Дудаев Александр : другие произведения.

Исповедь неправильного украинца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья написана на неполитическом закрытом специализированном форуме. В оригинале она была чуть больше. В данной публикации пришлось убрать или изменить личные моменты, по которым слишком легко определить персональные данные автора. Статья писалась с 22 по 29 марта 2014 года. Некоторые мелкие исправления вносились и позже. Нашел в завалах... Решил выложить, может кому будет интересно... В оригинальном тексте было довольно много линков на интернет, но в принципе большая часть вполне себе вики-доступна, а те линки на которые стоит отдельно обратить внимание в контексте статьи - я даю в тексте в скобках. Их минимизировал, так как большая их часть имеет абсолютно нечитаемый вид и невбиваемый вручную размер.

Исповедь "неправильного" украинца...

Annotation

     Статья написана на неполитическом закрытом специализированном форуме. В оригинале она была чуть больше. В данной публикации пришлось убрать или изменить личные моменты, по которым слишком легко определить персональные данные автора. Статья писалась с 22 по 29 марта 2014 года. Некоторые мелкие исправления вносились и позже.


Исповедь "неправильного" украинца...

Глава 1

     Статья написана на неполитическом закрытом специализированном форуме. В оригинале она была чуть больше. В данной публикации пришлось убрать или изменить личные моменты, по которым слишком легко определить персональные данные автора. Статья писалась с 22 по 29 марта 2014 года. Некоторые мелкие исправления вносились и позже.
     Общество сейчас расколото, и политические темы поднимаются даже на самых неполитических ресурсах. И горько, что часто давние друзья и родственники начинают сталкиваться друг с другом, не понимая позицию еще вчера такого близкого человека. Эта статья писалась как объяснение не понимавшим моей позиции людям, которым я не мог сказать просто «Ну и фиг с тобой - забирай свои пасочки, и шуруй в другую песочницу!» Потому она такая с одной стороны личная, а с другой – немного сумбурная. Но уж как написалось…
     Уже несколько дней все пытался собраться и написать расширенно про нации и национальности. Но, видимо, именно понимание, что формулировка слишком узкая, меня подсознательно все время останавливало. Но люди пишут, звонят, спрашивают, обвиняют... И как-то тема сама собой расширилась. Потому попытаюсь (насколько получится) описать свою позицию по ситуации в общем.
     
     * * *
     
     Те, кто не любит читать много - проходите мимо. Совсем коротко у меня вряд ли получится... Потому букв будет много... Каюсь, страдаю недугом многословия...
     Итак. Я мужчина, гражданин Украины, мне около сорока лет. Высказываю последнее время множество всякого, что выглядит явно про-российски. А для многих выглядит даже направлено против Украины. Собственно в этом и обвиняют...
     Постараюсь объяснить свою позицию. Начать придётся издалека.
     Родился я на Дальнем Востоке. Отец и мать – уроженцы Сибири. Фамилия отца украинская ("-ко"), фамилия матери оканчивается на "-ева". Когда моя страсть к поглощению информации добралась до генеалогии и я смог собрать данные по предкам, то выяснилось, что по линии отца ВСЕ известные предки были "украинцами" (4 поколения вглубь, т.е. до середины 19 века). Даже тогда, когда уже жили в Сибири (а переехали туда из Полтавской губернии во времена Столыпина). По линии матери главный предок (от которого и пошла её фамилия), был уроженцем Кавказа, возможно "дворянских корней", высланным в ссылку в Сибирь после окончания Кавказской войны. Там он сошелся с местной (возможно русской, но точных данных нет), а вот все остальные, более близкие предки в линии, были тоже "украинцами". Итого, имеем: 50% чистейшей "украинской крови" от отца, минимум 37,5% "украинской" крови от матери. Ну и остаток 12,5% - кавказско-неизвестный, возможно кавказско-русский. Но не факт... Все они говорили по-русски. Не только те, кого я застал в живых, но и кого мать и отец знали живыми... Вот такая вот "украинская" кровь. Под Полтавой и до сих пор есть село, где почти все жители носят мою фамилию. А в Киеве, по базе данных ГТС, только в моем районе живет более десятка людей с моей фамилией...
     После Приморского края мы переехали вначале на Сахалин, потом на родину отца - в Кузбасс, потом, отец уехал на Украину, строить ЧАЭС. Через год и мы с матерью переехали к нему в Припять. Припять, как и большинство других "городов при АЭС" имел союзное подчинение и по национальному составу был "сборной солянкой", мало соответствующей окружающим территориям. В детском садике в Припяти я говорил на русском. И, пойдя в школу, я тоже говорил и учился на русском...
     О существовании украинского языка я лично узнал, перейдя во второй класс - у нас появился предмет "Українська мова". Правда, учили мы его чуть более полугода. Потом учительница ушла в декрет, а новой, знающей украинский, нам так и не нашли. В третьем было тоже самое (т.е. мы страдали без украинского). В четвертом классе, правда, вместо "единого педагога" уже началась "беготня по кабинетам", а потому и "мова" и "лiтература" у нас уже были. Но учили мы ее примерно как английский язык, так как практики языковой все равно не было. Даже в окружающих Припять селах народ говорил по-русски. Что уж говорить о самом городе. Где-то в 1982 я с родителями побывал впервые в Киеве. Запомнилась только Лавра. Украинского языка я так и не слышал, хотя уже начал обращать внимание на множество украино-язычных вывесок, типа "перукарня" ("парикмахерская") и "їдальня" ("столовая"), которые меня изрядно тогда веселили. Не помню, когда в Припяти на главной площади установили замечательную украинскую фразу общей длиной метров в 200-250 по крыше дома, но "Хай будэ атом робитником, а нє солдатом!" ("Пусть будет атом рабочим, а не солдатом!"), по моим личным воспоминаниям, чуть-ли не единственная украинская надпись, которая мне помнится из детства. И еще были книжки на украинском, которые принудительно навязывались "в нагрузку" к редким и популярным художественным книгам.
     В середине 80-х мы (уже вчетвером, так как уже родился мой брат), уехали на Кубу - помогать братскому кубинскому народу строить АЭС "Хурагуа". Саму станцию строили советские специалисты, обучая по ходу кубинских. Поселок при станции строили вначале БОЛГАРЫ и НЕМЦЫ (из ГДР), а потом уже сами кубинцы. Немцев лично я уже не застал, но болгары при мне были еще почти год. От них у меня в личном архиве до сих пор сохранились несколько отдельных листов с комиксами на болгарском из их журналов . Надо заметить, что болгар можно было понять, даже если они не знали русский. Правда только если говорили медленно
     Понятно, что учился я опять на русском, говорили вокруг только на русском или испанском (но это как бы "вовне", так как 90% общения было в своей среде, а у детей так и еще больше)... При этом национальный состав и советских специалистов, и их отпрысков в школе, был очень широкий. Русские, украинцы, армяне, грузины, азербайджанцы, якуты, литовцы, евреи - это только те нации, которые я точно помню сейчас по конкретным знакомым людям (и прежде всего по одноклассникам). Но думаю были почти все нации, которые проживали в СССР. Некоторых вообще было невозможно "отличить". Некоторые выделялись, но никому и никак это существенно не мешало. Максимум - добавляло причин для дружеских шуток и подколок.
     Например, был у нас в 5-ом классе один очень колоритный армянин по фамилии Ачоян. Сидел, обычно, на задней парте, болтал вечно с соседями, а на любое внимание к своей персоне со стороны учителей, отвечал коронной фразой "А чо я?" Был одесский еврей Лёва, который просветил меня по многим вопросам детской интимной поэзии ("Пошел козел в кооператив, купил козел презерватив...") и теории интима вообще . Потом уже, в выпускном классе, была у нас пара армян, брат с сестрой, мальчик и девочка, где она была отличницей, а он вечным "лузером"... Был еще один армянин, знавший в совершенстве, кроме армянского и русского, еще азербайджанский, грузинский, английский и испанский. И еще несколько языков "немножко" И вот весь этот интернационал кубинцы называли "совьетико", т.е. "советский". Для них мы не были все русскими. Но все были единым народом, одной нацией. Братской нацией. Кстати, внутри себя они тоже неоднородны. Хотя официально идеологически с этим боролись, и старались изжить, но кубинцы делились, как минимум, на "испанцев", "негров", метисов. Попытка поздравить "испанца" с "Днем освобождения негров", например, могла надолго стоить хороших отношений... Я, правда, обо всех этих тонкостях узнал уже в 90-ых. До того, ни с нашей стороны, ни с кубинской, в глаза подобное не бросалось...
     В 1987 нам пришлось вернуться в СССР, так как в 1986 "взорвалась" ЧАЭС, и мы остались без родного дома... Мы вернулись на Родину, в СССР. Побывали в Удомле (Калининская АЭС), но вернулись на Украину и получили квартиру в Киеве. Отец еще дорабатывал почти год контракт на Кубе, а мы (я, мать, брат), обживали новый дом. Я пошел в новую школу, опять в моем расписании появились украинские "мова" и литература. И, что интересно, половина класса их не учили вообще (были освобождены, так как приехали из других регионов СССР, где ранее этот язык не учили, много было у нас в классе детей военных, из Казахстана, Средней Азии, Прибалтики), а остальные учили примерно так, как я в свое время в Припяти. Замечу, что ни среди моих одноклассников, ни среди соседей по дому, двору, не было ни одного человека, который бы в бытовом общении использовал украинский. Вообще. Но язык мы изучали. В городе украинский услышать было тоже сложно. Но бывало все же... Телевидение и радио украинские обычно часть передач вели на украинском. Мать устроилась работать в районный исполком - будучи инженером-строителем, занималась около-строительными и архитектурными проблемами нашего района г. Киева. Сколько у ней бывал на работе, вся документация, в основном, велась на русском, хотя часть документов и дублировалась на украинский. Мать сама на нем не писала, так что, скорее всего, переводил какой-то штатный сотрудник-переводчик...
     Вернулся отец. Вернулся и на старую работу, т.е. на ЧАЭС. Только теперь уже на ликвидацию аварии, работал на "Укрытии". На ликвидацию съехался народ со всего Союза. Кроме того опять же силами всего СССР строился новый городок атомщиков - Славутич. Там прямо улицами и кварталами строили строители из разных республик. "Как результат, сейчас город разделён на тринадцать кварталов: Бакинский, Белгородский, Вильнюсский, Добрынинский, Ереванский, Киевский, Ленинградский, Московский, Рижский, Таллинский, Тбилисский, Черниговский, Печерский, каждый из которых имеет свою особенную архитектуру и атмосферу."
     К моменту аварии (26.04.1986) в Припяти жило большинство наших ближайших родственников. Часть из них и из друзей/знакомых, получили квартиры в Киеве, часть в Славутиче, часть знакомых и друзей разъехались по Союзу. В том числе и в Латвию, например (до сих пор живут в Риге).
     В конце 80-х отцу вторично предложили подписать контракт для работы на Кубе, и мы вторично поехали на "Остров Свободы". Поселок при тамошней АЭС существенно разросся. Кроме наших там теперь почти половину населения составляли кубинцы, очень увеличилось и количество наших специалистов. В советской школе некоторых младших классов было по 4-5 (т.е. до буквы "Е"). Я приехал в 11 класс, и даже их было 2 (хотя до 88 или 89 года школа была восьмилетней, и только второй или третий год была полной 11-леткой).
     Надо заметить, что уже тут, на Кубе, я впервые заметил сепаратистские настроения (дома, в Киеве, ничего подобного не наблюдал). Причем, именно в украинской "диаспоре", которая была самой многочисленной после русской, из советского населения. Был организован "Ансамбль украинской самодеятельности", даже среди моих одноклассников и друзей возникали разговоры на тему "мы кормим весь Союз", и явное выделение украинцев из общества. Но, понятно, все это больше на бытовом уровне. Но при этом КПСС и вездесущее КГБ все это безобразие отнюдь не спешили "пресечь", хотя даже по поводу "Перестройки" и "Гласности" политика была намного более жесткой, чем в Союзе. На референдуме "За сохранение СССР" я уже голосовал. Проголосовал "За". Был удивлен, что некоторые одноклассники голосовали против. Но общий результат и по Союзу вообще, и по нашему мелкому поселку в частности, был намного больше 70%, так что я особого значения этому не придал.
     С информацией из Союза было не ахти. Программу "Время" там обычно можно было посмотреть в "Актовом зале" в записи раз в неделю. С газетами было получше, но приходили они все равно "кипой", сразу за неделю-две, так что и читали их намного меньше, чем это было обычным на "большой земле". Так что про события в Прибалтике лично я узнал только уже после "выпускного" и возвращения в июне 1991-го в Киев.
     А вот по приезде в Киев в 1991-ом и начал уже замечать явные изменения. Тоже не сразу, конечно, так как был занят подготовкой к поступлению в ВУЗ, и не было особого времени и желания следить за политикой. Но общий фон уже ощутимо изменился. Не могу сказать, что уже тогда четко выделял украинскую пропаганду. Нет. В то время, при еще живом СССР наши "рулевые" действовали тонко. Почти вся пропаганда была на уровне подсознания и "своего взгляда" на действия Ельцина, например. Т.е. Кравчук предоставил Борису Николаевичу роль ледокола, который будет прокладывать основной маршрут (якобы), а сам держался сзади, делая вид, что Украина не при делах и никакой независимости ей не нужно... Но активно готовился... И то там, то здесь, пакостил по-мелочи то Горбачеву, то Ельцину, добиваясь, чтобы финал был сыгран максимально выгодно для Украины. И под шумок ситуации с ГКЧП принял Декларацию Независимости. В нарушение мнения населения, которое на Референдуме в марте высказалось за сохранение СССР (70,2%). Сделал это, правда, ювелирно - не придерешься, потому что в вопросник Общесоюзного Референдума в марте на территории Украины был добавлен вопрос, фактически противоречащий главному - «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?», на который наивное большинство населения (80,2%) ответили "Да", обеспечив Кравчука легитимностью для принятия Независимости.
     Зато после этого все быстрее начал раскручиваться активный маховик рекламы "Полной независимости". В чем только не обвиняли Центр/Москву... А Украина вся белая, пушистая, самая работящая, всех кормит, поит и спать с собой ложит (кладет? ), а оне, гады такие, неблагодарные, ею, красавицей, только пользуются... Со всеми вытекающими изменениями в массовом сознании. Мне уже тогда это все наблюдать было довольно странно, хотя я и не имел еще своего четкого мнения и знаний на эту тему. Но вопросы уже возникали. И ответы я старался найти. И находил. Совсем не те, что вещала украинская пропаганда. Которая уже начала кричать и про зажимание украинского языка, про нехватку украинских школ и про другие преступления клятых москалей, объедающих Украину и убивающих её великую культуру...
     Так как ни себя, ни родителей я не мог считать "правильными украинцами", по причине нашего сибирско-дальневосточного происхождения и малого срока проживания собственно на Украине, то начал задавать вопросы знакомым и родственникам, "более местным". И из ответов, картинка складывалась почти всегда противоположная навязываемой пропагандой. Выяснилось, что никто никогда украинский не запрещал. Наоборот, народ говорил в основном на русском, а украинский всегда (на памяти моих "респондентов", некоторые из которых родились еще в 1920-х, и живших и учившихся на Украине (правда это, в основном, Киев и Одесса), в большинстве случаев с еще довоенного времени) навязывался как образованием (принудительное изучение "мовы" в школе), так и официозом (обязательные вывески на украинском, привилегированное украинское вещание по радио, навязываемая разными методами украино-язычная литература и т.д.). Общение с родственником, который долгое время в 1960-1970-ых проработал на Львовской железной дороге, а жил в г. Самбор Львовской области, объяснило мне, "откуда ветер дует" и в каком направлении стоит покопать подробнее...
     Ну и старался наблюдать, что происходит вокруг. Пытаясь понять не только насаждаемое пропагандой, но и лежащее на более глубоких горизонтах... Продолжая изучать не только окружающую практику, но и всю связанную "теорию".
     Заодно, кстати, и пытаясь понять, кто же все-таки я сам и мои родители (в советских паспортах у всех нас было записано "русский", но, учитывая фамилию и уже выясненную историю предков, это стоило обдумать и подвести под адекватную теорию).
     Один из дядек моих, кстати, еще в Припяти, в начале 80-х, женился на украинке-селянке из села в Житомирской области. После аварии на ЧАЭС они с дочками (двумя уже на тот момент), переехали жить в один из городов в тех местах. А мы к ним регулярно ездили (и ездим) в гости. И общались / общаемся с вроде как совсем уж местно-украинской родней со стороны его жены.
     А в стране в это время уже появился Президент. Которым, понятно, стал "по наследству" Кравчук. Отменивший, в борьбе за обижаемую "мову" и украинскую культуру, второй государственный русский язык. Все школы начали переводить на украинский, чисто русских школ вообще почти не осталось, а "русских" в понимании СССР (т.е. где преподавание на русском, но обязательное изучение украинского) с каждым годом уменьшалось в разы. Декларируя демократию и защиту прав человека, правительство Украины устроило прямой культурный геноцид против русскоязычного населения:
     1. Школьное образование все было переведено на украинский. Принудительно, не принимая во внимание желание родителей. Русских школ просто не стало. Выбрать можно было только между украинской школой и... более плохой украинской школой. Вот картинка, которая ярко показывает этот процесс на основе официальной статистики:
 []
     
     2. Высшее образование перевести было сложнее, но справились и с этим. Причем действовали намного более жестко. Лично столкнулся в институте с ситуацией, когда затюканный "украинизаторами" русско-говорящий преподаватель был в таком состоянии, что удивительно, как не повесился... Насколько мне известно, он потом, таки, переехал в Россию.
     3. Детские сады по экономическим причинам просто практически все позакрывались, потому что народ почти перестал рожать. Так что по факту большинство детских садов ПОТОМ просто организовывались уже заново. И, понятно, уже тоже как чисто украинские...
     4. Довольно быстро на государственном уровне установили большое количество ограничений, в том числе экономических, для редакций и типографий. Печатать на русском стало невыгодно. Народ все равно читал на русском, писатели все равно писали на русском, но книжки теперь приходилось завозить из России и Белоруссии, а местным писателям ехать издаваться за границы Украины. Думаю нет смысла перечислять хорошо известных современных «русских» украинцев в литературе, и мало кому известных «украинских» украинцев.
     5. Подобные же ограничения наложили и на периодическую печать.
     6. А к 2004 году (но началось еще при Кучме, так что Ющенко тут действовал как продолжатель давно начатой политики) ввели ограничение на использование русского языка в радио- и теле-вещании, а так же в кинопрокате.
     7. Вначале даже потребовали переводить на украинский все фильмы вообще. В том числе и изначально русско-язычные... Но такого издевательства просто экономически не тянула отрасль (хотя некоторое количество советских фильмов успели даже переозвучить по-украински), что теле-, что кино-вещательная, а потому это отменили и разрешили русско-язычное кино показывать просто с украинскими субтитрами.
     8. Понятно, что весь официоз перевели на украинский. Причем если довольно долгое время "дрессировали чиновников", т.е. требовали от них говорить на украинском и все документы издавать и сопровождать на украинском, то с определенного времени и принимать документы стали только на украинском. Что, понятно, довольно слабо согласуется с Декларацией прав человека и прочими демократическими ценностями.
     Все это сопровождалось идеологической накачкой, наиболее кратко формулируемой так "Живешь на Украине - обязан знать украинский!" А с какого х…, вообще-то? Пусть я сам и "понаехавший", но миллионы людей живших на территории нынешней Украины родами, семьями, поколениями, на протяжении столетий говорили на русском. И на других языках. На том же венгерском, польском, чешском и румынском/молдавском, крымско-татарском, греческом... Они ОБЯЗАНЫ знать только свой родной язык. При демократии ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, а не наоборот. Так что пусть государство учит язык населения и подстраивается под язык населения. Но, понятно, что "такая демократия нам не нужна!"...
     Понятно, что подобная политика не могла не сказаться на всей жизни населения. В том числе и на демографии. Думаю эти картинки достаточно ярко показывают, каким областям в независимой Украине жилось комфортно, а каким не совсем.
     Первая карта – «Изменение численности населения областных центров, Киева и Севастополя (1989-2014 гг.»). Как мы видим, рост населения областных центров наблюдался все эти годы только в Галиции и Волыни, Киеве и Крыму. Киев столица государства, так что рост будет даже в случае ухудшения уровня жизни в стране. Крым увеличил население прежде всего благодаря возвращению крымских татар. Во всей же остальной стране наблюдался спад численности населения.
     Вторая карта – «Естественное движение городского населения в 2011-2012 гг.». Тут мы наблюдаем уже полное подтверждение предыдущих тенденций. Т.е. привелигерованное благодаря государственной идеологии население западных областей растёт, а по всей остальной территории Украины – всё больше и больше падает.
 []
     
 []
     
     Я сейчас пишу только про "культурный геноцид", но украинизация прошлась по всем областям. Т.е. и по науке, и по медицине и по инженерно-техническим областям... Про эффекты, к которым это привело (экономические, политические, научные) - позже. Но культурно, попытка убить на территории Украины русскую культуру, била по культуре вообще, в том числе и по украинской. Вспомните Гоголя и Шевченко. Они оба писали на двух языках. Но, как ни парадоксально, оба - представители русской культуры и писали для русской аудитории. И интересны в контексте неразрывности культур. Украинская культура наиболее интересна и востребована как часть русской. Как ее грань. Как отдельный двумерный взгляд на объемную фигуру. Этот взгляд интересен и нужен только пока есть объемная фигура. Без нее он теряет смысл... Вот и попытки задавить русское в украинском, в какой бы области это ни пытались сделать, ведет к тому, что убивают всё. По крайней мере всё, что могут убить... Благо русская культура живет и вне Украины... Именно потому в нынешние времена Шевченко стал малопопулярен. Он чересчур русский для текущей украинской идеологии... Гоголь, понятно, вообще москаль, пробы негде ставить , но даже Шевченко уже не вписывается в то культурное "нечто", которое пытается навязывать в качестве "украинской культуры" современная пропаганда...
     Несмотря на жесткую украинизацию, русский язык продолжает и до сих пор оставаться основным в обычном ("домашнем") общении населения:
 []
     
      (данные 2009 года)
     Тут самое время отвлечься и ответить на пару обще-философских вопросов.
      Для чего нужен язык и как он развивается?
     Любой живой язык всегда одновременно испытывает две основные тенденции - усложнения и упрощения. Одновременно. А нужен он, понятно, для обмена информацией между своими и ограничения возможностей для обмена с чужими.
     Ну, с упрощением все просто - чем проще жизнь, тем проще становится язык. Чем меньше в среде использования языка профессиональных и территориальных сообществ и крепче их связь, тем меньше жаргонов, тем проще языку принять устойчивую форму, охватывающую весь культурный багаж общества, использующего язык.
     С усложнением чуть сложнее. Во-первых, обратные предыдущему требования. Т.е. каждое отдельное сообщество внутри общества, порождает свой жаргон. Будь это профессиональное, территориальное, религиозное или любое другое сообщество. Чем крепче связь сообщества с обществом, тем быстрее жаргон вливается в общий язык и сливается с ним окончательно, т.е. упрощается, значит, чем слабее связь, тем больше язык и жаргон расходятся. Вплоть до выделения отдельного языка. Но на само количество жаргонов влияют еще дополнительные факторы. Во-первых, общий уровень культуры и науки, техники. Чем он выше, чем больше количество профессиональных сообществ, тем больше жаргонов. То же и с территориями. Чем их больше, тем больше территориальных жаргонов-говоров. И чем больше их, тем с большим количеством соседних отдельных обществ они контактируют, а значит обмениваются и взаимовлияют.
     Это идеальная схема-формула. В реальности, понятно, далеко не всегда все так просто и красиво. Но, тем не менее, как минимум два языка в мире, две культуры, базирующихся на этих языках, выдерживают эти принципы. Это русский и китайский. Они очень во многом похожи, хотя в некоторых моментах действуют противоположно. Расписывать тут не буду, сейчас не про Китай .
     Но что нам нужно при этом знать про Россию? Россия дает "правила игры". Фактически только это и есть Россия как таковая. Либо ты эти правила принимаешь, и они открывают перед тобой множество новых возможностей, ты "получаешь крылья", и ты и твои потомки становятся русскими, ассимилируются (при этом совсем не обязательно теряя все признаки отдельного народа-нации). Либо ты эти правила не принимаешь и Россия рано или поздно тебя убьет или изгонит из себя... При этом гибкость уже настолько большая, что почти невозможно выделить жесткий набор характеристик, которому удовлетворяют ВСЕ РУССКИЕ. Скорее это некий ограниченный набор характеристик, почти любая, но малая часть которых необязательна. Т.е. может не быть или компенсироваться другими характеристиками. Опять же, не буду слишком углубляться.
     Но есть две главных характеристики, два незыблемых правила.
     Первая характеристика, без которой не может быть русского - язык. Не обязательно хорошо и правильно на нем говорить. Но обязательно на нем и его категориями мыслить.
     И вторая характеристика - Россия. Страна, Общество, Народ, Цель. Все, что делается - делается ради нее/него. Как и с языком, тут важно смысловое наполнение, а не внешние атрибуты. Грубо говоря, Россия может ужаться до маленького острова, подводной лодки или даже идеи, от которой не могут отказаться последние русские. Но возродиться и вернуть все утраченное. И пойти дальше, достичь большего. Как было уже не раз в ее истории.
     Я не вижу смысла писать про некомпетентность и неопытность украинской власти - это, при желании, с опытом исправляется. Вижу смысл говорить только о базовых вещах, лежащих в основании украинской государственности и политики. Не изменив (не решив) которые, принципиально невозможно достичь положительных результатов.
     
     О чем именно? Ну, вкратце:
     1. Цивилизационный выбор Украины.
     2. Национальная идея Украины.
     3. Цель существования государства Украина.
     Вы можете заметить, что странно, начав разговор о языке, дальше писать пункты, никак с языком не связанные. Ничего странного. Просто без предварительного отступления про язык и Россию будет сложно коротко объяснить дальнейшее.
     Итак, пункт 1: Цивилизационный выбор Украины.
     Тойнби, как известно, выделяет 21 цивилизацию, существующую или существовавшую ранее в известной нам Истории. Нет смысла пересказывать все - кто-то уже знаком с основными положениями его теорий, кто-то заинтересуется и почитает сам. Для данного текста важны несколько основных выводов, касающихся Украины, России и Европы. Итак:
     а) Европа (ЕС), США, Автралия, т.е. "Запад" - "Западная цивилизация", наследница Минойской и Эллинской цивилизации.
     б) Россия - "Православная христианская в России", часть "Православной христианской". В дальнейшем буду называть ее просто "Русской".
     в) Византия и Балканы - "Православная христианская", наследница Минойской и Эллинской цивилизации.
     Остальные цивилизации, выделяемые Тойнби, в данном вопросе не важны, потому их трогать не будем. Главное, что стоит уяснить:
     а) Западная и Православная цивилизация - наследники одного корня. Что намного чаще делает их врагами в борьбе "за наследство", чем соратниками в борьбе с внешними угрозами (хотя и такое в истории случалось).
     б) Православная цивилизация как таковая - скорее мертва уже, чем жива. Фактически последние столетия идет борьба "прямого наследника" - Русской цивилизации, с "наглым кузеном" - Западной цивилизацией, за наследство - ее "бренные останки".
     А что Украина? А вот теперь мы и подошли к вопросу Украины. Украина, как независимое государство - проект Западной цивилизации ( http://alaqueine.forumgrad.ru/t192-topic ). Основные движущие силы проекта - греко-католические церкви (прежде всего УГКЦ), население Галиции (если свести к современным областям, то это можно считать Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую области) и все прозападные (в первую очередь это либерально-демократические) силы.
     Хочу обратить внимание на немаловажный момент. Византийско-Балканская и Русская цивилизации формулируются Тойнби как "Православная христианская", а вот "Западная", просто как западная, без упоминания даже о христианстве, хотя часто ее пытаются называть как "Католическо-протестантская" или просто "Протестантская". Но это неверно. Да, первоначальный раскол произошел, фактически по линии католики-православные, но все развитие западной цивилизации постепенно, но настойчиво, уходило от религиозно-мистических моральных принципов к атеистической ритуальности. На сегодня Запад - это прежде всего "Культ Золотого тельца" (вот оно, главное наследие еще от Минойцев!), и только потом уже ряд декларативных, и по большей части демагогических, "демократических принципов". Как показывает История, от всех из них, при необходимости, европейцы без проблем отказываются ради главного - денег. При этом столетиями уже Западная цивилизация использует религию как инструмент борьбы с окружающими цивилизациями. Являясь сама уже давно вне-религиозной (а во многих вещах и анти-религиозной), она научилась эффективно пользоваться религией в своих целях. Можно много написать про Ватикан, про иезуитов и другие католические ордена, про протестантов и сектантов. Можно вспомнить про негласное, но явно-демонстрируемое нынешней закулисной властью на Западе, тяготение к исламу. Но не буду - это все - для самостоятельного чтения, кому интересно. Главное - сам Запад не религиозен. Девиз "In God we trust!" не зря в основном известен по долларам, а не по реальным действиям западных правительств...
     Фашизм и нацизм - органичные и родные для Западной цивилизации идеологии. И ситуация с тем, что европейцы и американцы "не видят на Украине нацистов" прекрасно это демонстрирует. В 1945 Русская цивилизация нанесла поражение передовому отряду Западной цивилизации в лице Германии. И смогла заставить Запад официально признать нацизм преступной идеологией. Но, фактически, в реальной практике Запад так и не отошел ни от принципов, ни от методов нацистов. Что неоднократно демонстрировал всё, прошедшее с Нюрнберга время...
     Но вернемся к Украине. Границы УССР внутри СССР устанавливались абсолютно волюнтаристски. Если в большинстве случаев с другими республиками СССР хотя бы в основном соблюдался учёт национальных и/или исторических границ титульных "наций", то границы Украины изначально определялись иначе. Вот только часть причин, оказавших существенное влияние на то, что в 1991 году границы УССР были такими, какими мы их наблюдали:
     1. Начнем с того, что в Российской Империи никаких территориальных образований, которые можно было бы назвать предшественниками Украины, не было. Российская Империя в основном делилась на губернии ( ищем в Вики "Губернии и области Российской империи по состоянию на 1914 год", внимательно прочтите раздел "Административное деление Европейской России"). Кроме Области Войска Донского все 49 губерний Европейской России управлялись одинаково, по единому принципу, законодательству и прочее... Территориальные границы у них были чисто административными и никак не связаны с национальным составом населения. Для любителей порассматривать карты, дам ссылку на карту - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC_%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BC_%281914%29.jpg .
     2. С 1914 года Российская Империя участвовала в Первой мировой войне и часть территорий страны были оккупированы немецкими и австро-венгерскими войсками. Вот тут ( http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/db/EasternFront1917.jpg?uselang=ru ) можно посмотреть линию фронта на момент Февральской революции 1917 года.
     3. Сразу после Февральской революции в стране (Российской Империи), понятно, наблюдался паралич власти. Старая потеряла вроде как свою легитимность, а новая еще не успела укрепиться и взять в свои руки бразды правления. Под эти события ("под шумок") в Киеве была провозглашена так называемая Центральная Рада. Желающие могут самостоятельно прочитать про этот цирк, организованный национально озабоченной либеральной интеллигенцией. Но, в Питере в это время к власти пришли такие же клоуны, так что они друг друга вполне поняли и признали...
     4. Опять же, не буду углубляться в подробности общероссийской истории между Февральской и Октябрьской революциями. Отметим провозглашение Украинской Народной Республики и перейдем сразу к знаковому моменту - Брестскому миру 1918 года. В советское время почти не писалось о том, что большевики были не первыми, кто подписал этот позорный договор. Для коммунистической пропаганды времен СССР это было не очень важно. Потому что все равно договор был быстро разорван и Красная Армия активно занялась восстановлением статус-кво. Но для нас будет очень полезно провести параллели с 1990-ми и обратить внимание на то, как регулярно либеральная интеллигенция плюет на нужды народа и интересы государства ради получения иллюзии власти. Которой пользоваться все равно не умеет. Что очень быстро и было продемонстрировано. Так как мы сейчас говорим о границах, то очень полезно посмотреть на реальные границы территорий, контролируемых правительством УНР, и их соотношение с претензиями, на какие территории она претендовала. Первое и второе я даже отдельно вынесу прямо сюда картинками:
 []
     
     (Синим - реальная территория УНР)
 []
     
     (Розовым - территория, на которую УНР претендовала)
     Понятно, что либералы и национально-озабоченные фантазеры сами ничего бы добиться не смогли бы. Потому, как и их предшественники ДО (например Мазепа) и их последователи ПОСЛЕ (Бандера и новая власть сегодня) рассчитывать они могли только на внешних "союзников". Мазепа пошел кланяться шведскому королю Карлу, а правительство УНР Центральным державам. С помощью войск которых к апрелю 1918 года смогли оккупировать (на карте - зеленым) уже почти 3/4 современной территории Украины:
 []
     
     И сейчас пытаются сделать то же самое - пригласить НАТО и ЕС.
     Так что если кто-то думает, что заявления бандеровцев о том, что Кубань, Воронеж и прочие земли вне современных границ Украины принадлежат ей, это просто бред и блеф, то посмотрите на это. А так же вспомните, до куда дошли союзники Бандеры и какой ценой их удалось вытурить на родину...
     5. В отличие от национально-озабоченных либералов в Киеве, на землях сегодняшнего Юго-Востока народ был больше озабочен экономикой и социальными вопросами, а потому в ответ на провозглашение Центральной Радой УНР, большевики в Харькове провозгласили Украинскую Народную Советскую Республику (УНСР, декабрь 1917). В дальнейшем так же были провозглашены Донецко-Криворожская Советская Республика (ДКСР, 11 февраля 1918 ), Одесская Советская Республика (ОСР, 31 января 1918 ) и Советская Социалистическая Республика Тавриды (ССРТ, 19 марта 1918 ).
 []
     
     Все эти республики были уничтожены УНР с помощью немецких оккупационных войск (введенный контингент насчитывал более 450 тыс. штыков). По ссылкам можно почитать подробности. А в статье о ССРТ можно прочитать о вкладе крымско-татарских националистов в данное мероприятие...
     Советую так же обратить внимание (и сравнить) на реальную деятельность, которой прославили себя в Истории, правительства УНР и Советских республик. Если УНР было озабочено только тем, как бы создать национальное государство (т.е. реально - как бы потешить свое ЧСВ), которое признают другие страны, для чего сдали с потрохами себя и народ Центральным державам, призвали чужие войска и с помощью их штыков объясняли населению, как хорошо им будет жить в независимой Украине (ничего не напоминает?), то на Юго-Востоке правительства занимались совершенно иным:
     а) ДКСР: "В республике были произведена территориальная реформа по экономическому признаку, а также судебная реформа — введены единые формы судопроизводства. Были введены налоги для крупных предпринимателей, но при этом были возвращены ранее конфискованные деньги частных банков. Были введены бесплатное обучение для детей бедноты и открыты курсы ликбеза, была разработана программа по созданию детских летних лагерей. В республике была национализирована крупная промышленность, в частности, металлургические заводы, ликвидированы акционерные общества, национализированы шахты и рудники.".
     б) ССРТ: "Центральный исполнительный комитет и СНК Таврической ССР, исполняя декреты советской власти, приступили к конфискации крупных земельных угодий и национализации промышленности. В марте—апреле 1918 года СНК Тавриды отправил центральным областям Советской России свыше 5 млн. пудов провизии.".
     в) ОСР: "Первыми шагами новой власти были национализация крупных предприятий, включая морской транспорт, экспроприация жилого фонда у крупных домовладельцев для передачи нуждающимся, борьба со спекуляцией и введение твердых цен на предметы первой необходимости. Ввиду катастрофичной нехватки финансовых средств ЦИК Румчерода и СНКОР принимают решение взять в заложники 69 наиболее состоятельных одесситов с целью получения от них выкупа для пополнения городской казны. Всю ночь со 2 на 3 марта 1918 автомобили с матросами разъезжали по городу, отвозя арестованных в помещение Румчерода на Николаевском бульваре. Однако советская власть в тот период в Одессе действовала все же гуманно — через 2 дня все арестованные были освобождены, дав подписку выплатить определенную сумму денег.".
     Полезно так же обратить внимание на личности и их след в дальнейшей истории. Конечно, тут могут сказать, что "красные победили, потому их противники не могли никуда пробиться". Но это в большинстве случаев не так. Как известно, даже глава Центральной Рады жил и работал в Киеве (в частности преподавал в КПИ), а потом в Москве, став академиком АН СССР.
      "17−19 марта 1918 года Вторым Всеукраинским съездом Советов в г. Екатеринославе (Днепропетровск) все советские образования и силы на территории Украины были объединены в единую Украинскую советскую республику, а Украина была провозглашена независимой советской республикой, т.е. независимым государством. Однако, к апрелю 1918 года в связи с наступлением австрийско-немецких оккупационных войск Украинская Советская Республика перестала существовать."
     Но оккупантам, понятно, совершенно не нужна была слабо-контролируемая, непрофессиональная и с позывами к демократичности Центральная Рада. А потому:
      "29 апреля 1918 года УЦР приняла конституцию УНР, которая утвердила в стране демократическую республику парламентского типа. Одновременно в Киеве проходил съезд хлеборобов, который провозгласил генерала Павла Скоропадского гетманом Украинской державы. Новоизбранный гетман П. Скоропадский издал грамоту, согласно которой УЦР и Малая рада считались распущенными, а изданные ими законы отменялись."
     В общем национальная либерастия сделала свое дело и хозяева ее распустили, приведя к власти более удобного и прямо контролируемого военного диктатора. Причем вполне демократично и в духе исторической украинской демократии. Хлеборобы подумали, проголосовали и выдвинули новую власть. Боюсь показаться оригиналом, но "Майдана" еще не было, а вот "рагули" для него нашлись даже в 1918 году...
      Некоторые иностранные дипломаты докладывали своим правительствам о низком авторитете украинских властей у населения Украины и непопулярности идеи независимости. Так, представитель австрийского командования доносил в Вену: «Все они (Центральная рада) находятся в опьянении своими социалистическими фантазиями, а потому считать их людьми трезвого ума и здравой памяти не приходится. Население относится к ним даже не враждебно, а иронически-презрительно», германские представители доносили, что, несмотря на пропаганду сепаратизма, не удавалось искоренить из сознания местного населения убеждение о принадлежности России, а сменивший немцев в Киеве в ноябре 1918 года французский консул Энно докладывал в Париж о петлюровцах: «…нет ничего, кроме банды фанатиков без всякого влияния, которая разрушает край в интересах Германии».
     Ладно. В общем-то все это длинное отступление по границам было сделано исключительно для того, чтобы показать, что к середине 1918 года сложилась ситуация, когда на границах России было оккупированное вражескими войсками государственное образование, назвавшееся "Украиной". Население которого продолжало считать себя частью России, но не было способно самостоятельно сбросить новую власть и "вернуться домой", в Россию. Юридически же большевистское правительство могло вмешаться в ситуацию только помогая восстановить УСР. Понятно, в тех границах, которые заявлялись ее территорией на Втором Всеукраинском Съезде Советов...
     И вот тут нужно понять главное. УСР провозглашалась как социально-экономическое государство, не несущее никаких национальных признаков. УНР - как моно-национальное государство. Они оба претендовали на одну территорию (по крайней мере на сильно пересекающиеся территории), а значит "остаться должен только один". И в этой борьбе большевики не могли отказываться от союзников, тем более, что бороться приходилось еще и с белыми, с внешней интервенцией и прочее... А значит всех, кого удалось переманить к себе от противника, приходилось как-то и чем-то удовлетворять. В частности, обещать украинской национальной интеллигенции различные преференции в будущем. Вплоть до того, что начатая УЦР украинизация будет продолжена в будущей Советской Украине. Это было обещано. И это помогло в освобождении Украины и воссоединении ее с остальной Россией. И это делалось в УССР.
     Но если ТОГДА это еще можно было принять как эксперимент и тактически необходимый временный шаг, то сейчас и Россия и Украина должны четко понять, нужно ли им это продолжать. Потому что на сегодня вскрыты такие пласты информации по этому вопросу, что уже нельзя говорить "мы не знаем". Потому что знаем. Знаем кто за этим стоит, что и для чего делает. Должны четко понять, к чему это может привести и к чему обязательно приведет, если ничего не предпринимать против. На сегодня уже есть опыт 20-го века, опыт ВОВ, опыт нацистской оккупации и лагерей смерти. Опыт атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и использования "грязных бомб" в Югославии и Ираке. Сегодня мы намного лучше знаем что такое Западная цивилизация. Знаем что реально стоит за красивыми словами и красочными обертками.
     Сегодня сложилась ситуация, когда каждый гражданин Украины должен сделать свой выбор. И Украина как государство должно сделать свой выбор - пытаться и дальше идти против себя, своего нутра на Запад, отказываясь от религии, морали, культуры, ради обещанного материального благополучия, которого до сих пор никто из предыдущих "буратин" так и не нашел на этом европейском "поле чудес", или перестать валять дурака и стелиться под Запад, а вернуться к тем, с кем веками мы побеждали вместе. С кем защитились от тех, кто пытался забрать у нас Веру в 17 веке. С кем победили тех, кто веками похищал и продавал в рабство наших людей в 15-18 веках. С кем полностью освободили от захватчиков свои земли. С кем вместе освоили и застроили огромные малозаселенные пространства и у себя под боком и далеко в Сибири. С кем с казацких "чаек" пересели на фрегаты и корветы, и побеждали не только крымчаков и ляхов, но и тех, кто стоял за их спинами - турок и европейцев. С кем вместе помогали и другим угнетаемым. С кем вместе стали одной из Великих Держав. С кем вместе победили в самой страшной войне в истории. С кем первыми в мире вместе вышли в космос и проехались по пыльным поверхностям Луны. С кем вместе создали ядерный щит и ядерный меч. И с кем научились первыми энергию атома использовать для созидания, а не убийства тысяч людей. С кем вместе строили АЭС по всему миру. С кем вместе поддерживали мир во всем мире. С кем вместе поддерживали баланс сил, который позволял всему миру идти вперед. В науке, в искусстве, в промышленности и всех других областях. С кем вместе мы гордились своей державой и помогали десяткам стран мира. С кем МЫ ПОМОГАЛИ всем, а не побирались как нищие по всему миру!
     
     Вот и дошли до пункта 2: Национальная идея Украины.
     Начнем с определения. Вообще-то покопавшись в инете и толстых энциклопедиях можно найти довольно много определений, иногда довольно существенно расходящихся. Дам на них ссылки, но сам выберу одно, краткое, на которое далее и буду ориентироваться.
     НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т. е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид. (с)
     Другие определения: Википедия, Философская энциклопедия (В. Кемеров), Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике, Большая актуальная политическая энциклопедия, Современный философский словарь, и т.д.
     Я, конечно, не собираюсь навязывать (и даже предлагать не собираюсь), украинскому народу и государству Украина, национальную идею. Нет. Это уж как-нить общими усилиями... Я хочу поговорить о другом. Хочу посмотреть на другие народы, какие Н.и. бывают и имеют место и о том, какой Национальная идея не может быть и не должна быть.
     Вот в статье о поиске Н.и. для крымско-татарского народа звучит такая мысль: "В современном мире существуют всего три идейные концепции, способные занять место национальной идеи для любого народа. Это капитализм, коммунизм и ислам. Все остальные идеи и концепции являются либо слишком частными, чтобы выступить в качестве национальной идеи, либо являются всего лишь инструментом, гарантирующим её претворение.". Для нас "ислам" отпадает, а вот "капитализм" и "коммунизм" мы для себя отметим и ниже попробуем обсудить... Еще автор там высказывает очень здравую мысль, что государственность или "незалежность" не могут (не должны) быть Национальной идеей, так как при достижении данной цели народ остается без цели, в идейном вакууме, который обычно ускоряет ассимиляцию. А мы должны понимать, что пока мы говорим об отдельном народе, мы подразумеваем, что для него природно и естественно сохранять и воспроизводить свою самоидентичность, а значит и ассимиляция не может быть ни Н.и., ни допустимым результатом выбора какой-то Национальной идеи.
     Если вы захотите поискать в интернете статьи на тему национальной идеи украинского народа, то выясните ряд примечательных вещей:
     1. Единственной идеей, которая имеется на данный момент и может претендовать на звание Н.и. будет такая: "Украинцы - не русские!". Мало кто набирается смелости признать это прямо, но так или иначе об этом говорят почти все. Ничего другого пока "не уродилось". Но даже эта идея навязывается пропагандой в рамках "Проекта Украина", а не является рожденной изначально самим народом, идеей.
     2. Нет общепринятого и четкого определения "украинский народ". Есть несколько конкурирующих и противоборствующих определений, используемых различными силами в выгодных для них целях и ситуациях, как правило, произвольным образом смешиваемых под конкретные нужды.
     а) Во-первых, это, понятно, глобальное определение граждан Украины. Т.е. в очень многих ситуациях выгодно "украинцами" называть всех граждан Украины. Вне зависимости от родного языка, религии, культуры, расовых и генетических и любых других возможных различий. По такому определению украинцами будут 100% населения Украины, но при этом вся диаспора, проживающая вне Украины, становится как бы и не украинцами . А вот временно работающие за пределами Украины скопом становятся "украинцами", хотя, понятно, что это не так, и среди них есть и русские, и молдаване, и другие народы, проживающие на Украине.
     б) Во-вторых, это так называемые, "украинцы по национальности". Что интересно, никакого четкого определения, кто это такие, вы найти не сможете. Ни язык, ни религия, ни гражданство, ни кровь, ни культура не смогут дать вам чётких характеристик, по которым вы могли бы со стороны отличить "украинца" от "русского", например, если он сам себя не идентифицирует. На такой "самоидентификации", фактически, и держится демографическая статистика и сегодняшней Украины, и всех переписей в УССР / СССР. Именно по ней и получается, что на Украине проживает 77,8% (перепись 2001 года) "украинцев", при том, что большинство населения говорит по-русски. Еще более интересно наблюдать (по ссылке) национальный состав по переписи 1897 года. Мне вот лично крайне интересно узнать, по какому принципу тогда различали русских, украинцев и белорусов, учитывая, что на тот момент не было даже минимальных критериев сегодняшней самоидентификации, а государственно навязываемых "украинизаций" еще не проводилось... Понятно, что по такому же принципу считаются и проживающие постоянно вне Украины "украинцы".
     в) В-третьих, это "украинцы по языку". Т.е. те, кто в быту в основном говорит "на украинском языке". Но, тут сразу возникают несколько тонких моментов. Первое - в Галиции, Волыни, Закарпатье, Центральной и Северной Украине, Восточной и Южной Украине говорят на довольно серьезно различающихся диалектах. Настолько, что их как можно считать разными языками, так и диалектами (жаргонами) одного украинского или диалектами (жаргонами) украинского, русского и даже польского. Второе - реально в быту даже сегодня, после 23 лет независимости и активной украинизации, более половины населения говорит по-русски или на "суржике" - русском, с включением сравнительно небольшого количества украинских (а в западных областях также польских, венгерских, чешских, молдавских и румынских) слов.
     г) В-четвёртых, это "украинцы по-выбору". Тут сложнее. Фактически, это те, кто объявляет себя "борцами за Украину" (самостоятельно или через некие внешние организации или личности), но кого очень сложно подвести под любое обще-национальное определение украинцев. Наиболее часто такими становились поляки, евреи, венгры, американцы или канадцы, аргентинцы и прочий народец, который под флагом УГКЦ или других организаций "борющихся за счастье и независимость украинского народа". Помню у нас во времена Ющенко даже в правительстве один такой подвязался - ни по-украински, ни по-русски говорить нормально не мог, а все туда же - великий борец за счастье украинцев...
     3. Фактически, нет ни одного фактора или идеи, которые бы могли объединить на сегодня всех (или пусть даже 80%) "украинцев" даже по первым трем определениям (а-в). Нет ни единой религии, ни языка, ни культуры, ни общей экономической или политической цели. Что очень ярко и высветилось последними событиями.
     Т.е. фактически, ни у народа как национальной общности, ни у граждан Государства, нет никаких серьезных общих скреп, серьезно объединяющих их в единую Нацию. Как Украина до сих пор остается набором искусственно сведенных в едином государстве совершенно разных территорий, каждая из которых имеет свои мало связанные с остальными интересы, так и этнически и культурно население Украины представляет собой ряд этно-культурных сущностей, имеющих совершенно различные интересы, которые до сих пор никому не удалось свести воедино, и скорее всего никогда и не удастся свести в нечто общее. Просто потому уже, что нельзя помирить врагов. А идейная основа существования Галицийской Украины заложена изначально как борьба с русскостью во всех ее проявлениях. Будь то религиозность (православие), будь то культура, будь то общинность (и её развитие - коммунизм), будь что угодно иное.
     Думаю тему Национальной идеи Украины и украинского народа можно закончить кратким резюме:
     1. Она должна быть созидающей. На данный же момент официальной пропагандой насаждается разрушительная, отрицательная, которая привести может только к одному - полному развалу государства и вырождению народа. С последующим исчезновением его, или ассимиляцией среди положительно мыслящих народов.
     2. Она должна отражать этно-культурные и мировоззренческие и исторические позиции хотя бы 80% населения как Украины в общем, так и любой отдельной области. А значит она не может строиться на конфликте с Россией и русским народом.
     3. Пора понять, наконец, что независимость у Украины уже есть. И нужны цели, к которым народ и государство могут стремиться уже в условиях независимости. А значит пора прекращать обвинять во всех бедах окружающих, а начинать нести полную ответственность за свои собственные действия и бездействия.
     Ну и, кратенько, закончим пунктом 3.
      Цель существования государства Украина.
     Национальная идея является некой обобщающей целью Нации. А нация может проживать на территории многих государств. И даже во многих государствах составлять большинство населения. Те же немцы, к примеру, составляют большинство населения пяти стран - ФРГ, Австрии, Люксембурга, Лихтенштейна и Швейцарии. А до 90-х даже семи, так как были еще ГДР и Западный Берлин. Понятно, что у конкретного государства есть свои собственные цели, которые далеко не всегда будут совпадать с Национальной идеей титульного народа.
     Какие же есть (если есть) цели у государства Украина? Какие могут быть цели у государства вообще? И какие цели должны быть сформулированы / сформированы?
     Самой главной целью существования любого государства является, обычно, комфорт и благополучие существования его населения. Учитывая вышесказанное о геноциде и этноциде русских и русскоговорящих, составляющих существенный (от 15, до более чем 70, в зависимости от методики подсчета) процент населения, говорить о том, что в данный момент (да и на протяжении всех лет независимости) такая цель властями в Украине ставилась - глупо. Не ставилась. Хотя почти постоянно использовалась в демагогических популистских заявлениях почти всех политических сил, действующих на территории Украины.
     Что вообще такое "комфорт и благополучие населения"? Думаю я не открою Америку, если скажу, что это положительная динамика в таких, статистически отслеживаемых, данных о населении страны:
     1. Количество населения (должно увеличиваться).
     2. Рождаемость (должна увеличиваться).
     3. Смертность (должна уменьшаться).
     4. Личное благосостояние граждан (должно увеличиваться).
     5. Благосостояние государства (должно увеличиваться).
     6. Культура и искусство (должны обогащаться).
     7. Наука (должна развиваться).
     8. Безопасность от влияния внешних факторов (влияние должно уменьшаться).
     Что мы имеем сейчас?
     1. Количество населения неуклонно уменьшается. Последняя перепись проводилась в 2001, показала серьезное падение численности населения и после этого власти просто бояться провести новую. Текущие данные - только оценочные и очень неточные. Показательно уже то, что по разным данным текущее население Украины оценивается от 39 до 47 млн. человек. Т.е. погрешность составляет почти 20%.
     2 и 3. Так как переписи не проводятся, а оценки крайне неточны, то реальную картину увидеть сложно. А любые данные можно оспаривать. Тем не менее на что-то надо опираться. Все же статистические органы как-то у нас таки работают и чего-то публикуют... Значит возьмем хотя бы их данные:
     "Итак, рождаемость / смертность за 2012 (с января по октябрь):
     
      Украина - 438 627 / 552 149 - смертность на 25% выше, чем рождаемость.
      Белоруссия - 95 825 / 104 990 - смертность на 10% выше, чем рождаемость.
      Россия - 1 586 900 / 1 586 100 - рождаемость ВЫШЕ смертности."
     Картинка безрадостная, прямо скажем...
     4. Украина признана одной из беднейших стран Европы - "Украина по уровню благосостояния граждан заняла предпоследнее место среди 40 европейских государств. Об этом идет речь в отчете "Global Wealth 2010" швейцарского банка "Credit Suisse".
      Согласно данным отчета, которым располагает УНИАН, средний размер состояния гражданина Украины составляет $2 тыс. 700, что лишь на $200 больше, чем в самом бедном государстве Европы - Молдове. Вместе с тем, за последнее десятилетие средний молдаванин увеличил свое состояние почти в четыре раза, в то время как украинец - в три."
     Т.е. мы не только на предпоследнем месте (Молдова на последнем), но и демонстрируем явную тенденцию к движению назад, а значит скоро (а может и уже - в статье данные 2010 года) окажемся на последнем месте...
     5. Украина заняла 64-е место в мировом рейтинге благосостояния - "Некоторые страны бывшего Советского Союза заняли относительно высокие позиции в индексе, кроме Украины, это Казахстан (47-е), Беларусь (58-е), Россия (61-е), Узбекистан (63-е).
      ...
      В прошлом году Украина в этом рейтинге была на 71-й позиции, а в 2011-м – на 74-м месте. Общая тенденция Украины с 2009 года – негативная. Она скатилась с 63-го места. Частично это снижение эксперты связывают и с тем, что в 2010 году к рейтингу добавили еще 32 страны, три из которых заняли места над Украиной.".
     Опять же, тенденции, тенденции... Явно не радующие...
     6 и 7. Смотрим Тут ( http://yury108.blogspot.com/2012/12/2013.html ). Собственно я даже не буду ничего выносить сюда, там в статье достаточно написано про Бюджет Украины вообще и по расходам на интересующие нас области в частности. По всем категориям наблюдается все большее и большее с каждым годом сокращение расходов на эти важные области... При этом Украина набирает все больше и больше долгов и все меньше и меньше способна их отдавать. Что не может продолжаться бесконечно и плавно переводит нас к следующему пункту.
     8. Внешние факторы для страны - другие страны. Как соседи, так и в общем в мире. Чем меньше страна зависит от других стран, тем более защищена, тем более защищены ее граждане. На сегодня, понятно, прежде всего, это экономическая безопасность. Потом политическая. Потом военная. Для Украины сегодня это самый безрадостный пункт. Экономически мы уже ниже плинтуса и катимся все ниже. Курс на Европу похоронит даже то немногое в экономике, что еще живо. В политике Украина уже давно величина скорее отрицательная. Не имеющая никакого реального голоса в мировой политике. Нельзя постоянно кидать всех партнеров, с которыми пытаешься работать. А Украина делает это постоянно. Ну и если уж ты регулярно срёшься со своими партнерами и соседями, то стоит хотя бы иметь соответствующие силовые структуры - внутренние (МВД) и внешние (армия и флот). Что они на сегодня представляют на Украине мы прекрасно увидели по Майдану и ситуации с Крымом. Одно заявление министра обороны о том, что на Украине всего 6 тысяч человек боеспособных войск (при якобы 46 миллионах населения) уже говорит о многом.
     Так может пора уже, наконец, пересмотреть критически исторический опыт очередной украинской государственности, и в очередной раз "позвать на царство" тех, кто таки сможет управлять эффективно?
     Как это сделали в 9 веке, призвав на княжение Рюрика, с которым создали Киевскую Русь.
     Как это сделали в 14 веке, отдавшись под руку вначале князя Федора (предположительно брата литовского князя), а потом и конкретно Великих Князей Литовских при Ольгерде, с которыми создали Великое Княжество Литовское - самое большое и мощное русско-язычное государство того времени.
     Как это сделали в 17 веке, при Богдане Хмельницком, отдавшись под руку России, вместе с которой освободили всю Украину, устранили угрозу как душе, со стороны католиков, так и телу, со стороны турок и крымчаков.
     Как это сделали в 20 веке, объединившись, после "независимости" 1918-1920-х, в СССР, в составе которого победили в ВОВ, стали Мировой державой с ядерным оружием, вышли в космос и долетели до Луны, Венеры и Марса...
     Надо подумать и определиться, наконец, хотим ли мы жить независимыми, но никому не нужными и не уважаемыми голодранцами, или стоит вернуться "в семью" к России с Белоруссией, и работать и жить вместе, стремиться к общим целям, благополучию и общему уважению и могуществу в мире...
     Я давно определился... А вы?
     
      Дополнительные вопросы и комментарии к статье:
     
      Комментарий 1: Вы гражданин Украины по-случайности, и с такими большими перерывами, что для вас Украина лишь территория, никак не страна.
      Ответ: Это не так. Я живу на Украине с 1979. Даже если вычесть 3 года, суммарных, жизни на Кубе, то получится, что тридцать два года, из моих сорока, я живу здесь. «Перерывы», получаются менее 10% от времени жизни здесь. Живу я здесь до сих пор не случайно. Будь у меня желание уехать – возможностей достаточно и было, и есть. Но это моя земля. И земля моих прадедов. Здесь жило большинство из них. И из их предков дальше вглубь веков. Я не космополит. Я русский. Русский в правильном цивилизационном понимании. Где понятие «русские» включает в себя великороссов и малороссов, белорусов и татар, кабардинцев и якутов, чувашей и бурят... Я малоросс. Я не украинец. Но я гражданин Украины и хочу соблюдения своих прав. Всех прав. Здесь, а не где-то. В том числе права на данное мне предками при рождении имя, которое у меня отобрали, выдавая украинский паспорт. Я, в частности, АЛЕКСАНДР, а не "Олександр"! Что касается «территория, а не страна», то для меня важна земля и народ. Государство же должно быть подчинено их интересам. На данный момент вся история украинской государственности говорит о том, что земля и народ от нее ВСЕГДА проигрывают. Всегда теряют. А выигрывают и приобретают в содружестве и сотрудничестве с другими братскими народами. В составе единого мощного государства. Как оно будет называться для меня не важно. Меня равно устроит и СССР, и Российская Федерация, и Российская Империя, и Евразийское Содружество, и любое другое название. Важно не название, а смысл, в него вложенный. И единение русских земель в едином Русском Государстве, продолжающем развитие Русской Цивилизации, меня устроит под любой вывеской.
     
      Комментарий 2: По поводу имени, если бы вы переехали жить, скажем, в США вы бы возражали против записи в паспорте Alex? Имя Александр пишется по-украински Олександр. В школе, помнится, тетради по русскому языку подписывали «Александр», по украинскому – «Олександр». Может ради вас всё же не стоит менять правила украинского языка?
      Ответ: Возражал бы. Меня зовут Александр. В паспорте должно быть имя Александр. В общепринятой транслитерации латиницей оно пишется Aleksandr. С моего согласия можно данную форму заменить на Alexander. С согласия. С явного.
     Имя человека - имя собственное. Оно противоположно по статусу имени нарицательному. Подвергая имя собственное изменению, не согласованному с его хозяином, вы сводите его либо к имени нарицательному, либо к обычному оскорблению. Хотя первое - тоже оскорбление, хоть и менее явное. И то, что вы пишете - это тот же нацизм, что Ирина Фарион демонстрировала в своем нашумевшем общении с детьми в детском саду. И это право личности, человека, должно изначально защищаться и поддерживаться государством, а не требовать в каждом случае подобных действий через суды...
     Многие имена изначально родились в одном языке, в одной стране, а в дальнейшем разошлись по другим странам и языкам. Почти всегда при этом подвергаясь трансформациям. Иногда очень существенным. Для примера можно взять самое популярное христианское имя «Иван». Проследим кратко фонетику изменений:
      Йоханан (иврит) – Йоаннис (греческий) – Иоанн (церковно-славянский) – Иван (русский).
     Уже в наше время (в 20 веке) это имя уже из русского попало в испано-язычные, португало-язычные и англо-язычные страны, родив местные варианты - Э́ван или А́йвэн.
     При этом в испанском есть свой христианский «Иван» - Хуан, в португальском свой – Жуан, в английском свой – Джон. Во французском, опять же, есть свой – Жан, в скандинавских языках свой – Йохан, а в грузинском свой – Вано. Но имя собственное остается именем собственным. Пишут «Джон Трафолта», а не «Иван Траволта», «Джон Леннон», а не «Иван Леннон», «Джонни Депп», а не «Ванечка Депп», «Хуан Карлос», а не «Иван Карл», «Дон Жуан», кстати, а не «Сударь Иван». Это общее правило для всех стран и всех языков. Любые изменения могут быть только и исключительно по согласию носителя имени. Если он согласен с изменением (например для упрощения своей ассимиляции в новой среде), то изменит имя. Как это сделал, например, датчанин Йохан Кристиан вон Даль, сменив в России имя на «Иван Матвеевич Даль». И дав своему сыну, уже полностью русское имя Владимир Иванович Даль. И украинский язык в данном случае нисколько от русского, французского или испанского, не отличается. Имена собственные в нём точно так же транскрибируются при необходимости, но не изменяются. А все изменения, которые мы наблюдаем и наблюдали в жизни – политика украинизации, политика нарушения прав и свобод граждан, политика геноцида.
     
      Комментарий 3: А про «зачем знать украинский язык» - так вроде все цивилизованные страны требуют, если хочешь жить постоянно в стране - учи и сдавай госязык.
     
      Ответ:
     В Финляндии 2 государственных языка - финский и шведский. Шведов в Финляндии проживает около 5% от населения.
     В Швейцарии 4 государственных языка - немецкий (65% населения), французский (18% населения), итальянский (10% населения) и рето-романский (около 1% населения).
     В Канаде 2 государственных языка - французский (22,1% населения) и английский (57,8% населения).
     В США нет официального государственного языка. Но: "Согласно данным Бюро переписи США самый распространённый в США родной язык — английский. В 2009 году им, как родным языком, владели 228,7 млн американцев старше 5 лет (80,0 %). Испанский является родным для 35,5 млн жителей США (12,4 %). Русский язык занимает 9-ю строчку по числу носителей в США — свыше 882 тыс. человек (0,31 %). По распространённости русский язык в США уступает китайскому (2,6 млн),тагальскому (1,5 млн), французскому (1,3 млн), вьетнамскому (1,3 млн), немецкому (1,1 млн), корейскому (1,0 млн). Самое большое число русскоговорящих проживает в штате Нью-Йорк (218 765 человек, или 30,98 % всех носителей русского языка), самое меньшее — в штате Вайоминг (170 человек, или 0,02 %). В первую десятку штатов, где распространён русский, также входят Калифорния, Нью-Джерси, Иллинойс, Массачусетс, Пенсильвания, Вашингтон, Флорида, Мэриленд и Орегон. В Северной Калифорнии проживает достаточно большое количество выходцев из Сибири и с Дальнего Востока. Самый высокий удельный вес русскоязычных — на Аляске — около 3 % в той или иной степени понимают русский язык, а около 8,5 % жителей исповедуют православие. Это является следствием былой принадлежности территории штата России. В штате Гавайи английский язык и гавайский язык имеют статус официальных. В штате Нью-Мексико действует закон, который обеспечивает употребление английского и испанского, в штате Луизиана — английского и французского (при этом ни один из языков не назван официальным). Островные неинкорпорированные территории с ассоциированным статусом (фактически, заморские владения США) наряду с английским языком предоставляют официальное признание языкам коренных жителей: самоанский и чаморро признаны, соответственно, на Американское Самоа и Гуаме; каролинский и чаморро признаны на Северных Марианских островах; испанский является официальным языком Пуэрто-Рико."
      В 1989—1990 учебном году в УССР насчитывалось 4633 школ, где русский язык был единственным языком обучения. С 1990 года число школ с русским языком уменьшилось на 3 тысячи в пользу украиноязычных и смешанных школ.
      В Киеве из 324 средних школ к 2007 году в 7 школах обучение ведётся исключительно на русском языке, тогда как в 1990 году их было 155. Ещё в 17 школах существуют русские классы; кроме того, русский язык в столице Украины изучают (как отдельный предмет или факультативно) 45,3 тысячи школьников, то есть 18 % от всего числа учащихся в украинских школах Киева[94]. Как заявил заместитель киевского мэра Виталий Журавский, «к большому сожалению, часть молодого поколения общается на русском языке, при этом грамотно писать на этом языке большинство из них не могут, поскольку предмет в школах преподается не всегда».
      В 16 западных и центральных областях Украины работает 26 русских школ, что составляет 0,2 % от их общего числа в регионе.
      В Тернопольской, Ровненской и Киевской областях, где проживает более 170 тысяч русскоязычных (по данным переписи 2001 года), нет ни одной школы с русским языком обучения.
      В 1996 году в Ровно были закрыты все русские школы, вместо которых было создано несколько классов с русским языком обучения. На обращения граждан с требованием открыть школу с русским языком обучения городское управление образования ответило отказом, мотивируя это незначительным числом учащихся и нехваткой средств для содержания школы с малым количеством классов.
      Количество школ с русским языком обучения сокращается также в восточных и южных регионах Украины, приближаясь к количеству русских по национальности в каждом из регионов.
      Уже в 2000/2001 учебном году удельный вес русскоязычных средних учебных заведений был ниже доли русскоязычного населения (но значительно больше доли русских по национальности): в Донецкой области насчитывалось 518 русских школ (41,6 % от общего числа); в Запорожской области — 180 (26,9 %); в Луганской области — 451 (55,1 %); в Одесской области — 184 (19,7 %); в Харьковской области — 157 (16,1 %).
      В Одессе уже в 1998 году было только 46 (32 %) с русским языком обучения, при том, что русскоязычные жители города составляют 73 %. В 2003 году уже в 58-и одесских школах был прекращён набор учащихся в русские классы, без учёта мнения родителей.
      Во всех украинских школах преподаётся русская литература, как значительная часть зарубежной, на языке обучения. В русскоязычных школах она составляет основу интегрированного курса литературы (русской и зарубежной).
      Русский язык не является обязательным предметом в школах, но тем не менее изучается в 2/3 украинских школ
      Комментарий 4: OK. попробуйте эмигрировать в США, Канаду или Австралию без сдачи экзамена по англ языку.
      Ответ: Я не собираюсь иммигрировать в США или Канаду. Я живу на Украине и хочу, чтобы мои гражданские права не нарушали ЗДЕСЬ.
     
      Комментарий 5: Но в условиях, когда украинский был не широко распространен, решили, что лучше будет, если ему будут отданы преференции.
      Ответ: Я этого не решал. И даже выбранные мной представители это не решали.
     
      Комментарий 6: А по поводу школ тоже уже писала - русский ограничен, но вполне реален.
      Ответ: Ну, еще бы он был нереален, при том, что на нем говорят более половины населения страны. Я не писал, что он не реален. Я писал о том, что нарушаются права человека. Конкретно мои, в частности. Вы можете подстраиваться под что угодно и ложиться под кого угодно. Я же лично не считаю такое поведение для себя допустимым...
     
      Комментарий 7: В нашем городе русская одна, по одному классу на параллели, желающих нет.
      Ответ: Вы проводили опрос или можете дать ссылку на подобный опрос, проводившийся официально?
     
      Комментарий 8: Думаю, вы сами владеете русским на хорошем уровне, в том числе и потому, что вам не запрещали разговаривать на нем.
      Ответ: Еще я замечательно пишу на Паскале и Бэйсике, Перле и Яве. Что никакого отношения ни к запретам, ни к разрешениям не имеет. Еще я хорошо дрочу, хотя это активно запрещали. И хорошо лижу, хотя уверен, что в обществе это всегда активно порицалось... Так что заканчивайте заниматься демагогией. Есть вполне конкретная "Всеобщая декларация прав человека", есть Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная, кстати, Украиной. Есть конкретные нарушения. Которые я достаточно конкретно описываю и обосновываю. Вы лично имеете полное право считать, что лично для вас и ваших детей эти права не важны и необязательны. Для меня, и миллионов других жителей Украины - важны. Если у вас есть конкретные возражения по сути - с удовольствием ознакомлюсь...
     Есть еще замечательный документ - "Конвенция о правах ребёнка", положения которой в статьях "28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг."
     Я в начале 2000-х сам несколько месяцев преподавал в школе (школа 190 в Киеве) и видел, как это право реально нарушалось и какие последствия за собой влекло...
     
      Комментарий 9: Опрос иногда делается ногами. Родители или ведут детей в русскую школу, или не ведут.
      Ответ: Ок. В Киеве почти 400 школ, только 7 из них русские. При этом Киев разделен на 10 административных районов. Получается, что одна школа приходится более, чем на 1 район. Что означает, что в среднем ближайшая ко мне русская школа находится в другом районе. Что значит, что чтобы мой ребенок имел возможность ее посещать, он должен будет преодолевать перед школой расстояние в минимум 30 минут на городском транспорте или я его должен буду везти на машине. Что уже нарушает мои и его права.
     
      Комментарий 10: Может вы скажете, какое именно право нарушено?
      Ответ: Конечно. Я уже до этого написал, что нарушено право на образование, в частности. Нарушено право на НЕДИСКРИМИНАЦИЮ.
     Дискриминация (лат. discriminatio «различение») — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку.
     
      Комментарий 11: А вы все же говорите сейчас о государстве, которое называется Украиной.
      Ответ: Не важно как оно называется. Можно было назвать его Марсом и обязать все 100% населения учить марсианский. Вы сейчас именно это предлагаете. Потому что идете не от права человека, а от его непонятно кем придуманных обязанностей перед незаконно созданным государством...
     
      Комментарий 12: Или вы считаете это не оскорблением?
      Ответ: Я считаю это правом выбора. Тут нет ни одного утверждения касательно вас. Есть только описание возможностей из которых вы вправе самостоятельно выбрать. При этом я даже не предполагаю явно или неявно, какой именно выбор вы реально сделаете. Это ваш выбор и меня он не касается.
     
      Комментарий 13: Я предлагаю Вам перестать заниматься демагогией, потому что живя в государстве вы - хотите или не хотите - должны подчиняться его правилам. Если вы отказываетесь это делать - вам нужно или уезжать или становиться диссидентом и бороться за свои права.
      Ответ: Именно это я и делаю, публикуя свое мнение. Уезжать же я не вижу необходимости. Если (или когда) я увижу, что слов уже недостаточно, я возьму в руки автомат...
     Что касается Википедии, то я ссылаюсь на нее исключительно потому, что это наиболее легко доступный вариант, помогающий начать изучать вопрос самостоятельно. Иначе мне пришлось бы почти каждый термин или факт в тексте подтверждать / комментировать прямыми цитатами из правильных источников (например термины - цитатами из энциклопедических словарей, типа БСЭ или "Брокгауза и Ефрона"). Если бы я писал диссертацию, я бы так и делал бы, но это просто статья. И даже не факт пока, что ее текст будет опубликован где-то еще вне сайта...
      Комментарий 14: Права тех украинцев, которые проживают в России, но не имеют ни одной (кажется так) школы.
      Ответ: Украинцы и украинский язык в России - "В РФ всего несколько украиноязычных школ (в Москве, Башкортостане, Белгородской области и Краснодарском крае) и только одна библиотека украинской литературы в Москве, основателем которой является Юрий Кононенко, ныне не работающий в ней. Однако запросов на учреждение полноформатных школ со стороны родителей и общественных организаций в федеральные и региональные органы управления образованием практически не поступает.".
     Везде, где украинцы живут компактно и имеют желание - они имеют и школы и литературу, и издания.
     
      Комментарий 15: И перед тем, как прекратить спор, последний вопрос - вы действительно считаете, что есть государство, в котором ВСЕ довольны? ВСЕ сто процентов?
      Ответ: Я нигде подобного не утверждал. И утверждать не собираюсь. Прочитайте формулировку, что такое "дискриминация", и объясните, почему 50% русскоговорящего населения не имеют ТЕХ ЖЕ реализованных прав, что 50% украино-говорящего населения? Я не говорю про нереализацию виртуальных прав. Я говорю о конкретной дискриминации, когда реализованное в стране право доступно одной части населения, и недоступно другой. Вот это мне и объясните...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"