Всем участникам и участницам конкурса - громогласное судейское "Здравствуйте!".
Много слов говорить не буду, поскольку оно и не надо. Разрешите считать заседание открытым.
Токарев С. Славная жизнь
Сюжет : Храбрый сибирский фрилансер фрилансит понемногу в здании, когда-то принадлежавшем весьма загадочному персонажу. По мере продвижения фрилансовской деятельности фрилансер узнает о персонаже все больше и больше, пока наконец, оторвавшись от ночного фриланса, не раскрывает одну страшную тайну. Сюжет, стандартный для набивших оскомину ужастиков, но с весьма забавными, хоть и тупиковыми, отклонениями.
Техника исполнения : На высоте.
Мнение : Сильный рассказ, и одновременно - яркая иллюстрация к пословице о хорошем начале и половине дела. Начало и даже середина у рассказа просто шикарные, но шикарные не для рассказа в двадцать семь килобайт, а для повести кило в сто. А нераскрытые тайны насчет повозки, кладбища, неожиданного богатства - это, по-моему, просто форменное издевательство над читателем. Можно, конечно, сказать, что красовавшееся в первом акте настенное ружье не выстрелило потому что так задумано автором - мол, атмосфера таинственности и все такое, но волей-неволей проскакивает подленькая мыслишка: а может, просто порох отсырел?
Оценка : все равно высокая.
Кишларь С. Буковки
Сюжет : Не есть главное достоинство рассказа. Главный герой узнает об измене жены. Много думает и много занимается любовью. Финал счастливый.
Техника исполнения : Красиво. Даже так: красиво, черт возьми!
Мнение : Автор рискнул покуситься на проблему, решение которой люди пытаются найти примерно столько же, сколько вообще существует институт моногамного брака - и все безуспешно. Решение, предложенное в рассказе, не отличается особой оригинальностью (что-то подобное я читал еще будучи ребенком в каком-то полупорнографическом журнале), да и эффективность его под вопросом. В самом деле, продлить супружескую страсть такой вот уловкой - это все равно что скормить АВТОВАЗу еще десяток миллиардов: на неделю полегчает, а дальше что? Кардинальных-то перемен не произошло, не так ли?
Впрочем, универсального решения проблемы мы - читатели - и не ждали. Поэтому скажем автору "спасибо" за прекрасный стиль изложения, пожелаем дальнейшего развития темы, поставим близкую к "десятке" оценку, тихонько вздохнем и пойдем дальше.
Оценка : высокая.
Роженко Н.А. Старая электричка
Сюжет : Наивен и невыразителен. Героиня хоронит сестру, случайно покупает билет в детство, затем едет в поезде до места назначения, где и обнаруживает - что бы вы подумали? - свое детство.
Техника исполнения : Унылая.
Мнение : И снова о вечном. Рассказ, норовящий воздействовать на слезные железы читателя и заставить его, нерадивого, взять трясущейся рукой телефон и позвонить родителям. К сожалению, главная героиня не видела вышедшего на экраны страны в 1996 году ролика Дениса Евстигнеева "Помни о близких", более известного российскому зрителю как "Дима, помаши маме". После того коротенького видеоклипа действительно хотелось взять в руки телефон и позвонить родителям (бабушкам, дедушкам, тетям, дядям - нужное подчеркнуть). После "Старой электрички" звонить никому не хочется - хочется пожать плечами и начать читать следующий рассказ.
Оценка : низкая.
Шнейдер Н. Жди меня
Сюжет : Что называется, держит. Главный герой возвращается из плена домой, обнаруживает там жену и проводит счастливую ночь. Наутро выясняется, что жены вроде как и нет, а ночь была не такой уж и счастливой. Потом появляется упырь и становится совсем интересно. Финал трагичен, но логичен.
Техника исполнения : Хорошая.
Мнение : Довольно реалистичный рассказ, как это ни странно звучит в отношении "вампирской" тематики. Главный герой, возвратившись с войны, ведет себя как настоящий дембель: пьет самогон, утоляет плотские желания и наносит тяжкие физические - сначала своей жене, потом себе. При всем при этом, однако, умудряется вызывать море сочувствия у читателя, особенно когда дело доходит до концовки. Будь у автора поменьше мастерства - и финал рассказа превратился бы в слезодавильную тянучку с элементами размышлений а-ля "синюю или красную?", но мастерства хватает - и потому все происходит быстро, без колебаний и оттого вдвойне болезненно. За это автору большое человеческое спасибо и высокую оценку в придачу.
Оценка : высокая.
Лойт Дерево Сейранты
Сюжет : Стандартно-сказочный. Главный герой попадает в плен к волшебному дереву и через некоторое время, не прикладывая никаких особых усилий, освобождается.
Техника исполнения : Хорошая.
Мнение : Бывают рассказы запоминающиеся. Неважно, как они при этом написаны, какова их тема, какие именно струнки задел рассказ где-то внутри читателя. Главное - они оседают в голове, и выбить их оттуда не представляется возможным даже с применением хорошего физического воздействия.
А бывает - наоборот.
Черт его знает, почему "Дерево" не оставляет в памяти ничего, кроме названия. Вроде все в рассказе есть: и сюжет, и главные герои, и различного рода ляпы (что тоже есть неотъемлемая часть запоминающегося рассказа), и конфликт, и даже мораль, мол, не управляй чужими судьбами, иначе получишь в глаз. Может, дело в том, что если пишешь сказку на тысячекратно повторенную тему, нужно придумать какой-то более оригинальный выход из ситуации? Потому как ножом в глаз - это не сказка. Это, извините, бытовуха. Скучная и посредственная.
Оценка : средняя.
Лебонд К. Белые лебеди на чёрной воде
Сюжет : Сложен для понимания. Никак не уловить, о чем все-таки рассказ: сначала лебеди, потом Италия, потом ветеран, потом "оранжевая революция", потом снова лебеди.
Техника исполнения : Средне-грамотная.
Мнение : Если честно, главную героиню рассказа безумно жаль. Она, бедная, с широко распахнутыми глазами вынуждена наблюдать, как все остальные по очереди совершают несусветные глупости: мальчишка ни слова не говорит любимой девушке и сваливает по требованию сумасбродной бабы в Италию; отец парня зачем-то его туда отпускает; дед ругается на ни в чем не повинного идиота-швейцара, а потом добавляет ни в чем опять-таки не повинной девчонке; "сотрудник общественной организации", вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, предлагает вместе молиться и вступать в "нашу церковь" (страшно представить, что у него за "наша база", куда бывший наркоман вбил данные несчастного парня). В конце - как бы в подарок читателю - весь этот калейдоскоп глупости, преподнесенный автором с жутко серьезным выражением лица, завершается рифмой слов "стай" и "стал". Довольно логичная концовка, спору нет.
Оценка : низкая.
Ступицкий С.Л. Ганс
Сюжет : вполне себе ладный. Главный герой раскапывает могилу немца, а за ним в это время наблюдает загадочный Виктор. Разгадка, как и положено, оказывается проще некуда.
Техника исполнения : Хорошая.
Мнение : Симпатичная быстро забывающаяся зарисовка. Вроде все на месте, но перечитывать желания никакого нет. Оценить можно и высоко, и средне, и низко - и найти кучу аргументов в пользу каждого из решений.
Оценка : непонятная, но скорее всего чуть выше средней.
Миндаль Продавец Судеб
Сюжет : скучноватый. Главный герой встречает волшебника и выпивает склянку с судьбой капитана космического корабля. Впоследствии выясняется, что не все так просто и что родной дом все-таки лучше бездонных глубин Вселенной.
Техника исполнения : Хромает.
Мнение : Можно много говорить о вторичности заложенной в рассказ морали "каждый сверчок знай свой вершок", можно много рассуждать о нежелании - или неумении - авторов различать "тся" и "ться", можно много ворчать о самых разных недостатках рассказа, но я, пожалуй, остановлюсь на одной вопиющей несправедливости, совершенной главным героем рассказа. Очевидно, что человек, продающий несовершеннолетним столь сильнодействующий наркотик, является самым настоящим преступником, и тот факт, что уже взрослый и знающий, хотя бы на бытовом уровне, основы юриспунденции ГГ спокойно высадил старика "в космоцентре на Вектре", а не сдал его в руки правоохранительных органов - этот факт вызывает у читателя, то бишь меня, неподдельное возмущение. Что за пассивная гражданская позиция, в самом деле?
Оценка : низкая.
На этом разрешите объявить перерыв. Продолжение следует.
Перерыв окончен, заседание продолжается.
Бердник В. "Liberta"
Сюжет : банальный, но жизненный. Главный герой приезжает в родной город, где встречает старую любовь и, не мудрствуя лукаво, делает ее любовью новой.
Техника исполнения : Скучноватая.
Мнение : Наверное, чтобы сполна оценить прелесть этой мелодрамы, я должен быть дамой бальзаковского возраста. Той самой, которая "думает, что это в последний раз" и просит познакомить ее "с человеком интеллигентным и состоятельным". К сожалению, ни пол, ни возраст не подходят. Зато авторскую фразу в эпиграфе, скромно подписанную "автор", я оценил по полной. Широкий жест. Громкие аплодисменты.
Оценка : низкая.
Дашук А. Полевая практика с чудовищем
Сюжет : в порядке. ГГ активно участвует в общественной жизни таежного поселка: сначала отправляется на охоту за оборотнем, а затем, обретя вилку для снятия лапши с ушей, примиряет старых врагов.
Техника исполнения : Нормальная.
Мнение : Хороший крепко сбитый рассказ. Если убрать половину авторских размышлений о негативном влиянии толпы на поведение человека (ибо истины никакой автор не открывает) - будет совсем замечательно.
Оценка : высокая.
Паршев О.В. Я вернусь
Сюжет : коктейль "намешать всего, но не взбалтывать". Снег, девушка, бой с индейцами, американец, платина, Наполеон, домой через Амстердам.
Техника исполнения : Нормальная.
Мнение : Произведение не для средних умов. По прочтении рассказа у меня, например, возник довольно глупый вопрос: а о чем, собственно, я только что читал? После повторной попытки вопрос никуда не делся, наоборот, сильно увеличился в размерах и требует немедленного разрешения. Варианты ответа присутствуют, но все какие-то дурацкие, не соответствуют эпическому настроению рассказа. Буду думать дальше.
Оценка : низкая
Никитин Д.Н. Новые гулливеры
Сюжет : практически отсутствует. Космонавты возвращаются после долгого полета на Землю, где их ждут интересные изменения. Далее следуют _______________________ (вот такой вот) _______________________ пробел и хэппиэнд.
Техника исполнения : Хорошая.
Мнение : Рассказ-идея. Будто запись в ежедневнике - чтобы не забыть. Что ж, надеюсь, не забудете - идея неплоха.
Оценка : средняя.
Минасян Т.С. Остаться человеком
Сюжет : возвышенно-наивен. Группа космонавтов терпит бедствие на удивительно беспомощном космическом корабле. Один предлагает выйти в море, благо есть волшебные фильтры и водолазный костюм, другие боятся, что будут потом плохо выглядеть и предпочитают, чтобы их расплющило на дне океана - так оно красивее.
Техника исполнения : Средняя.
Мнение : Неординарный рассказ: во-первых, обладает самым громким названием на конкурсе, а во-вторых, подсовывает читателю мудреный морально-этический парадокс: с одной стороны, быть беспризорником хорошо (выросшие в хороших семьях члены экипажа не соответствуют главному лозунгу рассказа), а с другой - вроде как и не очень ("Никогда не буду такой, как она, никогда не оставлю своих детей!!!" - слова одной из героинь, оставшейся без матери). Я в замешательстве, честное слово.
Ладно, шуточки в сторону. Автор, очевидно, хотел высказать мысль о том, что в любой ситуации надо оставаться человеком. Только вот какая закавыка: быть человеком - значит, на мой взгляд, совершать поступки во имя человечности. А питаться несколько лет водорослями и радоваться жизни - это, извините, ничего общего с человечностью не имеет. Это банальное желание выжить, и какая-нибудь безвестная щука или даже морской ежик будут делать это с гораздо большим успехом, чем покрытый пленкой космонавт-беспризорник.
Оценка : низкая.
Суржиков Р. Разведчик
Сюжет : мистично-научно-фантастичен. В далеком будущем вместо экспедиций геологов нас ждут одиночные рейды разведчиков-смертников. Результаты передаются исключительно экстрасенсорно.
Техника исполнения : На высоте.
Мнение : Наверное, каждый критический обзор должен содержать и кнут, и пряник - чтобы, значится, всесторонне мотивировать автора на дальнейший творческий рост и все такое. Автору "Разведчика" кнут подсунуть не удастся, разве что парочку маленьких кнутиков - да и то в основном естественнонаучного характера, что, согласитесь, рассказу с таким началом, как у "Разведчика", - нафиг не нужно. Так что вот вам, автор, большой пряник, а кнут прибережем для ООН и всяких там обществ защиты прав человека, ибо существование таких отморозков, как ГГ рассказа, - целиком и полностью их упущение.
Оценка : высокая.
Бекер В.Э. Халявщик
Сюжет : простой и ясный как солнечный день на безатмосферной планете. Летящий на космическом корабле ГГ обнаруживает пропажу двигателя, когда до Земли остается совсем ничего. На выручку приходит добродушный и немного забавный инопланетянин. Потом выясняется, что не такой уж он добродушный и уж тем более ни черта не забавный.
Техника исполнения : Нормальная.
Мнение : Когда американский режиссер Дж. Э. Ромеро снял свой замечательный "Рассвет мертвецов" - все думали, что это про зомби. Только мудрые критики заметили, что фильм-то, оказывается, про потребительское зомбирование населения и зомбообразный образ жизни рядового американца.
"Халявщик" в этом смысле чем-то похож на "Рассвет". ГГ в финале обнаруживает, что превратился в подобие зомби - с чужими мыслями, желаниями и намерениями. Посыл рассказа ясен: если вы мужчина и вдруг начинаете думать о женских прокладках - все, приехали, ваш мозг грубо поимели. Выбрасывать телевизор или пить "Слезу Тахорга" уже бесполезно.
Оценка : высокая.
Хабибулин Ю.Д. Фуршет на лётном поле
Сюжет : незамысловат. Во время вынужденного бегства из Грузии русских "оккупантов" к отставшему мужчине подходит начинающий грабитель. Через несколько минут уже бывшие грабители и неудавшаяся жертва вместе пьют Киндзмараули.
Техника исполнения : Немного хромает.
Мнение : Если бы у автора было чуточку больше мастерства - "Фуршет" был бы лучшим рассказом не только на этом конкурсе, но и среди всех прочитанных мной за последнее время. Текст рассказа чуть отливает корявостью, количество авторских отступлений на тысячу знаков превышает норму, концовка слегка смята - но все это только придает "Фуршету" какую-то свою, простую, человечную прелесть. Вот он (не побоюсь повтора) - человечный рассказ о человечном поступке простого русского мужика! Татьяна, где вы с вашим ихтиозавтром? Взгляните на летное поле - вот он, оплот человечности, герой, в честь которого можно было назвать ваш рассказ, а то и целую повесть. Господин Ягланд сотоварищи - отбросьте сомнения, готовьте документы. Нашелся достойный.
Оценка : высшая.
На этой положительной ноте разрешите объявить следующий перерыв.
Продолжение следует.
Перерыв окончен, заседание вступает в заключительную стадию.
Сотников О. Новая жизнь Звери Зверявкина
Сюжет : присутствует. Главный герой, житель Рая, мечется между двумя альтернативами: службой на Земле и надеванием крылышек. Крылышки проигрывают.
Техника исполнения : Хорошая.
Мнение : Рассказ с моралью о том, что не так страшен военко..., то есть черт, и о том, что райская жизнь не бывает настоящей, могут использовать сотрудники военных комиссариатов для привлечения на службу уклонистов всех мастей и рангов. Однако - нужно отдать должное - и простому читателю есть чему порадоваться.
Оценка : высокая.
Сотникова О.С. Кузнечик на ленте Мёбиуса
Сюжет : напоминает не очень трезвую блондинку за рулем красной "Астры" - никогда не знаешь, куда повернет в следующий момент. Краткому изложению недоступен.
Техника исполнения : Нормальная.
Мнение : Все сюжетные перипетии рассказа становятся понятны, если вспомнить, с чего он начинался. Я не большой знаток йоги и прочих видов восточного самоистязания, но могу посочувствовать главной героине: действительно, пока примешь позу какой-нибудь "удивленной цапли, пожирающей молодого единорога", еще и не такое в голову придет.
Оценка : средняя.
Масленков И.В. Люцифер Сэм
Сюжет : примерно такой же, как в скороговорке "На дворе трава, на траве дрова". На планете каньон, в каньоне Сэм. Трава тоже появляется - но ближе к концу.
Техника исполнения : пафосная.
Мнение : Раз уж мы начали сравнивать "Люцифера" с "На дворе...", было бы логично этим и закончить. Скороговорка бессмысленна точно так же, как и рассказ, однако от нее по крайней мере есть польза: повышает внятность речи. А вот что должен повышать "Люцифер" - я так и не смог понять.
Оценка : низкая.
Беленкова К. Доппельгангер
Сюжет : простой: главный герой решает разобраться раз и навсегда со своим двойником, однако его быстро ставят на место.
Техника исполнения : нормальная.
Мнение : Не люблю говорить про вторичность произведений, но - придется. Автор, можно сказать, меня вынудил: демонстрируя начитанность главного героя, он (то есть "она", конечно, но "он" как-то удобнее) как бы стыдливо признается "ну да, конечно, все это уже было - и не раз; да, я не первый и не последний, но вот - видите ли - захотелось...". Что ж, захотелось так захотелось, с кем не бывает.
Оценка : средняя.
Шауров Э.В. Три дня на вечность
Сюжет : фантастично-реалистичен. Большой космический корабль везет группу переселенцев с истощенной Земли на новую планету, однако консервативно настроенные обитатели изо всех сил пытаются этому противостоять.
Техника исполнения : хорошая.
Мнение : "Три дня", как и любая хорошая фантастика, поднимает серьезную социальную проблему. Действительно, любое, даже самое благое, общественное начинание всегда встречает отпор тех, для кого раньше и трава была зеленее, и пиво вкуснее. И таки да, действительно, фанатизм и упертость таких людей может привести к самым неприятным последствиям. И - наконец - действительно, что с такими людьми делать, непонятно. Хоть стреляйся.
Оценка : высокая.
Габдулганиева М. Спаси меня
Сюжет : здесь не ночевал. Главная героиня видит сон и много думает о том, что бы это значило. Как выясняется в конце - ничего это не значило.
Техника исполнения : унылая.
Мнение : Сложно описать ту гамму чувств, которая захлестывает читателя после прочтения "Спаси меня". Наверное, достаточно выделить главный компонент коктейля: непонимание. Не понимаю, какой реакции на рассказ хотел автор; не понимаю, зачем он (то бишь опять-таки "она") растянул завязку на 10 кб, а кульминацию с развязкой уместил в 654 знака с пробелами; не понимаю, за какие такие уши сюда была притянута тема наркотиков - в общем, ни черта не понимаю. Действительно, мистика.
Оценка : низкая.
На этом заседание окончено, участникам спасибо за внимание. Также спасибо за рассказы - как хорошие, так и не очень. Опыт в любом случае положителен :) Надеюсь, что и моя критика оказалась хоть немного полезной.
Всем авторам - успешного творческого роста. До встречи!