Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Заостровское противостояние: пейзаж после битвы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая публикация: www.portal-credo.ru, январь 2013г

  Андрей Дударев
  
  Заостровское противостояние: пейзаж после битвы.
  
  Ну вот, кажется, если уж не прекратился совсем, то хотя бы притих на время шум, поднятый в интернете в связи с темой Заостровья. Священник Иоанн Привалов переведен из заостровского храма "под надзор" в кафедральный собор... Конечно, будут ещё публикации на эту тему, возможны также и действия... Но, тем не менее, некоторая картина заостровской битвы уже сложилась. То, что это была именно битва, вряд ли, у кого-то теперь вызывает сомнение.
  Видно, что редакция сайта "Русская народная линия" и митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил Доровских со своим окружением действовали согласованно, вероятно, по ранее разработанному сценарию. Серия громких публикаций на сайте "РНЛ" и последующее за ней через короткое время т.н. расширенное заседание Епархиального совета, где о. Иоанну было выражено недоверие, вынуждают думать именно так. Не исключено также, что "подготовка к бою" была ещё основательнее. По крайней мере, многие православные и околоправославные сайты, такие как ИКЦ Св. Иринея Лионского, сайт ПСТГУ, "Благодатный огонь", сайт Сретенского монастыря Православие.ру и другие активно участвовали в перепечатке материалов "РНЛ". Сразу после Епархиального совета, как снаряд дальнобойной артиллерии, прилетел в Архангельскую епархию диакон Андрей Кураев. Присоединился, по-видимому, неосторожно к дискуссии-схватке и известный своей умеренностью прот. Алексий Уминский, опубликовав статью на сайте "Православие и мир".
  "Ответный ход" защитников о. Иоанна был стремительным и не менее массированным. В статьях и блогах друзья и сторонники о. Иоанна и Преображенского содружества малых братств (ПСМБ) пытались апеллировать к разуму и справедливости, указывая на очевидные позитивные плоды его деятельности. А.И. Шмаина-Великанова, О.А. Седакова, о. Павел Адельгейм, преподаватели СФИ, прихожане заостровского храма, многие, знавшие лично о. Иоанна православные христиане, свидетельствовали о ложности обвинений в адрес священника. Причем к защитникам присоединились также и некоторые, вышедшие ранее из содружества оппоненты ПСМБ и о. Георгия Кочеткова, - пришлось сплотиться, когда на горизонте замаячил общий враг - национал-фундаментализм...
  Но ничего не помогло. Вопрос решился административно, а не соборно.
  Участники конфликта вынуждены привыкать к новому положению. Но неверно думать, что положение поменялось только у о. Иоанна, который на протяжении всего времени вел себя очень достойно. Положение поменялось и у митрополита Даниила. Это изменение положения, не заметное внешнему взгляду, тем не менее, реально. Митрополит Даниил, безусловно, репутационно проиграл. Теперь его имя будет стоять рядом с именем архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), который всему православному миру известен как гонитель о. Павла Адельгейма. Изменилось положение у диакона Андрея Кураева. В запале бескомпромиссной критики о. Георгия Кочеткова о. Андрей допустил странный пассаж в адрес известного библеиста А.И. Шмаиной-Великановой и народного артиста С.Ю. Юрского. Фронтмен российского медиабогословия рискует после этого стать нерукопожатным в академических и творческих кругах, где эти люди пользуются непререкаемым авторитетом. В кругу "меневцев" и "кочетковцев" он, пожалуй, уже стал таковым - многим известны его нападки на о. Александра Меня, и по отношению к о. Георгию он занимает вызывающе непримиримую позицию.
  Отдельно стоит сказать об о. Алексии Уминском. Он, искренне, по-видимому, желая способствовать мирному разрешению конфликта и предложив даже создать "площадку для серьезного обсуждения и диалога", не учел того, что прежде, чем начать такой диалог, необходимо прекратить травлю одной из сторон. Терпимо относясь к о. Иоанну Привалову, о. Алексий при этом нетерпим к его единомышленнику - о. Георгию Кочеткову. Последнего он упрекает в идеологизме. Но в этом упреке, похоже, о. Алексий вступил на ту почву, где он не чувствует себя уверенно. Цитата "Где является епископ, там да будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическая Церковь", взятая им в отрыве от всего корпуса новозаветных книг, сама становится началом партийности и идеологии, т.н. клерикальной идеологии. Если он всерьез хочет вдумчивого диалога, то, первым делом, должен быть готов к тому, что его собственная картина мира может поменяться. Но готов ли он к этому?
  Стоит сказать, что ПСМБ быстро откликнулось на предложение о. Алексия о диалоге, опубликовав на своем сайте соответствующее заявление. И, если бы о. Алексий предложил бы конкретные формы такого диалога, как знать, может быть, что-то из этого и получилось бы. Но готово ли к серьезному, вдумчивому диалогу само ПСМБ? Члены содружества, привыкшие на протяжении длительного времени ощущать себя, словно в осажденной крепости, захотят ли открытого разговора? Все ли вышедшие из содружества и прошедшие оглашение будут на стороне братчиков? Не явятся ли они с некоей своей самостоятельной позицией? Или предполагался диалог только с иерархией? Свидетельства о вере и Церкви (коими изобилует жизнь содружества) и внутрицерковный диалог - это ведь не одно и то же. Диалог характерен, прежде всего, тем, что вступивший в него должен быть готов принять настоящую, а не ура-богословскую критику. А настоящая критика всегда в духовном смысле не "снизу", а "сверху" (впрочем, тех, кто способен дать такую критику, ещё нужно поискать - многие из ушедших ушли из-за того, что не смогли "вместить" общинной и братской жизни, а не потому, что готовы были дать такую критику)...
  Желание диалога с одновременной неготовностью к нему, пожалуй, есть у всех участников противостояния.
  Но, повторюсь, в условиях травли говорить о каком-либо диалоге преждевременно.
  Конечно, о. Алексий Уминский прав, когда называет заостровский конфликт не конфликтом двух людей... Но в чем тогда этот конфликт? Это, по-моему, конфликт двух подходов к церковной жизни. Мне видится, что отличие этих подходов, прежде всего, в том, какой дается ответ на вопрос: извлекла Церковь уроки из кровавого 20-го века или нет? Прот. Алексий Уминский, митр. Даниил Доровских, диакон Андрей Кураев и прочие как бы говорят: Церковь должна быть такой, какой она была до русской антропологической катастрофы, обновление Церкви не нужно, к корням духовной жизни возвращаться не следует, пусть всё остается, как было. Но, к счастью, есть те, кто считает иначе: Церковь должна извлечь уроки из 20-го века, она должна внутренне обновиться, чтобы не случилась в России новая катастрофа. Необходимость этого обновления (которое органично включает в себя евхаристическое возрождение, катехизацию перед крещением, духовное образование мирян, общинную жизнь и т.д.) определяется не существованием движения ПСМБ, а, прежде всего, тем, что в 20-ом веке произошёл суд Божий над Церковью, не замечать который невозможно. Диакон Андрей Кураев, прот. Алексий Уминский, митр. Даниил Доровских с редакцией и авторами "РНЛ" спорят не с о. Иоанном Приваловым и даже не с о. Георгием Кочетковым, они спорят с миллионами замученных жертв ГУЛага...
  Увы! Но этот спор не закончен, он продолжается в наших сердцах.
  В РПЦ назрели перемены (конечно, не в административном смысле). В этом веяние времени, в этом воля Божья. Эти перемены всё равно будут происходить, вопрос лишь в том, при посредстве иерархии или при её неучастии или даже сопротивлении. У ПСМБ со всеми оговорками, безусловно, накоплен бесценный опыт. Почему бы не попробовать что-то воспринять из этого опыта?
  Эпоха "церковного" сталинизма, выразителем которой является "РНЛ" и подобные должна быть изжита. На смену церковным лидерам девяностых и нулевых, пользующихся духовной безграмотностью тех, кто их слушал, приходят новые люди, способные дать адекватный ответ для вдумчивой аудитории без использования спекуляций и эмоций. Этих людей уже много и они есть не только в ПСМБ. Что поделаешь, если народ Божий умнеет и требует богословия, соответствующего его интеллектуальным запросам?
  Происходит смена неформальных лидеров, смена церковных элит. Она происходит хотя бы в медиа-пространстве. Конечно, процесс этот небыстрый, как, собственно, и процесс взросления и умственного роста.
  Заостровская битва - это индикатор, индикатор того, что колесо церковной истории подкатилось к новому повороту. Что там, за поворотом? Узнать можно, только повернув. Или, может быть, лучше назад - куда зовут "РНЛ" и прочие?
  Спасибо, но что-то не хочется...
  
  P.S. Когда мы несколько лет назад беседовали с о. Иоанном о Солженицыне (он был одним из первых читателей моей работы о нем), кто знал, что вскоре самому о. Иоанну предстоит стать, подобно Александру Исаевичу, участником своеобразного "процесса исключения" в своей родной епархии... Сейчас о. Иоанн болен и, по словам тех, кто с ним виделся, очень сильно переживает из-за происходящего. Пожелаем ему здоровья и Божьего укрепления. А всем нам вместе пожелаем христианской любви друг ко другу и мудрости. Во всех сложных ситуациях это не будет лишним...
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"