Аннотация: Нейтральная история про замечательный самолёт и его создателя
"Деревянный комар" Джеффри Де Хэвиленда
Когда замечательного английского авиаконструктора Джеффри ДеХэвиленда спросили, почему он не строит военные самолеты, он флегматично пожал плечами. "В мирное время штабы ВВС набиты ограниченными людьми. Обсуждать с ними конструкции боевых самолетов просто бессмысленно"
Поэтому к проектированию нового бомбардировщика Де Хэвилленд приступил в инициативном порядке, т. е. без официального заказа. Это означало, что деньги на разработку и постройку опытного образца ему предстояло выложить из средств фирмы, и не было никаких гарантий, что ему их когда-нибудь возместят. Тем неменее, убежденность в своей правоте неуклонно вела конструктора по выбранному им пути.
По господствовавшим в предвоенный период в Королевских ВВС взглядам бомбардировщики должны были прорываться к объектам противника без сопровождения истребителей, отражая атаки перехватчиков огнем бортовых пулеметов. Однако, оценивая нарастающий темп совершенствования истребителей, сэр Джеффри весьма скептически относился к этой концепции и считал, что подобная тактика ничего, кроме тяжелых потерь, бомбардировщикам не принесет. Он предложил идею, казавшуюся еретической: создать совершенно невооруженный бомбардировщик, единственной защитой которого стали бы высокая скорость и потолок полета. Иными словами, он вознамерился создать бомбер, который, ни много, ни мало, летал бы выше и быстрее всех существующих и перспективных истребителей! И как будто одной ереси ему было мало, свой рекордный самолет он планировал строить целиком из... дерева.
Де Хэвилленд рассуждал логично: с началом войны металлы, в особенности - алюминий и легирующие добавки, неизбежно станут дефицитом. И одновременно останутся без нагрузки весьма многочисленные мебельные предприятия, обладающие штатом квалифицированных столяров и краснодеревщиков. Задействовать их для сборки самолетов - значит дать ВВС дополнительные сотни и тысячи самолетов и одновременно избавиться от "металлической зависимости".
В Министерстве авиации, ознакомившись с предложением Де Хэвилленда, покрутили пальцем у виска и посоветовали конструктору вернуться к проектированию гражданских лайнеров. Сэр Джеффри пожал плечами и - вернулся к проектированию своего бомбардировщика. А вскоре грянула война, и все его предположения оправдались самым печальным для англичан образом. В частности, настоящим побоищем окончились отчаянные попытки британских бомбардировочных эскадрилий, действуя в соответствии с довоенными тактическими взглядами, остановить моторизованные колонны наступающего Вермахта в майских боях 1940 г. во Франции. Бомбардировщики "Бэттл" и "Бленхейм", следуя к цели днем, без истребительного прикрытия, становились легкой добычей "мессершмиттов", и бортовые пулеметы им не слишком помогали...
В умах министерских чиновников начало потихонечку светлеть. Не без скрипа, но Де Хэвилленду выдали, наконец, невеликий пока заказ на первую серию в 50 машин. Одновременно, по принятым в КВВС правилам, самолет получил имя собственное, которое вскоре станет легендарным: "Москито", т. е. "Комар".
В истории техники не раз случалось, что инициативный проект оказывался намного лучше разработок, проводимых по заказу правительства. Так вышло и на этот раз. Когда 22 февраля 1941 г. первый экземпляр самолета DH.98 "Москито" впервые поднялся в воздух с аэродрома летно-испытательного центра ВВС Боскомб-Даун, испытатели не могли поверить собственным глазам: DH.98 без труда отрывался от лучшего британского истребителя, знаменитого "Спитфайра"! На высоте 6600 м самолет разогнался до 624 км/ч, а максимальный потолок машины составил 10200 м. И были основания полагать, что это далеко не предел!
Предвзятое отношение к самолету испарилось без следа. Под эгидой Министерства авиации был создан производственный пул по выпуску "Москито": на долю фирмы "Де Хэвилленд" приходились изготовление наиболее ответственных узлов и окончательная сборка, а детали фюзеляжа, панели крыльев и т. д. изготовляли множество мелких и средних предприятий деревообделочной промышленности по всей Англии. Кроме того, к производству "Москито" подключился канадский филиал "Де Хэвилленда", компания "Стандарт Моторс" и австралийская фирма "Коммонвэлс Эркрафт".
Что же представлял собой "мосси", как ласково прозвали его пилоты? Небольшой и исключительно элегантный моноплан, оснащенный двумя двигателями Роллс-Ройс "Мерлин", мощностью от 1480 до 1710 л/с, с экипажем всего из двух человек - пилот и штурман-оператор. Все, что в нем было металлического - это двигатели, бензобаки и детали шасси. Все остальное, и силовой набор, и обшивка - выполнялись из канадской сосны, березового шпона и особого дерева - бальсы, обладающей чрезвычайно малым удельным весом (легче только пробка). Отполированные и покрытые лаком поверхности обладали превосходной обтекаемостью, что позволяло "мосси" развивать феноменальную по тем временам скорость. Лучшие версии "Москито" разгонялись до 690 км/ч, причем на высотах, где большинство немецких истребителей едва-едва "дышали", еле удерживаясь от срыва в штопор! Зенитные орудия туда вообще не доставали... Деревянная конструкция давала и еще одно, не предусмотренное даже самим конструктором преимущество: "Москито" с трудом фиксировали вражеские радары. Получилась, так сказать, первая в истории машина типа "стелс".
Что касается вооружения, то "Москито" несли такой разнообразный ассортимент средств поражения, что перед его создателем остается только снять шляпу!
Дело в том, заложенный как бомбардировщик, "Москито" продемонстрировал удивительную универсальность. В варианте бомбардировщика машина не имела стрелково-пушечного вооружения, но могла поднимать до 1816 кг бомб. В варианте разведчика его главным и единственным "оружием" был набор длиннофокусных (до 900 мм) фотоаппаратов. Машины этого типа вели фоторазведку от Норвегии до Турции, обшаривая практически всю континентальную Европу. В 1943-45 гг. они безнаказанно бороздили небо над захваченным японцами территориями юго-восточной Азии. Именно с борта "Москито", между прочим, высочайшая точка планеты - Эверест - впервые была снята, так сказать, "свысока". Предназначенные для воздушного боя "Москито"-истребители несли по 4 автоматические пушки "Испано-Сюиза" калибра 20 мм и 4 7,71-мм пулемета "Браунинг". Батарея по тем временам мощнейшая! Благодаря могучему бортовому залпу лучший истребитель из летавших на "Москито", капитан Шерф, умудрился сбить за один вылет сразу 5 немецких самолетов - достижение, замечательное по любым меркам. Наконец, в варианте "рейнджера" - самолета для ударов с малых высот - "Москито" в дополнение к стрелково-пушечной батарее нес до 4 227-кг бомб или 8 мощных реактивных снарядов, с гарантией поражавших любую бронетехнику.
Совершенно выдающимся было приборное оснащение "мосси". Они первыми в КВВС получали самые новейшие системы радионавигации "Гобой" и "Лоран", поисковые радары типа AI, ASW и H2S, антирадары "Серрат" и "Моника". Увешанные антеннами, как ежики иголками, "мосси" являли собой грозное предвестие технотронных войн будущего, когда противники станут обмениваться смертоносными ударами, наблюдая цель лишь в виде цветных отметок на экранах боевых мониторов...
Невозможно в рамках журнальной статьи описать все выдающиеся достижения британских пилотов на "Москито". Им всегда поручались самые сложные задания, требовавшие особого мастерства самолетовождения и снайперской меткости. Приведем только один пример.
В ноябре 1943 г. английскому командованию стало известно, что гитлеровцы планируют расстрелять большую группу арестованных французов - участников движения Сопротивления, содержащихся в тюрьме г. Амьен. Чтобы сорвать это злодеяние, решено было нанести "хирургический" бомбовый удар по тюремному комплексу силами 4 эскадрилий "мосси" из состава 140-го бомбардировочного крыла. Для налета выделялось 24 "мосси", 12 истребителей "Тайфун" в качестве сопровождения и киносъемочный "Москито". Сложность заключалась в том, что бомбы нужно положить у тюремной стены и в помещения администрации и охраны, постаравшись не задеть сам тюремный блок. Гибель некоторого числа заключенных, к сожалению, полностью исключить было невозможно, но постараться свести к минимуму - обязательно. У тех же, кто уцелеет, появлялся реальный шанс бежать!
И "мосси" справились с заданием! Снайперские удары бомб проломили стены, административный корпус заполыхал, лишая следователей гестапо тысяч листов следственных "дел", казарму разнесло в щепки. Ценой двух "Москито" и двух "Тайфунов" англичане помогли бежать 258 из почти 700 заключенных амьенской тюрьмы! Важность этого достижения британских летчиков просто не поддается оценке. Один из штурманов, участников налета, позже написал: "Это была операция из числа тех, что создает ощущение: даже если бы ты больше ничего не сделал во время войны, то и этого было бы достаточно".
Как видим, жалить "деревянный комар" умел, и очень больно. В целом же самолет "Москито" показал себя как высокоэффективное и надежное оружие. Достаточно красноречив такой факт: за годы войны "Мсокито"-бомбардировщики совершили 39 795 боевых вылетов, сбросили 26 867 т бомб при своих потерях в 254 самолета, или 0,63%, что составляет самый низкий уровень потерь среди всех типов самолетов, состоявших на вооружении британского Бомбардировочного командования. "У этой машины был всего один недостаток, - заметил однажды генерал-лейтенант Беннет, чьи пилоты летали на "Москито". - Их всегда было слишком мало..."