Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Теоретическая схема и социальная группа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это небольшой, но весьма существенный комментарий к работе "Реактивация смыслов и динамика жизни: "Духовные движения в РПЦ в ХХ веке: экклезиологический аспект".


Теоретическая схема и социальная группа.

   Недавно на семинаре, состоявшемся на кафедре философии СФИ, Г.Б. Гутнер предложил понятие теоретической схемы (или идеальной конструкции) http://www.sfi.ru/statja/teologija-ili-ideologija/. По Гутнеру, теоретическая схема - это некая связь идеальных объектов, которая создается для того, чтобы что-то прояснить. Такого рода прояснения возможны в научных теориях естествознания, гуманитарных науках, теологии...
   Я в данном случае обратил внимание на понятие теоретической схемы (или идеальной конструкции) по той причине, что при помощи этого понятия легче преодолеть трудность, возникающую у неподготовленного читателя при чтении моей работы "Реактивация смыслов и динамика жизни: "Духовные движения в РПЦ в ХХ веке: экклезиологический аспект". Ссылка на эту работу: http://samlib.ru/editors/d/dudarew_a_n/reaktivatsiasmislov.shtml Трудность могла возникнуть по той причине, что введенное мной понятие экклезиологической модели было непривычно. Переход от текстов Священного писания (или сугубо богословских текстов) к теоретическому моделированию некоторые, даже весьма эрудированные в области экклезиологии специалисты не смогли преодолеть. Однако, доклад Г.Б. Гутнера "Теолгия или идеология?" дает возможность объяснить понятие экклезиологической модели через понятие теоретической схемы. Получается, в рамках логики рассуждения Г.Б. Гутнера, что экклезиологическая модель - частный случай теоретической теологической схемы.
   Однако необходимо сказать ещё об одном. А именно. Понятие теоретической схемы применительно к конкретному человеку всегда выглядит как некое насилие (обычно говорят в этом случае, что человека пытаются "запихнуть в схему") или, если кто-то предлагает идеальную конструкцию, говорят, что он "мыслит схематично". Поэтому понятие теоретической схемы лучше употреблять в связи с некой социальной группой(1). Дело в том, что на один и тот же предмет, особенно когда речь идет о теологии, у разных людей может быть целое множество своих описательных идеальных конструкций. По какому-то количеству параметров эти идеальные конструкции могут совпадать, а по какому-то отличаться. Чем больше людей участвует в создании объединенной концепции, тем создаваемая теоретическая схема менее разветвленная (с меньшим количеством параметров) и более сухая. Вообще, когда речь идет о крупных объединениях (это можно хорошо отследить по анализу политических движений), идеология этих движений, как правило, достаточно проста и часто выразима при помощи лозунгов. Это происходит не потому, что в руководстве этих движений стоят ограниченные люди, не могущие предложить более разветвленную политическую программу, а потому, что эти политические лидеры простотой теоретической схемы хотят заполучить как можно большее количество политических сторонников.
   Таким образом, теологическая теоретическая схема - это, как правило, совокупность договоренностей внутри некой религиозной группы, которая может быть выражена как в виде постулатов, сформулированных лидерами этой группы, так и в виде некоего согласованного со всеми соборного решения, как в случае, например, догматических договоренностей.
   Поэтому применительно к моей работе за понятиями поместно-приходской, евхаристической, общинно-братской и пневматологической экклезиологий стоят помимо всего прочего, как правило, и вполне конкретные социальные группы в которых преобладает тот или иной тип сознания. Причем, объединение в эти группы достаточно условно и обусловлено, в основном, тем набором книг, который прочитал тот или иной предполагаемый участник группы. Конечно, у каждого члена такой группы может быть и своё особое мнение по богословским вопросам, но это мнение не противоречит той идеальной конструкции, которую в качестве некоего манифеста можно провозгласить в этой социальной группе.
   (1) Социальная группа -- объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"