Аннотация: Обсуждение исторической канвы сериала Обитель
Сериал Обитель произвел сильное впечатление на меня своей безоглядной обреченностью и обратил на некоторое время в молчание. Только 6 июня, в этот день в 1923г. пароход "Печора" доставил на Соловецкие острова первую партию заключённых, я собрался высказать свое мнение об этом фильме. Подчеркну, что достоинством сериала является его согласование с замыслом автора романа "Обитель" Прилепиным, что во всяком случае приближает повествование к документальной и концептуальной основе лагерной истории.
тот же текст с иллюстрациями в тексте
на моем дзен-канале Друг Истории (от 06.06.2021) по ссылке https://dzen.ru/a/YLz-5by_QklOGGgL
Вместе с этим нельзя не упомянуть, что автор романа ещё до выхода сериала подвергся критике за свое историческое произведение. Так, Клирик Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Умнягин написал в рецензии 2016г.: "Сопоставление романа "Обитель", посвящённого истории Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) конца 1920-х - начала 1930-х гг. с оригинальными воспоминаниями соловецких узников того же периода показывает мифогенную природу данного художественного произведения...Отсутствие подлинной исторической перспективы не позволяет современному писателю проследить генезис лагерной среды и возвыситься до духовного понимания феномена ГУЛАГа."
Однако я в чем-то возражу Умнягину, предъявляющего требования к писателю - по высшему счёту - с религиозных позиций. Замечу, что современный сериал по роману Прилепина, хотя и с "отвлекающим сексом" на экране, выглядит как Предупреждение политикам. Он хорошо показывает к чему приводит идеологическое противопоставление "свой-чужой" в перипетиях классовой и иной борьбы. Очевидным становится на примере Соловецкого лагеря то, что выделение политически чуждых элементов в обществе ведёт к потере моральных норм и к злодеяниям. При этом как раз историческая перспектива в сериале присутствует, о чем я и собираюсь говорить в данном очерке.
Конечно, многим россиянам хочется представлять Советский Союз как образ из безоблачного детства, который был отнят злыми силами в 90 годы. Поэтому сериал Обитель некоторые критики называют антисоветским, забывая о том, что канва его событий привязана к определенному месту и событиям 1927-1930 гг. Напомню им, что после 1953г. маховик массовых репрессий в СССР был остановлен. Даже большевики сумели опомниться, как когда-то та же католическая церковь после костров инквизиции. Больше того, периоды потепления случались в СССР и при жизни Сталина. После них наступали фазы ужесточения, а потом снова потепления. В притчу и языци вошел один 1937 год, но, напомню, что шахтинское дело состоялось в 1928г., а ленинградское - в 1949-1952гг.
Автор обращается к периоду перехода от относительно мягкого периода в советской истории в 1923-1927гг. к ее ужесточению после 1927г. Начальный пункт сериала "Обитель", - прибытие заключенного Горяинова (актер Е.Ткачук) на Соловки - это 1927 год. Внимание, важно. 1927 год - это год прихода Сталина к единоличной власти, но фамилия Сталин вообще не упоминается в сериале. Может быть потому, что тогда еще не было культа его личности, а, может быть, по другой причине. В любом случае, 1927 - это год ожесточенной борьбы Сталина с троцкистско-зиновьевской группировкой.
полностью текст см. на моем дзен-канале Друг Истории (от 06.06.2021) по ссылке https://dzen.ru/a/YLz-5by_QklOGGgL