Дроганов Виктор Иванович : другие произведения.

Цель и смысл жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы познать механизмы собственного поведения и научится ими управлять... Изучить себя и стать хозяином своих поступков. Х.Дельгадо.


  
   Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы познать механизмы собственного поведения и научится ими управлять... Изучить себя и стать хозяином своих поступков.
   Х.Дельгадо.

Цель и смысл жизни.

   Еще в 1965 году русский ученый-философ Н.Н. Трубников писал, что проблема смысла, цели и времени человеческого бытия является самой главной и центральной, и какой-либо вопрос становится философским лишь тогда, когда он "приводится в прямую связь с проблемой смысла человеческого бытия".
   Но, не смотря на то, что этот вопрос является самым главным, центральным, он в учебных заведениях, практически, не обсуждается.
   По мнению Н.Н Трубникова, за попытку уйти от этих вопросов, за попытку трусливо избежать ответа, всем нам без исключения приходится расплачиваться. Если исходить из этого мнения, то можно прийти к выводу, что знай, человечество ответ на данный вопрос, оно бы изменило свое поведение. Но так ли это? А может мы, запрограммированы до такой степени, что, даже зная, ответ на этот вопрос, существенно изменить свое поведение мы, просто, не в состоянии? Как бы там ни было, изучение цели и смысла жизни, поможет нам, если не изменить свое поведение, то хотя бы его объяснить.
   Искать ответ на вопрос о цели и смысле человеческого бытия приходиться не только ученым, но и каждому из нас. И у каждого из нас свой ответ на этот вопрос. А существует ли у человечества единая цель?
   Современные ученые по-разному отвечают на данный вопрос. Одни считают, что есть, другие отвечают на этот вопрос отрицательно. В частности, австрийский ученый В. Франк пишет: " Говорить о смысле жизни, общем для целой группы людей, столь же нелепо, как и спрашивать "какой лучший ход в игре в шахматы? "
   Но, как мне кажется, В. Франк лукавит. Надо было бы спросить не " Какой лучший ход в игре в шахматы?", а " Какую конечную цель, мы ставим перед собой играя в шахматы? ".
   Играя в шахматы, мы ставим перед собой цель - победить, что и является конечной целью.
   Достижение конечной цели происходит через достижение множества промежуточных целей. Промежуточная цель - поиск лучшего хода в каждой конкретной позиции.
   По аналогии с шахматами, можно предположить, что и поведение человека, даже если он этого и не осознает, так же направлено на достижение конечной цели.
   Чтобы найти эту цель, - рассмотрим эволюцию программ поведения, начав изучение с программ поведения простейших живых организмов.
   Наглядным примером эволюции программ поведения служит классификация в основу, которой положено внутривидовое сотрудничество. Все виды по этому признаку можно разделить на четыре группы:
      -- Одиночные животные;
      -- Семейные животные;
      -- Стадные животные;
      -- Видовые животные (человек разумный).
   Классификацию можно дополнить - животные, поведение которых обусловлено:
   а) в основном врожденной программой;
   б) сочетанием врожденной программой и приобретенной;
   в) в основном программой приобретенной в течение жизни.
   Одиночным животным, чтобы сохранить свой вид, достаточно программы поведения, направленной на сохранение собственной жизни.
   В результате мутаций или изменения окружающей среды, некоторым видам животных, чтобы сохранить свой вид уже было недостаточно программы поведения, направленной на сохранение только собственной жизни. Чтобы сохранить свой вид, они вынуждены были сформировать еще одну программу, программу - направленную на сохранение жизни потомства. С появлением программы поведения направленной на защиту потомства появились семейные животные.
   В дальнейшем, некоторым видам животных, чтобы сохранить свой вид, необходимо было объединиться в стадо, и появилось поведение, направленное на защиту стада.
   Видовым животным, чтобы сохранить свой вид, потребуется сотрудничество не только на уровне семьи, стада (стаи, государства), но и на уровне вида в целом.
   В том, что поведение человечества в целом направлено на сохранение своего вида, сомнений не вызывает. Но, конечная ли это цель? Думаю, что нет. Почему? Да потому, что солнечная система не вечна, гибель ее неизбежна, а с ней и гибель всего живого. Переселение в другие Галактики невозможно (даже в очень далеком будущем), по объективным причинам.
   Неужели человечество будет пассивно ждать своей смерти? Конечно, нет. Оно, несомненно, попытается создать "зародыши" живой материи и отправит их в другие Галактики, т. е. конечная цель жизни - сохранение живой материи во Вселенной.
   Достижение конечной цели отодвинуто во времени и происходит через достижение множества
   промежуточных целей. Достижение промежуточных целей происходит с помощью потребностей.
   Потребность есть нужда организма, общества, вида, живой материи в средствах необходимых для выживания, проживания, физического и духовного развития и прогресса. Учитывая, что программы поведения являются средствами выживания, их относят к потребностям.
   С учетом потребностей, конечной целью жизни человечества является сохранение живой материи во Вселенной, а смыслом жизни человека - формирование отбор программ поведения, направленных на достижение этой цели.
   Разработать и реализовать программу, направленную на сохранение живой материи во Вселенной может только разумное существо. С точки зрения потребностей, разумное существо (человек) является всего лишь средством, с помощью которого происходит выживание живой материи во Вселенной. Но, чтобы получить это средство, живой материи пришлось пройти эволюцию от "зародыша" жизни до разумных организмов длиною в 3 - 3,5 млрд. лет.
   Существует мнение, что, не выяснив каким образом, появились "зародыши" жизни на Земле, мы не сможем ответить и на вопрос: " О цели и смысле жизни?". К сожалению, вопрос о происхождении жизни на Земле до конца так и не изучен. На роль истины в этом вопросе претендуют две гипотезы:
   Первая - концепция панспермии, согласно которой жизнь была занесена на Землю извне, опиралась на обнаружении при изучении метеоритов и комет "предшественников живого" - органических соединений, которые возможно сыграли роль "семян", роль " зародышей" жизни.
   Вторая - концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.
   То, что эволюция живой материи прошла путь от "зародыша" жизни до разумных организмов, у большинства ученых, сомнений не вызывает. Вопрос только в том: целенаправленный это процесс или случайный?
   Ученые, пытающиеся ответить на этот вопрос, разделились на два лагеря.
   Представители одного лагеря считают, что эволюция живой материи является случайным процессом, и человек появился в результате счастливого стечения обстоятельств.
   Представители другого лагеря уверены в том, что эволюция идет не случайно, а целенаправленно и появление разумных организмов это закономерный процесс. Разумные организмы, по их мнению, это конечная фаза развития живой материи. Следующий этап развития живой материи начнется в других Мирах и пройдет такой - же цикл - от " зародыша" жизни, до разумных организмов (человека?).
   Какая из этих гипотез верна? По большому счету, ответ на этот вопрос, особого значения для человечества не имеет. Независимо от того, появился ли человек в результате счастливого стечения обстоятельств, или появление человека генетически предопределено, в любом случае, он будет разрабатывать программу, направленную на сохранение живой материи во Вселенной.
   На сегодняшний день, человечество, хоть и неосознанно, уже проделало определенную работу в этом направлении.
   Почему неосознанно? Да потому, что человечество является еще маленьким ребенком. А разве можно требовать от маленького ребенка, чтобы он строил свое поведение осознано? Естественно, нет. О том, что человечество находится в возрасте ребенка, можно судить по эволюции живой материи представленной во временном режиме.
   Краткая схема эволюции жизни на Земле.
   ЗАРОДЫШИ ЖИЗНИ - время появление на Земле неизвестно.
   КЛЕТКИ БЕЗ ЯДРА - появились 3 - 3,5 млрд. лет назад.
   ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ С ЯДРОМ - появились 2 млрд. назад.
   МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (одиночные животные) - появились 1 млрд. лет назад.
   ВИДОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ (человек разумный) - появились 40 тыс. лет назад
   ЗАРОДЫШИ ЖИЗНИ - когда их создадут - неизвестно.
   Действительно, если более детально проанализировать эволюцию живой материи, то можно прийти к выводу, что 40 тысяч лет для развивающего вида - это период детства.
   Правда, стоит отметить, что человечество созревает не одновременно. Одна его часть находится в младенческом возрасте, другая - в подростковом, но часть населения уже достигла возраста зрелости - это ученые. На их плечи природа возложила самую ответственную задачу - разработать программу, направленную на сохранение живой материи во Вселенной. Конечно, ученые еще не в состоянии разработать такую программу в полном объеме. Но, на сегодняшнем этапе эволюции жизни от них этого и не требуется.
   Как говорилось выше, достижение конечной цели отодвинуто во времени и достигается через достижение множества промежуточных целей. Достижение же промежуточных целей происходит с помощью потребностей (средств выживания), к которым относятся и программы поведения.
   В процессе эволюции появлялись все новые и новые программы поведения. На первом этапе они были врожденные; на втором этапе приобретались в течение жизни, но строились неосознанно; на третьем этапе программы поведения будут строиться осознано. Какие же новые программы поведения ученые должны построить у себя?
   С моей точки зрения, новой потребностью (средством выживания), без которой у человечества нет будущего, является умение решать проблемы методом конструктивного спора. Поэтому ученым предстоит приступить к разработке программ воспитания направленных на формирование как у себя в частности, так и у населения в целом, навыков решения проблем методом конструктивного спора.
   На первый взгляд кажется, что с формированием у населения навыков решения проблем методом конструктивного спора, спешить не стоит. Действительно, человечество прожило 40 тысяч лет без этих навыков, неужели не проживет без них еще несколько тысяч лет? Может и не прожить. Все мы прекрасно знаем, что не все дети доживают до зрелого возраста. Вполне возможно, что и человечество не доживет до зрелого возраста. И такая угроза существует уже сегодня, тем более что в руки "ребенка" попало ядерное оружие.
   Доживет ли человечество до возраста зрелости или не доживет, зависит только от ученых. Ученые дали человечеству ядерное оружие, они и должны научить его решать проблемы методом конструктивного спора. И чем раньше ученые приступят к формированию у населения навыков решения проблем методом конструктивного спора, тем больше шансов, что человечество не только сможет максимально долго продлить свое существование на Земле, но и успеет разработать и реализовать программу, направленную на сохранение живой материи во Вселенной.
   Литература.
   И. Андреев. Происхождение человека и общества. - М., 1988.
   Биология. Пособие - репетитор для поступающих в вузы. И. Ю. Павлов, Д. И. Вахненко, Д. М. Москвичев.- Ростов-на-Дону, 20003.
   А. А. Горелов. Концепция современного естествознания. - М. Центр 1997.
   П. С. Гуревич. Куда идешь человек? Журнал: "Знак вопроса". - М., 1991 г., N 7.
   Квинтэссенция. Философский альманах. Трубников Н. Н. (Проспект книги о смысле жизни.) М., 1990.
   Л. Н. Коган. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984.
   С. Кратохвил. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М., 1991.
   Д. Г. Павлова. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.
   Пьетро Помпонацци. Трактаты о бессмертии души о причинах естественных явлений или о чародействе.- М., 1990. (Впервые издан в 1516г.)
   Г. И. Рукавин. Концепция современного естествознания.- М. Ю Н И Т И - 1997.
   Системные механизмы поведения. - М.,1990.
   Физиология высшей нервной деятельности и психология. Л. Г. Воронин, В. Н. Колбановский.- М., 1997.
   Человек в поисках смысла. Сборник. М., 1990.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"