Древний Старец : другие произведения.

Москали И Майдановцы 9. Галицинизация

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Украина включила Галицию или Галиция включила в свой состав Украину? К такой метаморфозе наводит галичанская "революционная активность", о которой предупреждали еще вельможные чиновники Российской империи.

  <>"28 сентября 1939 Восточная Галиция и Западная Волынь, после проведения формального референдума, были включены в состав Украинской ССР" Вот тут и вопрос кто кого включал - Украина включила Галицию или Галиция включила в свой состав Украину? К такой метаморфозе наводит галичанская "революционная активность", о которой предупреждали еще вельможные чиновники Российской империи.
  <>"В записке по польскому вопросу чиновник российского МИД Олферев в 1908 г. писал, что в результате политики австро-венгерских властей в Галиции "украинцы сольются в самостоятельный единый народ и тогда борьба с сепаратизмом станет невозможной. Пока в Галиции живет еще русский дух, для России украинство не так еще опасно, но коль скоро австро-польскому правительству удастся осуществить свою мечту, уничтожив все русское в Галиции и заставить на веки забыть о некогда существовавшей Червонной Православной Руси, тогда будет поздно и России с врагом не справиться".
  <>В феврале 1914 г. бывший российский министр внутренних дел П. Н. Дурново в своей пророческой "Записке" писал про Галицию: "Нам явно невыгодно, во имя идеи национального сентиментализма, присоединять к нашему отечеству область, потерявшую с ним всякую живую связь. Ведь на ничтожную горсть русских по духу галичан, сколько мы получим поляков, евреев, украинизированных униатов? Так называемое украинское или мазепинское движение сейчас у нас не страшно, но не следует давать ему разрастаться, увеличивая число беспокойных украинских элементов, так как в этом движении несомненный зародыш крайне опасного малороссийского сепаратизма, при благоприятных условиях могущего достигнуть совершенно неожиданных размеров".
  <>"Действительно, самый "очевидный" регион Западной Украины - Галичина (или, на западный манер, Галиция). Более того, обычно всю Западную Украину смешивают с Галицией, игнорируя особенности Буковины, Волыни и Закарпатья. Но, справедливости ради, надо признать, что Галиция - действительно "ведет" за собой (в какую сторону - это уже другой вопрос) все западные земли Украины, так что подобное упрощение вполне объяснимо. Но особенного внимания этническая история Галиции заслуживает потому, что именно этот край является самой антирусской Русью. Именно здесь сложился патологически злобный русофобский украинский национализм, который, в отличие от других регионов Украины, имеет здесь массовую поддержку 5-и миллионного населения".
  <>Изучение "этнической истории" Украины в целом и Галичины в частности может утолить не только любопытство, взгляды у русофилов (москалей) и украинофилов (мвйдановцев) прямо противоположные и уходят в сферу противоборствующих идеологий, подтверждая тезис, что история есть наука идеологическая. А история этноса неотделима от истории его религии, так как религия является идеологией объединяющей и формирующий этнос. В статье "Идеология" этой серии мы рассматривали состояние идеологи в условиях враждебности между РФ и Украиной. В статье "Украинизация" мы рассматривали украинизацию как стержень государственной идеологии, особенно в период становления государства и этноса. В данной статье мы пытаемся осознать, какие силы движут украинизацию сегодня и в исторической ретроспективе.
  <>Интерес к Галиции проявляется в связи с украинскими событиями, и на эту тему много публикаций в соответствующей рубрике интернета, частности Википедии, рефератов и статей на тему, из которых мы заимствовали исторические события. При этом авторы ссылаются на труд Николая Смоленцева "Галиция: история прозябающего селянства".
  
  <><><>ГАЛИЦИЯ В ДРЕВНОСТИ
  
  <>В древности Галиция и прилегающие земли населяли разные народы, в частности, родственные фракийцам карпы (от них происходит название Карпатских гор), кельты (вероятно, именно им обязано название города Галич, откуда и название всего региона). Вероятно, также от кельтского племени бойев (давших название Богемия, как ранее называлась Чехия), происходит название бойков - субэтнической группы местных русин. Здесь были владения антов, дулебов, белых хорватов, образовавших свои племенные княжества. Коренное (восточнославянское) население Галичины (Галиции), Буковины, Закарпатья называло себя "руськими" или "русинами", хотя "укорениться" населению на столетия мешают постоянные войны и миграция. Край богат и обилен, что всегда привлекало сюда завоевателей, и это наложило неизгладимый отпечаток на всю историю края.
  <>В 891-892 гг моравский король Святополк I присоединил ЗЕМЛИ БЕЛЫХ ХОРВАТОВ, проживавших в долинах рек Сан и Днестр, к Великой Моравии. Великая Моравия - раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822-907 годах на Среднем Дунае. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия.
  <>Король Баварии Людовик II Немецкий в 829 году передал земли Моравии под юрисдикцию епископства Пассау. Моймир I поддержал христианских миссионеров, и в 831 году епископ Регинар Пассауский крестил его и всех моравян.
  <>Князь Ростислав стремясь к независимости, желая создать свой клир, обратился за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа. В 863 в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая монахами Кириллом и Мефодием. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. Старославянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием, впервые стала применяться в качестве языка христианского вероучения и богослужения. Великая Моравия стала колыбелью культурного развития всего славянского мира.
  <>На протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. МАДЬЯРЫ, воинственный кочевой народ, в начале X в. стали грозой всего среднедунайского пространства. Около 898 - Галицию занял вождь венгров (мадьяр) Арпад. В 907 году венгры полностью захватили Великую Моравию. Это привело к политическому разъединению чехов и словаков. Чехия стала развиваться как самостоятельное государство, а Словакия вошла в состав вновь возникшего венгерского государства.
  <>В X ВЕКЕ упоминается город Червен (вероятно, столица края), почему и остальные города назывались Червенскими. В их число входили Луческ (Луцк), Сутейск, Броды и др. Кроме того, известны также города Белз и Перемышль. Вероятно, именно по Червенским городам образовалось название Червонная Русь. Червенские города находились на границе Руси и Польши и потому были предметом постоянных споров и военных столкновений.
  <>После 955 г. область захватил чешский князь Болеслав I Грозный.
  <>Польский король Мешко в 981 году захватил было Червенские города, но уже в том же 981 г. их отвоевал киевский князь Владимир Святославич. За Червенские города Русь воевала с Польшей еще в 992 году.
  <>1018-1031гг. Болеслав I Храбрый включил Червенские города в состав Польши. Болеслав I объединил все этнически близкие племена и создал довольно крупное государство, присоединив Поморье, Силезию, закарпатских славян, в войне с Германской империей временно овладел Чехией и Моравией.
  <>1041-1042 гг. Ярослав Мудрый включил Червенские города в состав Древнерусского государства.
  <>1069 -1080 гг. Болеслав II Смелый включил Червенские города в состав Польши.
  <>В конце XI века удельное Галицкое княжество отделилось от Киева. В 1084 году в Прикарпатье по приглашению местного боярства вокняжились стразу три брата - Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи, правнуки Ярослава Мудрого, овладевшие, соответственно, Перемышлем, Звенигородом и Теребовлем. Постепенно все три мелких княжества объединились в одно, центром которого с 1141 года стал город Галич. Плодородие почв, богатство недр, относительная защищенность от половецких набегов торговые пути на Запад, на Дунай - все это способствовало процветанию края. Постепенно Галицкое княжество превратилось в одно из самых развитых и богатых среди всех остальных древнерусских земель.
  <>В 1199 году Галич захватил волынский князь Роман Мстиславович, объединив оба княжества под своей властью. Роман Мстиславович овладел также и Киевом, став, таким образом, хозяином всей юго-западной Руси, подобно Андрею Боголюбскому.
  <>В 1205 году Роман погиб во время похода в Польшу, после чего в объединенном Галицко-Волынском княжестве начались усобицы, осложненные вторжениями поляков и венгров.
  <>В ходе тянувшихся более трех десятилетий усобиц выдвинулся сын Романа, Даниил Галицкий - один из самых выдающихся деятелей Руси. Ему удалось вернуть себе трон, разгромив иноземных интервентов и смирив бояр, прибегая к террору. При Данииле Галицко-Волынское княжество вновь стало одним из самых развитых земель на Руси.
  <>Галицко-Волынское княжество занимало обширную территорию - от южной части современной Литвы, всю западную Беларусь, Волынь, Галичину, а также Буковину, Закарпатье, и обширные земли между грядой Восточных Карпат и Черным морем, включавших низовья Дуная (ныне - территория Молдавии, и северо-восточной Румынии). В начале XIII века летописцам были известны 60 галицких городов, и они были богатыми и многолюдными. Здесь любили каменную архитектуру, что свидетельствовало о развитии края.
  <>В начале 1241 года Галицко-Волынское княжество испытало удар монголо-татар. Были взяты и сожжены Галич и "инии грады мнози, им же несть числа".
  <>В 1245 году крупное польско-венгерское войско осадило пограничный галицкий город Ярослав. Даниил сразился с ними, причем в его войске были также литовцы и половцы. Битва под Ярославом закончилась блестящей победой Даниила. Так Русь была спасена также и от вторжения с запада.
  <>В 1246 году по приглашению Даниила Романовича прибывали из Крыма евреи караимского вероисповедания, в дополнение к иудеям потомкам древних хазар, что значительно увеличило иудейскую диаспору.
  <>В Галиции, как и в Киевской Руси, получило распространение христианство восточного (православного) обряда, сказалось влияние, как Византии, так и Руси. Разделение на восточное и западное христианство официально произошло в 1054 году. И с тех пор делаются попытки соединения этих церквей с целью смягчить религиозные распри, оформить союз (унию), прийти к согласию, к "единству христианской религии". Но все такие попытки сводятся к тому, чтобы расширить свое влияние или противостоять этому расширению. Такая попытка оформления унии под названием Лионской была в 1274 г., при которой Византийские императоры, рассчитывая при содействии Пап защитить империю от многочисленных внешних и внутренних врагов. Но это не спасло от разграбления Константинополя турками, а Греции крестоносцами.
  <>Фундаментальное отличие двух христианских религий заключалось, кроме многочисленных этическо-идеологических и ритуальных отличий, в политическом статусе, политических притязаниях. В Византии, Константинополе сформировался христианский центр, именуемый христианством восточного обряда или православием. В православии церковь подчинена первому лицу государства (царю, князю), как бы выполняет функцию его идеологической службы. Римская церковь, получившая название католицизма оформилась как сверхгосударство (Ватикан), требующее подчинения государств, признавших его верховенство. Рим наделяет различными индульгенциями князей, возносит в церковный сан священников, коронует князей в короли, может организовать крестовый поход против любого супостата, и может жестоко наказать за непослушание. Исходя из своей философии, православная церковь не может влиять самостоятельно на отношения с другими государствами, как это делает Ватикан, она может только способствовать внешней политике своего правительства.
  <>Около 1254 папа предлагает (уже вторично) Даниилу Галицкому королевскую корону и скипетр, обещая организовать крестовый поход против монголо-татарского ига. Даниил Галицкий королевскую корону принял и короновался в Дорогичине (на Западном Буге). Но, убедившись в том, что ждать помощи из Рима бесполезно, снова прекратил отношения с папой. Первые попытки Папы привлечь под свое крыло Галицко-Волынскую Русь, как и союз православной церкви с римской оказались неудачными.
  <>Даниил Галицкий умер в 1264 году. Последний год своей жизни он был также князем всея Руси. После его смерти Галицко-Волынская Русь утратила единство.
  Беглый обзор древней эпохи Галиции иллюстрирует, что через край проходили непрерывные войны, как и во всей Европе. Войны крупные и мелкие просто грабительские, в которых участвовали и галицкие племена. Войны, так или иначе, влияли на этнический состав населения края, происходило большое этническое смешение и ассимиляция различных племен, также и естественная миграция, примером естественной миграции является перемещение иудеев.
  
  <><><>ЗА ПОЛЬСКИМ ЧАСАМ с 1340 по 1772 гг
  
  <>В середине XIV века король Польши Казимир III подчинил своей власти удельную шляхту в единое королевство, а укрепившись, стал грозить соседям. В 1340 году вторгся в Галицию, и в 1349 году после долгой войны Галиция была покорена. Продолжительности войны способствовали внутренние распри, часть бояр довлела к Польше, поскольку Казимир III удовлетворял все привилегии дворянства. Часть бояр поддерживала литовского князя Любарта и оказывала сопротивление полякам. Непрерывные грабительские войны шли до 1387 года с набегами, в том числе и татар.
  <>Этнический состав галичанского края изначально был неоднороден и изменчив. Территория издревна лежала на торговых и военных путях, кроме того, плодородные земли, рельеф местности, богатый дарами природы и недрами, привлекали переселенцев и завоевателей со всех сторон. А после присоединения к польскому королевству интенсивность этнических изменений усилилось благодаря демографической и социальной политике. Король Казимир III уже в процессе вторжения, и после завоевания поощрял колонизацию и экономическую активность, тем более, что длительная война опустошила некоторые районы Галиции полностью. Прежде всего, завоеванный край наполнялся польскими переселенцами различных сословий. Это и помещики, наделенные королем поместьями, наделялись землями рыцари самого разного этнического происхождения, оседавшие в крае, это и административные и военные служащие, это и городские мещане разного рода деятельности.
  <>1434 года из земель Галицко-Волынского княжества король Владислав III Варненчик образовал Русское воеводство, административным центром которого стал город Львов. Король издал привилегий, который уравнял в правах галицко-русинских бояр с польской шляхтой, отныне все шляхтичи и магнаты не платили налоги, а обязаны были нести только военную службу. Название "бояре" заменялось на титул "пан". Галиция после смут и потрясений XIII-XIV веков вновь воспрянула. Хозяйственный подъем Восточной Европы XV столетия благоприятно отразился на Галиции. Но куда более серьезным были этнические изменения, превратившие Галицию вплоть до середины XX столетия в весьма смешанный в этническом составе край.
  <>Заметную роль в социальной структуре, этническом разнообразии и ассимиляции, а также экономической жизни играли евреи. Помимо талмудических евреев, говорящих на идиш, в Галицию прибывали из Крыма также караимы, иудеи нееврейского происхождения, потомки некогда распавшегося Хазарского Каганата. Первые караимы прибыли в Галицию еще в 1246 году по приглашению Даниила Романовича. К 1500 году евреи жили в 18 городах Русского воеводства Польши. Еще Казимир III даровал евреям многочисленные льготы и привилегии, что весьма способствовало быстрому росту еврейского населения в Галиции.
  <>Евреи занимались торговлей, производством одежды, бытовых предметов, украшений, выделкой кожи и т. д., порой объединяясь в собственные ремесленные цехи. Ссужая деньгами королей и шляхту, они получали откупа на взимание налогов и местных сборов (дорожных, мостовых и прочих), брали в аренду имения, земли, лесоразработки, мельницы, шинки и т. п. На протяжении трех веков, вплоть до конца XIX столетия, города Галиции представляли собой еврейские местечки с вкраплением польскоязычного католического населения.
  <>Приглашались баварские немцы. Во Львове немцы составляли 70 % горожан, в других городах они также составляли большую часть населения. Селились в Галиции словаки и венгры (мадьяры), армяне и татары, прибывавшие в основном из Крыма. Были в городах Галиции и выходцы их многих других стран Европы. Миграции людей, как и животных, естественный процесс в современной истории и тем более в древней. Люди перемещаются как небольшими группами, так и племенами гонимые войнами, нуждой, так и поисками лучшей доли. Среди сельских переселенцев преобладали поляки, но имелись также немцы, словаки, венгры, и даже евреи.
  <>Сам по себе приток колонистов не мог оказать такого влияния на этническую историю Галичины, как процессы ассимиляции, то есть ополячивание местных жителей самого разного этнического происхождения. Начиная с падения Галицко-Волынского княжества на протяжении почти шести веков, происходила полонизация части галичан. К моменту разделов Речи Посполитой ополячилась вся галицкая аристократия и значительная часть городского населения. Деревня же осталась верной своим исконным традициям и обрядной стороне религии. Только к концу XVII века города стали польскоязычными. Немецкое и армянское население окончательно влилось в число местных поляков. После пожара 1527 года восстанавливать Львов прибыли итальянские ремесленники, многие из которых остались жить в отстроенном ими городе. Известны также проживавшие во Львове шотландцы.
  <>Социальная структура оставалась неизменной - крепостнической подчиненности крестьян польскому дворянству. Вплоть до 1939 года здесь господствовали поляки, в том числе и в те времена, когда и собственного польского государства не существовало.
  <>С Брестской унии 1596 г. начинается институциональное существование Греко-католической церкви в Украине, но прежде ей предшествовали унии Кревская 1385 г. Городельская 1413 г., Флорентийская 1439 г. и Люблинская уния 1569 г. Стремление к согласию католической и православной церквей было обусловлено политической обстановкой. Польша и Литва объединились в одно государство, чтобы противостоять угрозам Тевтонского ордена. Галичина, как и значительная часть территории Юго-Западной Руси с населением, исповедующим православие, стала частью единого Польско-Литовского государства. В 1453 г. Константинополь завоевали турки, а с ним и угасло влияние христианского центра Восточного обряда. После Флорентийской унии произошел раскол в Киевской митрополии, шляхта и высшее духовенство Киевской митрополии начали склоняться к унии (союзу) с Римом.
  <>Заботясь о политической стабильности, некоторые польские короли не препятствовали православию, а завоеватель Галиции Казимир III сдерживал дискриминацию православных, имел намерение создать в Галиции самостоятельную православную митрополию. Но все благие намерения саботировались католической экспансией духовенства и знати.
  <>С 1568 г. активизируются проповеди ордена Иисуса иезуитов. Иезуиты укрепили позиции католицизма в Польше, создали эффективную систему полонизации белорусского и украинского народов. По мнению энергичных членов ордена Иисуса, уния, сохраняя на время привычные для народа восточные богослужебные обряды и обычаи, должна была позже стать средством постепенного приведения униатов к вере, обряда и обычаев Римской церкви.
  <>Православная церковь испытывает притеснения со стороны католических миссионеров и властей Польши. В первую очередь ополячивается православная шляхта и духовенство, переход в латинство обеспечивал доступ к занятию государственных должностей, образованию в иезуитских школах и коллегиях. Уже к началу 16-го века все социальные верхи Галиции сменили обрядность, перешли из православия в католицизм и полонизировались. Все больше русин принимали католичество, вливаясь в ряды привилегированного городского слоя.
  <>В XVI веке на украинской земле начинает распространяться протестантизм. Необходимость сопротивляться его влиянию и проповедническая деятельность иезуитов привели к тому, что многие православные иерархи и влиятельные церковные деятели Речи Посполитой начали благосклонно относиться к идее унии с Римом. Они надеялись, что это позволит улучшить положение украинского духовенства и сохранить византийскую традицию в условиях все возрастающего влияния польского латинского католичества.
  <>В 1700 году львовский епископ Иосиф Шумлянский объявил о присоединении к унии. В 1720 году городе Замостье состоялся собор униатской церкви, на котором униатство подверглось заметной латинизации. Были внесены поправки в порядок литургии в соответствии с римско-католическим каноном, признаны католические дополнения в Символ веры (филиокве), введен ряд чисто католических праздников. униатских храмах теперь могло не быть иконостасов, зато установлены скамьи. К концу XVII в. две трети православного населения Западной Украины стали греко-католиками. Униатская церковь укоренилась в Галиции и стала традиционной религией для многих её жителей.
  <>Конечно не все православные принимали с покорностью униатство. Главную роль в борьбе против унии стали играть городские церковные братства из мирян, не подчиняющиеся местным церковным иерархам. Львовское братство в 1585 году открыло свою школу, в котором преподавали и светские науки. По образцу Львовского вскоре открылись братства и школы и в других городах - Перемышле, Галиче, Красном Ставе (Красныставе), и других
  <>Оплото православия явилось казачество, под защитой которого в 1620 г. восстанавливается православная иерархия. История выделяет митрополита киевского Петра (Могилу), сделавшего много для православной и украинской культуры, основателя Киево-Могилянской академии, на протяжении двух веков формировавшая духовную культуру. Во времена Богдана Хмельницкого в борьбе против польского владычества не последнее место занимала защита православия.
  <>Сопротивление русинских крестьян, испытывавших жесточайший социальный гнет, наряду с национальным и религиозным, носило характер вооруженного разбоя. Уже в 1550-х гг. упоминаются действовавшие в Карпатских горах "опришки" - благородные разбойники, защищающие народ. Опришки действовали вплоть до конца XVIII столетия, то есть три века! Три века революционно разбоя это уже следует отнести к зарождению революционной традиции и методов терроризма прежде партийно-идеологического оформления по типу ленинской большевистской партии.
  
  <><><>В СОСТАВЕ АВСТРО-ВЕНГРИИ С 1772 ПО 1918 ГГ.
  
  <>С 1772 восточная часть Галиции вошла в состав владений Австро-Венгрии, а с 1795 г. по третьему разделу Польши и Западная Галиция. Некоторое изменение границ галичанских владений в пользу российской Польши, или в пользу Австро-Венгрии происходило вмешательством наполеоновских войн и самого императора.
  <>За почти полтора столетия в составе Австро-Венгрии Галиция оказалась непосредственным участником бурных социально-политических преобразований европейского масштаба, Конец XVIII и весь XIX век это эпоха разрушения феодальных сословных отношений под ударами нарастающего капитализма. А просвещение, развитие социально экономических наук, французская революция, наполеоновские войны и "гвоздь эпохи" каскад революцией 1848-49 гг. под названием "Весна народов" это формы капиталистической трансформации. И более всего, пожалуй, эта революционная весна зацепила Австро-венгерскую империю, и оказала существенный социально-политический и национальный прогресс в Галиции. Причины и поводы социальных волнений 1848 года в разных странах были разные, но не последнюю роль сыграла в предшествовавшие годы засуха, неурожай и крепостничество.
  <>В результате революционного возбуждения в Галиции была выбрана форма воздействия на власть подачей петиции императору через тогдашнего губернатора Франца Штадиона. В петиции от имени группы представителей львовского мещанства и греко-католического духовенства были изложены требования либерально-демократических преобразований. Такие петиции с требованиями предъявлялись в разных частях обширной империи, и венское правительство не стало ожидать нежелательного развития событий и обнародовало ряд конституционных реформ. В Галиции эти реформы проводились значительно раньше и быстрее. Во-первых, сам губернатор Франц Штадион поддерживал прогрессивные изменения, впоследствии он впервые в истории разработал положение о местном самоуправлении. Во-вторых, в противовес более революционно настроенным полякам, которые уже не раз делали попытки восстания, надеясь на поддержку Наполеона. В третьих, привлечь на свою сторону галицких униатов, частично такие меры себя оправдали.
  <>Решающее событие эпохи, конечно же, отменена КРЕПОСТНОГО ПРАВА, ликвидирована барщина и другие сохранявшиеся повинности крестьян перед помещиками, с предоставлением им компенсации. Уравнивание в гражданстве помещиков и их бывших подданных ликвидировало сословную структуру общества, что означало новый тип государственного управления. Различные формы законодательных собраний местного и центрального уровня уже не могли состоять из дворян и других привилегированных сословий. Это повлекло за собой создание ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА, основанного на всеобщем равенстве перед законом, организацию избирательных процедур.
  <>Если при феодальных отношениях управление крепостными, да и всеми проживающими в поместье, осуществлялось каждым землевладельцем в своей вотчине, охватывающее порой несколько селений, то с отменой крепостничества потребовалась выборная форма местного самоуправления. Возникло взаимодействие крестьянских хозяйств и самих крестьян как гражданских лиц с государственными органами, что в свою очередь повлекло за собой рост государственных служащих и приближение государственных органов к деревне. В 1861 г. был создан краевой сейм Галиции для решения вопросов местной жизни провинции. Он собирался на основании указа австрийского императора раз в год во Львове. Исполнительным органом сейма был краевой комитет (пол. Wydzial Krajowy).[10].
  <>Политизация общества в результате революционных выступлений повлекла за собой политические и национальные споры и конфликты, привела к всплеску политической публицистики. Взгляды и дискуссии интеллектуалов, до этого не имевшие большого общественного резонанса, получив широкое распространение, породили такое явление как ОБЩЕСТВЕННО МНЕНИЕ, которое приходилось декларировать, изучать учитывать в политической деятельности, формировались основы новой политической культуры.
  <>Либерализация политической системы обусловила рост националистической идеологии, привела к подъёму национального движения и среди галицийских русинов. А поскольку национальная идентификация непосредственно связана с вероисповеданием, особенно в Галиции, то в авангарде украинского движения встала (и стоит) униатская церковь. Униатское духовенство и проповедники принимали не без успеха самое активное участие в революционных событиях 1848 года, и во всех подвижках за украинизацию галицинского края. Активность среди интеллигенции и духовенства галицинских русинов привела к созданию в 1848 году первой русинской политической организации - Главная Русская рада (Галицийская рада).
  <>Реформы в экономической области создали предпосылки для подъема масштабной экономической активности, обусловили либерализацию предпринимательской деятельности, упразднение внутренних таможенных барьеров в национальных автономиях австрийской империи, создание качественно новой кредитно-банковской системы.
  <>Среди требований "Весны народов" было и религиозное равенство. Это требование вытекало из гражданского равенства, но для униатства и иудаизма имело свои особенности. Основы религиозной терпимости в таком много конфессиональном государстве были заложены и ранее для избежания межрелигиозных конфликтов, устранения привилегированного статуса католицизма. Но относительно униатства в Галиции правительство империи имело интерес его распространения в пику православия и польского католицизма. Поэтому сразу, после присоединения края, были приняты меры к поднятию культурного уровня и авторитета униатского духовенства. Епископы были уравнены в правах с католическими, например, в праве участия во вновь установленном Галицийском Сейме. Был дан ряд правительственных стипендий русинам для получения образования в униатской духовной семинарии в Вене.
  <>Униатское духовенство и интеллигенция в купе со светской интеллигенцией через Главный Русский Совет и местные советы начала добиваться учреждения украинских школ по всем городкам и селам, введение учебы на родном языке в высших и средних школах. Открытие заведений для подготовки учителей, перехода школ Восточной Галиции из-под надзора римско-католического духовенства и так далее. Но нужно еще было определиться лингвинистам с литературным языком близким к разговорному, народному говору, который от селения к селению отличается.
  <>Не менее, а может и более, активное участие в борьбе за гражданские права принимали и представители еврейско-иудейской диаспоры Галиции. Надо иметь в виду, что по данным 1890 года еврейская диаспора составляла 11,68%, всего населения края, а в городах и поселках более 50% жителей. В таких городках как Болехов - 96%, Борыслав - 80%, Залещики - 79%, Броды - 76%, Бучач - 63%. и т. д. Но и приведенные отношения грубой приближенности, поскольку многие евреи, как и немцы, как и русины (украинцы), как и другие косили под поляка, так как это было выгодно.
  <>Следует учитывать второй момент - к 1897 г. евреи составляли 58% прави-тельствен?ных чиновников и судей Галиции. Это обусловлено тем, что евреи занимали свою нишу в сословной структуре польского общества. Кроме торговли и ростовщичества евреи были посредниками между шляхтой и крестьянством, осуществляли в поместьях все хозяйственные, финансовые и юридические операции вплоть до сбора налогов, приносили прибыль помещикам, магнатам и королям. Такое положение было не только в Польше или Австрии, оно было и в древнем Риме. Поэтому причиной национальной неприязни является не сама национальность, а ее место в сословно-экономической иерархии. Австрийские власти составили ряд законов, ограничивающих социальную и демократическую активность иудеев во все областях, но их положения противоречили либеральным принципам гражданского права.
  <>Утверждение гражданского равенства разрушило автономию иудейской общины, но позволило иудеям получать светское образование и служить в армии в государстве пребывания, т. е. иметь все права и обязанности в равной степени всем жителям Австрийской империи. В конце XIX в. и начале XX в. еврейская гражданская активность ознаменовалась созданием в Галиции еврейского рабочего движения социал-демократического и сионистского толка.
  <>Все проводимые в империи, как в Галиции реформы не одномоментные, а требовали многолетней последовательности в преобразовании сложившихся отношений и для крестьян и для дворян, и для госчиновников.
  
  <><><>В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ И РЕВОЛЮЦИЮ
  
  <>Развитие социально-политических событий в Галиции в период 1-ой мировой войны неразрывно связаны с Польшей, как ее частью, хоть и оторванной разделами. Военные столкновения между Россией и Австро-германским блоком в ходе войны в конечном итоге привели к возрождению государства Польша, поскольку со времени последнего раздела оно находилось под властью Австро-Венгрии, Германии и России. На процесс возрождения польской государственности не могли не оказать влияние революции в России, вначале февральская, а затем и октябрьская. Влияние не только тем, что Россия как-то устранялась от военных действий, но и тем, что активизировала социал-демократические и освободительные движения в самой Польше и воюющих странах.
  <>Формально мировая война закончилась 11 ноября 1918 г. В начале октября 1918 г. Регентский совет заявил о создании независимого государства и 18 октября 1918 г. было образовано общепольское правительство. 1 ноября 1918 на территории Восточной Галиции и Буковины была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика. (ЗУНР), а к 17 июля 1919 г. вся Восточная Галиция была захвачена поляками, Буковина была полностью оккупирована Румынией. Захвачена или освобождена? При воссоздании государства естественно, что стал вопрос о его границах, и, не дожидаясь решения мировой общественности в лице Англии, Франции, США и др., попробовала установить некоторые границы сама. С точки зрения поляков, Галиция является исконно польской территорией отнятой то Австрией, то Россией в результате ее разделов. Армия ЗУНР воевала с польскими войсками до 15 мая 1919 года. За этим последовала Советско-польская война 1919-1921 годов, в ходе которой на короткое время (июль-сентябрь 1920) была провозглашена Галицийская Социалистическая Советская Республика
  <>Но возникает вопрос, откуда у "возникшей из пепла" Польши, да и у Галиции взялась военная сила. Тем более, что 25 апреля 1920 г. началось польско-украинское наступление на Украине, и уже 7 мая поляки, не встречая сопротивления, вошли в Киев. На счет военной силы, то поляки отдают дань уважения Юзефу Пилсудскому, именно он сформировал полки молодой республики еще до официального ее провозглашения и признания.
  <>В самой Польше, как и в Галиции, политические силы были различной ориентации и устремлений, поляки и галичане оказывались в противоборствующих армиях. В начале войны наиболее сильное влияние оказывала Австро-германская ориентация. В Галиции австрийцами были сформированы подразделения Украинских сечевых стрельцов, которые воевали на стороне австрийской армии. 16 августа 1914 был объявлен набор в Польские легионы при австро-венгерской армии. Сформирована и вооружена во Франции 70-тысячная польская армия. В процессе длительной войны Австрия, Германия и с другой стороны Россия пытались организовать и привлечь на свою сторону формирования из поляков обещаниями о создании польского государства. В сентябре 1917г. в Польше были созданы новый Госсовет, Регентский совет и правительство.
  <>После распада Австро-Венгрии и появления возможности легализовать русское движение в декабре 1918 во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на антибольшевистских позициях и способствовал созданию военного подразделения из русских галичан в составе Добровольческой армии. Так что из разных военизированных отрядов можно было сформировать армию и этим воспользовался Ю. Пилсудский. Он считал, как и в наше время, что главный врагом для Польши является Россия. Отсюда главная стратегия Пилсудского- создание буферных государств между Польшей и Россией. И он тут же приступил к осуществлению своего замысла по всей тогдашней не совсем очерченной границе уже с Россией Советской (большевистской).
  <>В итоге от начала войны на территории Галиции происходили сплошные драки, в которых не могли не участвовать и галичане. То австрогерманцы, то российские войска захватывали край с жестокими боями, при этом вербовали сторонников из галичан, а по большей части репрессировали потенциальных противников (шпионов). Пришлось воевать против польской армии, позже в ее составе против РКККА.
  <>Отсутствие власти обуславливает жестокую борьбу за власть, в период революций и гражданской войны в каждом районе создавалась своя "республика" по типу Нестора Махно или Тарнобжегской республики. Эти республики то объединялись, то разъединялись, то переходили на противоборствующую сторону. Ковалась идеология украинской незалежности, но главным образом приобретены навыки революционного способа достижения этой независимости.
  
  <><><>В СОСТАВЕ ВОЗРОЖДЕННОЙ ПОЛЬШИ 1920 - 1939 ГГ
  
  <>В 1921 году в результате Рижского договора и решения Амбасадоров от 1923 года, территория Восточной Галиции была передана Польше. Но еще в июле 1919 г. Галиция была занята польскими войсками и с этих пор начались диверсионно-террористическое сопротивление польским властям и украинским "соглашателям". Террористические и провокационные действия осуществляли формирования УВО и ОУН. Украинское Войсковое Объединение состояло из бывших офицеров как австрийской, так и российской армии, преследующих цель создания украинского государства диверсионными методами. Из этого объединения выделилось Организация Украинских Националистов.
  <>Действовали и легальные политические партии, объединявшие этнических украинцев на польском политическом пространстве, крупнейшей из них УНДО. Но нынешняя украинская идеология чтит память истинных революционеров способных сражаться и умирать за Украину. Ниже приведены некоторые примеры действий галичанских сепаратистов, из которых очевидно, что на территории Галиции сложилась давняя революционно-террористическая традиция, и к началу 2-ой мировой была мобилизационная готовность.
  <>В течение 1922 года на землях Галиции была зафиксирована череда саботажно-диверсионных актов, из них 38 на железнодорожном транспорте. Поджигались военные склады, повреждалась телефонно-телеграфная связь, совершались нападения на жандармерию. Широкий резонанс имел рейд боевиков УВО в Тернопольской округе - "они разрушали и поджигали польские фольварки, дома польских колонистов, убивали польских полицейских и жандармов". Всего в 1922 году было убито 20 "польских пособников", 10 "полицейских и их "агентов"" и 7 "польских военных". 15 октября 1922 боевики УВО убили украинского поэта и журналиста С. Твердохлеба - лидера "Украинской хлеборобской партии", выступавшего за мирное сосуществование с поляками.
  <>Активисты УВО и ОУН не гнушались нападением на почтовые дилижансы и кареты, почтовые отделения и банки. 28 апреля 1925 при нападении на главную почту . 19 октября 1926 во Львове был убит польский школьный куратор Я. Собинский. Убийство совершил боевой референт УВО в крае Роман Шухевич.
  <>1 ноября 1928 г. штурмовики УВО смешавшись с толпой в демонстрации к 10-летию провозглашения ЗУНР открыли огонь по полиции спровоцировав ответные действия. В ночь с 1 на 2 ноября 1928 была взорвана бомба возле польского памятника "защитникам Львова". Весной 1929 была взорвана торговая выставка "Тарги всходне" - взорвалось несколько бомб в разных местах.
  <> "В 1938 году ОУН заметил 2-й отдел абвера Германии ("диверсии и психологическая война") который ставил задачи - уничтожение на территории будущего противника важных объектов, нагнетание нестабильности, инсценировка восстаний. В задачи отдела также входило создание "пятой колонны" на территории противника. Подготовку "украинского восстания" вел начальник резидентуры абвера в Бреслау. Интересы экстремистов Галиции и диверсионного подразделения сошлись и воплотились в тесное сотрудничество до окончания 2-й мировой войны. Берлин разыгрывал "украинскую карту" лишь в интересах дестабилизации ситуации в Польше накануне готовящейся войны, а затем и в СССР".
  
  <><><>В СОСТАВЕ СССР
  
  <>28 сентября 1939 после очередного раздела Польши между СССР и Германией Восточная Галиция и Западная Волынь, после проведения формального референдума, были включены в состав Украинской ССР. Естественно, что советская власть кроме организации партийных и комсомольских активистов, местных советских органов действовала по большей части репрессивными методами. В первую очередь были репрессированы враждебные элементы, ведь боровшиеся с польской властью УВО-ОУН сохранило свои организационные формирования, и продолжила диверсии уже с советской властью, комсомольскими и партийными активистами.
  <>Советский период формирования украинской государственности затронут в предыдущих статьях этой серии "Украинизация" и "Идеология", а также "Партизан". К этому надо добавить, что упомянутые формирования и просто враждебные к советской власти лица и после ВОВ еще долго воевали с властью и ее "пособниками" в статусе "лесных братьев". При отступлении гитлеровской армии много украинцев, сотрудничающих с оккупационной властью, опасаясь репрессий, эмигрировали в разные страны и организовались во Всемирный Украинский Конгресс, ныне представляющий внушительную идеологическую, экономическую и военную силу.
  <>Украинофилы акцентирут внимание только на репрессиях, русофилы напоминают, что в Западной Украине были построено много фабрик и заводов, учебных заведений, больниц и санаториев, в общем было налицо и социально-экономическое развитие Так что в "интересное время мы живем?"
  
  <><><>ИСТОРИЧЕСКИЕ ИТОГИ
  
  <>Беглый экскурс в историю галицинского края показывает, что приведенные в начале статьи более чем столетней давности пророчества вельможных чиновников Российской империи имели исторические основания, и эти пророчества сбылись к удовлетворению большинства галичан и неудовлетворению большинства россиян. Этнический состав населения края менялся в условиях постоянного движения племен. Если считать, что сельские жители тысячелетия хранят этнические признаки, то и они подвержены смешению в результате войн, грабительских набегов, насилия, пленения, торговых походов, голодной миграции.
  <>Второй момент - древняя Галиция является областью православия, а этнос формирует не столько генетические особенности, сколько особенности культуры, к которой относится и религия. В этом случае можно говорить о русском православном духе. Активное распространение православия относиться к Х веку, противодействие католичества началось с XIV века. За три четыре века мог вполне сформироваться православный дух, тем боле в этот период Галиция имела свое государственное образование в лице Галицко-Волынского княжества. Для формирования единой нации (народа) нужен единый царь (государство) и единый бог (идеология).
  <>После XIV в. в составе Польши смешение народа продолжалось, этому способствовала и демографическая политика польской власти, заселить опустошенные районы Галиции как переселением поляков, так и привлечением переселенцев из Германии, Чехии, других соседних и дальних государств.
  <>К концу XVII в. две трети православного населения Западной Украины стали греко-католиками. Для католической Польши, главным врагом является православие, и это доказано событиями Богдана Хмельницкого, кроме того распространение протестантизма заставляло польский католицизм относиться лояльно к униатству. Как бы те же православные, но перешли под покровительство Папы Римского. Но более всего стремление к униатству выразилось в Галиции, в среде униатской интеллигенции зрел украинский язык, зрело само украинство, зрел национальный сепаратизм. Этот национальный сепаратизм в сочетании и благородными разбойниками "опришками" следует отнести к зарождению революционной традиции. Национального сепаратизма в Речи Посполитой не могло быть, поскольку каждый землевладелец был автономен в своих действиях при слабости королевской власти. А вот социальное напряжение присутствовало между крепостными и помещичьим сословием, в которое относят и евреев за пособничество в крепостничстве. На этой почве и появлялись "опришки".
  <>В составе мощной Австро-Венгерской империи Галиция, прежде всего, характеризуется отсутствием военных и революционных столкновений. За почти 150 лет спокойствия сложился социальный и этнический состав галичан. Галиция получила свою автономную администрацию, автономную идеологию в лице униатства, автономное образование на автономном языке. Все о чем можно мечтать гордой нации, поэтому генетическая память галичан подсознательно тянется к западной цивилизации, особенно к немцам. Главный психологический момент - галичане в лице интеллигенции и ранее мнили себя западными европейцами, а когда вошли в состав австрийской империи, чувство принадлежности к германской расе вознесло национальное величие.
  <>Под властью Австро-Венгрии Галиция попала в эпоху глобальных социально-экономических преобразований, непосредственным участником которых были галичане в лице интеллигенции гражданской, униатской, военной. Участие в демократических и капиталистических преобразованиях феодального абсолютизма еще более отложилось родство с цивильной Европой в генетической памяти потомков.
  <>В Первую Мировую войну, переходящую в революции, Галиция оказалась если не в центре ожесточенной драки, то на линии фронта между российскими войсками и австро-германским блоком, перемещающейся несколько раз то в одну сторону то в другую. Большинство галичан приняли австро-германскую сторону, в составе австро-венгерской армии формировались Польские легионы и форирования Украинских сечевых стрельцов. Уже говорить о присутствии "русского православного духа" не приходиться, скорее сгущался антирусский дух - устойчивая неприязнь к России, а заодно и к Польше - память о крепостнических порядках.
  <>Но надо учитывать, что всеобщая война, революции, гражданские распри разбросало людей по разные стороны баррикад. Например, созданию военного подразделения из русских галичан в составе Добровольческой армии, или попытка создания. Социалистической Республики Галиция. Часть интеллигенции Галиции являлась носителем идей политической самостоятельности, позиционировала себя выразителем стремлений всего украинского народа, была образована Западно-Украинская Народная Республика. Республика просуществовала недолго, но национальный дух укрепился и материализовался, в униатстве, в украинстве, в языке, в военных и правовых действиях.
  <>Русского дух слабо ощущается еще и потому, что политико-идеологический бал правит интеллигенция, а интеллигенция из правящего сословия ополячивалась, переходила из православия в католичество и меньшей мере униатство. Интеллигенция с мещанского сословия в этническом отношении была весьма пестрой, достаточно вспомнить, что в городах и поселках евреев была как в Одессе - "половина, остальные их жены". И эта диаспора вполне могла пополнять ряды бунтующей интеллигенции, но никак не быть хранителями русского духа. Интеллигенция выросшая из крестьянства потеряла связь с православием под воздействием униатской церкви и украинства.
  <>История греко-католической церкви связана главным образом с историей Галиции. На протяжении всей своей истории уния выполняла просветительно-образовательную функцию в части украинского языка и культуры, в конечном итоге сформировала национальное самосознание украинца. Униатская церковь в Галиции стала национальной идеологией и важная государственная задача продвинуть ее на уровень государственной идеологии современной Украины. Для этого нужно вытеснить конкурентов - православные, протестантские, католические и прочие епархии и секты, которых расплодилось немало. Но главным конкурентом является русская православная церковь Московского Патриархата, которая во многих политико-идеологических опусах украинофилов объявлена "оружием массового поражения". В пример ставиться Польша и другие успешные страны с религиозной единой идеологией.
  <>В идеологии история государства занимает ведущее место, к ней приходиться постоянно апеллировать, показывать от каких героических предков мы произошли, и как наши предки расправлялись с врагами. А попутно история должна указывать кто твой главный враг. На постсоветском пространстве образовались новые государства, каждому новому государству, нужна своя древняя история. Вот и раздирают россофилы и украинофилы общую историю на две части. По версии униатов в 988 году князь Владимир крестил Русь в греко-римское христианство, поскольку деления на два христианских центра еще не было. А православие это испорченное ересью униатство, Древняя Русь это и есть протоукраина и москали к ней отношения не имеют и князь Володимер, а не Владимир, украинец рожденный в Киеве. И так далее по каждому историческому штриху.
  <>Галицинские идеи украинской нэзалэжности, реализуемых методами террора УВО-ОУН-УПА, воплощенных послевоенными диссидентами в теории свержения и установления пришлись ко двору, когда ненавистные москали подарили эту нэзалэжность просто так (берите сколько проглотите). На просто так потомки гетмановщины (хоть до Галиции гетмановщина так и не дошла) не согласны, так как свободу завоевывают в героической борьбе. Вот и воюют друг с другом, и уже многие отмечены героизмом (так как свободы заглотали лишку).
  <><><>? DS 16.11.2016
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"