(Камалока или Гадес) и Временный (человеческий). В халдейской системе именно в
Постигаемом Мире, во втором, появляются "семеро ангелов присутствия", или сефироты (трое
высших в сущности представляют собою одно и также общую сумму всех). Они также являются
"Строителями" Восточной Доктрины: и только в третьем, небесном мире, семь планет и наша
солнечная система построены семью планетарными ангелами, причем планеты стали их
видимыми телами. Следовательно - как правильно сформулировано - если вселенная в целом
образована из Вечной Единой Субстанции или Сущности, то не эта вечная Сущность,
абсолютное божество, придает ей форму; этим занимаются первые Лучи, ангелы, или дхиан-
коганы, которые эманируют из Единого Элемента, который, периодически становясь то Светом,
то Тьмою, остается вечно, в своем Корневом Принципе, непознаваемой и все же существующей
Реальностью.
Ученый западный каббалист м-р С. Л. Макгрегор Матэрс, чьи рассуждения и заключения тем более выше всяких подозрений, что он не обучался восточной философии и не знаком с
тайными учениями ее, пишет по поводу первого стиха Книги Бытия в одном неопубликованном
очерке:
Berashith Вara Elohim - "В начале элохимы сотворили!" Кем являются эти
элохимы "Книги Бытия"?
Чтобы отыскать действительное значение символизма, заключающегося в слове элохим, мы
должны обратиться к ключу еврейской эзотерической доктрины, к малоизвестной и еще меньше
понятой "Каббале". Там мы найдем, что это слово представляет собою две соединенные
мужские и женские Силы, равные и неделимые, сочетающиеся в вечном союзе для поддержания
вселенной - это великие Отец и Матерь Природа, в которых преобразуется Вечно Единое,
прежде чем вселенная может существовать. Ибо "Каббала" учит, что прежде чем божество не
приспособилось таким образом - т. е. как мужское и женское - Миры вселенной не могли
существовать; или словами Книги Бытия, что: "земля была бесформенна и пуста". Таким
образом, устроение элохимов является концом Бесформенности и Пустоты, и Тьмы, ибо только
после этого устроения руах элохим - "дух элохимов" - может вибрировать над ликом Вод. Но
это только очень малая часть той информации, которую посвященный может извлечь из
"Каббалы" в отношении этого слова "элохим".
Здесь следует обратить внимание на путаницу - если не на нечто худшее - которая царит в западных толкованиях "Каббалы". Сказано, что Вечно Единое преобразуется в два, в Великого
Отца и Матерь Природы. Прежде всего, это ужасно антропоморфическая концепция - прилагать
термины, подразумевающие половые различия, к самым ранним и первым дифференциациям
Единого. И еще более ошибочно будет отождествлять эти первые дифференциации - Пурушу и
Пракрити индийской философии - с элохимами, с творящими силами, о которых здесь
говорится; и приписывать этим невообразимым (для наших умов) абстракциям формирование и
построение этого видимого мира, полного боли, греха и печали. На самом деле "творение
элохимами", о котором здесь говорится, есть "творение" гораздо более позднее, и элохимы,
далеко от того, чтобы быть верховными или даже возвышенными силами в природе, суть только
низшие ангелы. Таково было учение гностиков, наиболее философское изо всех учений ранних
христианских церквей. Они учили, что несовершенства этого мира обязаны своим
происхождением несовершенствам его Зодчих, или Строителей - несовершенных и потому
низших ангелов. Еврейские элохимы соответствуют Праджапати индусов, и в другом месте
показано, руководствуясь эзотерическими толкованиями Пуран, что Праджапати были только
ваятелями человеческой материальной и астральной формы; что они не могли дать ему разума
или рассудка и поэтому, на символическом языке, им "не удалось сотворить человека". Но
чтобы не повторять то, что читатель найдет в другом месте настоящего труда, его внимание
должно быть обращено только на тот факт, что "сотворение" в этом стихе не есть первичное
Сотворение, и что элохимы не есть "Бог", ни даже высшие планетарные духи, но зодчие этой
видимой физической планеты и человеческого материального тела, или оболочки...".