Я много чего написал на страницах СИ о жизни, о работе, о быте автобусных парков Санкт-Петербурга. Написал потому, что проработал в этой системе три десятка лет. И не только за рулём автобуса. A пройдя путь от слесаря по ремонту автобусов, до заместителя директора предприятия по эксплуатации... и обратно.
Утверждённым руководителем ни когда не был - всегда имел приставку "И.О.".
Я без претензий. Мне доставляло моральное удовлетворение осознание того, что меня вспоминали тогда, когда руководство заходило в "пиковую ситуацию". И в качестве кого бы не приходилось мне работать, ситуация всегда выправлялась. Конечно, это была заслуга коллектива, который надо было только чуть-чуть сплотить.
Сегодня, обладая некоторым свободным временем, мысленно я "в коллективе". По-прежнему "в парке". И мне обидно, что автобусные парки сегодня брошены на произвол нежелающих работать, смотрящих "вверх" а не вперёд "руководителей". Которые развалили, развратили, принизили коллектив тех, за чей счёт они кормятся.
И это последнее, что я пишу на эту тему. Пишу потому, что не могу не написать. Последнее потому, что не хочу больше "сражаться с ветряными мельницами".
часть 1Приглашение к разговору
- Ну, уж против "трибуна революции", надеюсь, аргументов у них не найдётся.
- У кого "у них"?
- Да, у тех, что заболтать могут любое святое дело.
- Какое "святое"?
- То, что в качестве предложения выносится на обсуждение. И направленное, на продвижение вперёд целой индустрии города. А может быть и страны. Вдруг получится? Здесь главное "не намудрить". Мне говорили, что всякое благое начинание можно запороть бездарным исполнением.
- Ну, и чего ты хочешь?
- А хочу я, чтобы в городе нашем распрекраснейшем, было не только не хуже, а лучше, чем в Европах, Востоках и Америках.
- А зачем тебе это надо?
- Так обидно - живём, как при Советской власти. Хотя оно и понятно - почему? Дацюки ещё никак от "руля не отвалятся". "В руль-то" они вцепились, а ноги "на тормозах" держат. Им новшеств не надо, если они им личной прибыли не приносят.
- Ладно. С "коммуняками" мы потом разберёмся. Ты давай про дело своё толкуй. Что ты там напридумывал?
- Да, ничего нового и не придумывал. Это уже давно в странах цивилизованных внедрено. Только мы, как при Советах - всё "с лучиной" по свету бродим.
А я вот что думаю:
часть 2Работаем без диспетчеров
А что если отказаться нам от диспетчерских служб в парках, и на линиях. Оставить одну ЦДС (центральную диспетчерскую станцию). Снабдить её компьютерным обеспечением с парками, и с маршрутами городскими. А в парках, да на маршрутах, "банкоматы" установить. На маршрутах даже по два можно - на пункте отправления и пункте прибытия.
А у водителя каждого карта магнитная есть. И в карте той всё, что надо закодировано: и табельный номер водителя, и бортовой номер автобуса, и номер маршрута, и вообще всё, что надо для фиксации, с целью получения информации работы автобуса на линии и не только. Пришёл водитель на работу - шасть карту в банкомат, кнопочку нажал и зафиксировал свою явку согласно фактического времени. Чек контрольный в ответ получил (если надо).
Наступило время из парка выезжать - шасть карту в банкомат и помчалась информация о выходе автобуса "на линию" в ЦДС. А там девчоночка глянула на монитор, и всё ей ясно понятно с выпуском автобусов. И парки обзванивать не надо.
Приехал водитель на станцию, а там тоже банкомат стоит. И на конечной остановке банкомат. Вот и получается, что нет потребности в диспетчерках на линии.
И заплата водителям также без вмешательства "извне" начисляется.
Я, когда с компьютером поближе познакомился, понял, что всё здесь от программного обеспечения зависит. А специалистов таких в любом парке найти можно.
Только не надо мне говорить, что это денег стоит. И что нет у вас этих денег. Вы только предложите Полтавченко новшество такое. Да, он вас в попку расцелует и найдёт денежку на благое дело. Ещё комитетчикам "на карман" останется - поживятся за счёт казны городской. Они свою выгоду не упустят.
часть 3Работаем без кассиров, кондукторов и ревизоров
Вы, когда-нибудь, видели как из почтовых ящиков, что на улицах висят, корреспонденцию достают? - Сунет дядька-водитель "Почты России" под ящик мешок брезентовый и все конвертики в мешок тот с тихим шелестом падают. И открыть тот мешок никто неможет после того, как его из-под ящика вынут.
Вот такой "ящик", только не ящик, а касса стоит рядом с кабиной водителя. Денежки, что водитель от пассажиров принимает, в кассу эту вкладываются. (Таких касс для приёма всяческих платежей сегодня по городу видимо-невидимо понаставлено.) В ответ на сумму вложенную, из кассы чек-билетик выскакивает для пассажира. А денежка в кассе остаётся до конца рабочего дня водителя (автобуса). Сдачу, если надо, водитель выдаёт из "разменного фонда", который ему "налом" выдаётся. И разменный фонд этот ежедневно пополняется и у водителя на руках находится.
В конце рабочего дня сунет водитель мешочек, с замочком секретным, под кассу автобусную и сдаст всю выручку приёмщику без пересчёта. А приёмщик, мешочки эти, службе инкассаторской то ли парка, то ли централизованной передаст. И никто к денежкам ручонками не прикасается. Все показатели о сумме от реализованных билетов касса выдаёт.
Тут, правда, сложность некоторая есть. Надо, чтобы водитель для пассажиров доступный был и пассажиры мимо водителя не сигали.
А вот для этого граждане "немчура" (из ФРГ которые) и скомпоновали автобус городского типа фирмы "MAN". С открытой кабиной, широкой передней дверью и салоном двух дверным. В переднюю дверь пассажиры входят, а в среднюю выходят. А если вдруг бестолковому пассажиру иначе захочется, то для этого турникеты есть системы "ниппель". Про льготников и "картёжников" я не говорю. Для фиксации их прав, при проходе в салон, всегда можно установить на входе считывающие устройства, которыми "комитетчики" обещали всему городу (и губернатору) все автобусы в городе оснастить. Денежки хапнули, а автобусов таких чего-то не видать. А уже больше двух лет прошло, как они обещали. Я так по телевизору видел "эксперименты" комитетчиков наших.
Но и тут про финансирование данного новшества(?) говорить не надо.
Денег, как я теперь уже точно знаю, бизнесменам нашим, которые за счёт общественного транспорта кормятся, хватит и ещё останется. Тут другое надо переломить - "стереотип" автобусов, что сегодня по городу бегают.
часть 4Работаем на новом типе автобусов
В своё время гражданин Маяковский призывал всех нас попробовать "сыграть ноктюрн на флейтах водосточных труб". Ну, времена были такие - исходить из того, что под рукой было.
Сегодня мы уже уважать себя стали. Стали внедрять то, что удобней, комфортней для нашей жизни. И, вроде бы власть имущие, с этим соглашаются. Решили в этом году аж двести автобусов новых приобрести. Даже тендер объявили - какой автобус будет лучше, тот и купят. Только я так думаю, что автобус новый он "не вчера" должен быть сделан. И даже "не сегодня". Вперёд надо немного заглянуть - с учётом того, что повысит и комфорт, и рентабельность общественного транспорта. А рентабельность, она ведь за счёт понижения внутренних денежных расходов повышается. И, на мой взгляд, лучшей компоновки, нежели у германского автобуса фирмы "MAN" и завтра не будет. Вот его и надо закупать. Вне конкуренции этот автобус был, есть и будет.
Правда в Питере давно уже выпускают аналог "MAN"у. "Скания" называется. Только впечатление такое, что мимо Питера эти автобусы едут. Куда? Не понятно.
А я вам так скажу - если вы опять ЛиАЗов да "китайцев" на покупаете, то долго городу ещё придётся дотировать ГУП "Пассажиравтотранс" и всех, кто за счёт него кормится.
часть 5Работаем в новых коллективах
Начнём с водительского состава.
Кто сегодня за рулём автобуса сидит? Да кто не пОпадя. Дефицит нынче на путёвого водителя в автобусных парках. А всё потому, что "смешали с грязью" интеллигента из-за руля.
Водила, шоферюга - вот его название сегодня. В Советские времена (уж на что я их терпеть не на вижу) такого не было. Давайте-ка, господа начальники, поднимать статус водителя автобуса. Вам же лучше будет.
Во-первых, за рулём автобуса городского сидеть имеет право только тот, кто этого достоин. А достоин тот, кто пройдёт тестирование на право управления автобусом и работы с пассажирами. Вот тогда и вам, начальнички, спокойней будет, и городу тоже.
Далее так... Я не спрашиваю, какая зарплата у директора автобусного предприятия. Бог ему судья, если он себе зарплату запредельной сделал. Но и водителя, если он достоин водителем называться, обижать не надо. Вам же дороже обойдётся, если у него зарплата будет меньше, чем у водителя ГАЗели от продуктового ларька. И хватит "барскими" подачками отпихиваться. Работа водителя автобуса должна стоить столько, сколько она стоит.
И не должен водитель нести финансовую ответственность за нерадивость ремонтных служб предприятия. Не должен водитель автобус мыть-намывать, ремонтировать, техническое обслуживание производить. Для этого у вас, начальнички, другие специалисты должны быть.
Водитель автобуса должен за свою работу отвечать и только. И работать должен столько, сколько графиком его работы предусмотрено, а не месячным балансом для людей "гражданских" рассчитанных. И не должен никто даже в мыслях держать, чтобы вытащить водителя с выходного, да ещё и на чужой, незнакомый ему автобус. У начальника колонны всегда водительский резерв должен быть. И с автобусом.
Напоследок хочу напомнить всем, кто из администрации и чинуш, "крутых" из себя строит - благосостояние автобусных предприятий зависит от эффективности работы водителя автобуса. Помните об этом и всячески по доброму, способствуйте этому. Вам же лучше будет.
Думаю, что не секрет для вас, что и вы для водителя далеко не авторитет. Вы к нему по-свински, и он вам тем же отвечает, хотя и зависит от вас полностью. А этого не должно быть.
часть 7А сколько автобусов нам надо?
Здесь всё от графика работы автобусов зависит. И только от него.
Сегодня это как выглядит? Сперва выпускается из парка утренняя партия автобусов, которая после двух-трёх часов дня в парк возвращается. А на смену им из парка вечерняя партия автобусов следует. Она, эта партия вечерняя, всё это время в парке стояла и ждала своего часа выезда. Вот уедут они, а на смену им, в парк, утренние вернутся. И будут стоять автобусы эти до следующего утра. Так давно уже заведено, ещё с "коммунячих" времён.
Ну, а если автобусам работать "от" и "до"? Уехал автобус "на линию" с утречкА раннего, и до позднего вечера, до последнего пассажира, пускай колёсами крутит. Смену водителей и на линии производить можно. Ведь были такие графики. Были! Только вот, что-то "комитетчики" наши запамятовали(?) про это. А в этом случае автобусов уже меньше надо, чем просят у города...
И потом - зачем надо гонять автобусы из парка на станцию и со станции в парк? Площадки при автобусных станциях достаточны для того, чтобы на них автобусы ночью "отдыхали". Надо оборудовать их соответствующим образом и только. Я здесь прикинул, что автобус "прописанный" на Юго-Западе, а работающий на Васильевском острове на "парковых пробегах" 10500км. в год пробегает. Не слабо, для тех, кто понимает.
По-моему, здесь есть над чем подумать. Хотя можно и не "ломать голову". А зачем? Город у нас богатый, если что - заплатит за всё...
часть 8Спасибо за внимание
В общем, как не крути, а "ногу с тормоза снимать" надо, господа Дацюки и прочая шелупонь. Хотя, все вы одним "помазанником" мазаны. И не удивлюсь я, если всё постарому останется. Мне вот только за гражданина Маяковского обидно - ведь верил он в наше светлое завтра и призывал поменьше языком ля-ля-ля. Но не оправдали вы его надежд.