Дежурная сельского дома культуры, в обиходе-клуба, увлеченно что-то строчила в своем блокноте.
-Петровна, а новый роман скоро допишешь?-шепотом спросила уборщица Матвеевна.
-Скоро. Заканчиваю последнюю главу,-не отрываясь от дела ответила Петровна.
-Ты только без страданий закончи, а то девку сильно жалко-графинову невесту, я в прошлый раз обревелась вся, когда граф с утеса свалился, потерял память и про невесту не вспомнил.
-Не знаю-как уж получится. Творчество-такое дело, как накатит, под настроение,-уцепившись за вдохновение, строчила Петровна
Подлетела другая уборщица, прозванная в деревне Попугаихой. Не успела она открыть рот, как ее предупредила коллега:
-Тихо, Петровна конец пишет, ей нельзя нервничать, а то плохой конец получится.
Попугаиха согласно закивала.
Петровна-местная знаменитость, писательница. Имея за душой всего семь классов образования и стойкие убеждения старой девы, умудрялась писать женские романы, от которых рыдали все ближайшие деревни. А дело было так. Как-то к Петровне подсела местная библиотекарь и пожаловалась, что денег на покупку книг не выделяют, а читателей требуют. Не будет же постоянный читатель за одной и той же книгой год ходить. Вот и поговаривают о том, чтобы библиотеку за ненадобностью закрыть. Петровна забеспокоилась:
-Как это так- библиотеку закрыть! Что можно сделать?
-Ничего. Денег на книги нет. Не будем же мы сами романы писать.
-А почему бы и нет!-воодушевилась Петровна.-Что сейчас читает народ?
-Женщины-романы и детективы. Мужчины-фантастику и боевики.
-Ну в боевиках я пока не сильна, а женский роман-запросто. И будешь, как книги выдавать.
Тогда затея показалась смешной и наивной. Но каково было удивление библиотекаря, когда через неделю Петровна сделала презентацию первого романа.
Все романы дежурной были явный бред, но их любили безумно, потому что в них всегда описывались невероятные события. Как, например, в предыдущем романе одна доярка по комсомольской путевке поехала заграницу, там согрешила и с позором приехала в деревню. Но через двадцать лет, вдруг, получает известие о том, что ее соблазнитель никто иной, как английский лорд, а так как у него нет наследников, то все свое имущество он завещал единственной дочери, работающей на свиноферме. Теперь девушка, у которой не было женихов, вдруг становится лакомым кусочком для проходимцев наподобие сельского гармониста Лехи, вдруг воспылавшего чувствами к богачке. Все бы ничего, но события происходят в девятнадцатом веке, когда комсомол даже не зародился. Однако никого этот политический казус не волновал -захватывали чувства. Каждая мечтала о том, чтобы по молодости ее маманя не была столь целомудренна, и случайно дитя любви вдруг оказалось дочкой богача. Но увы, большая часть читательниц блюла верность своим далеко не идеальным и не отягощенным тяжелым кошельком и интеллектом супругам, а если и происходил адюльтер, то не выезжая за пределы деревни, где не ступала нога иностранца.
Периодически Петровна устраивала громкие чтения глав из романа. А библиотека, как ни странно, стала пользоваться огромным спросом, где на отдельной полке были выставлены шедевры местной знаменитости.
Все книги Петровны проходили на "ура", читатели особо не заморачивались, лишь единственная стародавняя подруга Семеновна выступала в роли критика и придиралась по мелочам. Петровна понимала, что терпеть критику- судьба писателя, хотя на цензуру особо не реагировала. Не успела Петровна поставить последнюю точку в отношениях графа и красавицы, как зазвонил телефон.
-Дом культуры слушает,- привычно ответила дежурная.
-Ты пишешь: "в самый неподходящий момент у графа зазвонил в штанах сотовый телефон.-Никакой личной жизни, -подумал граф",-процитировала строки из романа Петровны упомянутый цензор.
-Что тебя не устраивает?
-Ты про какой век пишешь?
-Про семнадцатый.
-Какие телефоны, тогда телефонов не было!
-А ты откуда знаешь? -вкрутила привычный аргумент писательница- ты что, жила тогда? А если не жила, откуда знаешь?
-Но ведь это общеизвестный факт
-Ты мне тогда тоже говорила: "Лучше отправь сало, они там голодают". И что? Тоже в газетах писали про загнивающий капитализм.
Писательница всякий раз напоминала эту историю глубокой юности, когда в чем-нибудь не соглашалась с подругой. Когда-то, еще будучи пионерами, они переписывались с детьми из разных зарубежных стран, тогда это называлось "Клуб интернациональной дружбы". Будущей писательнице досталась девочка из Чехословакии. Они написали друг другу письма, отправили открытки с видами своих стран. Пионерка отправила с видом Кремля, не могла же она зарубежной подруге отправить виды села Сидристовка с коровами и свиньями, пасущимися на газоне главной сельской резиденции. И вскоре девочка получила из-за границы посылку. Чего там только не было: конфеты, книжка про Чехословакию, а главное,- нейлоновая кофточка ярко-синего цвета. Когда будущая писательница пришла в ней на уроки, ее, конечно, выгнали домой переодеваться в школьную форму, но сколько было зависти у девчонок! Домой приходили потрогать это чудо буржуазной промышленности. Повыбражав в кофтенке, девочка стала гадать: что же отправить в ответ? То, что носили мы, иностранка не оденет. В такой задумчивости и застала ее подруга
-Чего тут думать? Папа сказал, что голодают они. Кофты делают, а вот насчет жратвы у них беда. Папа сказал, надо людей уважить и отправить хороший шмат сала.
На этом и порешили. Больше писем не было.
-Наверное, сала мало, надо было побольше,- подумала девочка и благополучно забыла этот эпизод своей жизни, но как оказалось, ненадолго. Как знатным дояркам, ей и подруге, комсомол выдал путевки в Чехословакию. Подруга на всякий случай повесила себе на шею мешочек сухарей, чтоб совсем с голоду не умереть, взяла две бутылки водки -поменять на еду, в общем , была готова к страшному. Наконец они оказались в Праге, первым делом не в музеи рванули подруги, а в магазины- убедиться, что полки пустые. Но тут с подругами случился шок. Семеновна насчитала более ста наименований колбас. Чехи, не очень любившие в те времена русских, зло шипели. Так будешь от чего: подруга просила от каждой палки колбасы отрезать по малюсенькому кусочку и смаковала прямо там. Видя, как казна с каждым ломтиком колбасы уменьшается, Петровна возмутилась и за шкирку утащила подругу из магазина.
В то время заграницу разрешалось брать только тридцать рублей, поэтому особо шиковать не приходилось в отношении еды, зато на эти деньги можно было купить очень много вещей. Петровна тогда привезла себе: парик, туфли, джинсы, пальто, косметику. Подруга же половину средств потратила на запросы унитаза -пробовала съестное, а на остатки купила супер- муперный купальник. Когда все увидели, обалдели, но где та приобрела сей писк моды, обладательница шедевра, или, правда, не запомнила магазин, или не хотела говорить, чтобы только у нее одной был.
До жути гордая, Семеновна первым делом по приезду кинулась в речку Сидристовку, хоть там воды -свиньям по шейку. Легла в речушку и ждет завистливых вздохов, но вместо этого хихиканье. Глянула, а купальник исчез. Она его на теле ощущает, а его будто нет. Быстро на себя халат накинула да бежать.
Вот и теперь, когда подруга пытается чему-то научить писательницу, та припоминает эту заграничную поездку. Тем не менее, раз критик должен быть, так уж лучше пусть подруга, иногда она умное советует.
-Вот ты тут пишешь: "граф несся на коне, закусив удила, что грязные пятки сверкали..."
-И что тебе не нравится?
-Не могут у графа пятки быть грязными
-Так я не о нем, а о лошади,- пояснила писательница.
Наступило долгое молчание.
-Ты хоть поняла, что сказала? -наконец, пришла в себя цензорша.
-А что там не так? -потребовала разъяснения писательница.
-"Графиня нехотя с легкостью накинула на себя пояс девственности, следуя средневековой моде", что это?-возмущенным голосом произнесла цензор Семеновна.
-А что тебе не нравится? Мода тогда такая была,-не поняла возмущения подруги Петровна.
-Не нравится слово "накинула". Это сооружение килограмм пять весило. Это не деталь пеньюара, а железное сооружение.
-Зато так понятнее,-не сдавалась Петровна.
-Далее ты пишешь: "Старый граф думал, что только он владел кодом пояса, но однажды в бреду, когда упал с лошади, проговорился доктору, и вскоре доступ к телу графини имел каждый.." Это ужас!-добивала автора критик
-Что тут не так?
-Какой код?
--Как на двери в подъезде, что в городе ни разу не была?
-Петровна, ты меня доведешь до сердечного приступа!
-Сцена расставания потрясла?
-Ты меня потрясла! Придумать такое! Не было в то время кодовых замков!
-А как закрывалось?
-Ключом, а то и вообще не открывалось.
-Ну ты придумаешь! А как колготки, трусы переодевать,-не согласилась Петровна,-не будет же она в одних ходить, пока муж с войны не придет.
-И колготок тогда не было,-пояснила Семеновна.
Наступило долгое молчание. Наконец Петровна откликнулась:
-Только не это! Как же она, бедная, жила без колготок! Срам то какой!
В это время на пороге появились директор клуба и начальник отдела культуры
Чтобы отвлечь начальство от Петровны-кто знает, что у него на уме- Матвеевна решила вклиниться с разговором к директору клуба Утину:
-Я в Вашем кабинете убиралась, нашла заколку, видно, с дискотеки кто-то потерял,--ни с то ни с сего, вдруг, подлетела уборщица к Утину. Стоящий рядом начальник отдела культуры Харин сморщился:
-Никакой субординации. Уборщица в присутствии начальника лезет с вопросами. Что, потом нельзя спросить или сказать- что там?
-Да вот,- со страху трясущимися руками женщина стала шарить по карманам халата- Была где-то, в виде бабочки, похоже, дорогая, не бижутерия, там еще имя какое-то написано, кажись, в музее или библиотеке оставила, там убиралась и забыла захватить. Коль заняты, потом приду. Может, в сейф к Вам, а то мало ли что.
Харин откровенно нервничал.
-Видно, перед запоем, -подумала женщина.
Чтоб не нервировать его начальственное величество, уборщица ушла искать потерянную вещь.
-Молодец, Матвеевна,- облегченно вздохнула Петровна, как ловко придумала отвлечь, про заколку какую-то, а то главный злой сегодня, могло и достаться, еще и уволили бы.
Глава 2
Одно время в деревне был бум по присваиванию вычурных имен своим новорожденным, поэтому Дездемона и Миледи- это не самые сногсшибательные имена, в соревнованиях некоторые домудрились до таких имен, которые в других ЗАГСах просто не стали бы регистрировать, но не в Сидристовке. Там секретарь Сельсовета тоже не лыком была шита и дала своему ребенку имя Конспирация, немного перепутав с главной героиней "Трех мушкетеров" Констанцией, охотно понимала желание родителей как-то своего ребенка выделить из толпы. Поэтому в деревне были имена в зависимости от начитанности и интереса родителей: Титаник, Антимония, Перфорация и даже Вилли, Изаура, Педриньо, Мэйсон. И только малообразованные или безразличные давали своим детям имена по старинке- как всем.
Самым людным местом в деревне была библиотека, там можно было культурно пообщаться, не на лавках же сплетни собирать, так считали многие, да и с умным человеком поговорить не лишне. Своего библиотекаря односельчане очень уважали за поступки. Внешне- мышь безобидная, но другое дело- мышь она тихой сапой свое добудет, хоть ори, хоть топай на нее, кто знает, что в этом тихом омуте сокрыто, хоть и не похожа на героиню романа А. Дюма, в честь которой её назвали. Миледи до беспамятства любила свою работу, поэтому могла пойти в случае угрозы на любое устранение помехи.
В первый год правления, начальник отдела культуры стал хозяйским глазом оглядывать свою вотчину. А так как в его подчинении было только один недвижимый объект- полуразвалившийся клуб, то он решил заняться клубом- усовершенствовать работу, сделать прибыльным. А что могло стать преткновением к прибыли? Ясное дело- библиотека.
К слову сказать, книг начальник этот не любил с детства, память была еще жива, когда его хворостиной мать гнала взять на лето заданную литературу, когда родители в пример ставили соседних пацанов и девчонок, самостоятельно посещающих ненавистное ему учреждение. Вот теперь где мог свои обиды детства реализовать на практике. И хоть библиотека занимала не самое шикарное помещение, главное было не в этом. Как всегда со свитой - тройкой таких же как сам бездельников- не здороваясь прошел в библиотеку.
- Здравствуйте,- поздоровалась Миледи.
Начальник отдела культуры никак не отреагировал:
- Значит, так, - давал указания своим чиновникам, - вот это все выбросить, а на этом месте установить шест- без стриптиза народ не пойдет. Там будут игровые автоматы, здесь- стойка бара.
Библиотекарь смекнула, что происходит:
- А где библиотека будет находиться? - робко поинтересовалась она.
- Нигде. Это уже устаревшая форма. Компьютер все заменит. Книги не нужны. Вопрос не обсуждается, это распоряжение мэра.
- Понасевич сам это придумал или Вы поспособствовали?- возмущалась Миледи Пафнутьевна.
Целый день библиотекарь рыдала, читатели с испугом поглядывали на нее. Ночью снился сон: вся библиотека в ярких огнях. На крыше надпись: "Развлекательный центр Сан-Понасейро". Внутри суета, все бегают с граненными стаканами. Под эротическую музыку у шеста в немыслимых позах изображает страсть упитанный мужик. Изгибаясь в экстазе, он по очереди скидывает в зал свое носильное- сначала фуфайку, потом кирзовые сапоги. Оставшись почему-то в памперсах, своим огромным задом зашнуривал такое, что челюсти падали на стаканы всех присутствующих. На самом интересном месте, когда начальник отдела культуры уже добрался до памперсов, библиотекарь проснулась со странной мыслью, торчащей занозой в голове: а почем он в памперсах?
Про этот сон Миледи рассказала всем в деревне, на что известная толковательница снов заявила: стыд он свой потерял, но кто-то его остановит.
Вдохновленная, Миледи решила действовать: что толку тоску на себя нагонять. Перед всяким боевым заданием у Миледи была привычка вспоминать что-нибудь веселое и таким образом поднимать боевой дух.
В этот раз она вспомнила про памперсы. Только-только появилась реклама, в том числе и памперсов. Что это такое и с чем его едят, никто не знал. Реклама звучала примерно так: "Покупайте памперсы со складов Москвы". Москва была далеко и увидеть лично не довелось. Но когда подруги стали домогаться разъяснить им, что такое памперсы, Миледи, перерыв все энциклопедии и словари и не найдя нужного слова, решила ляпнуть первое, что придет на ум:
- Памперсы- это такой продукт. Очень вкусный.
Подруги на время отстали, но спустя некоторое время, Клавка вернулась к этому:
- Так говоришь, вкусные памперсы? У нас одна выписала со складов Москвы к Новому году.
- И что?
- Что-то в рот не полезли.
- Не вкусные?
- Несъедобные, особенно после однократного применения. Подштанники это такие для новорожденных, вместо пеленок.
Такого хохота их клуб не слышал даже на проходящих здесь КВН.
- Значит, памперсы,- вслух проговорила Миледи. Так легко меня не возьмешь!
На двери Миледи написала объявление:
"Объявляю голодовку в связи с ликвидацией библиотеки".
Слухи об этом полетели со скоростью урагана по деревне. Народ стал стекаться к месту скандала. Каждой, вновь прибывшей партии любопытствующих, Миледи рассказывала о причинах, побудивших ее пойти на верную голодную смерть. Даже никогда не читавшие в этом очаге культуры искренне рыдали- так проникновенно звучала речь библиотекаря, из которой следовал вывод, что уничтожение библиотеки приведет к неизбежному- падению нравственности, к безграмотности, деградации человечества.
Местная баптистка Федора стала петь псалмы, предрекая конец света.
Не пропустившая ни один скандал, появилась местный борец за социальное равенство - Зоя Кобрина, ныне состоявшая в общественной организации "Защита библиотек". Зоя каждый день меняла свою принадлежность к той или иной защитной организации. Каждый день она составляла учредительные документы, это для нее, бывшего учителя, юриста, была своеобразная тренировка для ума. Ныне Зоя, хоть и была на пенсии, но навыка своего не бросала.
В деревне Зою считали скандальной личностью, хотя знали, что в случае каких проблем, не терпящих отлагательств, понадеяться можно было только на Кобрину.
Зоя по любому поводу любила устраивать пикеты и митинги под окнами мэрии. Как-то она объявила импичмент. Деревенские не поняли, что она имеет в виду, но тоже пристроились рядом. Мэр тоже не понял, поэтому вышел, улыбаясь , к народу:
- Требуете им-пич-мент, хоть сейчас,- по слогам он произнес незнакомое слово
Зоя обрадовалась столь легкой победе, Но тут мэр ее обескуражил:
- Но сейчас у меня его нет. Как появится- всем поровну.
Колхозники обрадовались- даже не пришлось на холоде стоять, главное- пообещал. А для русского человека пообещал- это все равно, что сделал: Ничего не дождешься, но соблюдешь процедуру.
- Вы нас за дураков не держите!- кричала Зоя.-Требую мэра в отставку
Мэр искренне удивился:
- Я на работе пью только по праздникам и не прогуливаю, за что в отставку?
Толпа заволновалась, не зная, что делать дальше. С одной стороны мэра все не любили, с другой стороны дома было много дел, и долго стоять рядом с Зоей не было времени.
- Дай чего Зойка просит,- кто-то выкрикнул из толпы,- холодно стоять.
Зоя развернула плакат с требованиями, готовая стоять насмерть, но начался дождь- буквы на плакате поползли. Все поразбежались. Поняв бессмысленность дальнейшего стояния у мэрии, Зойка побежала домой.
Но этим тогда все не закончилось. Начались преследования. Всех, кто приходил на этот митинг, мэр стращал и призвал такие мероприятия впредь не посещать:
- Я лишу тебя работы, ты у меня нигде не устроишься, - топал ногами и махал руками. Потом, поняв, что это не очень веский аргумент - в деревне работающими были лишь несколько человек, большинство- безработные, придумал другую угрозу- выгоню из деревни.
Вот это он говорил зря- такие разговоры дважды закончились для него фингалом под глазом. Поняв, что этот довод скорее принесет ущерб его официальному лицу, нежели пользу, Пантелеймон Иванович решил отыграться на местном корреспонденте, на первой странице газеты разместившего, фотографию митингующих с соответствующими комментариями .
Пресса-дело опасное. И чтобы упредить дальнейшее желание прессы лезть не в свои дела, мэр сфабриковал дело.
Он пригласил к себе для разговора корреспондента, а пока тот находился у него в кабинете, в пальто журналиста подложили пакет с коноплей. Вызванный из города ОМОН уложил журналиста на пол, заковал в наручники и увел в Сизо.
Народ одно не понял в этой истории- зачем коноплю собирать в карман, если она всю деревню задавила- не знают как от нее в огородах избавиться.
Впрочем, журналиста, подержав немного в темнице, вскоре выпустили на свободу.
С Зоей мэр разобрался почти тем же способом. Сфабриковал на нее дело о мошенничестве. Якобы Зоя попросила у него денег на строительство приюта для нуждающихся, а мэр, как человек сердобольный, не мог отказать, вдруг узнал, что деньги были потрачены на колбасу.
Первая мысль у народа была: это сколько же он ей дал на приют, если только на колбасу хватило? Все говорило о мэровой жадности. Тем не менее, на Зойку было заведено уголовное дело, и дали ей два года условно.
Два года мэр был спокоен, как никогда, устранив главного диссидента, он тихо почивал в кабинете власти полностью уверенный, что такое спокойствие теперь гарантированно навсегда.
Но напрасно. Зойка, отбыв условное наказание, поднялась с новой силой. Ей необходимо было оформиться на пенсию, а по указке мэра ее работодатель в трудовой книжке ластиком наделал дыр, чтобы Зойке пришлось собирать справки и доказывать, что она на самом деле здесь работала. Разрабатывалась стратегия успокоить Зойку еще на несколько лет как рецидивистку, которая в своей трудовой книжке попыталась годы работы приписать. Так что в борьбе за справедливость Зойка не раз подвергалась репрессиям.
Вот и теперь она заявила о себе, как о борце с беззаконием. Всю власть в проведении голодовки она взяла на себя. В центре внимания она находилась уже полчаса. Но эта тридцати минутная голодовка давала о себе знать. Больше двадцати минут Зойка не есть ничего не могла. Проглотить хоть кусочек тайком под таким пристальным вниманием прессы вряд ли получится. Из представителей власти никто не шел.
- Еще полчаса, - подумала Зойка,- и я скончаюсь от голода. А дома колбаса и пельмени,- слеза накатилась от жалости к себе.
Зато библиотекарь была, как всегда немногословна и уверена в себе, что спокойно продержится дня три-четыре без еды. Еда в ее жизни не занимала почетное место.
Появилась делегация чиновников. Впереди шла первая заместительница мэра с белым флагом.
- Капитулируют,- подумала находившаяся в полуобморочном состоянии от сорока минутной голодовки Зойка.
Зачем понадобился флаг, так никто из сельчан и не понял, может быть, чиновники решили, что по ним будут стрелять? Так этот факт в истории Сидристовки остался неисследованным.
- Мы к Вам с доброй волей, - выставив вперед ногу, по бумажке стала читать замша мэра, видимо, написанную им речь. - Мы предлагаем мир во всем мире. - Чиновники, пришедшие с ней, лихорадочно зааплодировали.- Мы идем на ваши условия и не убираем библиотеку, пока не построим для нее новое помещение.
Чиновники опять суетливо захлопали в ладоши.
- Подпишите договор капитуляции, - протянула какие-то бумажки чиновница.
Зоя внимательно прочитала, ничего такого, что бы настораживало, вроде бы не наблюдалось. Она подписала.
- Товарищи, -крикнула Зоя.- мы своим единством добились победы. Я скиталась по тюрьмам и ссылкам по клевете и наветам мэра, но час грядет, и скоро все будет по-другому.
И Зойка во всю глотку запела "Марсельезу".
Больше всего в этой истории мэра удивило именно поведение библиотекаря, от которого он такого фортеля не ожидал. Эта история докатилась до вышестоящего начальства, а начальник отдела культуры кое- как сохранил свое рабочее место, чего не скажешь о репутации- ее и так не было, а тут не добавилась.
Глава 3
-Сидите тут, а в деревне кража века!-поделилась информацией вошедшая в клуб Попугаиха.
-Неужели печать у мэра из кабинета стащили? Больше там воровать нечего, бюджет давно расхитил,-заметила вышедшая на шум заведующая музеем.
-Берите выше. Со двора у Минаевых бочку алюминиевую стащили. Утром хозяйка пошла коров доить , а бочки нет. Она милицию вызвала. Приехали быстро-через шестнадцать часов.
-Естественно-один участковый на три деревни,-съехидничала Петровна
-Еле дозвонились. А Минаева все это время кур со двора гоняла,-подробно рассказала Попугаиха
-Зачем?-не поняли присутствующие
-Чтоб следы не затоптали. Участковый стал прикидывать, кто бы это мог быть-на чужое имущество обзарился.
А хозяйка уже сама версию выдвинула-это говорит тот и тот, потому что этот ворует, а другой металлическую фирму держит-металл скупает. Да и следы дальше шли по огороду-волоком бочку тащил-прямиком к дому металлиста. Все дело раскрыла, даже собаку по следу пустила, та подтвердила версию.
-А участковый что?-поинтересовалась Петровна
-Вы, говорит, ничего не понимаете в следствии, поэтому не мешайте, и стал по следу ползти от коровника до огорода. Все затоптал пузом. И сделал вывод, что бочка большой ценности не имеет, а потому следствие придется закрыть. Помяните меня-это только начало большой преступности, потом и убийства начнутся,-голосом пророка произнесла Попугаиха, закатив глаза.
Дело в том, что деревня славилась полным отсутствием криминальных дел. Самое громкое "дело века"-ограбление семьи Минаевых. Рано утром хозяйка пришла кормить свиней и не обнаружила флягу для хранения корма. Корм был высыпан, а фляге "приделали ноги". Хозяйка позвонила участковому, который жил в ста километрах от Сидристовки и охранял покой еще трех таких же деревень, где стыбривание чьей-либо собственности вообще не считалось преступлением на фоне убийств, драк и изнасилований. Но хозяйка была очень настойчива, звонила с периодичностью в полчаса, что сильно отвлекало стража порядка от более важных дел, когда преступность так и надвигается на соседние деревни. Наконец, добив-таки своим интеллектом кроссворд, участковый со страшным грохотом на мотоцикле влетел в Сидристовку. Минаевых он нашел легко -в деревне бабье радио разнесло печальную весть. В магазине расхватали все замки. До этого разбойного нападения на флягу сидристовцы дома закрывали на палочку, чтобы было понятно -хозяев дома нет, а сараи так вообще никогда не закрывались. Коровы и свиньи росли на свободе, шли куда хотели, возвращались, когда надоест. Заорет корова,- значит, время пришло подоить
Участковый первым делом опросил домочадцев- кто что видел или знает. Но как положено ночью- все спали- никто ничего не видел, никто ничего не знает. Тогда участковый составил протокол и попросил расписаться.
-Что это? -поинтересовалась хозяйка пропажи.
-Что Вы не возражаете, что дело закроем.
-То есть как это закроем, а бочку кто мне вернет?
-Как Вы не понимаете, преступника мы не найдем, это "висяк", у меня этих "висяков"! Ни премии, ни отпуска.
-А ты хотя бы попытался разобраться, в сарай даже не вошел, место преступления не осмотрел.
Участковый с грустью посмотрел на свои чистые туфли.
-Деньги налогоплательщиков надо отрабатывать, -изрекла госпожа Минаева.
Если бы рядом находилась одна потерпевшая, участковый мог бы себе позволить чего-нибудь добавить, но на минаевском заборе гроздьями висели очевидцы, считай, полдеревни любопытных налогоплательщиков.
Грустно вздохнув, участковый ступил в сарай для исполнения долга. Туфли сразу же погрузились в жижу.
-Смелей, бочка стояла там, -указала пострадавшая,- в дальнем углу.
Поняв, что туфли для него потеряны безвозвратно, и единственное, что придется научиться оправдывать исходящий запах, допустим очень модным парижским парфюмом "Навози", где главный компонент навоз и свиная моча с переваренным ароматом луговых трав и цветов. Оглядев след от пропажи, участковый, уже не осторожничая и, не пытаясь сохранить обувь и штаны, шагнул по следу, свидетельствующему, куда катили злосчастную бочку. Сельский Мегрэ под грозным взглядом владелицы упал, держа перед собой лупу, на картофельное поле и пополз по-пластунски. В погоне за целью он не заметил, как воткнулся лупой в ноги пострадавшей.
-Че с лупой ищем? -поинтересовалась шепотом хозяйка
-След.
-Так я его и без лупы вижу, тут, где я стою, он обрывается, значит, дальше они погрузили в люльку трехколесного мотоцикла "Юпитер".
-С чего Вы решили, что их было двое, и откуда взяли про мотоцикл?- полюбопытствовал участковый.
-Во первых, видно, что ее держали за ручки, бочка большая, один бы ее катил. Во-вторых, след от мотоцикла. В-третьих, мотоцикл у нас только у одного-Петьки Кривцова, а к нему вчера гости приехали выпить. Пошли, покажу, кто мою бочку стырил, если на металл сдать не успел.
В деревне недавно открылся пункт приема металла от населения, сдавали туда всё, вплоть до могильных оградок. И действительно, бочка была обнаружена в куче другого металла
-А меня-то зачем звали, если знали, где Ваша бочка?- возмутился участковый
-Мало ли что я знала, ты- власть, а я кто?! С тебя и спрос, кто бы мне ее так отдал, еще бы в куче этой зарыли, -философски рассудила госпожа Минаева.
Об этом преступлении за неимением других, еще долго вспоминали в Сидристовке. Но больше всего сокрушались о помятой картофельной ботве, по которой участковый полз с лупой в поисках преступника.
Вся беда участкового была в том, что он уехал, успокоенный мыслью, что за эту деревню можно быть спокойным, все преступления здесь легкой тяжести, да и то само население за тебя сделает работу, твоя задача только поприсутствовать для значимости. Он даже не интересовался, какую бурную активность развивает общественность в период выборов мэра, и что благодаря Зое Кобриной ни один мэр положенный срок не отсидел, всем им она объявляла импичмент.
Выборы были единственным развлечением сидристовцев, которые они ждали с огромным удовольствием покуражиться над властью. И были они уже не за горами.
А тут на фоне этого громкого дела еще пропажа ребенка: в соседней деревне, куда добираться всего четыре часа на поезде, ехал детский танцевальный коллектив. В этот отрезок времени исчезла тринадцатилетняя девочка. Сопровождающие ничего объяснить по этому поводу не смогли: никто ничего не видел. Ее бабушка Матвеевна работала уборщицей в клубе. Исследовали все версии, но ни к чему не пришли- ребенок просто как в воду канул.
Вскоре в городе потерялась девочка такого же возраста. И несмотря на вывешенные кругом фотографии, тоже не нашлось свидетелей: ушла на дискотеку и домой не вернулась. Заговорили о педофиле-маньяке, но подтверждений этой версии больше не было.
Глава 4
Екатерина Викторовна Цыпушкина, по паспорту-Дездемона, очень это имя не любила, поэтому вскоре все привыкли, что она Екатерина, была женщиной высокой, фигуристой, зато мужу покупала одежду в "Детском мире". И явно не с нее писалась пьеса "Отелло", потому что одному мавру придушить эту гору достоинств явно было не под силу. Чего уж говорить в таком случае о ее муже. Еще по молодости Петр, в домашнем обиходе- Птенчик, попытался приструнить в порыве ревности свою Катю, как тут же был бит на поле бранью и выброшен прямо с порога в толпу поджучивающих на военные действия товарищей.
Так под насмешки всей деревни и ходил, пока все не забылось, и не появились новые герои для обсуждения. Однажды Петя пришел поздно, хорошо поддатый, и в постели стал вслух упрекать жену в необдуманных действиях, как она опозорила его перед друзьями. Катя мягко положила руку на мужа, пытаясь унять поток речи, отчего наутро на работу идти не смог- на пол лица красовался багровый синяк, а все лицо напоминало подмигивающего китайца. С того времени Петюня боялся чем-нибудь прогневать свою Катюшу, так как догадывался, какой она могла быть в гневе, если рядовое недовольство выразилось в таком членовредительстве.
У Екатерины Викторовны начался новый творческий подъем. Мэр заказал к его юбилею оформить музей как-нибудь необычно.
-Девчонки,- закричала она с порога,- пойдемте ко мне на экскурсию. Закончила экспозицию. Только что мэр ушел.
- И как он? -шепотом поинтересовалась Мила
- В шоке. Все, говорит, ожидал только не этого.
- А что там необычного?- решила уточнить библиотекарь.
- Это надо видеть!-заинтриговала всех заведующая музеем
- Да мне дальше почту разносить,- отнекивалась почтальон Клава.- Без меня посмотрите.
- Без тебя не то. Кто критику будет наводить? Милке все понравится, даже если не понравится.
- Ладно, только скорее ,-согласилась Клава.
Когда подруги вошли в музей, реакция у них, похоже, была как у мэра-шоковая.
- Это что за хрень?- так определила это зрелище Клава.
- Что значит хрень- это мое видение жизни мэра- вверх тормашками,- пояснила заведующая музеем.
- Хорошенькое видение. Он или косой, или с головой что-то не так,- не успокаивалась после увиденного Клава.
Тут было чему удивляться. Посреди комнаты все валялось, наверху рядом с лампочкой был закреплен стул.
- А что, в этом что-то есть,- подумав, изрекла Миледи.
- В этом бардаке ничего не найдешь,- гнула свое Клава.
- Вот в этом и суть - себя потерять, чувствуете двусмысленность? -отстаивала свою точку зрения Катя.
- Дуры вы, интеллигенция, одним словом. Как начнут из простого сложное вымучивать. Не проще все расставить по своим местам, а то какое-то метание души,- посоветовала Клава.
- Вот, именно это обозначение беспорядка я искала- обрадовалась Катя,- метание души.
- Он тебе хоть что-нибудь сказал?- спросила библиотекарь.
- Я же говорю вам- он ушел в шоке, дар речи потерял.
Клавка все время забывала, что мебель в библиотеке на ладан дышит поэтому, плюхнувшись в кресло, в очередной раз нанесла ущерб производству, развалив окончательно мягкую мебель. Когда Клаву вызволили из руин, она посекретничала:
- Я что пришла: посоветоваться надо. Может, в книгах что пишут. Вот почему мне мужики какие-то беспонтовые попадаются. Я их кормлю на убой, больше отдыхают, чем работают, на руках их ношу, но почему они от меня сбегают?
- Что на этот раз?- поинтересовалась Катя.
Клавка тяжело вздохнула. Проблема с мужьями, а их не много ни мало, вместе с командированными, было семь штук, поэтому в деревне Клавку почитали за секс-символ местного значения. Клавке очень льстило мнение односельчан, поэтому она старалась соответствовать навязанному образу: одевалась по минимуму, выработала специальную, вихлястую походку. Как-то в советские времена в клубе показывали фильм о том, как белые захватили поезд, на котором ехал красный киномеханик, и стали требовать показать кино. Показал им фильм, где Он и Она страстно изображают танец любви. Зная, что его ждет, скорее всего, гибель, киномеханик прокомментировал немой фильм:
- Что ты, с..., бедрами виляешь, когда наши за революцию кровь проливают?
Именно это многим и хотелось сказать, когда мимо, прихрамывая и вихляясь, проходила Клавка.
Клавка, размазывая слезы по щекам, стала делиться сокровенным:
- Я его подобрала, отмыла, откормила, а он на меня, как на пустое место. Утром сегодня говорю: "Бросим палку поутряни". Лежит, будто его это не касается.
- Действительно, - решила поддержать подругу Миледи Пафнутьевна.- Это мужская обязанность, что за отношение к жене, женщине, почему она должна жить в холоде, когда рядом крепкий мужчина...
- Ты чего несешь?- перебила библиотекаря Катя.
- О благоустройстве. Много бы семей не распалось, если бы не эти неудобства с отоплением. Конечно, я его тоже понимаю, кому охота идти за дровами рано утром.
От Клавкиного горя ничего не осталось. Она скрючившись, с завыванием вытирала слезы. Миледи еще не разобралась в ее эмоциях, ровно продолжала развивать мысль о дровах.
Клавка заорала:
- Уберите ее, а то я умру от смеха. Вот что я сюда хожу- получить умный совет, а получаю сеанс смехотерапии, причем не от природного юмора нашего библиотекаря, а от ее оторванности от жизни. Полвека почти ее знаю, учу и, все равно, человек ничего не понимает.
Миледи поняла, что брякнула что-то не то, молча уставилась на подруг. Обе, бросая взгляды на действительно ничего не понимающую подругу, буквально корчились от смеха.
Миледи, поняв, что лучше не реагировать, молчала.
Нахохотавшись, Клавка уже собралась уходить, забыв, с какой проблемой только что приходила.
- Знаешь, Милка, ты неправильную профессию себе выбрала. Тебе надо было психотерапевтом стать, ты по своей методике всех бы излечила. Меня бы к себе кассиром взяла,- вдруг придумала Дездемона.
- А кассир зачем?- удивилась скромный библиотекарь, получавший ниже прожиточного уровня.
- Так бизнес процветать будет, деньги лопатами будем грести. Тебе же нельзя доверить деньги считать- ты же всем подряд раздавать будешь, да и с арифметикой у тебя всегда проблемы были.
Миледи обиделась:
- Как деньги зарабатывать на мне они собираются, а как считать, так и доверить не могут, видите ли. Если б они были, я научилась бы считать, а если три копейки получаю, то зачем там высшая математика. А про какую это ты методику говорила?-вспомнила Миледи
- Твоя собственная методика,-сказала Катя
- А почему я про нее ничего не знаю?-удивилась Миледи.
- Да потому что ты ее уже применяешь, но не знаешь, что применяешь, а на людей это действует,-развивала мысль Клава.
- Говори яснее, я что ли гипнозом обладаю?-предположила новоявленный психотерапевт.
- Лучше. Ты своими советами про любое горе забыть заставляешь. Вот, живой пример, - Катя показала на Клавку,- та чуть с тобой пообщалась и рыдает от счастья.
Миледи Пафнутьевна, попросту Милка, несколько выпрямилась от своей значимости.
- Это точно,- поддакнула Клавка,- каждый раз думаю, куда с горем податься, пока до Милки не дойду, ничего не помогает, даже пить пробовала- только хуже. А эта брякнет чего-нибудь и уже видишь, что проблема твоя пустяковая по сравнению с ее.
Миледи обиделась:
- Нет у меня никаких проблем.
- Вот это и плохо. Человек должен иметь проблемы и решать их, иначе жизнь не имеет смысла. Вот представьте себе: сплошное счастье и радость - и в этом не поймешь истинное значение счастья. Все познается в сравнении. Вот пришла Клавка с горем...-заметила Катя.
- А чего сразу про меня,- возмутилась упомянутая.
- Это я для примера. Клавка думает, что у нее неисправимо горе, а оказалось, что страшного ничего нет, больше смешного в этом. А этот контраст между слезами и смехом и есть состояние счастья.
- Ну ты, философ, Катя,- восхитилась библиотекарь,- Я об этом никогда не думала.
- У нас разница с тобою в том, что я пытаюсь об этом говорить, а ты в книгах это находишь.
- Ты мне так и не сказала про мою методику,- напомнила Миледи.
- Методика простая: надо только поделиться своей проблемой, а оттого что ты скажешь, ржать насколько сил хватит,-сделала вывод Катерина
- Ну тебя, я думала, что серьезное. Стала уже переживать.
- О чем?- в один голос спросили подруги.
- Займусь бизнесом, открою психологический центр, а кто будет в библиотеке работать? Да и скучать по читателям буду.
- Да, таких дур поискать!- с чувством произнесла почтальонша.
- Я уже один раз послушалась добрых советов, уезжала в город за большим рублем и поняла, что не смогу без этих стеллажей жить. Мне библиотека ночью снилась...
- В кошмарах,- съехидничала Клавка.
- Я просыпалась со слезами, что меня в библиотеку не пускают и там другие люди работают. Я себя потеряла. Человек должен работать там, где ему интересно, иначе просто прожигает жизнь. Деньги для меня не главное.
- Конечно, пока муж кормит,- возмутилась Клавка.- Я вот ни на кого не надеюсь, только на себя. Семь штук их было, и вместо помощи одни убытки. Только откормишь, отмоешь, приоденешь, а он норовит к другой улизнуть.