Продолжаем дискутировать о самом важном, на мой взгляд, вопросе. О начале бытия. В теме присутствуют только две стороны, два изначальных и вечных игрока - наука и мистика. Поэтому условно разделяя статью на две части, сначала рассмотрим риторику каждого отдельно. В заключительной же части обобщим некоторые выводы и приведем цитаты.
Первое слово предоставляется ученым
Теория Большого Взрыва (БВ) на сегодня, пожалуй, самая популярная теория образования Вселенной в среде научного мира. Как и все другие модели, она имеет свой ряд проблемных вопросов, которые пока остаются без ответов. Но даже усилившееся после "квантовой ломки" пошатывание науки в пользу той или иной новомодной концепции, до сих пор не лишило БВ статуса центральной базисной теории мироздания. К тому же, некоторые астрофизические открытия двадцатого века, например, касающиеся реликтового излучения и космологического красного смещения, не перестают подпитывать данную теоретическую платформу.
Однако отвлечемся от лабиринтов научной терминологии и посмотрим на суть теории БВ максимально просто.
Итак, все началось с мельчайшей точки. Да, с одной единственной точки в пространстве, с запредельными параметрами плотности и температуры. Некая нестабильность процессов внутри, привела эту точку к взрыву, который 13,8 млрд. лет спустя (в случае верности теории), ученые назовут "Большой". Хотя, я бы оценил интенсивность этого события также одним словом, но куда проще - "Невышепчешь..." (именно так выразила жена ощущения своих первых родов).
Затем продукты этого взрыва, динамично разлетаются (с первоначальной скоростью, многократно превышающей скорость света!) от своего эпицентра, вступая между собой в различные связи и реакции. С течением времени подобные взаимодействия приводят к образованию элементарных частиц и основных химических элементов. Из них, в свою очередь, выстраиваются уже более крупные образования в виде звездно-планетных систем и галактик.
При этом ставшая почти классической теория БВ, опускает вопрос, что (или кто) послужило толчком к взрыву, явилось первоначальным его учредителем и катализатором. Здесь нельзя забывать, что стражем стабильности всего мироустройства выступает так называемая "тонкая настройка". Под ней подразумевается ряд фундаментальных параметров - физических констант (сила межатомных связей, скорость света, постоянная гравитационная и Планка, масса электрона и его заряд... и т.д.), при малейшем изменении которых, жизнь (какую знаем мы) становится невозможной, как и наличие самих звезд и планет.
Так вот, вероятность имеющейся "тонкой настройки" в версии случайного, то есть неразумного происхождения, стремится к нулю (по некоторым оценкам ученых 1 к 10 в степени 229). Отсюда просится вывод, что наша Вселенная родилась вследствие деятельности разумной силы. Правда есть у этой же теории (тонкой настройки) и второй запасный вывод, который практически уравновешивает вероятности разумного и случайного сценария. Он предполагает наличие огромного числа Вселенных (10 в степени 500), каждая из которых имеет свой уникальный набор констант. Однако обратите внимание, с 1970-х годов известные ученые хотя бы теоретически допускают роль разума как такового в происхождении жизни.
Вернемся к концепции "Большого Взрыва". Сам факт наличия глубоко сбалансированной тонкой настройки Вселенной подталкивает задать два весьма актуальных вопроса. Первый из них звучал бы так: "На каком этапе была произведена настройка глобального генетического кода нашего мира - до взрыва или же после?". Второй вопрос имеет еще большее философское значение: "Что собственно было и как долго существовало до Большого Взрыва?".
В настоящее время для современного уровня космологии это остается непостижимой тайной, либо вообще лежит за плоскостью обсуждаемого вопроса. Ну а нам остается надеяться, что придет еще та светлая пора, когда наука выйдет из области только лишь следствий и обратит свой ориентированный на постижение причин взгляд в сторону новых рубежей познания.
Таким образом, первая часть настоящей публикации, повествующей о научном прогрессе человечества, подошла к концу. Впереди часть вторая. Она всецело будет посвящена мистической стороне сегодняшней темы.
Как правило, у всякого явления всегда существует оборотная сторона. И если на одной стороне расположилась наука с ее точными знаниями, то другая, как бы в противовес ей, отражает знания мистического свойства. Следует признать, что последние требуют большего интуитивного отклика от потенциального претендента, что само по себе не делает их менее точными.
Вообще сравнивать представителей научного звена и мира эзотерики, прямо скажем, дело не благодарное. А где-то и вредоносное. Ведь у них совершенно разный инструментарий, как и горизонты обзора. Я бы даже сказал, что в идеале оба этих направления мысли, обвенчанные союзом естественного синтеза, должны неизбежно дополнять друг друга, исключая всякую конфликтность.
Однако на практике (как мне кажется) такие термины как "мистика", "оккультизм", "эзотерическая философия" приобрели в массовом сознании последних лет оттенок, занижающий их изначальную философскую ценность. Я не говорю сейчас об интересе к этой сфере - он возрос, это действительно так. Только наблюдается это в количественном, а не в качественном выражении. Ну да ладно, поворчал и будет.
Так какую картину мира представляет объединенное древнее эзотерическое учение?
Для этого мы также как и в первом случае, прибегнем к значительному упрощению деталей, максимально сохранив суть. А в конце статьи читателя ждет небольшая цитата более чем 130-летней давности из "Тайной доктрины" Блаватской Е.П. - по моему мнению, величайшего консолидатора (говоря о ней, в первую очередь подразумеваем стоящих за ее плечами), реаниматолога и адаптолога знаний древности вне зависимости от категории эпохи.
Согласно ее позиции, корень представлений об устройстве мира всех народов древности, лежит в основе единой архаической концепции, матери всех первичных философских систем. Из нее же поросли и молодые побеги большинства самых ранних мировых религий, которые в значительной степени видоизменились с ходом времени. Однако, несмотря на многочисленные трансформации, тождественность их просматривается до сих пор. Особенно хорошо это видно в универсальности символизма цикличности мира в восточной религиозной ветке, где следствия пребывают в неотделимой связи с породившими их причинами.
С целью лучшего постижения сути данного единства, представим океан... Безмерный и вечный океан - будущий Родитель всего что появится видимого и невидимого. Океан может пребывать всего в двух состояниях: покоя (латентная фаза, сон без сновидений) и движения (пробуждения, проявления, дифференциации).
Первичный побуждающий стимул к движению океана предвечной, еще не проявленной материи, исходит от вечно сущей не познанной и никогда не проявляющейся субстанции (Единый, Абсолют, Беспричинная Первопричина всего и т.п.). Представим его образно как инициирующий движение луч. Он светит в самое нутро мирового яйца, в готовую развернуться во Всё точку. Так Абсолют запускает новый цикл зарождения жизни Вселенной, пробуждая ото сна Великую Материю (мать всего что есть, которая также является частью Абсолюта во время сна).
Абсолют соответствует мужскому принципу в его высшем аспекте, Материя - высшему женскому принципу. Кстати зарождение микрокосма, т.е. человека, происходит по той же аналогии. Так вот, когда Абсолют соединяется в вечном вальсе с первичной Материей, происходит ее первая дифференциация, результатом которой является Высочайший Разум Вселенной (назовем его Логос). Это божество вселенского масштаба и первый проявленный разум, который уже можно как-то "ощутить", разумеется, не самому обычному человеку в общепринятом понимании.
Именно он (сын своего отца) будет дальше дифференцировать Материю, пока не создаст семь (как минимум) ярусов или сфер Вселенной. Правда делать он это будет не один. Подобно своему никогда не проявляющемуся отцу, он также будет посредством собственной воли (крияшакти) активировать процесс зарождения себе подобных Логосов только менее масштабного уровня. И те в свою очередь будут действовать аналогичным образом.
Все произведенные на свет дифференциации, в отличие от Абсолюта и предвечной Материи, уже конечны в пространстве и времени, хотя и непостижимо огромны. Наша видимая Вселенная со всем содержимым, в т.ч. Землей с ее гомосапиенсами - это седьмое последовательное проявление Великой Материи, которая также является одним из аспектов Абсолюта.
Седьмая дифференциация самая плотная в материальном плане и таковой останется до конца манвантары относительно первых шести сфер или проявленных дифференциаций. Конечно, все это не стоит на месте и имеет свои циклы развития. Их также семь. Когда развитие достигает своего хронологического пика (конец 7 цикла), многоуровневая Вселенная начинает "схлопываться" (коллапсировать) в обратном порядке по принципу матрешки, возвращаясь снова в состояние сна.
Последнее (Пралайя или сон) - самое загадочное состояние среди всех возможных. Предполагается что после манвантарного сворачивания и ухода в пралайю, все разумы, все отдельные Эго воссоединяются с Абсолютом. И теоретически, только на том уровне слияния с Абсолютом, он может быть познаваем в принципе. Говоря иными словами, все происходящее там (как и не происходящее) считается самой большой тайной жизни.
Все.... Цикл завершен. Фаза покоя равна в своей длительности активной фазе, как у нас день и ночь. После сна все пойдет по кругу и начнется новый цикл, сложность которого превзойдет по линии разума и психики предыдущий цикл и уступит циклу следующему. Все это напоминает колесо, вечно катящееся на просторах эволюции. Здесь важно уточнить, что циклы бывают большие и малые (промежуточные). Например, цикл нашей Солнечной системы будет являться малым по отношению к циклу Вселенскому, а Земной - к Солнечному.
Но не столько важен масштаб и уровень цикла, сколько его общая аналогия. Как было показано, все начинается с точки, воздействие на которую приводит к интенсивному разворачиванию ее в пространстве. По сути, к взрыву (ничто не напоминает...?).
Точка и ее развитие - центральное звено мирового эзотерического учения.
Вот, например обещанный фрагмент Тайной доктрины Блаватской:
"..."Луч" "Вечной Тьмы" становится, после своего исхождения, Лучом блистающего Света или Жизни, и пронзает "Зародыш" - Точку в Мировом Яйце, представляющую Материю в ее абстрактном смысле. Но термин "Точка" не должен быть понят, как приложимый к какой-либо определенной точке в Пространстве, ибо в центре каждого атома имеется зародыш, и все они в совокупности своей образуют "Зародыш"; или, вернее, так как ни один атом не может быть видим нашим физическим глазом, совокупность их (если только термин этот может быть применен к тому, что беспредельно и бесконечно) образует Нумен вечной и нерушимой Материи..."
Что здесь общего с теорией Большого Взрыва в научном изложении? И в чем состоит разница?
Дело в том, что сценарий, рассматриваемый в первой и второй частях статьи, начинается достаточно похожим образом. Разница заключена лишь в том, что научный вариант БВ затрагивает один контур, а космология древних - семь. Именно в этом звене физического плана существования кроется и сходство, и различие двух мировоззренческих моделей. Хотя основная нить заключена не в ярусах Вселенной, а в степени допущения присутствия Высшего Разума, причинности всего.
Выводы современного научного зрения могут выигрывать в физических деталях, но безутешно проигрывают логике глобального подхода эзотерической философии, формирующей картинку в целом. Опять же повторюсь, не имеет смысла сравнивать форму и содержание.
А что касается вопроса о том, какая была жизнь перед громом Большого Взрыва. Ответ на удивление прост, продиктован вечностью и ожидаемо вытекает из самого вопроса.
До Большого Взрыва существовала та же самая жизнь, возможно, той же структуры, только менее сложной организации.