2. Камилла (Лебедь Белая) - юная фея Школы Ветров;
3. Лео (Алый Рассвет) - юный волшебник Школы Ветров;
4. Филимон (Лесной Олень) - мальчик из Тиморья
5. Данька (Огонь в Ночи) - мальчик с флейтой из Даккии
6. Алик (Тёплый Ключ) - мальчик из Акии
7. Венька-Кения (Добрый и Огнедышащий) - мальчик из Варны
8. Адагон (Горный Орёл) - мальчик из Икарии
9. Тин-Тауки (Любезный Обезьян) - смуглый мальчик из Гианны
10. Джунга (Вольный Воздух) - мальчик из Октавы
11. Илина (Чистая Роса) - девочка из Тиморья
12. Анталий (Речной Утёс) - мальчик
13. Нъянма (Бурная Речка) - смуглая девочка
Всем детям в данной пьесе на вид около 12 лет, но роли их могут играть и взрослые.
Музыкальные фрагменты (фр.1-15)
1 - шум прибоя [1, 7 сцены];
2 - плавная лёгкая музыка, предвещающая приближение чего-то доброго и удивительного [1-10 сцены]; 2а и 2б - то же, но со звуками флейты [2 сцена];
3 - музыка света [2 сцена];
4 - музыка ветров пустыни [3 сцена]; 4а - то же, но со звуками флейты [3 сцена];
5 - лёгкая ритмичная музыка, с цокающими звуками [3 сцена];
6 - размеренные ритмы львов, с тревожными нотами [3 сцена]; 6а - то же, но с львиными рыками [3 сцена];
7 - музыка вечных гор [4 сцена]; 7а - то же, но со звуками флейты [4 сцена];
8 - ритмичная музыка водного потока [4-6 сцены]; 8а - то же, но более быстро [5 сцена];
9 - музыка волн и морских ветров [6 сцена];
10 - светлый мотив, стилизованный в духе Османской Империи [6 сцена];
11 - музыка штормовых ветров [6 сцена];
12 - яркая музыка звёздной ночи [7 сцена]; 12а - то же, но с шумом волн [7 сцена];
13 - музыка дождя [8 сцена];
14 - светлый мотив, стилизованный в духе средневековой Франции
[8 сцена];
15 - мелодия радости со щебетом птиц [10 сцена].
Танцевальные группы и костюмы (тан.1-8)
1 - Танцы небесных ангелов: 4 ангела в лёгких белых одеждах и в золотистых шапочках:
а - "Танец раннего утра" с последующей импровизацией [1 сцена] (фр.2),
б - "Сольный танец между мальчиками и Солнцем" [2 сцена] (фр.3),
в - "Танец звёздной ночи" [7 сцена] (фр.11),
г - "Торжественный танец" [9 сцена] (фр.2),
д - движение ангелов при голосовании и "Танец искристой радости" [9 сцена] (фр.2),
е - полёт ангелов на 2-м плане [10 сцена] (фр.13);
2 - "Танец приветствия нового дня" (фр.3): основные действующие персонажи в своих сценических костюмах [2 сцена];
3 - "Танец-бег газелей" (фр.5): основные действующие персонажи и 8 девочек в желто-коричневых костюмах и кокетливых шляпках из соломы с рожками [2 сцена];
4 - "Классический танец" (фр.2): группа из 1 мальчика и 6 девочек, к ним присоединяются 7 соискателей. Далее балетные танцоры пластикой показывают детям и рассказывают [3 сцена];
5 - "Танец стихий, обитающих в каньоне" (фр.8а): 9 духов каньона в длинных одеждах [5 сцена];
6 - "Танец морских ветров": 9 (или более) стихий, одетых в лёгкие полупрозрачные ткани лазурных оттенков, свисающих с них в виде струй [6 сцена], а - создают шхуну (фр.9), б - разрушают шхуну и уносят её обломки (фр.11);
7 - "Выход на подиум персонажей времён Османской Империи и кружение ангелов" (фр.10);
8 - "Выход на подиум персонажей Средневековой Европы и кружение ангелов" (фр.14).
Реквизит
Три плетёных кресла, серебристый посох для Шелеста; небольшая серебристая диадема для феи; рюкзачки и ранцы (7 штук); 4 белых пуфика; небольшой звонкий колокол, подвешенный на деревянных резных распорках; свиток со свисающей по краям красной бахромой и с двумя кистями [1 сцена и далее]; 7 золотых ключей [2 сцена и далее]; 7 тугих мешков, похожих на валуны [5 сцена]; довольно длинный суковатый ствол с привязанной к концу верёвкой [5 сцена]; штурвал и другие части шхуны [6 сцена]; тёмные очки; фотовспышка и лист железа [8 сцена]; 2 небольших мешочка для семян [10 сцена].
Костюмы
1 - лёгкие одеяния 4 ангелов [1 сцена];
2 - форменные мантии ярко-коричневых оттенков для преподавателей Школы [1 сцена];
3 - одежда 8-и соискателей [2 сцена];
4 - костюмы для 7 газелей [3 сцена];
5 - классическая балетная одежда для 1 мальчика и 6 девочек [4 сцена];
6 - одежда для 9 стихий, живущих в каньоне [5 сцена];
7 - одежда для 9 морских ветров [6 сцена];
8 - костюмы для нескольких персонажей времён Османской империи [6 сцена];
9 - рыцарские плащи и европейская средневековая одежда [8 сцена];
10 - четыре форменные мантии бирюзового цвета с нашивками: две для учеников 1 ступени Школы и две для учеников 2 ступени [9 сцена].
Работа художника-декоратора
1 - центральная вращающаяся декорация размером 3,6х5,4 м (9 полотен):
"Пейзаж взморья" (рис.1) [1 и 2 сцены],
"Каменистая пустыня" (рис.2) [3 сцена],
"Горная долина" (рис.3) [4 сцена],
"Большой каньон" (рис.4) [5 сцена],
"Простор океана" (рис.5) [6 сцена],
"Край света" (рис.6) [7 сцена],
"Картинная галерея" (рис.7) [8 сцена],
"Кабинет Шелеста" (рис.8) [9 сцена],
"Плодовый Сад" (рис.9) [10 сцена];
2 - стационарная декорация с изображением голубого неба и облаков 1,2х2,8 м (2 штуки);
3 - невысокий плакат, устанавливаемый при помощи двух стоек и растяжек с клиньями, с нарисованными на нём изделиями из камня (рис.3а) [4 сцена].
Сценическая площадка и вариант декораций в лесу
Лучше всего сценическую площадку развернуть в природном амфитеатре, в сосновом лесу. Границы её можно обозначить полосою из белых опилок, а лавочки поставить на некотором удалении. В этом случае те, кто пройдут вперёд, будут сидеть ниже - прямо среди цветов и трав.
В центр сценической площадки ставится вращающаяся декорация, состоящая из рамы, закреплённой на поворотном подшипниковом механизме. Для центральной декорации готовится комплект из девяти картин, которые работники сцены поочерёдно заменяют со стороны кулис. Каждая из сменных декораций может быть написана на трёх отдельных листах ДВП. Непосредственно справа и слева от вращающейся декорации стоят две стационарные декорации, вынесенные вперёд.
Вращающаяся декорация должна иметь надёжный фиксатор (засов). Во время очередного действия работники сцены успевают менять на ней рисунки (либо выполненные на листах ДВП и подцепляемые на крючья, либо нарисованные на обратной стороне обоев и укрепляемые клейкой лентой).
Для центральной декорации должны быть предусмотрены две переносные рамы в рост человека (символизирующие пространственные переходы), увитые "дождём" и фольгой: 1 - серебристого цвета (откидывается слева); 2 - золотистого цвета (справа).
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВО
В назначенное время к сценической площадке начинают подходить зрители и рассаживаться, кому где удобно.
Действие 1-е: "Родительское собрание"
Спектакль начинается со звуков морского прибоя (фр.1), разносящихся всё дальше и дальше от сценической площадки.
На центральной декорации зрители видят красочный рассвет над взморьем (рис.1). Ярко-золотые лучи, идущие от ослепительного Солнца, уже поднявшегося из-за далёких заснеженных вершин, нежно окрашивают само небо, редкие облака и поднимающийся туман в розоватые, ярко-лиловые и золотые краски. Всю левую часть изображения занимает тёмная поверхность океана, покрытая высокими волнами. По всему берегу, имеющему здесь зигзагообразные очертания, в одних местах пенистые валы с разбегу разбиваются о прибрежные камни, а в других - далеко взбегают на желтые пляжи, теснящиеся среди глыб. Всю правую часть картины занимает неровно освещённый скалистый берег и возвышенный холмистый рельеф. На всех береговых склонах, покрытых скудной почвой, колышутся белёсые метёлочки шелковистых трав и лапы стелющегося кустарника. Над ними, наперекор всем ветрам, там и тут возвышаются сосны со скрученными ярко-коричневыми стволами и самыми причудливыми формами зелёных крон. Дальше от берега они составляют целые рощи.
Слева от центральной декорации, у небольшого щита с изображенным на нём голубым небом и белыми кучевыми облаками, стоят лёгкий столик и три плетеных кресла. На край стола положен свиток пергамента с красной бахромой и двумя красными кистями, свисающими вниз. Прямо перед столом лежат четыре белых пуфика, отдалённо напоминающие облака. Слева от стола на деревянных распорках подвешен небольшой колокол.
В правой части сценической площадки стоит ещё одна стационарная декорация, с изображением белых облаков и голубого неба.
По прошествии небольшого времени шум морского прибоя(фр.1) затихает, и его сменяет лёгкая волнующая музыка, предвещающая приближение чего-то доброго и удивительного(фр.2).
Вместе с ней на сцену из-за декораций влетают четыре небесных ангела, в лёгких серебристых одеяниях, золотых шапочках и в серебристо-белых вуалях. Взмахивая руками-крыльями, они обходят всю сценическую площадку и начинают исполнять танец раннего утра (тан.1а). Ангелы плавными и торжественными взмахами приветствуют зрителей и вот с радостными улыбками что-то "расплёскивают" прямо в зал.
Далее музыка становится тише, а слева из-за центральной декорации на сценическую площадку выходит Шелест Дождя - седовласый старец с аккуратно подстриженной бородкой. В левой руке он держит посох, на его плечи наброшена мантия шоколадного цвета, а на голове - высокая шапка того же оттенка. Следом за ним на сцену выходят волшебник Лео и фея Камилла, которым на вид лет по семнадцати. Молодые волшебники, так же как и Шелест, одеты в форменные мантии, только более насыщенных ярко-коричневых оттенков. У каждого на груди поблескивает эмблема Школы Ветров - серебристая звезда с множеством тонких лучиков. Верхние части рукавов, предплечья и широкие поля вокруг символов на их мантиях украшены тонкими изящными завитками вышивки, выполненной в более светлых тонах. В тёмно-каштановых волосах феи, ниспадающих ниже плеч, мерцает серебристая диадема.
Всё первое действие небесные ангелы находятся в движении: все они, вдохновенно импровизируя на втором плане сцены, чутко реагируют движениями и взмахами рук-крыльев на всё сказанное волшебниками.
Продолжая неслышный для зрителей разговор, Шелест в центре, Камилла от него слева, а Лео - справа выходят на первый план сценической площадки. Тут волшебник Шелест поднимает руку и прислушивается. Затем он плавным движением гладит воздух, вдруг гулко ударяет посохом оземь и, повернувшись к спутникам, говорит:
1. - Все восемь соискателей Чудного Зазеркалья уже на подходе. Приёмная комиссия Школы Ветров, в нашем с вами лице - тоже в сборе. Но вот сейчас я посмотрел на внимающую нам аудиторию. Увидел лица учеников моего класса (ведёт он высоко рукою слева направо), некоторых старшекурсников, ближайших родственников всех соискателей и просто гостей Школы... А вот это кто? (Опускает руку, указывая на зрительный зал).
Ага, понял... Сейчас попробую объяснить. Весь наш большой человеческий мир возник не сам по себе, а явился плодом долгого и кропотливого труда многих и многих поколений людей под водительством Ветра Солнечного. В прошлом мы с вами, да и соискатели наши, о будущем мечтали. Только что мы с вами смотрели сборники "биографий" всех наших соискателей. Все эти энергии неизбежно стянулись в тугой пучок, который уже поднимает из глубин материи "Пенистую волну", идущую из прошлого, бурлящую в настоящем и устремлённую в будущее! Теперь только от воли и упорства самих соискателей зависит, кого из них и куда она вынесет! И вот от вмешательства нашего в структуры тонкие произошёл удивительнейший эффект. С одной стороны, нам с соискателями в настоящем, а с другой - нам же самим в нашем прошлом - удалось приоткрыть завесу времени с двух сторон! Ну, а теперь посмотрите вот сюда (обводит он рукою зрительный зал)... Уверяю, такого вы ещё не видели! И повторить нам это вряд ли удастся!
2. - Сейчас я вижу перед собой лесную поляну и на ней - много-много людей! - приподнимая руку, говорит Камилла. - Энергии идут от них не простые, но, конечно же, родные.
3. - И я там вижу какие-то лица! - протянул вперёд руку Лео. - Одни появляются как в тумане, а другие исчезают...
Камилла сразу же повернулась к нему и сделала красивый взмах рукою.
3. - Ого, уже лучше. Спасибо! - вновь взглянув вперёд, произнёс он.
2. - Милый Шелест, но почему в прошлом мы видим так много людей? - удивленно спросила девушка. - Нас - членов приёмной комиссии - всего трое и соискателей только восемь.
1. - Действительно странно... Связь сквозь время всегда проходит избирательно. Поэтому сейчас здесь могут быть собраны либо наши соискатели, какими они были в прошлом, либо мы, - поглаживая бороду, ответил старец. - Хотя постойте... У нас, похоже, охват шире! Вот здесь (обводит он рукою зрителей), мы видим сейчас всех тех, кто нам доверил своих детей!
2. - Шелест, а гости из прошлого нас видят? - обернулась к нему Камилла.
1. - Думаю, что да! И не только видят, но и слышат! Ведь мы же с ними являемся одним целым! - заверил неё волшебник. - Ну, а поскольку этот канал устойчив, то вместе с другими наблюдателями они могут остаться с нами до тех пор, пока не схлынет "Пенистая волна". Кто-то из них, быть может, даже узнает себя в будущем... Ну вот, дорогие помощники, мы с вами залетели на ещё одно родительское собрание! А раз уж так вышло, то давайте скажем нашему старшему поколению по нескольку слов... Лео, ты - первый.
3. - Здравствуйте, наши дорогие папы и мамы! - широко улыбнувшись зрителям, говорит юноша и машет рукой. - Зовут меня Лео! В прошлом году я был посвящён в волшебники с именем Алый Рассвет. В этом году мне доверено набрать новых мальчиков в класс Шелеста Дождя (показывает он на седого волшебника рукой). Я им буду другом и старшим братом, быть может, навсегда...
2. - А я - фея Камилла, преподаватель со стажем, - помахав рукой, представилась девушка. - При посвящении в волшебницы я получила имя Лебедь Белая. В этом году мне уже в третий раз предстоит собирать под своё крылышко младших сестричек...
Сейчас отобранная нами группа соискателей взойдёт на гребень "Волны пенистой" и попробует пройти с ней от Земли до далёкой Планеты Ветров. Планета Ветров была создана творческим воображением людей по образу и подобию Земли на момент её трехсотлетия после Всемирного потопа. В Школе нашей мы готовим волшебников и помогаем каждому молодому человеку раскрыть весь его потенциал. Подготовка такого рода для них крайне необходима, чтобы приступить к сотворчеству в Чудном Зазеркалье, откуда открывается Большой Звёздный Мир!
Обычно в Школу Волшебства по самому короткому пути отправляются только мальчики. Однако в этом году Шелест-ветер решил сделать исключение... Завтра Школа наша примет основной поток соискателей, идущих по общему конкурсу. Ну, а конкурс у нас всегда огромный! Хорошо, если из каждой тысячи соискателей кому-то удаётся поступить! Да мы бы их всех к себе приняли, но ведь видно же, что многие из них ещё так далеки - по качествам своим - от чистых и солнечных вершин Чудного Зазеркалья (показала она на центральную декорацию, где среди белоснежных вершин восходит диск Солнца).
1. - Ну, а я - Шелест Дождя, - помахал рукой зрителям зрелый волшебник. - Все мои ученики полагают, что я - древнее гор, и что имени моего первого уже никто и не помнит... Это конечно же, не совсем так. Просто по ряду соображений педагогу бывает полезно иметь зрелый вид... Вам же, дорогие гости из прошлого, мне хочется сообщить, что в наше время есть уже в просторах Вселенной (проводит он перед собою рукою с посохом) ряд Созвездий, где всюду исполняется Воля Бога Живого! И в лучах Его благодатных, среди миров ближних и дальних, парит Сам Солнечный Ветер! Встретить Его можно везде. Да и сам Он иногда залетает к кому-нибудь из учеников своих погостить... А самые юные чада наши живут, можно сказать, в теплицах, называемых "Долинами детства". Сами же они, мечтая о чём-то более возвышенном и прекрасном, называют мир людей зрелых - Чудным Зазеркальем!
А вот теперь пришло время пожелать нашим соискателям удачи! Те из них, кто готов уже стать учеником Школы, на Планету Ветров обязательно попадут!
Речь свою старый волшебник закончил на высокой ноте и вновь ударил посохом оземь.
Волнующая лёгкая музыка (фр.2) затихает и вновь сменяется шумом морского прибоя (фр.1).
Вот трое преподавателей в ярко-коричневатых мантиях подносят руки к груди и низко кланяются зрителям. После этого они проходят вглубь сцены и рассаживаются за столиком. Шелест занимает место в центре, а Лео и Камилла - справа и слева от него.
Все четыре ангела слетаются к ним и садятся в красивых позах перед столом на белых пуфиках. Здесь они и проведут большую часть спектакля, живо реагируя жестами и взмахами крыльев на всё происходящее на сцене.
Действие 2-е: "Команда Белой Ладьи"
Волшебник Лео ударяет в колокол; раздаётся мелодичный звон.
Шум прибоя (фр.1) затихает и вновь над сценической площадкой звучат ритмы лёгкой музыки (фр.2).
Вскоре справа из-за центральной декорации выходит Данек - стройный паренёк лет двенадцати, в лёгкой курточке бежевого цвета, украшенной шнурками с множеством затейливых узелков, в тёмных брючках чуть ниже колен и плетёных сандалиях. Широкополая шляпа, покрывающая его голову, и дорожная сумка, переброшенная через плечо, сотканы из грубых суровых нитей. Оглядевшись вокруг, он смотрит в сторону далёких гор. Затем Данек достаёт из сумы флейту и, издав несколько пробных звуков, начинает солировать под аккомпанемент уже звучащей музыки (фр.2а).
Слева на сценическую площадку выбегает Филимон - мальчик с русыми волосами, перехваченными узорчатой тесьмой, в плотной тёмно-зелёной рубахе навыпуск и коротковатых брюках. Вся рубаха его искусно расшита тонким орнаментом и подпоясана широким ремешком. За спиною у него - рюкзачок. Увидев перед собой Даньку, Филимон останавливается и машет ему рукой. Флейтист кивает в ответ и продолжает играть.
В следующие мгновения из-за всех декораций на сцену выскакивают ещё шесть мальчиков, каждый из которых одет в своём собственном стиле. Все они, кроме самого крупного с виду парня, имеют заплечные сумки или походные рюкзачки. По порывистым движениям и широким глазам ребят видно, что все они испытывают радостное возбуждение.
Вот в центре сценической площадки сошлись сразу трое - Алик, Джунга и Тин-Тауки. Первый из них пришёл к месту сбора в стильном походном костюме зеленовато-жёлтого цвета с замысловатыми застёжками и панаме, второй - в коричневато-желтом пончо и такой же феске, ну а третий - смуглолицый и чернявый - в голубой спортивной форме. Все они с удовольствием хлопают друг друга ладонью о ладонь, встречаясь руками то вверху, то внизу. Вот на втором плане сцены Венька-Кения - парень крупного телосложения, пришедший в светло-серой куртке и кепке с маленьким козырьком - стиснул от избытка чувств русоволосого Адагона. Тот одет в костюм из суровой желтовато-серой льняной ткани с множеством декоративных шнурков, клапанов и карманов. Со всех швов и складок его одежды свисала бахрома. Отпустив Адагона, Венька взялся за флейтиста и так тряханул его, что тот перестал играть.
Все ребята сошлись в центре сцены и встали полукругом лицом к зрителям. При этом Адагон положил свои руки на плечи Джунге и Филимону. Алик, стоявший к зрителям в профиль, произнёс:
6. - По условиям игры мы не должны брать с собой ни воды, ни еды...
7. - А лучше и вовсе ничего не брать. Тут дело такое: что с собою возьмёшь - то и потеряешь! - добавил басовито Венька-Кения. - А если на "гребне волны" мы устоим, и нам немножечко повезёт, то завтра мы все уже в Школьном саду будем!
8. - Я думаю, до Планеты Ветров из всех нас сможет дойти только кто-то один, да и то вряд ли... - махнул рукой Адагон и добавил: - За всю историю испытаний на гребне "Волны пенистой" в Школу Волшебства прошли единицы!
9. - Ну и ладно! Зато мы в большую игру поиграть можем! Чем больше каждый из нас туров пройдёт - тем больше ему приз будет! - мечтательно сказал смуглый и чернявый Тин-Тауки. - Я вот слышал, что на Празднике Тиморья всех участников, выбывших из большой игры, как героев встречают!
7. - Да нет, не героев вовсе... - помотал головой Венька-Кения и пояснил: - Надо ведь как-то поддержать тех, кто с гребня "Волны пенистой", ну, свалился! Чтобы не так больно падать было! Я вот уже два раза из красного шатра, кистями золотыми украшенного, по зелёной дорожке выходил и приз утешительный получал... Только знаете, братцы, прямой путь - это всё-таки не игра. Это точно самый верный и прямой путь в Чудное Зазеркалье! Круг из семи отблесков Планеты Ветров среди звёзд я сам, своими глазами видел!
10. - Ну, а я думаю, что ты сейчас сказал о голограмме, - с сомнением в голосе произнёс Джунга и расправил своё пончо: - Чего во время игры нам только не покажут! Но вот чтобы где-то вдали от звёзд была сокрыта планета - с такой же жизнью, как и на Земле - вот в это я не верю!
4. - А вот я верю, что Планета Ветров есть! - обвёл уверенным взглядом всех собравшихся Филимон. - Однако увидеть её может либо волшебник, либо тот, кто по качествам своим уже стоит у врат Чудного Зазеркалья.
5 - И Солнце над Планетой Ветров каждый день всходит, хотя его рядом нет. И светит оно, и греет! - в тон ему добавил Данек.
В это время волнующая ритмичная мелодия (фр.2) затихает, и вот сценическое пространство заполняет новая, исполненная красивых переливов музыка света (фр.3).
При этом один из белых ангелов "взмывает в воздух" и, делая плавные взмахи руками-крыльями, кружит между мальчиками и Солнцем (тан.1б).
5. - Гляньте-ка, друзья! Над Тиморьем Солнце встаёт! - воскликнул, указав на центральную декорацию, Данек. - Вы слышите, как звучат лучи света?!
7. - Я слышу, как пробуждается на Земле жизнь! - ответил Венька-Кения.
4. - Выходит, нам уже пора в путь, - ещё тише добавил Филимон. - Вот-вот начнутся экзамены... Ну, а пока у нас есть ещё минутка, давайте поприветствуем нашего Отца и поздравим с рождением новый день!
Музыка света (фр.3) звучит всё громче.
Все дети подняли руки к Богу - Великому Солнцу.
Когда же музыка света (фр.3) сделалась более плавной, Данек шагнул вперёд, развернулся на месте и пустился по кругу, изображая руками движения огня (тан.2). Все остальные мальчики тут же пошли за ним в танце. Джунга при этом сделался игривым ветром и колышущейся травой, Алик стал переливчатым ручейком, Адагон - летящей птицей, Тин-Тауки - резвой обезьянкой, Венька же замахал руками, будто сотворяя облака или клубы утреннего тумана, а Филимон вошёл в образ грациозного оленя.
Вдруг в круг мальчиков прямо из зрительного зала вбежала девочка Илина. Была она в длинной, расшитой полевыми цветами рубахе с кисточками, брючках и цветастой повязке в тёмных волосах. Обронив ранец у края сцены, она стала танцевать в центре и всё чаще кружилась возле Филимона. (Хорошо бы, она сделала это так, чтобы зрители подумали: "Вот какая непосредственная! Взяла да и выскочила прямо на сцену")!
И вот, по знаку волшебника Шелеста, внимательно наблюдающего за детьми, Лео ударяет в колокол и наполняет сценическое пространство красивым звоном.
Музыка света (фр.3) тотчас затихает, и далее звучит уже знакомая лёгкая волнующая музыка (фр.2).
Дети, закончив танец, встают в нестройную линию и осторожно глядят по сторонам в ожидании последующих событий.
В эти мгновения фея Камилла, одетая в ярко-коричневую мантию, поднялась из-за стола и вышла на первый план к зрителям. (Все мальчики при этом смотрят, кто куда, иногда о чём-то переговариваются, и таким образом должно быть видно, что они её не замечают). Девушка осматривает зрительный зал и, привлекая к себе внимание взмахами руки, говорит:
2. - Однажды из земли Тиморской по прямому пути в Школу Волшебства отправилась первая группа мальчиков. В путь они вышли на рассвете, под белым парусом на ладье. Пройдя через все испытания на островах и свирепые шторма, они дошли за две недели до края света. Первая команда была дружной, и поэтому вся она попала на Планету Ветров... Сегодня весь путь в Школу Ветров состоит из семи этапов и занимает всего одни сутки. Каждый год на Празднике Детства в Тиморье мы отбираем детей, уже услышавших зов Чудного Зазеркалья, и даём им возможность испытать себя. И вот каждый год с этого самого места группы соискателей вновь и вновь отправляются в дальний путь! Ну, а сейчас мы с вами увидим, кто из них чего стоит.
Лёгкая плавная музыка затихает (фр.2). Фея Камилла идёт вглубь сцены и занимает своё место.
На сценической площадке вновь раздаётся звон колокола.
Многие из ребят от неожиданности вздрагивают и замирают.
10. - Был звон... Что же это значит? - с недоумением посмотрел по сторонам Джунга.
6. - Я думаю, что это ударили в колокол на Белой Ладье, - спокойно ответил мальчик в походном костюме и добавил: - Сигнал этот значит, что мы прямо сейчас отправляемся в путь!
Все ребята посмотрели на него и встали с ним рядом.
6. - Имя моё - Алик, - представляется он. - Когда-то давно в Акии меня призвали на посвящение в Святилище семи Дорог. На тропы юности я вступил под именем Тёплый Ключ. Ключ же от Замка Дождя я вчера получил первым. Вот он... - достаёт из-за пазухи золотой ключик на цепочке. - Выходит, мне и говорить первым.
В этом году Шелест-ветер предложил тем юношам, кто хочет поступить в Школу Ветров, попробовать взять у него один из семи ключей... Вы все его слышали. И это он сказал за одно мгновение до бури. Что тут началось! (Далее Алик начал жестикулировать). Откуда ни возьмись, набежали тучи, налетел ветер и ударил гром! Потом некоторые говорили, что над праздничным городком промчалась стая драконов, которые извергали змеистые молнии! Многие парни и девчата бросились спасать наряды... Я же стоял рядом с Шелестом и успел взять у него первый ключ!
Теперь о себе. Одно время мы с друзьями искали следы древнего "Грааля" на Земле. Увы, не нашли... Потом я повзрослел и завёл большую семью. Позже, оказавшись свободным, я создал детский туристический центр в Акии. И вот, общаясь с детьми, снова помолодел. Дело своё я оставил коллегам, а сам вновь иду по тропам юности и радуюсь жизни на каждом шагу. Два года назад я вытянул счастливый жребий и впервые был принят в команду Белой Ладьи. Правда, с прямого пути я слетел уже на третьем туре.
Ребята, сейчас нам нужно избрать кормчего... Давайте представимся. Я о себе главное сказал. Пойдёмте по солнышку!
7. - Меня зовут Венька. Точнее, Венька-Кения, - радостно представился здоровяк в сером костюме. - Обряд посвящения я прошёл в Варне под именем Добрый и Огнедышащий более ста лет назад. Руки мои умеют многое и любят тяжёлый труд. Мой мир - это горы, я обожаю их силу и люблю разбивать парки в самых необустроенных местах. В высшую Школу Волшебства я уже семь раз поступал. Пять раз пробовал пройти по общему конкурсу, и уже два раза - на гребне "Пенистой волны". Думаю, шансы поступить у меня и сейчас не очень велики. Но я всё-таки постараюсь. Лучше всего в мир Чудного Зазеркалья войти именно через Школу Ветров! Для её выпускников открыт весь Звёздный Мир!
Вот мой ключ от Замка (достаёт его из внутреннего кармана). А ещё я рад оттого, что сейчас на этой поляне стоят мои самые лучшие друзья: Данька, Филимон и Илинка. Наверное, сегодня наш день!
мВыдержав мгновение, Алик указал рукою на следующего паренька.
8. - В своё время я прошёл святилище в Икарии, и мне дали имя - Горный Орёл, - представился паренёк в костюме из грубой желтовато-серой ткани. - Сейчас на Земле я уже прожил долгую-долгую жизнь. Помню, я не единожды становился взрослым и даже был стариком; не раз имел семью. Однажды чуть было на длительный отдых не отправился. Были, конечно, и омоложения. Сейчас я скульптор и странствующий художник. Во многих долинах детства меня знают как резчика по камню - Адагона. Обычно такие большие праздники, как в Тиморье, я обхожу стороной. Сюда меня привели мои друзья. В Школу Ветров я до сих пор ни разу не поступал. Ведь в мир Чудного Зазеркалья ведёт не один путь... А вот вчера вижу - все мои друзья за ключами бросились и прямо на ровном месте падают. Тут что-то меня задело, и я тоже рванулся к волшебнику. И вот добыл ключ! (При этом Адагон достал из внутреннего кармана золотую вещицу, показал её всем и затем продолжил говорить). Только я слышал, что прямой путь в Школу Ветров - это чисто мужское дело. Может быть, кто-то мне объяснит, отчего ключей было семь, а нас здесь восемь?... И почему среди нас девочка?
Многие ребята также с удивлением посмотрели на Илинку, потом друг на друга и слегка пожали плечами.
Алик предупредительно покачал рукой и произнёс:
6. - Ну, не будем торопиться: сейчас всё само собой разъяснится! Двинемся дальше по кругу... О достойный Обезьян! Сейчас твоя очередь.
9. - Я - Тин-Тауки из Гианны! - важно представился смуглый и чернявый мальчик, одетый в голубую спортивную форму. И в следующее мгновенье, не сходя с места, он сделал великолепное сальто. Многие ребята вздрогнули от неожиданности и захлопали. Далее он, как ни в чем не бывало, продолжил: - Тин-Тауки любит подражать голосам птиц и зверей и лазает по деревьям. Три года назад "по воле Земли и Неба" его привели в храмовый комплекс и дали имя - Любезный Обезьян. Про большую игру на Празднике Мечты Тиморья он уже давно слышал, и вот в первое своё большое странствие пришёл сюда. На Празднике больше всех мне понравился сказочник Шелест. Я всё время ходил за ним по пятам. А когда началась буря, меня сшиб какой-то неумеха... Но Тин-Тауки, он упорный (бьёт себя в грудь), он никогда не сдаётся! Он бабуином скакал и полз как змей! И вот, взял из руки волшебника золотой ключ! (Достает его из-за пазухи и поднимает над собой). Вот тут на нём - моё имя!
При этом многие ребята закивали, а Алик указал на флейтиста.
5. - Друзья мои зовут меня Данькой. На тропы юности я вступил в Даккии под именем "Огонь в Ночи", - представился паренёк в широкополой шляпе и курточке бежевого цвета, украшенной множеством затейливых узелков. - Сразу после посвящения меня долго носило по миру, была семья и долгая-долгая жизнь. Ну, а потом я снова вернулся в свою Страну Детства и стал её бардом и сказочником. И вот теперь мне опять двенадцать лет. А вот моя флейта... (Показывает он). Однажды ночью я развёл костёр вдали от больших дорог. Нас было трое: я, флейта и далёкие звёзды. И вдруг, откуда ни возьмись - появились ещё двое - Филимон и Илина. Мы все так обрадовались друг другу! С тех пор мы больше не расстаёмся... Все мы любим ночные походы, песни и импровизации сразу на двух-трёх инструментах у костра. Как-то у переправы мы встретили чумазого Веньку с киркой и помогли ему двигать камни. Признаться, в Школу Волшебства я иду просто за компанию. Если смогу удержаться на "Волне пенистой", то учиться буду. Свой ключ от Замка Дождя я пристегнул на булавку в карман.
10. - А я - Джунга из Октавы по прозвищу Вольный Воздух, - скромно улыбнувшись, представился следующий мальчик, в коричневато-желтом пончо и феске. - Я очень люблю природу, а Она меня. Природа Земли подобна живому существу: она прекрасна и совершенна. Мир людей, по сравнению с ней, полон иллюзий и груб. Чтобы немножко смягчить нравы, люди придумали много красивых сказок, но немногие так живут... Вот, например, сказка про Планету Ветров - это же классно! Многие из людей даже задуматься не хотят, где вымысел, а где что-то реальное! Вот уже лет двести я брожу по всей Земле и встречаю одних только сказочников. Да, жить рядом с такими людьми, как Шелест, легко и приятно, но вот реального волшебства - нигде нет!
В то время, когда началась буря, сказочник Шелест издали посмотрел мне в глаза и как бы спросил: "А чего ты хочешь"?... "Стать таким же, как ты"! - отчего-то подумалось мне. И тут сзади на меня налетел сильный ветер и принёс прямо к нему. Я, собственно, только и сделал, что протянул руку, и вот - взял золотой ключ!
Джунга опускает руку в карман куртки и показывает его.
Далее многие ребята с недоумением смотрят на русоволосого Филимона и темноволосую Илину, которые всё это время стояли молча, взявшись за руки. И только Венька-Кения и Данек о чём-то перешептываются друг с другом.
4. - Моё детское имя - Филимон, образ юности - Лесной Олень, - спокойно сказал он. - С Илинкой мы большие друзья. И я, и она где-то и когда-то были взрослыми. А повстречались мы здесь, в Корабельной роще, детьми (указывает он на центральную декорацию). Случилось так, что мы живём в одном доме, и, может, поэтому почти всё время вместе. Обоих нас волнуют виды штормового моря и одни и те же пейзажи. Вообще-то мы неплохо рисуем и играем на струнных инструментах. Творцу Веньке мы помогаем проводить разметку ландшафтных парков и рыть землю. Ну, а больше всего нам нравится путешествовать с Венькой и Данькой по незнакомым местам. Мы смотрим, как в разных землях живут люди, посещаем их праздники и чему-то везде учимся. И ещё, конечно же, мы мечтаем на все чудеса света своими глазами посмотреть!
Теперь про седьмой, самый последний ключ. С ним мы запутались... Из-за сильного встречного ветра я никак не мог подойти к волшебнику. Илинка была рядом. А когда Шелест протянул ключ - меня ветром сдуло...
11. - Я Илина, Илинка, и если хотите - Чистая Роса, - представилась стоящая подле Филимона девочка. - Да, я слышала, что гребень "Волны пенистой" - это только для мальчиков... Вчера весь день Филимон неотрывно глядел на седого волшебника Шелеста. Перед раздачей ключей он сказал, что хочет поступать в Школу Ветров по общему конкурсу. А я ответила, что по общему конкурсу буду поступать я, а вот ему лучше пройти прямым путём... Конечно, Филимон во всём сильнее меня, но когда ветер поднялся, я могла идти вперёд, а он нет! Тогда я стала помогать ему продвигаться. Но в самый решающий миг он снова не удержался. Седовласого волшебника уже обступили другие ребята. И я тоже протянула руку... И вдруг Шелест прямо через головы всех мальчиков вложил ключ в мою ладонь (при этом она достаёт его из бокового кармана и показывает). На нём написано - Филимон!
4. - Илинка хотела отдать мне этот ключ, и всё время смеялась и поздравляла! А я просто не мог его принять! Потом мы решили, что нужно решить этот вопрос при участии команды Белой Ладьи... Вы уж простите нас, братцы! Но сейчас вам придётся решить, что с нами делать...
9. - Итак, всё ясно. Сейчас нам нужно кого-то принять в команду - Фидимона или Илину, - почесал затылок Тин-Тауки и сказал. - Тут нужно просто проголосовать.
10. - Нет, тут случай сложный! - возразил Джунга. - Пусть будет жребий!
8. - Что тут гадать? Тут и так всё ясно! - со всей уверенностью сказал Адагон. - Чтобы сам мастер-ветер - и нарушил традиции Школы? Да никогда!... Просто на Празднике произошло что-то непредвиденное. Вот он и отдал ключ Илинке. Ну, а раз девочки в такие походы не ходят, то она и должна его отдать своему другу. На ключе-то ведь имя Филимона написано!
9. - Да-да, ты прав! - произнёс Тин-Тауки.
6. - И дверь Замка каждый из нас сможет открыть только своим ключом! - развёл руками Алик. - Других вариантов, кроме как включить в команду Филимона, я не вижу...
10. - Да, это верное решение, - согласился Джунга.
4. - Ну, нет!... У нас с Илинкой один ключ на двоих! - решительно возразил Филимон. - Илина, отдай им наш ключ! Мы друг без друга не пойдём.
7. - А вот это уже неправильно! - взмахнул рукой Венька-Кения. - Всем нам, кто хочет дойти до Школы, сейчас ошибок делать никак нельзя! Вы что, ещё не поняли? Ведь это уже экзамен!
Все дети на мгновение застыли.
5. - По правде сказать, не дать "взойти" на Белую Ладью или Илинке, или Филимону - по-моему, некрасиво, - покачал головой Данек. - Может, пусть они оба остаются? Ситуация сама собой разрешится.
6. - А что, интересное предложение, - призадумавшись, произнёс Алик и уже громче произнёс: - Случай тут действительно сложный. Я предлагаю всё-таки голосовать! Есть ещё предложения?... Нет. Тогда - кто за то, чтобы и Филимона и Илинку ввести в команду Белой Ладьи?
При этом сам Алик поднял руку первым, и почти одновременно подняли руки все остальные.
Сзади к ним подошёл и сгрёб всех троих Венька-Кения.
9. - Ура!! - махал руками Тин-Тауки.
В это время волшебники, сидящие в глубине сцены, покачали головами и улыбнулись.
5. - Предлагаю выбрать кормчим Веньку или Филимона! - на той же радостной волне предложил Данька.
6. - Нет, Филимона выбирать никак нельзя, ведь он только половину ключа имеет! - возразил Тин-Тауки.
7. - Нет, я не хочу. Пусть нашим кормчим будет Алик! Правила "игры" он знает, и ключ от замка первым получил, - добродушно предложил здоровяк Венька. Потом он расплылся в улыбке и спросил: - Ну, что ещё есть предложения?... Видимо, нет. Значит, принято! К рулю кормчего!
Многие ребята облегченно улыбнулись. Адагон и Венька-Кения похлопали Алика по плечу.
И вот, выйдя вперёд, Алик уже окрепшим голосом произнёс:
6. - Ну, а сейчас, ребята, нам пора призвать "Пенистую волну"! Все знаете призывное слово? (Многие закивали)... Тогда, три-четыре!
И вот все дети дружным хором произнесли:
Пойдём вместе с Ветром Волна в бликах Солнца,
мы пенной волной! искрится до дна!
К мечте устремимся Знаменьем победы
дорогой прямой! нам дружба дана!
6. - Ну вот, вся команда Белой Ладьи в сборе! - преисполнившись новой силы, сказал Алик. - Должно быть, нас сейчас пригласят на первый тур!
8. - Постойте! Я чувствую себя олухом, за то, что был против Илинки! - приподнял руку Адагон. Затем он подошёл к девочке, тронул одну из кисточек на её рубахе и произнёс: - Росинка, я хочу быть тебе другом! Пусть будет с тобой моя рука.
11. - Я тоже твой друг, - тихо улыбнулась она. - Ты действительно искал выход правильный в непростой ситуации и принял какое-то решение.
В следующее мгновение смуглый Тин-Тауки потешно запрыгал как ослик и проревел:
9. - Ии-я! Ии-и я! Я тоже прошу у Илинки прощенья, и её руки-и! И ещё мешок понести!
На это девочка хмыкнула, сложила руки на груди и с самым серьёзным видом произнесла:
11. - Ну, насчёт рук я подумаю. А вот вьюк для ослика мы с Филимоном всегда найдём!
Слова её были встречены дружным смехом сразу всех мальчиков.
11. - Теперь всё действительно хорошо! - также улыбнулась и Илина. - Мы все своими ошибками друг друга перещеголяли.
6. - Вот и славно! - вскинул руку Алик. - Теперь мы точно одна команда!
В следующие мгновения Тин-Тауки превзошёл сам себя. Вдруг он пронзительно закричал - "Угу-угу-угу!" - и запрыгал по-обезьяньи. При этом он корчил гримасы и принимал характерные позы. Потом он подмигнул зрителям, подскочил ещё раз и, поднимая палец, произнёс:
9. - Хороший обезьян - в любой компании обезьян!
На это все дети вновь рассмеялись.
Волшебники за своим столом при этом тоже заулыбались и посовещались. И вот фея Камилла выходит к зрителям и говорит:
2. - Все восемь соискателей с первым испытанием справились. Команда Белой Ладьи сформирована! Пожелаем нашим детям счастливого пути!
В следующее мгновение над сценической площадкой звучит звон колокола. Справа от центральной декорации появилась серебристая рамка, обвитая блестящей мишурой.
7. - Ура! Прямой путь открыт! - помахал кепкой Венька-Кения.
6. - Вот мы уже и стоим на гребне "Волны пенистой"! Будем предельно внимательны! Первым пойду я, замыкающим - Данька! - волевым голосом произнёс Алик и взмахнул рукой: - А теперь - вперёд!
Вот тесная группа ребят подходит к серебристым вратам. Алик и Тин-Тауки упираются в край центральной декорации и начинают её поворачивать. Вместе с ней все дети покидают сцену.
Действие 3-е: "В царстве зверей"
На центральной декорации (которая теперь повернулась обратной стороной) зрители видят необычно ровный желтовато-серый каменистый пейзаж с красноватыми ступенчатыми возвышенностями у горизонта. На первом плане этой картины изображена сухая долина, довольно обширная и глубокая. В её центральной части, там, где обычно течет река, вздымаются большие горы ярко-желтого песка - дюны. В понижении между ними широкой полосой зеленеют купы кустарника. Там и тут в бескрайней пустыне - в самой долине и по её бортам - прямо по камням метёт поземка, состоящая из бегущих песчаных струй и клубящейся над ними пыли (рис.2).
Над сценической площадкой разносятся свистящие голоса ветров, кружащих над своими владениями (фр.4).
Волшебники в ярко-коричневых одеяниях, сидящие за столом, ведут неслышный для зрителей разговор. Вскоре фея Камилла поднимается, выходит к ним и говорит:
2. - Сейчас наши дети попадут в "царство зверей", в пустыню! Искусство членов приёмной комиссии состоит в том, чтобы как можно полнее и глубже вскрыть все внутренние качества соискателей! Содержание второго этапа - "Танцы с газелями и катание на львах"!
В следующее мгновение над сценической площадкой вновь раздаётся колокольный звон. Фея Камилла возвращается на своё место.
Музыка пустынных ветров начинает звучать с новой силой (фр.4).
И вот на сцену, справа из-за центральной декорации, выходят гурьбой восемь ребят. Прикрывая глаза руками, Алик, Адагон и Тин-Тауки смотрят в сторону далёких холмов. Данька, уловив дух этих мест, выводит несколько замысловатых трелей на флейте (фр.4а). Филимон, Илина и Венька стоят рядом и рассматривают пейзаж, открывающийся перед ними со стороны зрительного зала.
4. - Ого, какой жар! - глубоко вздохнув, сказал Филимон.
8. - И волны вокруг как в море! Только вот жёлтые они и из песка, - отметил Адагон.
7. - Настоящее море нас ждёт впереди, - неторопливо произнёс Венька-Кения и быстрее добавил: - Думаю, всё-таки нам повезло! Вступив впервые на гребень "волны пенистой", я сразу влетел с командой в комариную топь! А во второй раз я много чего узнал про водяных змей и аллигаторов.