за время службы на спасателе нашем. Я, да и не только я, а все мы, кто служил тогда в ОДАСС-445, столько всего понавидались, что потом, на гражданке, кому не расскажешь - не поверит. Но всё это было. Даю вам всем своё флотское слово. Но о других случАях - это в следующий раз. Договорились?
  
   Послесловие
  
   Уже под занавесь жизни вообще, посчастливилось мне познакомится с В.Ю.Железновым, который, спустя двадцать лет, в той же гаване свою службу правил. И вот поехали мы с ним по местам "боевой славы" в один из выходных. Глянуть, да понастальжировать о годах молоденческих.
   Приехали. В гавань молодости нашей пешочком прогулялись. Когда к кромке простора морского подошли, то сердечко моё тревожно застучало. Это сколько же лет прошло, когда я в бескозырке здесь хаживал?...
   Потом только, когда мы уже домой возвращались, я подумал вдруг: - "А что же мы спасательных судов то во всей гавани так и не увидели? Или всё так хорошо и славно стало на Балтике нашей, что в спасателях нужда отпала"? Сомневаюсь я однако. И в газетах, и по телевизору не успеваешь следить за новостями трагичными. Там "Булгария" утопла вместе с пассажирами. Там самолёт в воду рухнул... А уж о подводных лодках, что вместе с экипажами потопли и говорить не приходится. А вот спасать их некому. Перевелись спасатели на Руси. Теперь их только из-за границы вызывают. Срамота!!!
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"