Философское произведение Иммануила Канта "Критика чистого разума", впервые опубликованное в 1781 году, посвящено рассмотрению первой из трёх способностей души (силы познания, воли и чувств) - способности рационального познания.
Кант называя свою философию критической, противопоставляет ее, как вольфианской - догматической, так и юмовской - скептической. Вольф приписывал человеческому разуму силу познавать предметы, лежащие за границами чувственного опыта. Юм отказывал человеческому разуму в способности иметь знания, восходящие над опытными данными.
Кант своей первой задачей ставит исследование объема, границ и происхождения человеческого познания. Под чистым разумом он понимает разум, независимый от опыта, поэтому "Критика чистого разума" есть исследование о том, как далеко человеческий разум без всякого опыта может идти в познании предметов и явлений. Это является критикой рационализма, как он понимался Вольфом.
Видимо, философия и другие гуманитарные науки, пройденные мной в юности, дали о себе знать, и я решил подробней ознакомиться с этим трудом Иммануила Канта.
Так вот, согласно Канту, всякое наше познание начинается с опыта. Никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта. Но, хотя всякое познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Возможно, что наше опытное знание складывается из того, что́ мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что́ наша собственная познавательная способность дает от себя самой.
Должен признаться, что я не осилил работу И. Канта "Критика чистого разума". Мой мозг отказался получать эту информацию. Но, я поверхностно прошелся по этому труду, которое заканчивается следующим абзацем:
"Что касается сторонников научного метода, то перед ними выбор: действовать либо догматически, либо скептически, но они при всех случаях обязаны быть систематичными. Если я назову здесь знаменитого Вольфа в качестве представителя первого метода и Давида Юма как представителя второго метода, то этого будет достаточно для моей теперешней цели. Открытым остается только критический путь..."
По завершении неудачной попытки, хотя бы прочитать этот философский труд, я вспомнил дона Хуана. Все-таки, он был добрым и терпеливым, втолковывая суть мироздания Карлосу простыми и ясными словами. При этом, Карлос брыкался и возмущался, как будто дон Хуан хочет запихнуть ему в голову "Критику чистого разума".