Древний Старец : другие произведения.

2гл. Научный эгоизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эгоизм является сущностью нашего "Я" (эго), определяет базовую психику личности, имеет структуру и свойства, мотивирует и стимулирует все наши движения души и тела, представляет собой комплекс взаимосвязанных чувств и инстинктов, которые проявляются подсознательно в различных видах и формах.

  <><><><><>Да будет благословенна природа за неуживчивость,
  <><><><><>за завистливо соперничающее тщеславие,
  <><><><><>за непомерную жажду обладать и господствовать!
  <><><><><>Иммануил Кант
  <>Мы легко можем заметить, что все в природе построено по принципам ИЕРАРХИЧНОСТИ И ЭГОИСТИЧНОСТИ. Все подчинено всеобщему закону иерархии, которая подразумевает, что любое явление, тело, какое-то множество является частью системы предметов, тел, более общего множества и подчинено ему, работает на него. Другими словами, всякая система является подсистемой, входящей в более общую систему. Эгоистический принцип построения системы предполагает, что любая часть целого имеет полную автономность и самодостаточность в поддержке своей жизнеспособности, в возникновении (рождении), развитии и распаде (гибели), переходе в другое состояние. Распад происходит тогда, когда жизнедеятельность этой части входит в противоречие с процессами жизнедеятельности целого, приходит в дисгармонию с целями всей системы.
  
  <><><>ЗАКОН ВСЕПОГЛОЩАЮЩЕЙ БОРЬБЫ
  
  <>Всеобщая эгоистичность природы уже заметна в мире растений, каждое растение автономно и самодостаточно, органически вписывается в общую экологическую систему, но ему приходится вступать в борьбу с окружающими растениями ЗА ЗЕМЛЮ, СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, за ресурсы прорастания и выживания. Некоторые деревья в лесу достигают гигантских размеров. Своими корнями и кронами заглушили соседние деревья. Без нужного количества ресурсов растения поражаются болезнями, паразитами растут хилыми либо вовсе засыхают. Высотные, мощные деревья непрерывно совещаются в парламентах, благотворительных обществах, принимают многочисленные решения, о помощи этим бедным и немощным, о выделении им дополнительных ресурсов, земли, воды, солнца. Но эти несчастные гордо падают на землю, образуя собой дополнительный перегной, чем усиливают мощь лесной элиты.
  <>В животном мире, в любой общности особей, семействе, стае, колонии принципы иерархичности и эгоистичности еще боле наглядны. Борьба за место в иерархии, за превосходство происходит непрерывно. Высокое место в иерархии обеспечивает особи свой набор привилегий, обязанностей и прав. Обязанности по сохранению и расширению территории обитания, добычи пропитания, соответственно и права на потомство, на лучшие куски корма, подчиненное отношение сородичей. Борьба за свое место, за превосходство в группе происходит как непосредственно в физической стычке между претендентами, так и при молчаливом согласии сторон. При этом учитываются не только очевидные физические качества, но и, главным образом, СТЕПЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ соперника. Именно высокая степень агрессивности заставляет особь претендовать на высокую роль среди собратьев и, при прочих равных способностях, дает ей возможности побеждать в жесткой схватке (а порой и жестокой) за ведущую роль и привилегии. Степень агрессивности это инстинктивный психофизиологический механизм, который заставляет особь напрягаться за доминирование, за свою значимость, за свое 'Я'. Этот инстинкт агрессивности мотивирует и стимулирует соперничество за превосходство.
  <>Примером иерархичности и эгоистичности в природе служит наш организм. Мы биологически состоим из живых клеток, которые автономны и самодостаточны. Каждая живая клетка является элементом структуры какого-либо органа тела. В процессе жизнедеятельности клетки рождаются и отмирают, что является составной частью общего процесса системы обмена веществ. Заболевшие клетки противоречат своей жизнедеятельностью целям функционирования, как органа, так и всего организма. Либо они самоуничтожаться, либо организм сам нейтрализует влияние их жизнедеятельности, либо вместе с заболевшими клетками перейдет в состояние распада.
  <>ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО представляет собой систему с иерархической структурой, в которой элементом системы является отдельный человек. Человек как элемент иерархической структуры автономен и самодостаточен в своем существовании, обладает свойством эгоистичности, как и пирамидальные структуры, которые он образует своими отношениями с другими элементами и общностями. Два человека, объединенные каким либо отношением уже представляют собой первичную иерархическую пирамиду нижнего уровня. Такая пирамида входит в иерархическое строение следующего уровня, та в свою очередь входит в более обширный уровень, и так далее до мирового сообщества людей. Все человечество входит в планетарную экологическую систему со своей искусственной средой обитания, которая в нее может вписаться или входить противоречие.
  <>Иерархический принцип в сочетании с эгоистическим принципом построения всего природного обеспечивает гармонию всех природных систем и природы в целом, обеспечивает надежность их жизнепроявления и развития. Принцип иерархичности формирует пирамидальную сеть, а принцип эгоистичности укрепляет, 'цементирует' эту сеть противоборствующими устремлениями, не без участия тотального соперничества. ВСЕ ПРОНИЗЫВАЮЩЕЕ СОПЕРНИЧЕСТВО в дикой природе есть проявление всеобщего закона единства и борьбы противоположностей, который является способом движения не только материи, но и всех видов энергии и информации. Действию этого закона подвержен и принцип эгоистичности. Соперничество поддерживает принцип иерархичности и эгоистичности во всех природных явлениях, подобно тому, как свойство гравитации, скорость движения, притяжение и отталкивание небесных тел обеспечивает равновесие в космосе. Соперничество в живой природе противоположных, противоборствующих сил создает постоянное состояние напряжения и концентрации, что стимулирует развитие необходимых для выживания физических и психических качеств каждой особи и популяции в целом.
  <>Наше 'Я' как часть дикой природы проникнута страстью соперничества даже острее чем растительный и животный мир. Страсть к соперничеству импульсивная, неосознанная по своей силе и неотвратимости действия представляет собой РЕАКЦИЮ ИНСТИНКТА. Проявление ИНСТИНКТА СОПЕРНИЧЕСТВА не является результатом физиологической потребности, а относится к чисто психическим актам нашего подсознания. Но как подсознательная цель любого нашего движения сопровождается переживаниями, переживаниями победы или неудачи, или концентрацией 'духа' в процессе соперничества. И эти переживания обеспечиваются соответствующим обменом веществ, даже эти вещества добавляют для усиления духа. Можно рассматривать соперничество между видами различных организмов, например, между человечеством и животным миром за жизненное пространство, но более остро проявляется ВНУТРИВИДОВОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО, и особенно в человеческом обществе. Соперничество дает опыт для жизнедеятельности особи, это основное условие не только сохранения популяции, вида в целом, но и его развития, приспособляемости к изменяющейся среде обитания.
  <>Любую иерархическую структуру венчает ИЕРАРХ. Для того, чтобы иерархическая общность, общественное образование, группа людей была жизнедеятельной иерарх, лидер должен обладать превосходящими психофизиологическими качествами. Инстинкт соперничества является способом отбора особи с такими качествами, только непрестанное соперничество за место в вершине, за место 'под солнцем' может выявить достойную персону. Как правило, в человеческом обществе группы людей или структурные образования организуются ПРЕДНАМЕРЕННО и лидер назначается или подбирается каким-либо способом. Независимо от того 'иерарх' определяется в стихийном соперничестве или в соответствии с установленными правилами, происходит конкурентная борьба с применением средств, психологического, экономического и другого воздействия. От действий иерарха зависит жизнедеятельность и развитие пирамиды, которой он владеет и над которой властвует. Иерарх, лидер начальник, ведущий, он определяет текущие цели и задачи, организует жизнедеятельность общности, распределяет роли и привилегии в интересах всех участников.
  <>Можно ли представить популяцию существ, которым всегда обеспечено комфортное и сытное существование, и даже отсутствует соперничество за право продолжения рода? Чем выше интеллект у животного, тем острее выражена конкуренция, которая достигает своего накала в человеческой популяции. Инстинкт соперничества за выживание является той ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ, которая определяет любые виды и формы эволюционного развития, прогресса. Без соперничества нет развития, нет эволюции в природе во всей Вселенной, все пришло бы к упадку и разложению. Все, что достигнуто в человеческом обществе, достигнуто в конкуренции, в пылу борьбы. Соперничество, как на бытовом уровне, так и на геополитическом с одной стороны стимулирует технический прогресс в различных областях жизнедеятельности, стимулирует саму жизнедеятельность, а с другой - стимулирует раздоры и деградацию.
  
  <><><>ЭГОИСТИЧНАЯ САМОСТЬ
  
  <>Наша автономия и самодостаточность поддерживается в общественной иерархии на том или ином уровне жизнеутверждения своим 'Я', своим ЭГОИЗМОМ. Слово 'эгоизм' - производное от 'эго'. 'Эго' в буквальном переводе означает 'Я'. Соответственно 'эгоизм' означает 'самость', самость - сам я. На вопрос - 'что такое 'Я' не может быть однозначного ответа, так как это ОЩУЩЕНИЕ САМОГО СЕБЯ СРЕДИ СОПЛЕМЕННИКОВ. Это ощущение индивидуально и изменчиво, оно характеризуется ощущением отношений к подобным себе в данный момент, ощущением отношений к изменчивой среде обитания. Мы по-разному себя ощущаем в семейной обстановке, в трудовом или учебном коллективе, в общественных местах, в информационном поле. Мы смотрим телепередачи, слушаем радиопередачи, читаем литературу различного содержания, прессу, и подсознательно выстраиваем свое отношение к воспринимаемым событиям, персонажам, выстраиваем ощущение своего 'Я'.
  <>Мы не можем описать бесконечное разнообразие индивидуальных ощущений своей самости, но мы можем уяснить их характер, отличительные признаки, на что направлены и от чего зависят эти ощущения. А это суть познания о нашей самости, науки о нашем эгоизме. В этом случае мы вправе добавить слово 'НАУЧНЫЙ'. В понятие 'НАУЧНЫЙ ЭГОИЗМ' мы вкладываем знание о себе, о человеке, о мотивах и стимулах нашего поведения. Итак, мы пытаемся раскрыть тему 'научного эгоизма', тему познания своего 'Я'. Содержания его структурных составляющих, форм проявления и выражения. Слово 'научный' мы добавляем, чтобы отличить содержательное толкование этого понятие от общепринятого в литературе и обыденности.
  <>Наш эгоизм характеризуется в первую очередь ПРИТЯЗАНИЯМИ, прежде всего, притязаниями на существование, на саму жизнь, на жизненное пространство и блага, на продолжение рода. Притязания суть физические и психофизиологические потребности, желания, побуждения, влечения, страсти и психофизиологические позывы, их удовлетворение определяет содержание нашего поведения. Для того, чтобы удовлетворить каскад возникающих притязаний должен быть механизм мотивации и стимуляции этого удовлетворения. И таким механизмом является нейроннофизиологический центр удовольствий и поощрений стволовой зоны нашего головного мозга.
  <>Физиологические импульсы преобразуются в психофизиологические позывы и побуждения, психофизиологические позывы сублимируются в неосознанные влечения, желания потребности, в конечном итоге оформляются в навязчивые идеи рассудочной части сознания. Основу психических актов нашего эго выполняет нейронно физиологический эмоциональный центр удовольствий и поощрений, он поощряет и отвергает, он разливает блажь по всему телу, используя импульсирующие по нейронным цепям биотоки. Возникающие неосознанно из подсознания желания, побуждения, влечения, страсти, занимают его обширную область, которая и составляет нашу самость, инстинктивное чувство эгоизма. Эгоизм проявляет себя совокупностью чувств и инстинктов - чувство чувств, инстинкт инстинктов.
  
  <><><>СОПЕРНИЧАЮЩЕЕ ТЩЕСЛАВИЕ
  
  <>Конкурентная борьба за место в вершине иерархической пирамиды является непосредственной функцией инстинкта соперничества, но инстинкт не может быть избирательным. Ему не 'прикажешь', что эти действия, переживания и помыслы относятся к соперничеству за место иерарха, а эти нет, он распространяется на все наши движения души и тела. Инстинкт соперничества направлен на утверждение своей значимости и эту направленность мотивирует и стимулирует ЧУВСТВО ГОРДЫНИ. Чувство гордыни проявляется соперничающим тщеславием, во все пронизывающей и всеобщей борьбе каждого с каждым за собственное достоинство - кто всех значимей и превосходней, краше и милей, коварней и сильней, за превосходство в каждом мелочном движении,
  <>Инстинкт соперничества является свойством всей дикой природы, но ГОРДЫНЯ присвоила его себе как собственную потребность, притязание, как свое свойство и содержание. Раз есть стремление быть первым, доминировать над соплеменниками, то должно быть стремление бороться за это доминирование, отстаивать свое превосходство, использовать инстинкт соперничества. Соперничающее тщеславие воспаляет, возбуждает инстинкт соперничества, даже тогда, когда в этом нет никакого смысла. Соперничество не потому, что ограничены жизненное пространство или ресурсы, а потому что человек сам является самым ЗНАЧИМЫМ РЕСУРСОМ для другого человека. Если на планете в результате 'конца света' останутся двое, то они обязательно найдут друг друга, на радостях обнимутся и начнут выяснение не на жизнь, кто самый главный на этом Земном Шаре.
  <>Чувство гордыни очень любит повелевать, принуждать, командовать, указывать, поучать, требовать, советовать, проявлять своеволие. Чувство гордыни не терпит повелительного тона, не выносит какого-либо принуждения, не позволяет командовать собой, не любит указаний, поучений, требований, советов. Это непримиримое противоречие мы повседневно наблюдаем с раннего возраста на бытовом уровне, и оно проявляется во всех сферах человеческих отношений. В обиходе, в различных творческих текстах понятию ГОРДЫНЯ придается самый зловещий смысл как человеческому пороку, который является корнем всяческого зла, но наши недостатки и пороки являются продолжением наших достоинств и наоборот.
  <>Выражения 'достоинство', 'гордость', 'честь', 'честолюбие', 'самолюбие', приняты общественным мнением как БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ проявления чувства гордыни. Во всяком случае, они не вызывают негативной реакции у окружающих и даже поддерживается как способ самовыражения. Выражения 'тщеславие', 'самодовольство', 'самомнение' свидетельствуют о повышенной горделивости характера и несколько ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОМУ ОТНОШЕНИЮ к людям. А такие выражения как 'высокомерие', 'надменность', 'заносчивость', 'спесивость', 'чванливость', 'брезгливость' обозначают высокую степень чувства гордыни характера и крайне бестактные, насмешливо-пренебрежительные человеческие отношения. Здесь самовыражение приобретает крайнюю форму самомнения, мнит высоко о себе по отношению к окружающим.
  <>Приведенные примеры выражения чувства гордыни, так же отражают и психическое состояние характера, и человеческие отношения. Таким образом, подсознательно характер дает понять окружающим людям, что он ЗНАЧИТ и какого отношения требует к своей персоне. Характер 'высоко себя меряет' или 'заносит', или сражается с ветряными мельницами за свою 'неувядаемую тщетную славу'. Следовательно, должен быть врожденный механизм побуждения подобно степени агрессивности в животном мире. Такой психический механизм у каждого из нас имеется, он носит название 'мнимый статус'.
  <>МНИМЫЙ СТАТУС это та же степень агрессивности у животных, но в преломлении высшей формы существования материи, ведь человек на человека может воздействовать и подчинить своему влиянию и добротой, и альтруизмом, и пацифизмом. Мнимый статус это ощущение своей ЗНАЧИМОСТИ в этом мире вообще и в мире людей в частности, это психологическая колокольня с которой нам приходится взирать на остальной мир. Это то, что мнит о себе наше эго, на что претендует, притязает в человеческих отношениях наша горделивость, чувство гордыни. Это маяк, озаряющий пьедестал собственного величия.
  <>Основательным назначением соперничающего тщеславия является воплощение своего мнимого статуса в РЕАЛЬНЫЙ СТАТУС, для этого у него достаточно механизмов и инструментов. Реальный или СОЦИАЛЬНЫЙ статус в отличие от мнимого, характеризует реальное социальное положение персоны. Оценку этого положения производит сама личность или судят окружающие люди. В критерий оценки, в первую очередь, принято включать должность, профессионализм, обеспеченность материальными атрибутами, размер дохода, известность, популярность, звания и многое другое. И эти завоевания реального статуса постоянно нужно расширять, во всяком случае, не растерять в условиях соперничающего тщеславия. Соперничество является одним из механизмов завоевания реального статуса.
  <>Высокий мнимый статус, чувство гордыни в целом концентрирует энергию движения на высокий реальный статус, обеспечивает характер самоуверенностью в своем высоком предназначении, в своем превосходстве. Можно обладать интеллектуальными способностями и талантами, но не иметь страсти продвигать свое эго во мнении нужных людей или не владеть способностью влияния на окружающих, и эти таланты не расцветут пышным цветом реального положения в обществе. Таланты и способности можно реализовать через высокий мнимый статус, но он является сам необходимым талантом. Успех зависит от способности оказывать влияние и подчинить своим интересам, а выдающиеся способности могут даже этому помешать, так как отвлекают на другие увлечения. 'Мир принадлежит мне и только мне, я достоин и способен желания превратить в действие'. Сверхсамоуверенность - ключ к успеху в своем иерархическом восхождении, в стремлении занять в этой иерархии подобающее место. Уметь 'ходить по головам' это врожденное свойство характера, но можно и получить кое какие навыки, если для подражания есть рядом кумир успеха.
  <>Для каждого характера чувство собственной значимости, собственной важности самое важное, это столп нашего самосознания, за который мы судорожно держимся. Можно ли представить характер без чувства собственной значимости, собственного достоинства? В реальных человеческих отношениях интуитивно учитывается не столько реальный статус личности, сколько ее мнимый. Притязания мнимого статуса одного характера оценивают степень 'равенства' мнимого статуса другого характера, и, исходя, прежде всего, из этой оценки строит свои с ним отношения. В бане, на пляже, в общественных местах массовых гуляний, праздниках люди мало интересуются реальным статусом персоны, но мнимый статус характера имеет значение в общении. 'Видна птица по полету', как персона может представить свою важность, позу испанского вельможи, или позу неудачника по отношению к окружающим людям - это все действует. Но если публике известен реальный статус персоны, то он может дополнить выражение его мнимого статуса, а может и заменить, оказать воздействие на окружающих в ту или иную сторону.
  <>В любом случае чувство собственной значимости как свойство гордыни не может отсутствовать, оно может быть по-разному выражено. Занижение своего мнимого статуса по отношению к другой особи, компании, той или иной социальной группе приводит к снижению возможности контактов, общей активности. Занижение чувства собственной значимости провоцирует недовольство собой, поиск в себе каких-то недостатков, пороков, склоняет к ощущению собственной неполноценности, неуверенности, застенчивости, робости характера и может стать одной из причин депрессивного состояния психики. Неспособность на открытое общение собственных переживаний может прикрываться непредсказуемым куражом, грубостью, отрицанием притязаний на реальный статус, что приводит к замкнутости и отчуждению.
  <>СТРЕМЛЕНИЕ К ВЛАСТИ, соперничество за место иерарха самое непосредственное назначение чувства гордыни и ее мнимого статуса. Это стремление воспевается и восхищается одними поэтами и философами, порицается и осуждается другими. И оба эти отношения имеют основание, так как безвластие порождает смуту, жесткую борьбу за власть, но и властвование, как правило, не исключает недовольства ею. Само место иерарха, руководителя уже престижно и почетно, создает чувство подтверждения притязаний мнимого статуса властвующего субъекта реальным социальным положением. Власть это владение человеческим ресурсом, а процесс управления есть управление поведением людей. Человек является самым значимым ресурсом как производитель материальных благ, КАК СРЕДСТВО для удовлетворения желаний и прихотей другого. Человеческое общество тесно социальное, в котором одна персона вполне комфортно может устроить свои блага за счет другой. Пристальный взгляд мнимого статуса высокого чувства гордыни направлен на ближнего своего как на средство удовлетворения притязаний эго.
  
  <><><>РЕПУТАЦИЯ И АВТОРИТЕТ
  
  <>Один из механизмов стимулирования достижений реального статуса является ЧУВСТВО ОРИЕНТАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ НА ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (НА ПУБЛИКУ). Чувство ориентации поведения на публику реализует потенциал мнимого статуса в реальные отношения, также является формой проявления и способом выражения чувства гордыни. Чем бы мы ни занимались, интуитивно в процессе этого занятия мы держим в поле своего сознания отношение к нашему занятию воображаемых оппонентов. Естественное стремление нашего 'Я' поделиться своими успехами, достижениями, приобретениями, получить лестный отзыв о высоких достоинствах. Какую еще вести полемику с воображаемыми оппонентами, как не о своей значимости, и чувство ориентации на внешний эффект использует свойство полемичности рассудочного сознания в полном объеме.
  <>Чувство ориентации на публику ориентирует характер быть ни в чем не хуже, а кое в чем и превосходить, везде и всюду, как в текущем моменте повседневности, так в притязаниях будущего. Для утверждения своей значимости не только во мнении своем, но и в сознании окружающих лиц необходимо действовать. Стремиться подтвердить свою значимость через ожидание и ощущение лестных отношений, ожидание положительных отзывов окружающих людей, прессы. Одобрительная внешняя оценка, лестное отношение поддерживает и стимулирует это стремление, мобилизует активность и напряжение, это то к чему влечет наша горделивость. Утверждать собственное превосходство над другими, в каких-то проявлениях, поступках, свойствах характера.
  <>Наш успех во всем зависит от того, как мы умеем подать, преподнести свое 'Я', произвести благожелательное впечатление, высоко держать репутацию, авторитет, поддерживать популярность. Мы осознанно и неосознанно стараемся достичь желаемого эффекта просвещенным мнением, знаниями, позой величия, раскованными манерами, уверенными движениями, жаргонной речью, роскошью материальных атрибутов. Внешний вид, прежде всего, одежда, знаки отличия, украшения, побрякушки, привлекательность лица и цвет зубов, и другие символы должны подчеркивать, напоминать о нашей значимости, принадлежности в дополнение к осанке и взгляду. Для подтверждения своей значимости используется любой повод, устраиваются порой экзотические, экстравагантные единоборства, корпоративные собрания или вечеринки. Один характер гордится своим плащом, другой - прорехами на своем плаще, один характер гордится добрыми поступками, другой - злыми, но оба в одинаковой степени поддерживаю репутацию быть не хуже других. Вывести себя из 'тени' все имеет значение, все средства хороши - застежки на башмаках и прическа в стиле 'папуа'
  <>Чувство ориентации на внешний эффект приводит к негласному установлению правил поведения, НОРМЫ НРАВА МИКРОСОЦИУМА. В своем кругу общения, в коллективе школьном, студенческом, трудовом, военном подразделении - микросоциуме каждая особа имеет ориентацию завоевания уважения и любви окружающих. Норма поведения складывается путем одобрения или порицания тех или иных поступков и движений большинством, и чаще молчаливым согласием и бурным разногласием. А разногласия заключаются в том, что каждая особь пытается в чем-то превзойти братьев по социуму. А братья не дают выделиться, так как сами находятся в таком же побуждении в чем-то превосходить, 'не выпячивайся', будь 'сереньким' как вся масса - таков смысл равенства. Близость нравов, схожесть позиций, представлений образуют основу групповой морали, образцы поведения, созвучно порывам толпы. Таким образом, складывается норма или мода поведения - групповая, клановая нравственность, моральные отношения.
  <>В любой группе, социуме выявляются лидеры, которые в наибольшей степени влияют на нравственную модель социума. Лидеры с одной стороны 'обогащают' правила поведения, а с другой пристально следят за их соблюдением, организуют санкции, если кто-то выпячивается за пределы принятых правил поведения. В устоявшихся коллективах вновь прибывшим членам необходимо вписаться в модель поведения социума путем проб и ошибок. К новеньким особенно пристальное внимание, так как они нарушают социальную гармонию, сложившуюся иерархию отношений. Их пытаются поставить на самый низ иерархического курятника (начни с нуля), но все зависит от свойств характера. Во вновь создаваемом коллективе негласное соперничество проявляется более напряженно, нужно путем разногласий установить 'кто есть кто'. Некоторые характеры обладают высокими способностями оценивать микросреду, приспосабливаться к ней, эволюционировать и занять место не в самом низу иерархии отношений. Но встречаются и характеры, которые врываются в социум и занимают лидерство своими сверх способностями влиять и подчинять своему неотразимому влиянию, чем нарушается социальный покой в коллективе. При этом весь 'курятник' отношений возбужденно пересматривается, так как новый лидер ориентирует на свою персону других адептов с другими 'ценностями' поведения.
  <>Не все особы по своим психофизиологическим особенностям могут быть приняты клановой моралью. Кто-то уж очень умный, безнадежно хороший, а кто-то завидно плохой. Такие индивиды отвергаются микросоциумом, вытесняются из круга общения, становятся объектом насмешек, унижений, зависти. Клановая гордыня не любит, когда кто-то резко не похож, не терпит в своей среде характеров, не подчиняющихся ее общим представлениям и традициям, наказывает за стремление выделиться из социума, быть оригинальным, неповторимо индивидуальным. Ее стремления повлиять и подчинить своему влиянию, а если кто не подчиняется установленным правилам, стереотипам и предрассудкам, с ним обходятся порой жестоко. И если характер очень слаб, не может противостоять таким психическим раздражителям, натиску общественного мнения, то его отчуждают, вытесняют, от него отворачиваются, а порой, оборачивается насилием, может довести себя до психического расстройства или удручающего поведения. Групповой эгоизм через чувство ориентации требует быть похожим в своем социальном окружении, соответствовать поведенческим представлениям той социальной группы, в которой особа больше всего пребывает.
  <>Таким же образом создается ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДА и в обширном социуме - социальной группе, слое различного толка, государстве, регионе. И эта мода оказывает влияние в условиях вездесущих СМИ на любой микросоциум. В данном контексте понятие 'мода' говорит о том, что мода устанавливается на все наши побуждения и движения мысли и мышц, создает стандарты, правила, этикет поведения 'добропорядочного' гражданина, и эти установления изменчивы, подвижны. Мода это способы выражений эгоизма, принятая форма отношений между людьми. Одно отношение окружающих, когда одежда и внешний вид особы не отличается от массы, другое отношение, когда одежда, внешний вид бросается в глаза. Внешний вид, использование слов и выражений, осанка, демонстрация знаний и успехов, продвинутые стремления и побуждения - все поведение должно соответствовать принятому этикету, моде в той или иной среде обитания. Мода, этикет, протоколы встреч и приемов имеет особое значение в политических, дипломатических, финансовых, правительственных и межправительственных кругах и тусовках. Мода устанавливается, так как мы все склонны к подражанию и это подражание создает определенность и уверенность в поведении. Но мода это и способ воздействия и давления - 'будь таким как мы, тогда будешь принят в наш круг общения, в наше социальное меньшинство'.
  <>Для утверждения нашего социального положения имеет значение ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ И АВТОРИТЕТ. Репутация общественная для персон публичных, государственных, профессиональная - в области своей деятельности, репутация и авторитет в кругу тесного общения. Деловая репутация и авторитет есть форма выражения гордыни с помощью чувства ориентации поведения на внешний эффект, это стремление поддерживается и поощряется общественным мнением, так как ведет к нравственным отношениям и общественной активности. 'Береги честь смолоду, дорожи доброй славой с детства' - усваивая подобные советы, мы можем стать уважаемыми, успешными. Репутация умного, честного, добропорядочного, влюбленного в народ, борца за сотворение счастья народного - вот с такой репутацией особа может стремительно пробираться вверх по социально-профессиональной лестнице
  <>Все мы сориентированы на превосходство в условиях соперничающего тщеславия, но кому, какие коврижки достанутся. Чтобы соперник не выпячивался нужно на него распространить КОМПРОМАТ и быть готовым отстаивать свое имя, так как кто не успел, тот опоздал. Борьба компроматов происходит на всех уровнях иерархии от простого житейского соседства до стратегических эшелонов власти. Компромат говорит о том, что репутация псевдоличности, доброе имя высоко ценится в политической борьбе за народную любовь. Если утвердить в сознании СМИ свое доброе имя, то можно добиться не только неувядаемой славы, но и привилегий. Компромат говорит о том, что соперничество есть всегда и оно может принять жестокие формы. Компромат говорит о том, что надо сражаться за свою незапятнанную репутацию не покладая рук, а для этого нужно иметь силу и другие ресурсы. И, наконец, компромат говорит о том, что души прекрасные порывы к собственной значимости в глазах соплеменников имеет и ОБОРОТНУЮ СТОРОНУ. Соплеменники ведь тоже сориентированы на внешний эффект. И эта оборотная сторона срабатывает негативным образом.
  <>Оборотная сторона проявляется в том, что незапятнанную репутацию никто не подарит, она завоевывается в непрерывной борьбе соперничающего тщеславия. С одной стороны необходимо добиваться признания, любви и уважения, а с другой - лишать этой возможности своих соплеменников, с помощью порицания, неодобрения, отчуждения с помощью психологического и иного воздействия. Никто про нас доброго слова не собирается говорить без собственной выгоды сопричастности к 'добру', необходимо заинтересовать, привлечь, принудить, заставить в этом признаться. Борьба за собственную репутацию подразумевает не выпячивать, скрывать свои пороки, недостатки характера и выпячивать свои лучшие качества, которые и не очень заметны.
  <>Уже в детском коллективе наглядно проявляется действие чувства ОРИЕНТАЦИИ на внешний эффект. Дети не менее старательно, чем взрослые пытаются утвердить свое 'Я', завоевать лидерство, быть первым, ждут поощрения своих действий от воспитателей сверстников, находят доказательства несостоятельности своих однокашников, порицают, завидуют успехам. И на этом основании теория педагогики советует отмечать и поощрять стремление у детей (да и у взрослых) быть первым, быть лучше всех, решительно и раскованно отстаивать свое мнение. Воспитатели должны избегать наказания как способа воздействия, не использовать его вообще, особенно в раннем возрасте, выделять только положительные поступки и побуждения, и если даже их нет, находить или просто отмечать прекрасные человеческие качества, которых тоже может и не быть. Теория психологии управления также педагогически советует поощрять, восхвалять исполнителяв присутствии коллектива, для утверждения его значимости в социуме, а порицать, наказывать наедине.
  <>Одной из форм выражения чувства ориентации поведения на внешний эффект, образцом поведения является КУМИРСТВО. КУМИРЫ - объект нашего поклонения, почитания, подражания, восхищения, воодушевления. Сопричастность к кумиру повышает наш мнимый статус, он в наших глазах велик, а мы с ним. Подражаем мы кумирам реальным и вымышленным, значения местного и планетарного. Отстаиваем кумиров своих и порицаем, унижаем чужих, так как в своих ощущаем себя, свои черты и влечения, мним себя сопричастными к их величию, популярности, известности, гениальности. Через кумиров мы косвенно выстраиваем свои человеческие отношения, утверждаем свою позицию, так же как через вещи. Мнение и действия кумира воспринимаются для подражания, такое же мнение и действия других людей отвергается и может осуждаться
  
  <><><>УПРЯМАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  
  <>Слово УПРЯМСТВО, используется для обозначения черты характера, состояния психики, формы человеческих отношений, стиля общения. Как правило, в это понятие вкладывается негативный оттенок, хотя трудно представить характер без упрямства, раз оно есть, то оно для чего-то нужно. Упрямство проявляется в нашем поведении, в поступках, в общении, в замыслах, в действиях. Упрямство это форма выражения и свойство чувства гордыни, инструмент влияния и давления на собеседника, оппонента, способ утверждения своего 'Я'. 'Упрямство' мы не задумываем, оно выражается самопроизвольно без какого-либо вмешательства рационального рассудка. Упрямство позволяет сохранить свое лицо, свое эго, избегать колебаний, нерешительности, придает неоспоримую самоуверенность. Повлиять, а не поддаться влиянию, не попасть под влияние соперничающего тщеславия, доминировать, утвердить свою значимость, поддержать свой мнимый статус реальными отношениями - свое действие в этих влечениях на страже собственного 'Я' твердо стоит наше упрямство.
  <>В детском, особенно в подростковом и юношеском возрасте упрямство является основным способом САМОВЫРАЖЕНИЯ, ЗАЩИТЫ своего эго от внешнего 'педагогического' воздействия. Но мы можем встретить и достаточно великовозрастных особ (к которым мы себя не относим) с неприступным упрямством. Все зависит от того много или мало мы имеем упрямства, когда и как мы его проявляем. Упрямство проявляется, в первую очередь, в общении, но не было бы страшной бедой, если бы мы пообщались, поупрямились и разбежались, довольные каждый своей упрямой позицией. Мы упрямо придерживаемся своего сложившегося образа жизни, своих стереотипов представлений и условностей, поведения, удручающего окружающих, упрямо выполняем бесполезную и даже вредную работу. Как навязчивая, сумасбродная идея упрямство оказывает влияние на исполнение дел.
  <>Упрямство стоит на своих представлениях, вопреки здравому смыслу, игнорируя правила рассудительности, пользу или экономическую выгоду. Не переносит чужих идей, процессов и приемов, пусть даже значительно удобных и эффективных, не переносит критики собственных идей и действий. Логика рассуждений не воспринимает другого мнения, ибо это унижает гордыню, чувство ориентации на внешний эффект. В общении и суждении характеризуется резкостью, однозначностью, прямолинейностью, насмешливостью в оценке поведения и мнения других людей. Упрямство сдерживает стремление сознания к любознательности, к пытливости, к интересу, к способности слышать, анализировать. В совершенно незнакомых областях имеет однозначное, непоколебимое мнение, избегает вариантов, гибкости рассудочного сознания. Упрямство ведет к замкнутости, тормозит взаимопонимание, взаимодействие, провоцирует навязчивые идеи, в конечном итоге тормозит развитие и успешность личности.
  <>Когда 'упрямство' употребляется в позитивном смысле, то добавляются слова 'по хорошему'. Здесь имеется в виду 'упорство' в достижении какой-либо целеустремленности. Импульсы упрямства составляют врожденную основу воли. Воля есть преображенное упрямство, приобретенная черта характера, характер может быть упрямый, но безвольный. Персона с зависимостями в своей безвольности феноменально упряма. Младенец, отрок обладает упрямством в достатке, а волю еще не сформировал, не 'закалил'. Воля требует напряжения сил, упрямство ведет к состоянию расслабленности. Воля, рассудительность, целеустремленность и решительность - единое целое. Если характер настаивает на своем мнении 'до победы' - это проявление упрямства, если может выслушать и понять другие не назойливые мнения, то это проявление воли. 'Я так хочу', 'мне так нравится' - непоколебимый довод упрямства, а воля говорит 'надо', 'необходимо'. Понятия воли и упрямства подчеркивают, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств.
  <>ЧУВСТВО ПЕРЕДАЧИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ проявляется как свойство и содержание чувства гордыни и в целом нашего 'Я' (эго). Гордыня не может признать за собой какие-либо недостатки упущения, пороки, негативное отношение к себе это снижает ее значимость, она реактивно передает ответственность куда-нибудь и кому-нибудь. Передача ответственности это еще один психологический инструмент продвижения своего мнимого статуса в реальный статус. Чувство передачи ответственности позволяет отстраниться от негатива, прислониться к позитиву, создает комфортное состояние безответственности. Любое поведение справедливо, оправдано и благородно, но в негативных результатах виновны другие люди. Безответственный характер не может представить свою ответственность, но в условиях полной безответственности создает ореол своей активности, значительности. Формирует ощущение образа виновника, который ответственен, за наши тревоги, нервозность, за всегда низкое качество жизни, за различные упущения в семейных и общественных проблемах, и даже за наши преступления. Много чего в мире людей плохого и нам доподлинно известно, кто в этом виноват. В глобальном масштабе для передачи ответственности есть бог или черт, затем пошли персонажи помельче - президент, правительство, плохой народ.
  <>Чувство передачи ответственности проявляется на всех уровнях общения, человеческих отношений, при совместной деятельности как стиль отношений между участниками совместной деятельности, руководителем и исполнителем, в идеологии, особенно в политической. 'Не я чашку разбил' - реакция детской гордыни, когда он совершил какую-то оплошность, проступок и не может в этом признаться. Признаться не потому, что боязнь наказания или порицания, а потому, что горделивость не позволяет себя унизить. Во взрослой жизни гордыня не позволяет себя унизить с еще большим размахом. Она ожесточенно отрицает свою роль в упущениях, промахах, безнравственных поступках и отношениях, негативных состояниях общества. Гордыня постоянно проявляет недовольство условиями жизни, порицает всех и все: - хозяйственников, строителей, администрацию, чиновников, спортсменов. С удовольствием находит всюду беспорядки, нерадивость, виновника любых неурядиц, усматривает упущения, недостатки, пороки там, где их даже нет, но по ее мнению должны быть, это возносит ее высокомерие, чувство собственной значимости. Эта приятная вещь - поругивать, советовать, находить изъян у ближнего своего.
  
  <><><>ЗАМКНУТОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ
  
  <>Не всегда разумно до глубины души быть откровенным. Существуют много различного рода интимных переживаний, с которыми характер обязан справляться сам. Да собеседники излишнюю ОТКРЫТОСТЬ И ОТКРОВЕННОСТЬ неправильно поймут, и могут использовать для обычного переговаривания сплетен. Другая крайность - не позволять никому касаться своих переживаний, препятствовать их открытости и откровенности, ЗАМЫКАТЬСЯ в своих горделивых иллюзиях. ЗАМКНУТОСТЬ это врожденное свойство горделивого характера. Чувство гордыни имеет свойство замыкаться в своих переживаниях и притязаниях, не допускать открытости и откровенности стремлений и побуждений. Чувство гордыни не допускает, ни под каким предлогом касаться своей душевности кому бы то ни было, это противоречит ее стремлению к превосходству, высокомерию. 'Не лезь в душу' - вот ответ на попытки перейти на откровенность, открытость, поинтересоваться душевным состоянием. Гордыня помещает себя в железобетонную оболочку неприступности, это позволяет ей относиться к остальному миру свысока. Раз есть стремление гордыни превосходить ближнего своего, откровенность и открытость характера будет неуместна.
  <>Замкнутость это не обязательно угрюмость, необщительность. Можно быть достаточно общительным характером, но не только в душу, а даже близко к душе никого не подпускать. Замкнутость накладывает свой стиль на наше поведение, образ жизни, образ мыслей, человеческие отношения. С разными людьми и различная дистанция отношений, естественно, что с близкими людьми в большей степени Можно предположить, что характеры замкнутые от неуверенности, застенчивости. Неуверенность, робость, застенчивость от отсутствия практики общения, непритязательности характера, но может быть от высокой мнительности, неуверенности в превосходстве, боязни получить неодобрительное, униженное отношение. А такая боязнь скорее от чувства гордыни с высоким мнимым статусом и низкой степенью вдохновения превратить требования мнительности в реальные действия.
  
  <><><>МАТЕРИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И СОБСТВЕННОСТЬ
  
  <>Второе после гордыни базовое чувство эгоизма, которое определяет наше поведение, является ЧУВСТВО ЖАДНОСТИ. В теории научного эгоизма понятие 'жадность' наполнено самым широким содержанием, оно определяет все наши отношения с материальными благами. Чувство жадности мотивирует и стимулирует 'душевные порывы' и влечения по присвоению и накоплению материальных благ. Мы заняты какой-либо деятельностью и без мотивирующего и стимулирующего чувства жадности, наша деятельность не была бы столь привлекательна, и без страсти к накоплению приобрела бы непосредственность животного в чисто физиологическом удовлетворении организма.
  <>В экономической теории чувство жадности выражается понятием МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ. В понятие 'материальная заинтересованность' мы вкладываем позитивный оттенок способа присвоения и накопления, принятого в данный период в том или ином обществе, в той или иной общественной группе. Заинтересованность во 'владении и властвовании', которые обеспечивают в первую очередь жизненным пространством, минимальные физиологические потребности в пище, одежде, жилище. Таким образом, наша психология побуждений чувства жадности напрягает рассудочное сознание для приобретения жизненных благ каким-либо способом. В предпринимательской деятельности чувство жадности выражается ЧАСТНОСОБСТВЕННИЧЕСКИМ ИНСТИНКТОМ. Это словосочетание звучит с негативным оттенком, но оно достаточно точно отражает страсть к присвоению и накоплению. 'Инстинкт' говорит о врожденной неотвратимости побуждения, а 'частнособственнический' - о его неограниченности в накоплении материальных благ. Если мы хотим осудить деятельное удовлетворение чувства жадности, то используем пренебрежительные выражения, такие как 'корыстолюбие', 'ненасытность', 'алчность', 'крохоборство'.
  <>Чувство жадности несет в себе благородную цель удовлетворения насущных потребностей организма в пище, одежде, жилище. В присвоении и накоплении материальных благ присутствует ПРОЦЕСС ПОТРЕБЛЕНИЯ. Процесс потребления является конечной целью присвоения, он проявляется в разнообразных формах и видах. Процесс потребления есть обширная область экономической деятельности и характеризуется различными процессами производства и распределения материальных благ. Теория научного эгоизма рассматривает проявление чувства жадности в этих процессах, его влияние на искажения в сторону эгоистических отношений между группами людей и отдельными персонами.
  
  <><><>РЕВНОСТНАЯ ЛЮБОВЬ
  
  <>Третьим базовым чувством в содержательной структуре научного эгоизма является ЧУВСТВО РЕВНОСТИ. Понятием 'ревность', в предлагаемой теории охватывается весь спектр отношений между полами (половые отношения), все, что связано с отношениями между особями противоположного пола, биологические потребности, мотивы и стимулы сближения, семейные отношения. Для того, чтобы спариться для зачатия нужно овладеть особью другого пола, а для этого нужны соответствующие способности с волевым и физическим напряжением, нужен механизм мотивирования и стимулирования стремления к действию. Таким механизмом и является ЧУВСТВО РЕВНОСТИ. С одной стороны это чувство должно стимулировать овладение противоположным полом на основе взаимного влечения в условиях соперничества, порой жестокого в ритуале брачных игр. С другой стороны должно стимулировать защиту приобретенного владения. Для анализа проявления и выражения чувства ревности следует абстрагироваться от удовлетворения физических, физиологических, естественных надобностей, обратить внимание на психологическую сторону 'любовного влечения'. Но в отличие от чувства гордыни, когда владение человеком не всегда счастливо для обеих сторон, чувство ревности отличается взаимным владением.
  <>ЧУВСТВО РЕВНОСТИ имеет свои особенности проявления, выполняет свою роль, свои задачи в жизненном процессе. И главенствующая роль заключается в стимулировании и мотивации воспроизводства потомства, и не просто воспроизводство, а улучшения популяции, ее совершенствования, прогрессивной эволюции. Именно с этой позиции будет справедливым рассматривать воздействие и роль этого чувства на наше поведение, поведение любого организма. Чувство ревности является одним из необходимых механизмов созданных природой в процессе эволюции для обеспечения продолжения рода того или иного вида животных и более всего человека.
  <>Чувство ревности проявляется и своей оборотной стороной - ЧУВСТВОМ НЕВЕРНОСТИ противоположного пола. Его можно рассматривать как частный случай соперничества противоположных устремлений Чувство неверности является основным фактором, который призван обеспечить защиту приобретенного владения и удерживать от стремлений к беспредельному владению противоположным полом. Воспроизводство потомства требует создание соответствующих условий выживания в конкретной среде обитания, прежде всего, психологических, пространственных, материальных. И это множество условий призвана обеспечить СЕМЕЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ жизни, которую придумала сама природа для многих видов организмов. Детеныши млекопитающих, птиц, других организмов, и в особенности человека не могут выжить без опеки родителей. Период взросления требует вскармливания, защиты от посягательств, передачи навыков выживания. Сохранение семьи в той или иной форме является необходимым условием для выхаживания потомства. Распад семьи, замена семейных пар негативно сказывается на психофизиологической полноценности потомства. ЧУВСТВО НЕВЕРНОСТИ является одним из механизмов защиты семьи от ее распада, наряду с физиологическими, идеологическими, социальными инструментами сдерживания влечения полигамности.
  <>Ощущение неверности возбуждает подозрение, недоверие, в конечном итоге стимулирует отчуждение. Оно распространяется не только на интимные отношения, но и в отношении дружелюбия, душевной близости (именно в повседневном общении мы используем 'ревность' в таком значении). Чувство неверности проявляется не только по отношению к каким-то конкретным лицам, но и определяет отношение ко всему противоположному полу, может делить людей на категории очень 'верных', и очень 'неверных'.
  
  <><><>ЗАВИСТЬ БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ ЧЕРНАЯ
  
  <>Четвертым базовым чувством в содержательной структуре научного эгоизма является ЗАВИСТЬ. Всеобщее соперничающее тщеславие предполагает с одной стороны победителя, чей-то успех, удачу, а с другой - побежденных неудачников. Успех, удача, везение нам приносит удовлетворение, чувство победы и ликования. Поражение, безуспешность, неудачливость нам приносит чувство неудовлетворенности, недовольства, раздражения. И мы склонны винить в этом не только себя, но и перекладывать ответственность на 'победителя', на того, кому в чем-то повезло, сопутствовал успех. Если бы мы не переживали свою неудачливость, не было бы восторга от удачи, победы, и не было бы страстного стремления к владению и властвованию. Эмоциональные переживания чьего-то успеха, как и собственного поражения, есть ЧУВСТВО ЗАВИСТИ.
  <>Чувство зависти это ощущение оскорбленной и униженной гордыни, оскорбленной чьими-то успехами, униженной относительно собственных притязаний. Удовлетворенное чувство гордыни, жадности или ревности приносит нам сладкое ощущение победы, это ощущение позволяет смотреть высокомерно на неуспешных, поверженных и побежденных. И это высокомерие еще больше усиливается, если оно почувствует на себе зависть. Коварство чувства гордыни и заключается в том, чтобы вызвать чувство зависти, чувство униженного поражения у ближнего своего. Проявление чувства зависти обусловлено чувством гордыни, соперничающее тщеславие, жажда обладать и господствовать не может не вызвать 'здоровое' чувство зависти к соперникам.
  <>Распространенное проявление чувства зависти выражается в форме неудовлетворенности собственным существованием, зависть не к каким-то конкретным лицам, а к 'хорошей' (гламурной) жизни как таковой. Информационный фон насыщен успешностью, легкостью бытия, ресторанными шоу. Вольно или невольно наше подсознание сравнивает свое 'убогое' существование с этим повсеместным праздником жизни и формирует устойчивое чувство зависти, переходящее в обостренную фазу своего развития. И тогда сильное раздражение может вызвать вид чужого счастья.
  <>О 'БЕЛОЙ ЗАВИСТИ' мы можем говорить, когда предмет зависти не вносит негативного оттенка в отношениях с объектом зависти, не возбуждает негативных переживаний. Белая зависть может стать в этом случае побуждающим мотивом в достижении большего результата. Мы завидуем, мы хотим достичь такого же успеха, тех же приобретений, популярности. Чувство зависти в тандеме с чувством гордыни является движущей силой всяческого прогресса, но и регресс не стоит исключать из его действия. Употребление словосочетания 'белая зависть' говорит о том, что нет людей без чувства зависти, а есть характеры, которые владеют проявлением этого чувства, как и инстинктами эгоизма в целом.
  <>О 'ЧЕРНОЙ ЗАВИСТИ' мы можем говорить, когда предмет зависти возбуждает негативные переживания, вносит негативный оттенок в отношениях с объектом зависти, является толчком к негативным действиям, к достижению результата неблаговидными средствами. А еще более того черная зависть возбуждает эмоции обиды и мщения, стимулирует пожелание или действие нанесения вреда объекту зависти. Чувство зависти действует подсознательно (как и эгоизм в целом) и по всему видать его трудно контролировать. Характер, побуждаемый чувством зависти с преступной агрессивностью, может убить объект зависти, может лишить себя жизни. Явные агрессивные проявления чувства зависти (которые у нас на слуху) в реальных отношениях встречаются единичные случаи, чаще являются объектов творческих криминальных сюжетов,. Массовое проявление чувства зависти имеет неявную, скрытую форму, когда субъект зависти свои страдания никоим образом не распространяет на объект зависти, а 'гложет' сам себя. Тем болеt, что объектом зависти может выступать не конкретный человек, а социальная группа или слой, или 'красивая' жизнь. Такие скрытые страдания могут приобрести устойчивый характер и спровоцировать неуравновешенность психики, психофизиологические расстройства, исказить человеческие отношения, мотивировать участие в экстремистских или криминальных проявлениях.
  <>Чувство зависти не только выражается переживаниями за успех или приобретениями конкретных лиц, оно проявляется гораздо шире. Зависть к личностным качествам: болезненный человек завидует здоровому, худощавый завидует упитанному, малорослый - высокорослому, застенчивый - дерзкому, пассивный - инициативному, малообщительный - общительному. Чему и кому только мы не завидуем? Соперничество за превосходство и владения не заканчивается в нашем физическом мире, оно переходит в мир метафизический. Когда мы сильно выражаем эмоции, тем более эмоции чувства зависти, то эмоциональные импульсы излучений посылаем в эфир Вселенной. И уже в метафизическом мире тщеславная борьба продолжается, свидетельством тому разнородные метафизические сущности, которые порождены импульсами наших эмоций. Зависть гложет не только субъекта зависти, но и сам объект даже дистанционно. Эфир наполнен негативной энергетикой, источником которой является наше чувство зависти, и несмотря на усилия парапсихологов и других целителей этот фон не уменьшается.
  
  <><><>КВАРТЕТ БАЗОВЫХ ЧУВСТВ
  
  <>Эгоизм как совокупность чувств и инстинктов проявляет себя в большей или меньшей степени В ЕДИНСТВЕ ВСЕХ ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИХ И СВОЙСТВ. В их проявлении трудно определить границу, где, например, кончается проявление гордыни и начинается проявление ревности, жадности или зависти. Мы выделяем эти чувства и их свойства для лучшего рассмотрения и анализа всеобъемлющего эгоизма. Проявление чувства ревности сопровождается проявлением горделивости и наоборот, и не в меньшей степени сочетается с чувством жадности. Если в характере ярко выражено упрямство, то это есть страстная поддержка своей значимости, но не без проявления других свойств чувства эгоизма. Накопленные материальные блага не просто утешают наше величие, они еще являются действенным средством влияния на ближнего своего и его подчинения замыслам владельца. В этой связи чувство жадности является дополнением чувства гордыни, и их сочетание определяет нашу жизненную суету.
  <>Эгоистический квартет базовых чувств имеет общие признаки и свойства, эти признаки и свойства составляют содержание эгоизма в целом. Эгоизм является областью нашего ПОДСОЗНАНИЯ, проявление эгоистических чувств, как правило, происходит неосознанно. А поскольку они представляются пороками, то еще и осознанно скрываются. Базовые чувства в соперничающем удовлетворении могут проявляться социальным позитивом или негативом - НАШИ НЕДОСТАТКИ, ПОРОКИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ НАШИХ ДОСТОИНСТВ. Квартет в стремлении к беспредельному удовлетворению вступает в отношения соперничества с соплеменниками. Это стремление выражается 'сакральными' лозунгами эгоизма - 'Я, МОЕ И МНЕ', 'ВЛАДЕТЬ И ВЛАСТВОВАТЬ'. Чувство гордыни побуждает ВЛАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ вообще, чувство жадности влечет ЗАВЛАДЕТЬ ВСЕМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ БЛАГАМИ, чувство ревности стремит ЗАВЛАДЕТЬ ОСОБАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. Инстинкт владения неугасим, беспределен, его действие трудно остановить. Наши подсознательные позывы 'Я, мне и мое', 'Владеть и господствовать' являются функцией нашего обмена веществ, биохимического состава крови, возбуждаются в эмоциональных центрах стволовой зоны мозгового субстрата и обусловлены соответствующим геном каждой клетки нашего тела.
  <>Наше сознание занято переживаниями различных проявлений, видов и форм ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Будь то трудовая, бытовая деятельность, проведения досуга или произвольное общение мы включаемся в отношения с различными людьми. И на эти отношения накладывается наш эгоизм, в этих отношениях мы видим свою роль, свое место, свою значимость находим свое счастье и несчастье. Базовые чувства психики мотивируют и определяют наше поведение и человеческие отношения. Отношения доминирования имеют тенденцию к овладению и властвованию над ближним своим (в самых лучших намерениях). Эгоистические чувства формируют ощущение ближнего своего (как и самого себя) КАК СРЕДСТВО для утоления все возрастающих притязаний эгоизма. Социальные и геополитические отношения основаны на природных инстинктах и влечениях, облекаемых в форму различных теорий. Они характеризуются строгой иерархией, агрессией, борьбой за захват пространства, благоприятных условий и благ во всех сферах социального взаимодействия.
  
  <><><>ЛИЦЕМЕРНОЕ ХИТРОУМИЕ
  
  <>Содержание и свойства эгоизма дополняются лицемерным хитроумием, инстинктом подражания и привычками. То, что мы называем умом, разумом, эволюционировало от начала как хитроумие. Таким 'разумом' обладает любая букашка, так как ей нужно скрываться от врагов и обмануть потенциальный корм. А если учесть еще процесс размножения букашек, то в нем также требуется использование хитроумия - обмануть соперников и объект обожания. Эгоизм не может не лицемерить в силу стремления владеть и властвовать, а для того, чтобы захватывать и удерживать владения необходимо скрывать свои намерения, убаюкать жертву и конкурентов человеколюбием, альтруизмом, благими намерениями. Открытость получит открытое противодействие со стороны конкурентов. Лицемерить заставляет и сильная ориентация на внешний эффект, и чувства передачи ответственности, жадности, ревности, зависти. Собственная значимость не допускает показывать себя в сермяжной простоте.
  <>Лицемерие исполняет функцию маскировки эгоизма, маскировка проявляется как на индивидуальном, так и на общественном уровне, создаются различные теории, прикрывающие эгоизм, уводящие в противоположную сторону объяснения человеческого поведения. Соперничество средствами лицемерия это способность заплести интеллектуально идеологическую паутину, в которую бы попал соперник. Политическая идеология - обычная сфера политического лицемерия. И лицемерить просто выгодно, так как это способ достижения успеха, превосходства, благополучия, такую форму лицемерия можно назвать 'агрессивной' или 'наступательной'. С АГРЕССИВНЫМ ЛИЦЕМЕРИЕМ мы встречаемся повсеместно в деловых связях, в сфере купли-продажи, обмене товарами и услугами, с разного рода мошенниками, шулерами, аферистами.
  <>Не всегда проявление лицемерия носит негативный характер. В рамках чувства замкнутости лицемерим мы интуитивно, по меньшей мере, в повседневном общении и сами с собой, чувствуем, что если будем делиться своими переживаниями, то эта открытость и откровенность обернется против нас. Да и ради какой идеи мы будем делиться бытовыми неудобствами, упущениями, собственной нерасторопностью. Оно оправдано, когда скрывает проявление обостренного эгоизма, сдерживает его проявление, когда тактично не следует 'задирать' эгоизм собеседника или не кичится проявлением своей неотесанности. Просто хочется скрыть от завистливого взора, любопытного уха разные разности - такая форма лицемерия естественна, оправдана моралью, ее можно назвать 'ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ'.
  
  <><><>ИНСТИНКТ ПОДРАЖАНИЯ
  
  <>Да, это ИНСТИНКТ, ПОДРАЖАНИЕ является всеобъемлющим законом дикой природы. С помощью инстинкта подражания детеныши животных приобретают навыки жизнеобеспечения. Длительный период взросления у детенышей высших животных и наших детей требует эффективного способа обучения навыкам поведения в разнообразных сложных условиях среды обитания. И таким эффективным способом передачи приобретенных навыков и знаний является инстинкт подражания. Сила инстинкта подражания особенно проявляется, когда детеныш какого-либо животного или ребенок попадает в чужеродную среду и перенимает поведенческие приемы, не свойственные своей природе, и благодаря этому выживает. Человеческое дитя с волчатами или в стае обезьян, котенок со щенятами, щенок с котятами. Подражание может действовать на удаленные субъекты через эмоциональные импульсы. По силе действия инстинкт подражания можно сравнить с действиями генов, порой эти действия трудно различить. При этом инстинкт подражания как-то слабо попадает в поле зрения исследователей.
  <>Подражаем мы всякой мелочи, внешнему виду, манерам поведения, жаргонной речи, выражению эмоций, набору тем общения, стилю человеческих отношений, идейным и логическим стереотипам. Инстинкт подражания нам экономит значительную часть психической энергии, избавляет от напряжения, растерянности. Проявление чувства ориентации поведения на внешний эффект основано на подражании. Хорошо быть таким же 'как все' - хотим мы этого или отвергаем, мы все подвержены поведенческой моде, а она может быть направлена на приобретение пристойных навыков и знаний так и непристойных. Во многих обстоятельствах мы осуществляем действия, повторяем слова и выражения, не вникая в их смысл, так делали окружающие люди вокруг нас и так мы машинально восприняли.
  <>Инстинкт подражания способствует приобретению неявных знаний, а, точнее, умений Мы часто слышим о 'школе' какого-то учреждения, профессионального мастера. В этом смысле понятие 'школа' как раз и включает знания и умения, которые передаются путем подсознательного подражания. Обычно в мастерской, подразделении, цехе или исследовательском учреждении периодически появляются 2-3 специалиста, которые легко и качественно выполняют работу. Они сами не могут объяснить, почему у них так получается, но сотрудники им инстинктивно подражают. Таким образом, с годами создается профессиональная школа, если она распадается, то пропадает самое ценное - знания и умения, которые нельзя передать словами, схемами, рисунками.
  <>Мы друг другу подражаем, дети подражают родителям педагогам, сверстникам. Но в наш век видеосвязи мы все больше смотрим и подражаем экранным человечикам, А детский возраст впитывает поведение электронных человечиков буквально, как губка. Человечики выражают себя, свой эгоизм, в какой либо форме и каким-либо способом. Например, через драку, эротику или кривляния в комиксах Манерность у каждого человечика индивидуальна, но общая идея стандартна. Психофизиология зрителя направлена на удовлетворение своих эгоистических чувств, и он на экране воспринимает именно формы и способы их удовлетворения в индивидуальном стиле и встречает этот индивидуальный стиль на экране. В выборе понравившегося кумира для подражания и заключена 'свобода выбора'. Стандарты поведения демонстрирует любой кадр телевидения, и здесь не важно о чем вещается, демонстрируется, какие идеи несут творческие вымыслы или реальная хроника, важно какие эмоции возбуждаются. Рассудком мы можем что-то воспринять или отвергать, но для этого нужно напрягать внимание, и логику речи может воспринять далеко не каждый, а эмоциональное восприятие происходит подсознательно.
  
  <><><>ОБРАСТАЕМ ПРИВЫЧКАМИ КАК ДЕРЕВО МХОМ
  
  <>Все наше поведение мы пытаемся свести к привычным действиям, логическим и чувственным стереотипам. Привычки приспосабливают уже имеющиеся у индивида схемы поведения к конкретным ситуациям, к определенному способу существования. Это и привычные навыки по роду своей деятельности, привычки по устройству быта, досуга, привычки выражать те или иные эмоции, привычки к комфорту, к праздности и многие другие. Привычки нам необходимы, они экономят время, снимают психические и физические напряжения, так как приобретают свойства автоматизма, свойства врожденных рефлексов.
  <>Привычки мы различаем полезные, безвредные и вредные. Полезные привычки, как правило, мы приобретаем путем напряженного обучения, приобретения жизненного опыта, частого повторения одних и тех же действий, повторяющихся представлений и умозаключений. Вредные привычки привлекают тем, что удовлетворяют стремление эгоизма, доступными, не требующими особого напряжения средствами. Например, подражание поведенческим стереотипам, принятым в привычном окружении. Вредные привычки часто превращаются в пагубные зависимости. Эгоизм свои привычки ожесточенно защищает, так как наше 'Я' представляет собой комплекс привычек по удовлетворению притязаний эго. И не только защищает, но и стремиться их распространить, не 'щадя живота своего', доводя страсть к распространению до фанатизма.
  <>Среди разнообразных привычек особую роль играют идейные, идеологические привычки - предрассудки, суеверия, предубеждения, логические штампы. Стереотипы не только как формы рационального мышления, но и как схематизмы поведения, определяющие восприятие мира, его переживания и понятия. К таким всеобщим стереотипам поведения следует отнести застолье, дарение подарков и романтическую любовь, которые приобрели силу действия природных инстинктов. Если романтический уклон в отношениях между полами относительно молодое явление, то наша страсть к застолью и дарению подарков перешла к нам 'от начала'. Стереотипы мышления, стереотипы представлений - это идеологические штампы, мировоззренческие установки, способы рассуждений, в основе которых проявляется отношение фанатизма к людям с иными поведенческими стереотипами.
  
  <><><>ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИТОГИ
  
  <>Мир развивается по принципам эгоистического соперничества. Инстинкт соперничества является той движущей силой, которая определяет любые виды и формы эволюционного прогресса Социальные и геополитические отношения основаны на природных инстинктах и влечениях эгоизма, облекаемых в форму различных теорий. Эти отношения характеризуются иерархическим соподчинением, человек для человека является самым значимым ресурсом, удовлетворяющим притязания эгоизма. Сакральные принципы эгоизма 'Я, мое и мне' и 'владеть и господствовать' имеют неотвратимую силу.
  <>В первой главе было заявлено, что наши умозрительные исследования лежат в области житейской психологии и философии обыденного сознания. В данной главе мы выдержали заявленное направление применением широко известных в быту и литературе таких понятий как гордыня, жадность, ревность, зависть, упрямство, лицемерие, подражание и другие. Этим обыденным понятиям придан глубокий и широкий психологический и философский смысл. Например, всю радугу отношений между полами, в том числе и семейных, словом 'любовь' не опишешь, поэтому и введено в теорию эгоизма понятие 'ревность', оно должно подразумевать любые отношения между полами. Взаимосвязанная совокупность приведенных понятий составляет содержание теории 'НАУЧНОГО ЭГОИЗМА'. Теория отражает и раскрывает ядро (базовую структуру) психологии личности на основании того, что люди стремятся удовлетворить требования именно этих инстинктивных чувств.
  <>Инстинкт владения неугасим, беспределен, его действие трудно остановить. Эгоизм имеет свойство обостряться и развращаться - об этом в следующей главе.
  <><><>No D S 10.05.2012
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"