Научиться мудрости также невозможно, как научиться быть красивым . Б. Шоу
Придя на базар, Дорожная Пыль практически сразу столкнулся с бабой Глашей, которая увлеченно выбирала зелень с лотка темноволосого продавца. - О, привет! - радостно поздоровалась она, - чего ты тут разыскиваешь? - Да, вот, хочу фруктов прикупить. А может быть, что-нибудь интересное найду. Иногда на базарах такие интересные вещи попадаются - диву даешься. - Тогда тебе надо за угол павильона зайти. Там один китайский мудрец книгами торгует. У него, знаешь, все книги, как на подбор: премудрости всякие, афоризмы, размышлизмы. Я сама частенько у него копаюсь, когда свободные средства имеются. Сходи, а я вот покупки сделаю и тоже подойду. Дорожная Пыль обрадовался этому предложению, поскольку еще на помойке полюбил всякие мудреные книжицы. За его жизнь у него скопилась целая коллекция. Через минуту он уже стоял у лотка с книгами и внимательно разглядывал обложки. - Что-нибудь интересует? - обратился к нему продавец, похожий на китайца из боевых сериалов с жиденькой седой бородой и усами. - Не знаю. Что-нибудь магическое, мудрое, чтобы читать и читать и возвращаться, и в любом месте, чтобы открыть и не закрывать. Продавец с интересом посмотрел на него. - Да вы, видать, не местный. С какого мира будете? Стойте! Я сам отвечу. Э-э-э-э..., - закатил он глаза, - С помоечного? - Точно. Как вы догадались? - У вас у всех глаза и взгляд такой, затравленный что ли, - смутился старик, - А вот хотя бы уникальное издание потрясающего автора. Кэкэ его зовут. - И старик вынул из картонной коробки в золоченом переплете точно такое издание, какое Кэкэ подарил Дорожной Пыли, - Мудрейший, я вам скажу, автор. Зачитаетесь. - У меня есть такое издание... с авторским посвящением, - гордо прервал его Дорожная Пыль. - Ого! Как вас угораздило? - удивился старик и снова стал копаться в коробке. Кто-то ткнул Дорожную Пыль в бок, он обернулся, перед ним стояла баба Глаша. - Выбрал что-нибудь? - Нет, пока. Хочу что-нибудь из собраний мудрости, афоризмы какие-нибудь. Продавец разогнулся и, улыбаясь, протянул Дорожной Пыли книгу. - Вот отличная книга с афоризмами. Только не мудрая она. - Почему не мудрая? Мне не нужна глупая книга. - Это очень умная книга, но не мудрая. - А как вы различаете умную и мудрую книги? Прям интересно. - Мудрость отличается от ума, как ум от информированности. Также и книги. Чем отличается книга афоризмов от справочника? Впрочем, на ваш вопрос лучше она ответит, - таинственно тихим голосом сказал китаец, скосив глаза на бабу Глашу, которая в это время увлеченно копалась в ящике с книгами. - У нее? Почему? Китаец пожал плечами. - Ну, хорошо, спрошу. Баб Глаш, послушай, - прервал он ее занятие, - Почему продавец на тебя кивает, чтобы ты объяснила мне про умные и не мудрые афоризмы? Баба Глаша хитро сощурила глаза и подморгнула китайцу. - Кто ж его знает? Одно слово - китаец. Я, конечно, попробую, ежели тебе невмоготу узнать. Китаец согласно закивал головой. - Ведь что такое ум? Как ты его замечаешь? А? Умный человек принимает правильные решения. Вот оно как. А что такое правильные решения? Это решения, которые дают желаемый результат. Что на твоё рассуждение позволяет ему так решать? Оно понятно - он умеет предугадывать развитие событий. Он понимает, как всё друг с дружкой связано. Китаец опять согласно закивал головой. - Правильно, красавица, говоришь. Умный человек хорошо умеет модели строить и через них предсказывать: что будет и к каким последствиям приведут его действия. А что значит, уметь правильно строить модели? Это значит, что он наблюдателен и замечает все факторы. Он имеет хорошую память. Он имеет знания о процессах, для которых строит модель, и, поэтому он достаточно в этой области образован. Я вот так думаю. - Умно говоришь, - согласилась Баба Глаша, - Так что ум, это не просто голова хорошая, а и знания к голове прикрепленые. - Всё правильно вы говорите. Только как вы умные книги определяете? - Как, как? - удивилась баба Глаша. Сам уж догадался бы. - В умной книге, дорогой, умные вещи сказаны, - опять вмешался китаец, - Как что устроено, как что понимать и прочее. Возьмите, например, книгу афоризмов. Что такое хороший афоризм? Хороший афоризм обычно подмечает какую-то важную, может быть парадоксальную, сторону процесса. Мы и удивляемся: "Здорово! Точно подмечено! Как верно сказано!". Потому что мы сознаем, что это верное замечание, важный фактор и прочее. Поэтому на хорошие афоризмы отклики всегда короткие. Подмечать важные факторы - признак ума, потому и книга хороших афоризмов - это умная книга. - Умный человек, Макарыч, это дальновидный человек, потому как хорошее понимание позволяет ему далеко предсказывать. Можно и проще сказать: это просто предусмотрительный человек. - Я думаю, то, что вы сказали, и к мудрым людям относится тоже. Добрый ум, ум, в котором есть сердце, он и есть мудрость. Мудрость - это ум, направленный на добро. Ну, еще можно и интуицию добавить, например. - Ох, Макарыч! Всё-то ты перепутал, - укоризненно посмотрела на него баба Глаша, - ум и мудрость - два разных способа принимать решения. Так-то... Как считаешь? - обратилась она к китайцу. - Верно, красавица. Всё так. Это разные способы работы сознания: с помощью ума и с помощью мудрости. - Вот вы и попались, дорогие мои, - обрадовался Дорожная Пыль, - Вот смотрите. Чтобы принимать решения, нужно уметь предсказывать. Так? Чтобы предсказывать, нужна модель. Так? Чтобы иметь хорошую модель, надо быть умным. Так? И места для вашей мудрости здесь нет. - Вот что я вам скажу, молодой человек, - после некоторой паузы отозвался китаец, - Есть в математике такое направление, теорией категорий называется. В какой-то момент математики заметили, что те теории, которые они развивают, имеют сходные куски. Они сходные не по природе изучаемых элементов, как, например, геометрические элементы, алгебраические, матрицы, векторы и прочее, а по структуре и взаимоотношениям между элементами. Другими словами, некоторые части математических теорий сходны между собой, или на языке математиков: имеют место морфизмы между теориями. А морфизмами математики называют разные виды сходства. Так вот, оказывается, можно изучать теорию, как обычно, доказывая теоремы, а можно просто начать изучать ее морфизмы с другими теориями и, используя их, как бы перетаскивать полученные результаты из одной теории в другую без нудного доказательства теорем. Так вот, ум - это умение развивать конкретную теорию, доказывая теоремы. Это предполагает хорошее знание теории, предсказание ее результатов и прочее. А мудрость - это способность получать результаты теории через ее морфизмы с другими теориями. Здесь нужно иметь представление о всей математике или о значительной её части. Понятно? - Я ни черта не понял... Правда! - Меня послушай, - вмешалась баба Глаша, - Вот, если ты человека хочешь хорошо узнать, ты что будешь делать? - Ну, буду наблюдать за ним. - Правильно. Пуд соли будешь есть вместе с ним. А можно и иначе поступить. Можно опросить всех людей, которые его знают. Собрать все эти знания и потом вместе соединить. - Согласен, можно и так сделать. Так это что же, и будет мудрость? - Нет, это не мудрость, это принцип, другой подход. Это я для головы твоей подмогу даю. Когда мудрый человек ищет решение, он ищет сходное между тем, о чем он думает и другими, совсем другими ситуациями. Понимаешь? - Я бы так сказал, - вмешался китаец, - мудрец ищет общность в различных структурах ситуаций в своей голове. Его решение - не просто отражение и понимание процесса. Его решение - это не просто правильный прогноз, а это понимание устройства жизни в разных её проявлениях, схожесть и различие этих проявлений. Его решение - это принцип, а не просто предсказание. Поэтому иногда даже кажется, что мудрый человек недостаточно сведущ в ситуации, а тем не менее его совет оказывается абсолютно верным. Это потому, что он опирается не на детальное знание процесса, а на анализ подобия таких процессов в мире. Поэтому нам кажется, что мудрый человек не обязательно очень хорошо информирован. Такой, знаете ли, сельский дедок. Отчасти иногда это бывает верным. Просто его сознание работает иначе, совсем по другому. - О! - прервала его баба Глаша, - Я про это анекдот вспомнила. Вот послушай, Макарыч. Когда стали делать первые реактивные самолеты, столкнулись с проблемой флаттера. При достижении определенной скорости самолет начинало трясти и у него отваливались крылья. И сколько не изучали это дело, ничего не выходило. И вот собрались на мозговой штурм лучшие специалисты, самые умные конструктора. Думали, думали - ничего придумать не могут. Вдруг один говорит: "Есть у меня один знакомый еврей. У него богатый жизненный опыт. Может быть, к нему обратимся?" - А что, он специалист по самолетам? - спрашивают конструктора. - Нет, он просто мудрый человек. Все равно других идей не было, пригласили его. Всё рассказали и ждут. Подумал еврей и говорит: "Просверлите дырочки по линии отрыва крыльев". Все в шоке: там и так ломается, а он еще и дырки предлагает сверлить. Но на безрыбье, как говорится,... просверлили дырки. Стали испытывать - не ломается. Бросились к нему: как, что, каким образом, в чем идея? А он им отвечает, что просто жизненный опыт у него, понимаешь. "Помните, - говорит, - выпускали первую туалетную бумагу. Так она никогда по дырочкам не рвалась, всё время в другом месте". Вот так-то, Макарыч. - Ладно, - заулыбался Дорожная Пыль, - Но, по-вашему, получается, что для мудрости ум не нужен. - Ну, ты даешь, касатик. Ведь, чтобы сравнивать на похожесть, должно же в голове быть, что сравнивать. Для этого много набрать за жизнь надо. Потому мудрые люди только в зрелом возрасте появляются, а умные и молодыми могут быть. - Но ведь не все пожилые люди мудрые? Правда? - Очень даже не все. Да, и меньше их становится. Даже в мире магов их не много, - и она показала взглядом на китайца. Китаец засмущался. - Вряд ли меня можно мудрым назвать. Понимаете, мудрый человек от каждой прожитой ситуации получает не просто информацию, а образование. То, что у него остается в голове, это не просто информация, хранящаяся в памяти, а определенная структура, порой весьма сложная. Ведь поиск сходства возможен только между структурами, а не просто информацией. Мудрый человек переполнен структурами, моделями, а не событиями. Мне кажется, это природное свойство сознания, перерабатывать информацию в образование. Не каждому оно дано. - Но ведь можно человека научить, давая ему, например, превосходное образование, то есть, я хочу сказать, примеры формирования таких структур. - Я точно не знаю, - смутился китаец, - я так думаю, что здесь с двух сторон необходимо движение на встречу. С одной стороны у человека должна быть склонность к структурированию информации. С другой стороны, желательно чтобы при обучении ему давали примеры такой структуризации. Но для этого нужны школы в самом высоком смысле этого слова. Школы, как выставленный уровень посредственности. В школе нельзя хуже этого уровня написать статью, выступить на семинаре, прочитать лекцию. Школы выстраиваются десятилетиями: одни влезают на плечи других, пока, наконец, не накапливается определенный уровень. Ценность школы необычайно высока, и их число в мире можно пересчитать по пальцам. Создать школу очень трудно, а разрушить ее - пару пустяков. Достаточно поставить во главе школы начальника, а образование превратить в переходы на всякие прогрессивные системы: болонские, вавилонские или какие-нибудь ЕГЭ. А если школы нет, то и образования нет, не зависимо от системы. Да, и к тому же образование сейчас заменила информированность, некое интернетовское всезнайство. А копнешь, нет за ним никаких основ, а тем более структур. "Окей Гугл" - вот, что за ним. Отсюда и получается, что даже те единицы, которые склоны к постепенному формированию мудрости, разрушаются из-за замены образования на это... пустозвонство. Китаец задумался и уставился в одну точку. Это длилось не долго. Он снова перевёл взгляд на Дорожную Пыль.
- И потом... потом... обществу потребления не нужна мудрость. Обществу потребления нужен ум. Нужен хитроумный план, как овладеть, потребить, как получить ещё больше. Мудрость здесь только мешает. Зачем она вам? Вы не просто не стремитесь к ней. Вы отторгаете её. Скоро у вас мудрых людей совсем не останется, а так, шушера всякая. Да, кстати, и с умными у вас проблемы. Их всё больше заменяют информированные интернетовские всезнайки. Сравните себя хотя бы с древней Грецией. Вы и микроскопическая Греция. Ну, и как? Даже смешно сравнивать, как люди и свиньи. Дорожная Пыль сел на коробку с книгами и задумался. - Хорошо. Но можно ведь мудрые книги читать. Кстати, как они, по-вашему, выглядят? Там что ж, из разного об одном, что ли? - Мудрая книга от умной отличается, как афоризм от притчи, - не глядя на него, заметила баба Глаша. - Не понял. - Из сходных структур, выбирается наиболее понятная и простая и на ее примере открывается доступ ко всем сходным структурам у человека. Притча - это ключ доступа к целому семейству подобного. Потому за хорошей притчей всегда идут длинные обсуждения. Да, и нелегко ее отличить сразу. Вроде, простая история, ничего особенного. Помните, притчи Христа. Какие-то простейшие ситуации... То-то же..., - поднял палец вверх китаец, - А всё равно, за ним все ходят и просят: "Господи, поясни притчу свою". - Но всё же, мне кажется, что мудрость как-то связана с добротой, с великодушием. А у вас она какая-то сухая получается. - Мудрость - это не разновидность морали, а разновидность сознания - обрубила его баба Глаша, - Просто, когда ты смотришь на мир так широко, ты различаешь и добро и зло, и понимаешь, что всему есть своё место и свое время. Внешне это выглядит, как доброжелательность, а это просто способность принимать мир таким, какой он есть, это открытость миру и ощущение единства с ним. Такой взгляд накладывает обет молчания на мудреца. Страшно начинать говорить, когда за твоим решением стоит целый кусок мира. И вот смотришь на вопрошающего и думаешь: "А стоит ли начинать, а надо ли всё это ему, и главное - поймет ли?" - Так ты что, мудрая что ли? - удивленно уставился на нее Дорожная Пыль. - Иди к черту, Макарыч, со своими вопросами. От них любой мудрец с ума сойдет. А чтобы инициировать к мудрости не обязательно самой мудрой быть. Вот так, - Баба Глаша развернулась и пошла по направлению к гостинице. - Постой, постой, - закричал ей вслед Дорожная Пыль, - Повтори, что ты сказала. Баба Глаша только махнула рукой. - Извините, - обратился Дорожная Пыль к китайцу, - Мне обязательно нужно ее догнать.