Предисловие. До того времени, как я стал преподавать различные науки, я не предполагал, что мне придётся выслушивать на экзаменах всё то, о чём пойдёт речь дальше. Честно говоря, даже когда я был студентом, о состоянии дел в нашей и средней, и высшей школе я думал лучше, и, пока сам не оказался преподавателем, большинство рассказов моих старших коллег о шедеврах студенческой мысли я считал преувеличением. И только оказавшись по другую сторону экзаменационного стола, я стал верить в то, что эти рассказы - не преувеличения, и даже не правда, а только самая малая часть правды. Все истории, которые собраны в этот текст - подлинные в том смысле, что это - фрагменты реальных ответов на реальных экзаменах по стандартному курсу истории государства и права и некоторым близким по содержанию курсам, в частности, курсу общей истории и курсу римского права, по которым я сам этим же студентам читал лекции и называл литературу, в которой можно прочитать всё то, что вошло в программу экзамена. Я бы сам, скорее всего, не додумался бы до всего того, что услышал, принимая экзамены. По понятным причинам я не хочу называть ни факультеты, на которых мне довелось работать, ни фамилии студентов, которых можно считать настоящими авторами этого текста - дело не конкретных фамилиях, а в общей тенденции. Я считаю, что на экзамене по истории студенту можно простить и неточности в датировках, и ошибки в цитировании текстов документов, если при этом существует точное знание основных исторических фактов, событий и тенденций, но то, что я обнаружил даже при таком относительно мягком подходе, меня удивило. Но ещё больше меня удивили не столько сами нестандартные версии истории, сколько то, что многие неназванные герои моего повествования писали моему начальству жалобы на то, что, по их мнению, оценки за подобные ответы я им ставил необъективно. В одной из таких жалоб на одном листе бумаги я насчитал восемь грамматических ошибок, например, в слове "заявление" не было буквы "я", после года пребывания на моём курсе (во всяком случае, судя по деканатским документам) и двух неудачных попыток сдачи экзаменов была неправильно написана моя фамилия, о запятых можно было только догадываться и т.п., и я очень удивился, когда от меня потребовали письменный ответ на эту жалобу будущего юриста. В этой ситуации я не смог придумать ничего лучше, чем написать в объяснении о том, что в России по закону государственным языком считается русский язык, в нашем институте по решению правительства преподавание ведётся на русском языке, и поэтому какие-либо действия по рассмотрению заявлений, написанных не по-русски, считаю незаконными. Я плохо понимаю, как в будущем автор этой жалобы собирался быть юристом и, следовательно, работать с документами, но это, в общем-то, его личное дело и не самая главная проблема, а главное то, что в этой и многих подобных историях я увидел, что он не одинок, и что у него есть защитники, действующие не из-за заинтересованности, корысти или долга службы, а абсолютно искренне, что называется, по велению души. Например, меня удивило то, что один из проректоров, к которому и поступали такие жалобы, с грамматическими ошибками почти на каждой строчке, постоянно их разбирал и регулярно делал мне выговоры за то, что я ставлю много двоек, и устраивал долгие обсуждения вопросов на темы, например, о том, если "ну не знает человек, где и когда была Византия, но ведь он же хороший студент, так что же, ему из-за этого нельзя зачесть курс римского права?", и мне в таких случаях приходилось объяснять - не студентам, а проректору, человеку с дипломами профессора и доктора наук (правда, философских, то есть вообще не наук, но всё-таки доктора!), что одним из основных документов римского права считается кодификация, предпринятая во времена Юстиниана, а Юстиниан был византийским императором и т.д. по тексту стандартного учебника, и во время подобных объяснений я чувствовал, что я рассказываю этому моему начальству что-то для него субъективно новое, а начальство всеми силами старается не показать мне свои ощущения новизны поступившей информации. Справедливости ради надо отметить, что в моей не столь долгой педагогической практике мне попадались и по-настоящему грамотные профессора, деканы и ректоры, например, профессор-юрист, от которого я совершенно не ожидал услышать математически точное рассуждение про критерий хи-квадрат, и нормальные студенты, которые действительно хотели разными способами вытащить из меня как можно больше информации и по своей специальности, и по разным вопросам, не вошедшим в стандартную программу. В целом только с такими профессорами и студентами имеет смысл работать дальше, и если бы они определяли ситуацию в высшей школе, то уже лет через десять в нашей стране было бы всё в порядке. Но если институтское начальство с совершенно искренними обидами вычёркивает из моей программы курса истории российского государства и права вопросы про кризис социализма и причины распада СССР и объясняет мне, бестолковому, что такие вещи совершенно недопустимо рассказывать студентам, во-первых, потому, что молодое поколение может что-то неправильно понять, во-вторых, потому, что по этим темам в существующих учебниках мало что написано, и, в-третьих, потому, что никакого кризиса социализма не было и быть не могло, впереди у нас у всех светлое коммунистическое будущее, а страна распалась из-за действий очередных врагов, оказавшихся в руководстве коммунистической партии, то и с точки зрения качества обучения, и с точки зрения оценки общих перспектив ситуацию в таком институте можно считать безнадёжной. Остаётся надеяться только на то, что очень скоро из таких институтов начнётся массовое бегство и тех студентов, которые на самом деле хотят учиться, и тех преподавателей, которые знают своё дело и умеют о нём рассказывать. Я вижу начало этого процесса, в стране очень скоро должны появиться институты, в которых нормальные студенты захотят учиться у грамотных преподавателей, и только поэтому я не считаю ситуацию отчаянно безысходной и не хочу окончательно бросить преподавание. Но чтобы в этой ситуации точнее оценить то, что есть сейчас, я начал фиксировать наиболее выдающиеся ответы. Итак, то, что я услышал, когда принимал экзамены по истории ...
1. Тема "Византия".
- ... В Византийскую империю входили земли от Восточного до Средиземного моря. В империи было четыре главных города - Византия, Стамбул, Царьград и Константинополь ...
2. Тема "Киевская Русь".
- Киевской Русью до революции называли Украину.
- До какой революции?
- Как до какой? 17-го года, когда большевики ...
- А с какого времени, как считается, началась Киевская Русь?
- Как с какого? Как только русские освободили Украину.
- От кого?
- Что от кого?
- От кого русские освободили Украину?
- Как от кого? От немцев. И присоединили Украину к России.
- И всё-таки, какое время считается началом Киевской Руси?
- Не помню.
- Ну, хотя бы приблизительно. До Петра I, при нём или после?
- Наверное, до.
- До Ивана Грозного или после?
- Наверное, после ... Хотя нет ... Сейчас вспомню ... Иван был, кажется, до Петра ... Да, ... когда там была Полтавская битва ...
- У Вас вопрос про государственное устройство Киевской Руси.
- Украиной управлял великий князь. Великих князей назначал царь, обычно своих родственников. Великий князь назначал удельных князей, тоже из своих родственников ...
3. Тема "Византия".
Последний вопрос в надежде спасти положение.
- При каком императоре был основан Константинополь? Как его звали?
- Ромул ... Август ... ой, нет ... Сервий Туллий ...
4. Тема "Византия".
Последний вопрос в надежде спасти положение.
- А как сейчас называется город, который был столицей Византии?
- (После нескольких минут размышлений) ... Париж ...
Вторая версия.
- (После нескольких минут размышлений) ... Афины ...
Кроме этого, по другим версиям, главными городами Византии в разное время были:
- Египет, - Халифат, - Ливан, - Арарат, - София, - Версаль, - Венеция, и даже - Сфинкс, - Клеопатра и - Геродот.
5. Тема "Византия".
Последний вопрос в надежде спасти положение.
- А когда, как считается, существовала Византийская империя?
- (После нескольких минут размышлений) ... Когда она образовалась ... кажется, при Карле ... номера не помню ... наверное, Первом, раз он её основал ... да, у Карла Первого была большая империя ... в каком веке - не помню ... а существовала ... до 1917 или 1918 года ...
6. Тема "Русь и Византия".
- У Руси с Византией были очень хорошие и дружные отношения ... Например, князь Олег пошёл войной на Константинополь и завоевал его ...
7. Тема "Государства Месопотамии".
- ... Миссопотамия находилась там, где текла река Миссисипи ...
8. Тема "Древний Рим" (или "Древний мир").
- Древний мир возник 753 года назад до нашей эры ... Первыми людьми древнего мира, о котором сохранились хоть какие-то сведения, были ромулы ... Это было племя, охотившееся на волков и тигров ... Они основали город, который с тех пор так и называется - Древний Мир ...
- Вы ничего не путаете?
- Ой, нет ... то есть да ... Древний Рим ...
9. Тема "Рим".
Ответ начинается с замечательного утверждения.
- История древнего Рима - предмет тщательных заблуждений многих поколений историков ...
10. Тема "Рим". Варианты легенд об основании города.
- Ромул и Рем основали город ... и за это Ромул убил Рема ...
- Когда-то на том месте, где сейчас Рим, жила волчица. Туда пришли братья Ромулы, она их спасла и вырастила, а за это они её прогнали, основали вместо неё город и стали в нём жить ... Но потом они подрались, и Ромул убил Рема, а после этого украл у какого-то соседа жену, построил забор и основал сенат ...
- Решив поселиться в Риме, которого тогда ещё не было, Ромул и Рем вскопали холм, потом построили на нём дворец и стали в нём жить ...
- Первые правители назывались ромулами ... Первое, что они сделали после основания города - учредили календарь, в котором новый год начинался с августа ...
- Рим основывался 753 года до нашей эры ...
- ... Рим был основан потомками Троянской войны ...
- Тот, кто основал Рим, стал первым Папой Римским ... До этого он был простой ромул ...
11. Тема "Рим". Фрагменты из истории Древнего Рима.
- ... В Древнем Риме священники назывались предсказателями ... Они предсказывали авгуры, анналы и прочие стихийные бедствия ...
- ... Народное собрание в Древнем Риме собиралось на той же поляне, где обычно собирался народ ...
- ... Знаменитый римский полководец Ганнибал нанёс поражение своим войскам недалеко от современного Неаполя ...
- ... Цезарь стал императором в августе ...
- ... До Цезаря царицей Рима была Клеопатра ... Он её любил ... и сверг с престола ...
12. Тема "Рим".
- ... Во времена Цезаря в состав города Рима входили Италия и Египет.
- Вот Вы всё говорите о городе Риме ... А Вас не смущают расстояния - где Италия, а где Египет? На современном самолёте часа два лететь ...
- Нет, всё правильно ... Город Рим ... Это сейчас он маленький ... А тогда вся империя была как один большой город ...
13. Тема "Рим".
- Император Диалектиан придумал новую государственную религию - диалектику ...
- Посмотрите в программу. Так как звали этого императора?
- (Читает.) ... Ди ... о ... кле ... тиан .... А! Всё понял! Диаклетику!
14. Тема "Рим".
- Население Рима делилось на патрициев и плебеев. Патриции - это те, кто имели отцов, плебеи - все остальные ...
- Но, по-моему, отцы бывают у всех ...
- Нет, я не об этом ... Патриции - это те, у кого были известны законные отцы, плебеи - те, кто не знал своих отцов ... Плебеев было больше ...
15. Тема "Рим" (или, может быть, "Египет").
- Римский император Александр Македонский начал войну ... и установил империю ...
(Пауза.)
- Давайте ещё раз с начала. Каким временем датируется эпоха начала империи?
- Периодом войн и революций ...
- В общем, правильно. Тогда были и войны, и революции, но они были и в другие времена. Лучше назовите датировки по современному летоисчислению.
(Пауза.)
- Что вы слышали о таком историческом персонаже, как Цезарь?
- Ну ... Он был ... такой ...
- Чем прославился?
- Войнами ...
- С кем он воевал?
- С Македонией ...
- А почему Вы так думаете?
- Ну, он же был Александр Македонский ... раз он её победил ... И стал первым императором ... А! Вспомнил! ... С этого момента отсчитывается наша эра! Он их победил почти две тысячи лет назад!
- Я не всё понял. Давайте ещё раз с начала. Каким временем датируется эпоха начала империи?
- Ну ... я же сказал ... две тысячи лет назад Александр Македонский их победил и основал империю ...
- Так кто, где и когда основал империю?
- Александр Македонский две тысячи лет назад победил Македонию и основал империю.
- А где был главный город, в котором он основал империю?
- Там же, где и сейчас ... В Египте ...
(С оценкой уже всё ясно, но всё-таки я задал последний вопрос, уже из чисто исследовательского интереса, чтобы получить представление о структуре таких знаний.)
- А на основании какой информации Вы так думаете?
- Ну ... Македония - это же область в Египте ... Он же там же ещё начал строить пирамиды и великую стену ...
16. Тема "Античность", точнее, "Государства времён античности".
Последний вопрос для того, чтобы выяснить, что же всё-таки называется словом "античность".
- ... Ну назовите хоть кого-нибудь из знаменитых деятелей античности.
(После недолгих раздумий.)
- Бурбулис ...
17. Тема "Рим".
- ... А ещё Сервий Туллий прославился тем, что изобрёл сервитуты ... С их помощью он одержал ряд побед ...
- С чьей помощью?
- Сервитутов ...
- А что это такое - сервитут?
- Ну ... такая военная машина, для того, чтобы разрушать стены вражеских городов ...
18. Тема "Рим".
- ... После изгнания царей в Риме образовалась республика ... Там правили консулы и сенат ...
- Кто назначал консулов?
- Император ...
- Так там была республика или император?
- (После секундной паузы.) И то, и другое ... Императорская республика ...
19. Тема "Рим".
- ... Во главе республики были два консула ... Они были главными ... У них был претор ... Консулы - это переводится "советники" ... а претор - "первый" ... Консулы были советниками претора ... Они ему советовали, как управлять ... А претор был главным в суде ... Он всех судил ... И всем управлял ...
- Ничего не понял. Кто у кого был начальником - консулы у претора или претор у консулов?
- Все трое. И с этого времени началось разделение трёх ветвей власти ...
20. Тема "Рим".
- Главный imperium назывался "претор". У претора был помощник - царь Эдип ...
- Остановитесь ...
- Я что, неправильно? У меня вот написано - Эдип, а Эдип был царём, а царь - он же царь, он же не imperium ...
- Остановитесь, достаньте Вашу тетрадку и посмотрите, что там записано ...
(Читает).
- Ну вот, смотрите, написано - Эдип.
- Это какая буква?
- А! Да! Эдим! Царь Эдим! Но я же знаю, что царь был Эдип!
- А должность называлась "эдил" ...
- Ну подумаешь, всего одна буква !!! Я же тему знаю !!!
21. Тема "Рим".
- ... Рим был государством рабов. Оно называлось "Status libertatis".
- Переведите слова "Status libertatis" на русский язык.
- Ну, "Status" - это государство, "libertatis" - свободное, в итоге получается "Свободное государство" ...
- А Вы только что говорили про государство рабов ... Уточните, пожалуйста, что такое "Status libertatis".
- Ну, как, там были рабы. Они были сервитутами. Их называли говорящими орудиями. Орудия делились на членораздельные и нечленораздельные. Были членораздельные и нечленораздельные сервитуты. Нечленораздельные сервитуты имели право голоса, но не могли его высказывать. Членораздельные сервитуты, считалось, что были способны к членораздельной речи. У них у всех был общий хозяин - pater familias, который всех, если хотел, мог всех запрячь, а если хотел, мог продать в рабство ...
22. Тема "Рим".
- ... Римское право состояло из личных вечных исков ...
- Каких исков?
- Личных ... Вечных ...
- Может быть, я не так понял ... Что это за иски?
- Ну, как ... Личные - это значит, они каким-то лицом против какого-то лица, а вечные - это на долгое время, практически бесконечное, ну, поэтому и вечные ...
23. Тема "Рим".
- ... В Риме были только отцы ... они назывались патриции ... и вообще, римское право - это право отцов ... а все те, кто не был отцами, не считались и римлянами ... Это плебеи ...
- Так что же, получается, что женщин в Риме не было вовсе ...
- Были ... Но это был уже не Рим ...
24. Особенности римского права.
- Законы XII таблиц ... про двенадцать таблиц все знали, но никто их не видел ...
- По римскому праву, все предметы, о которых шёл спор в суде, надо было принести в суд и положить или поставить перед судьёй ... даже если спор шёл о доме или о земельном участке ...
- Кроме судьи, в римском суде обязательно заседал весовщик ... Он взвешивал всё, что видел, перед судьёй ... (возможен вариант: ... Он взвешивал всё, что видел перед судьёй ...)
- В римском праве было право на ограничение полномочий ... и ограничение права собственности на чужие вещи ... Чужие вещи возникли очень рано, с самого начала римской истории ... И только в классический период чужие вещи стали сервитутами ...
- Брак, по римскому праву, заключался посредством мужа и жены ... Брак, заключённый по-другому, признавался незаконным ...
- У римлян было по две жены ... Старшую называли матроной, а вторую - конкубиной ...
- После того, как у римлянина рождался сын, отец должен был оформить его усыновление, а иначе неусыновлённый сын не считался сыном ... А если отца у ребёнка не было, то усыновление должен был оформлять отец отца ...
- Если муж накладывал на жену руки, она становилась ему подвластной, а если не мог это сделать - она считалась самостоятельной ...
- Римские юристы долго обсуждали вопрос, могут ли неграмотные заключать договор в письменной форме ...
- Если вор украл больше, чем у него требовали, то потерпевший признавался невиновным ...
- Римский суд должен был заседать около первого дорожного камня в окрестностях Рима ...
- Авторитет римских юристов основан на том, что какой-то, я не помню, какой, император издал закон, по которому юристов надо слушаться ...
25. Тема "Древнерусские княжества и республики".
- В Новгороде основным институтом веча был посадник ... Ой, нет, он всё-таки был не институт, а человек ...
26. Тема "Русская Правда".
- ... Русская Правда дошла до нас в двух вариантах - малом и большом. Малый вариант состоял из 13-ти веков, большой - из 17-ти ...
27. Тема "Русь и Орда".
- ... В XIII веке на Русь пошли в поход войска татаро-монгольского Ига ...
- Простите, а что такое "татаро-монгольское иго"?
- Ну ... это государство, где татаро-монголы жили ... откуда они пошли в поход и которому потом Русь платила дань ...
28. Тема "Эпоха Ивана Грозного".
- ... После смерти Ивана Грозного на престол взошла Опричнина ...
- А как она могла взойти на престол?
- Ну как же она не могла ... она же была законной наследницей ... любимая жена Ивана Грозного ... правила, пока их сын был слабоумным ...
29. Тема "Соборное уложение".
- ... Соборное уложение было принято ...
Пауза.
- Если не помните точно год, то при каком царе?
- Александре ...
- При ком?
- Втором ...
- Не Александре, а Алексее ...
- Да, при Алексее Втором ... Он отменил крепостное право и учредил Соборы ...
30. Тема "Реформы Петра I".
- ... После реформ Петра I армия стала военной ...
31. Тема "Россия после Петра I".
- ... После Петра I правила Екатерина ... жена Петра I ... А после Екатерины - их сын Павел I ... Пугачёв ...
32. Тема "Шариат".
- ... Хорошая страна ... Ну где же она ... Где-то на юге ... Это государство существует до сих пор ... и главный город называется так же ... Этим летом я там был ... Сам же видел, там живут арабы ... А! Вспомнил! ... Сейчас это не совсем государство, это город ... в Эмиратах ... Древний город ...
33. Тема "Шариат".
- В шариате был главный великий пророк ... Он всё основал ...
- Как его звали?
- Адат ...
- Как?
- Нет, сейчас ... не Адат, а Адам ... Ну, тот самый, с которого всё началось, который всё основал и у православных тоже ...
- А что такое "адат"?
- (После размышлений) ... Это другой пророк ...
34. Тема "Шариат".
- ... Арабы придумали халифат ...
- Как это - придумали? Вообще, что такое халифат?
- (После некоторого периода раздумий) ... Ну, халифат - это главное учение по религии мусульман ... в котором главным богом был Халиф ... Это что-то вроде верховного ... ну, не знаю, как назвать ... верховного Христа ... В 7-м веке халифат распался на два учения - адат и шариат, эти два учения воюют до сих пор ... Адат - это арабы, а шариат - турки ...
35. Тема "Шариат".
- ... Законы Шариата были приняты в то время, когда Шариат был аллахом ...
- Остановитесь. Давайте разберёмся, что означают слова "Аллах" и "шариат".
- Ну ... аллах - это верховный правитель государства ... сейчас вспомню, как оно называлось ... (Неуверенно) ... Ислам ... Египет ... (ещё менее уверенно) ... Багдадский ... Каир ... (Пауза) ... Нет, там правитель назывался не аллахом ...
- Насколько я знаю, Аллах - это одно из имён Бога у мусульман. А что означает слово "шариат"?
- Это был царь, по чьим законам до сих пор они там живут ...
36. Тема "Империя франков".
- ... Империя франков образовалась давно и существовала долго ...
- Пожалуйста, поточнее. Когда она возникла и до каких пор существовала?
- Ну, возникла очень давно ... Её организовал Карл ... Маркс ... ой, нет, его звали как-то ещё, но очень похоже на Маркса ... А существовала ... до сих пор ... до объединения Франции и Германии ... Только однажды её завоевал Наполеон ...
37. Тема "Феодализм".
- Главным достижением феодализма следует считать дворянское земледелие ...
- Дворянское, простите, что?
- Дворянское земледелие ...
- Точно дворянское земледелие?
- Да.
- Так ... Подумайте, как могло выглядеть дворянское земледелие ... Получается, что дворяне землю пахали ...
- Да. Они и назывались дворяне потому, что в награду за службу получали двор от короля ... А после того, как уходили в отставку, на этом дворе и пахали ..