Долгалев Виктор Федорович : другие произведения.

В защиту теории взрыва вселенной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Считается, что гипотеза образования вселенной посредством взрыва заявила о себе только в двадцатом веке, но уже античные мудрецы Гесиод, Парменид, Эмпедокл прощупывали схожее мировоззрение, когда жизнь зарождалась через смерть, через катастрофу. Религиозным невежам и противникам этой теории стоит напомнить примелькавшуюся фразу из Евангелия: КТО СТАНЕТ СБЕРЕГАТЬ ДУШУ СВОЮ, ТОТ ПОГУБИТ ЕЕ; А КТО ПОГУБИТ ЕЕ, ТОТ ОЖИВИТ ЕЕ(Лука 17:33). Что говорит русское слово "взрыв", если привести однокоренные вариации: нарыв, разрыв, прорыв, порыв в смысле рывка, вдохновения, воодушевления? Как похоже это слово на побег, если не из евангельской апокалиптической катастрофы(Матфей 24:16,20), то на побег семени, росток, начало жизни! Немецкое слово Ausbruch и означает "начало" помимо прочих своих смыслов: взрыв, вспышка, извержение и побег тоже, хотя в словаре есть примечание, что это побег из тюрьмы, но ведь и тело, которое нами изжито, истрёпано до обездвиженности, до маразма разве не тюрьма? Особенно мне нравится как аналог взрыва украинское слово "выбух". Да, оно тоже сопровождается страданиями и при рождении младенца женщиной, и при проклёвывании семени, констатирующим его смерть, и в болезненном пробуждении весны, и в утренней заре, обещающей вспышку и взрыв света. Конечно, многие такие явления выбуха происходят в замедленном темпе, но если их прокрутить быстрее, необязательно они будут пугалом. Вот хаос революции, но это опять же какая-никакая, а может, даже восторженная жизнь. А непримечательный бутон, распускающийся в яркий цветок! А взрыв аплодисментов и крики "бис", подстёгивающие певца на продолжение концерта! А долгожданный гол с триумфом трибун, свидетельствующий, что взрыв - победа! А семейный конфликт ведь тоже взрыв, происходящий по причине, когда противоположности занивелировали свои потенциалы, и вместо согласия вынуждены быть ненужными, отдаляться, а отдалившись, опять притягиваются. А разрыв плотины, сулящий гибель ниже по течению, и он происходит по простой причине: сколько не сжимай пружину, она обязательно взорвётся, освободится. А стратификация семени, давление на него неблагоприятными погодными условиями, - оно непременно проклюнется, зачирикает, когда почувствует согревшуюся почву. Да такова и оппозиция, угнетаемая властями, - она уверена в грядущем взрыве.
   Я пояндексил антоним к слову "взрыв", и получилось, что "спад". Скорее, он относится к экономике, и мне, как любителю обобщений термин не совсем понравился. Что же тогда - "вбух"? Но вроде такого слова нет даже в украинском языке, хотя бухать могут и в России, и в Украине. Втык! После втыка и женщина благоухает, и подчинённый благодаря начальнической вздрючке и наставлению горы может сдвинуть. Впрочем, кому не нравится это скабрезное слово, можно сосредоточится на сингулярности, - этот термин пасётся во многих науках и переводится с латыни как единственный, особый, тогда как взрыв предполагает разорванную множественность, как бы инфляцию. Сингулярность - точка, которая стремится к нулю, но эта точка, совокупность всего мироздания под философским названием Универсум. Нуль - это фактически чёрная дыра, которая сужает и втягивает вселенную, а что за чёрной дырой, наука предполагать не может. Но я обращу внимание читателя на знаменательницу-луну, когда она в ущербе достигает тривиального нуля и становится невидимой. Так что же после этой невидимости? Взрыв, вспышка света, называемая новолунием. Точка сингулярности до того сдавливается и становится плотной и термоядерно горячей, что происходит взрыв. Свет нарастает до полноты, и это центробежная мужская сила, которая в ущербе опять засасывается чёрной женской центростремительной дырой. То есть тайны здесь никакой нет - обычный новый круговорот жизни. Конечно, в марьяжной постели это происходит безболезненно: женская дыра не всего мужчину затягивает, а только его семенную жидкость. Но если слишком зацикливаться на сексе, возможно, что и душа почернеет от такого соседства. Не зря же Соломон назвал женщину смертью(Екклесиаст 7:26).
  
  Страстью к девам полногрудым неустанно не гори:
  Злая хворь в тебя проникнет и уляжется внутри -
  Ведь избыток удовольствий безразличием чреват,
  Избегай соитий лишних, будешь сам тому не рад,
  Обнаружив слишком поздно, что недугами полна,
  В щелки женщин провалилась жизни светлая весна.
  (Шейх Нефзауи, Сад благоуханный)
  
   Тем не менее у пророка Иеремии написано, что жена спасёт посредством чёрной дыры энтропированного и болезного мужа(Иеремия 31:22), - так написано в синодальном переводе, а в других переводах - взыщет, защитит, окружит, то есть охомутает. И действительно, стоит появиться новолунию, у тьмы уже есть светлый партнёр, и в других фазах продолжается это единство и борьба противоположностей, хотя рост назван прямым путём, а ущерб - кривым, потому что ширится и преобладает тьма: ПОСТАВЬ СЕБЕ ПУТЕВЫЕ КАМНИ, УСТАНОВИ ВЕХИ, ОБРАТИ СВОЁ СЕРДЦЕ НА ПУТЬ ПРЯМОЙ, ПО КОТОРОМУ ШЛА ТЫ ПРЕЖДЕ! ВЕРНИСЬ, О ДЕВА ИЗРАИЛЕВА, ВЕРНИСЬ В ГОРОДА СВОИ! ДОКОЛЕ БУДЕШЬ МЕТАТЬСЯ, О ДОЧЬ-ОТСТУПНИЦА?!(Иеремия 31:21-22, перевод с древнееврейского Л.В. Маневича) Камни, по-библейски означают семёрки, то есть фазы луны, ведь древние жили по лунному календарю.
   Но можно отследить суть чёрной дыры во вселенной и по дереву. Корни это сужающиеся центростремительные силы, а ветви - расширяющиеся центробежные. Между ними бревно, с одной стороны которого "вбух", с другой выбух. Но в спирали вселенной перемычку между охвостьями, одним из которых служит Млечный путь, астрономы назвали не бревном и стволом, а баром. Чёрная эта дыра - тесный путь из подземной тьмы в жизнь(Матфей 7:13). Впрочем, Христос, олицетворяющий Путь, предлагает извлекать из себя не только изжитые сучья-охвостья, но и трухлявое бревно(Лука 6:42), ведь отпавшие семена с дерева обещают рождение новых обителей(Иоанн 14:2).
   Можно отследить суть сингулярности и чёрной дыры по морю-океану. Множество потоков несут больные воды, которые мы безуспешно пытаемся качественно улучшить посредством очистных сооружений, но испарения с моря-океана возвращают истинную родниковую чистоту в родники, и испарения тоже своего рода взрыв.
  
  Я вступаю в возраст скверных предчувствий,
  верных предвидений, отсеянной чепухи;
  то, что было потоком, становится тихим устьем,
  расползается вширь,
  лениво дробится на ручейки.
  
  Время писать покаянки оставленным жёнам:
  бес, мол, попутал, вселился в ребро (а на деле - в пах!).
  Отражать облака. Быть самому отражённым
  в этих непроницаемых облаках.
  
  "Сынку, подай воды. Нет, лучше крепкого чаю.
  Да ну его, чай, принеси мне вина стакан."
  
  Русло мелеет, мельчает, а я по капле впадаю
  во что-то большое, солёное, древнее...
  Видимо, в океан.
  (Геннадий Акимов, Океан)
  
  
   А динамика между женским циклоном и мужским антициклоном очищает воздух в регионах земли, и ветры - это тоже взрывы. Можно привести ещё много примеров из природы, по которым можно разгадать суть сингулярности, но нельзя утомлять читателя. Достаточно сказать, что сингулярность или "черная" дыра помимо астрономии бытует в философии, математике, биологии, технологии, экономике, общественных отношениях...
   Эмпедокл вместо элипсовидной перемычки центром мироздания провидит огненный шар опять же с охвостьями. Этот Сферос образован четырьмя первоэлементами, главный из которых огонь, его Эмпедокл называет лучезарным Зевсом, трём другим стихиям он тоже присваивает имена греческих божеств: земля - животворящая Гера, воздух - Гадес, вода - слезами текущая в смертных источниках Нестис. Первоэлементы - вовсе не наивные конструкции античных мудрецов косной, неодушевлённой материи, это душевные, а, может, даже духовные стержни. Эмпедокл считает, что нервы образуются из земли и огня в соединении с двумя частями воды. Ногти состоят из нервов, которые охлаждаются под действием воздуха. Кости содержат две части воды, две части земли и четыре части огня. Увы, я от мудрости древнегреческого учёного далёк, но всё же понимаю, что восходящие весна, восток, социализм благоденствуют под эгидой воздуха; приземлённые осень, запад, феодализм подвержены власти земли; властные лето, юг, рабовладельческий строй - порядки мужского огня; коварные зима, север, капитализм - женские заморочки разных состояний воды от пара до льда. Всё-всё можно рассортировать по первоэлементам, даже масштабные циклы: криптозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Или совсем крошечные: яйцо, личинка, куколка, крылатая особь. А власти, они ведь тоже цикличны: Ленин(земля, осень), Сталин(вода, зима), Хрущев(воздух, весна), Брежнев(огонь, лето), Горбачёв(земля, снова осень и конец социализма).
   Движущими силами первоэлементов у Эмпедокла являются Любовь и Вражда. Любовь притягивает первоэлементы и с ними все существа в центре, в то время как Вражда курирует края Сфероса. Есть русская пословица: вместе тесно, а врозь скучно. Действительно, в любви такая спаянность и монолитность, что даже до потери качеств первоэлементов. Например, в едином евнухоиде, как впрочем и в весне, мужские и женские качества так сошлись, что даже это выглядит уродством. Но Бог уверяет апостола Павла, когда тот просит у него силы, - сила в слабости!(2 коринфянам 12:7-10) А ведь Всевышний себя в пример подаёт, в буддизме, например, такие термины, как Ничто, и Пустота говорят о Боге. Да и Христос напоминает, что унижение выше всего(Лука 14:11). Гермафродит с полновесными мужскими и женскими качествами, как и осень, является промежуточной стадией, когда главные ипостаси Ян и Инь находятся во вражде. В апокрифической ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА вскользь описываются щадящие качества стихий в Любви и их категоричная нетолерантность при Вражде(Премудрости Соломона 16:17-29). Но вообще Любовь и Вражда, равно как Свет и Тьма, присутствующие в знаменательнице-луне, это навсегда во вселенском мироздании. В иудаизме об этом Соломон заявляет(Екклесиаст 3:1-8), в Евангелии - Христос, взявшийся за меч(Матфей 10:34), в индуизме роль динамичного женского начала вселенной выполняет один из божеств триады - Шива-разрушитель. Смерть дважды наступает в витке вселенской спирали: при "вбухе", когда первоэлементы соединяются, и при "выбухе", когда стихии разбегаются. В первом случает умирает индивидуализм, во втором - единство. Но я бы убрал слово "смерть" из своей статьи: смерти нет, есть метаморфозы.
   Далее я помещаю сохранившиеся отрывки из поэмы Эмпедокла "О природе". Но кто считает это античной галиматьей, можно не читать: я кратенько уже разжевал мировоззрение Эмпедокла, как своё.
  
   1. Ты же послушай, Павсаний, разумного, сыне, Анхита!
   2. Скудные средства познания нашим дарованы членам,
   Множество скверн и напастей смущает пытливые думы.
   Малый узрев лишь удел человеческой жизни злосчастной,
   Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья,
   5 Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило
   В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать:
   Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно,
   Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к познанью,
   Сведать готовься лишь то, что смертная мысль прозревает.
   3. ... Скрыть в глубине немого, как рыба, сердца . ..
   4. Но от глаголов моих отвратите безумцев гордыню,
   Чистый источник из уст непорочных пролейте, о боги!
   Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева,
   Муза, ко мне снизойди на послушной тебе колеснице,
   5 Благоговейное слово неся краткодневным созданьям.
   [663]
    
   Нет, не заставит меня обольщение чести и славы
   В мире сем тленном, смирения дерзко нарушив пределы
   Речью греховною, к мудрости горним обителям вспрянуть.
   Нет, но исследовать должен ты всячески, где что открыто,
   10 Зрению вовсе не более веры давая, чем слуху,
   Ни громогласному слуху не больше, чем ясному слову;
   Ни остальных твоих членов, только путь есть познанью,
   Веры твоей не лишай, а исследуй, где что открыто.
    
   5. Свойственно людям негодным сильнейшему слову не верить.
   Ты же, как то велят откровенья правдивые Музы,
   В сердце своем различи слово истины, правду чтоб сведать.
    
   6. Выслушай прежде всего, что четыре есть корня вселенной:
   Зевс лучезарный, и животворящая Гера, и Гадес,
   Также, слезами текущая в смертных источниках, Нестис,
   7. ... Непроизводные...
   8. Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном
   Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти:
   Есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что-смешалось,
   Что и зовут неразумно рождением темные люди.
    
   9. Что бы за смесь ни явилась на свет: человек или птица,
   Дикий ли зверь или куст, - всё равно неразумные люди
   То происшедшим зовут; когда ж разрешится на части
   Тленная тварь, то губительной смертью они прозывают,
   Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду.
   10. ... Мстительную смерть ...
   11. Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают,
   Будто, действительно, раньше не бывшее может возникнуть,
   Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было.
   [664]
    
   12. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно,
   Также и сущее чтобы прешло, - ни на деле, ни в мысли
   Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы.
   13. Нет во вселенной нигде ни излишка, ни места пустого.
   14. Нет во вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?
   15. Мудрый муж никогда в своем сердце того не помыслит.
   Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы, положен
   Смертным добрым и злым; и что, прежде чем плоть сотворилась,
   Были все люди - ничто, и в ничто они вновь разрешатся.
    
   16. Ибо как были они искони, так и будут - две вместе:
   Думаю, их несказанное время вовек не лишится.
    
   17. Речь моя будет двоякая: ибо - то в множества недрах
   Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве.
   Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:
   Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью,
   То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой находит.
   Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах:
   То, Любовью влекомое, сходится всё воедино,
   То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга.
   <Так, поскольку единство рождается без перерыва>
   В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, -
   Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
   Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах.
   Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
   Выслушай слово мое: возращает учение разум.
   [665]
    
   15 Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья,
   Речь моя будет двоякая: ибо - то в множества недрах
   Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве,
   Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,
   Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь,
   20 В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду.
   К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье.
   Смертные членам своим врожденной ее почитают,
   В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник.
   Радостью и Афродитой богиней ее величая.
   25 Но ни один смертный муж не познал, что она обегает
   Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье.
   Все они равны и все одинаково древнего рода,
   Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
   Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.
   30 К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:
   Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.
   Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
   Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?
   Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,
   35 В образах разных являются, теми ж всё оставаясь.
    
   18. ... Любовь...
    
   19. ... Единящею Любовью ...
    
   20. Ясно то можно узреть в совокупности членов, телесных:
   То, Любовью влекомые, сходятся все воедино
   Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы;
   То, напротив. Враждой разъятые злой, каждый порознь
   5 В шумном прибое житейского моря у брега блуждают.
   Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,
   Так и у горных зверей и у птиц, сих ладей окрыленных.
   [666]
    
   21. Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры,
   Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами.
   Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,
   Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,
   5 Вот и дождем нисходящая, темная, хладная влага,
   Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.
   Все во Гневе они разновидны и врозь существуют,
   Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной.
   Ибо из них всё, что было, что есть и всё то, что будет:
   10 В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены,
   Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы,
   Также и боги из них, многочтимые, долгие днями.
   Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
   В видах различных являются: столько их смесь изменяет
    
   22. Все они - солнце, земля, необъятное небо и море, -
   Все стремятся равно к единению всеми частями,
   Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей зарожденьи
   Так равно и все те, что более склонны к смешенью,
   5 Страстью взаимной пылают, по воле самой Афродиты.
   Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласят
   Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком:
   Купно сойтись неспособны они, и властвует ими
   Беспрекословно Раздор, такую им давший природу.
    
   23. Как живописцы, глубоким умом изучивши искусство,
   Дар многоцветный бессмертным богам принести собираясь,
   Краски различные в руки берут и потом, соразмерно
   Смешивать их начиная - одних и других понемногу,
   5 Образы схожие всяких предметов из них производят:
   То вырастают деревья, то мужи выходят и жены,
   Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы
   Даже и боги, почетом отличные, долгие днями;
   Так да ума твоего не коснется обман заблужденья,
   10 Будто иной есть источник безмерно-великой вселенной,
   Но убедись, что он в них, божественным внявши глаголам.
   [667]
    
   24. ... Нагромождая одно заглавие на другое, не доводить
   до конца одной стези повествования ...
    
   25. ... Ведь, что нужно, то и дважды хорошо поведать ...
    
   26. Властвуют поочередно они во вращении круга,
   Слабнут и вновь возрастают, черёд роковой соблюдая.
   Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
   Образ людей и животных различных пород принимают.
   5 То, Любовью влекомые, сходятся в стройный порядок,
   То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь друг от друга,
   Чтобы в единое целое снова затем погрузиться.
   Так, поскольку единство рождается без перерыва
   В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, -
   10 Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
   Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах, -
   Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
    
   27. Там ни быстрых лучей Гелибса узреть невозможно,
   Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:
   Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился
   Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
    
   27а. Ни непристойной борьбы, ни ссоры нет в его членах.
    
   28. Равный то был отовсюду и всяких лишенный пределов,
   Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
    
   29. Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают,
   Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей детородных:
   Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос.
    
   30. Но как скоро Раздор возрос и окреп среди членов,
   К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время,
   Клятвой великою им предреченное порознь обоим...
   [668]
    
   31. Дрогнули члены у бога один за другим по порядку.
    
   32. ... Сочленение связывает два...
    
   33. Как смоковничный сок молоко заставляет сседаться ...
    
   34. . . . Склеив ячменную муку с водою ...
    
   35. Но, обратившися вспять, пойду по пути песнопений,
   Раньше избранному мной, из глагола глагол извлекая.
   После того как Раздор в глубочайшие недра пучины
   Путь свой направил, в центре же вихря Любовь воцарилась,
   5 Все они* там воедино сливаются, мало-помалу
   С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят
   Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий.
   Часть их,** однако, большая, черёд соблюдая с другими,
   Смеси бежит, одержимая окрест лежащим Раздором.
   10 Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам
   Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов.
   Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько
   Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался.
   Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось,
   15 Жизненный путь изменивши, из чистого ставши нечистым.
   Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий
   В образах многоразличных и дивных на вид происходят.
    
   36. К крайним пределам Раздор отступал при их единеньи.
    
   37. Тело земли из земли, из эфира эфир вырастает
    
   38. Скажем о первых и равных по древности мира основах,
   ________________________
   * Стихии.
   ** Стихий.
   [669]
    
   В коих возникло всё то, что ныне мы зрим во вселенной:
   Бурное море, земля, бременеющий влагою воздух,
   Также эфирный Титан, облекающий вкруг мирозданье.
    
   39. Если земли глубина и эфир беспредельно-велики,
   Как то гласят празднословные многих людей утвержденья,
   Малый узревших удел из всего, что открыто познаныо ...
    
   40. С кротким ликом луна и разящее стрелами солнце ...
    
   41. Солнце, собравшися в диск, обтекает великое небо.
    
   42. .......... лучи у него затмевает,
   Прямо под ним протекая и тень полагая на землю
   Тех же размеров, какие луне светлоокой присущи.
    
   43. Солнечный свет, отражаясь в широкой луне круговидной...
    
   44. Солнце бестрепетным ликом к Олимпу свой свет отражает.
    
   45. Чуждый свет круговидный вокруг обтекает всю землю.
    
   46. Втулка так в колеснице вращается, столб огибая...
    
   47. В лик священный владыки глядит предлежащий пред нею...
    
   48. Ночь же земля производит, лучи преграждая собою.
    
   49. ... Пустынной и слепоокой ночи ...
    
   50. С моря приносит Ирида дождь проливной или ветер.
    
   51. ... Быстро вверх ...
    
   52. ... Под землею горит много огней...
   [670]
    
   53. Двигался именно так он в то время, но часто иначе . .
    
   54. Длинными в землю корнями, внедрившись, эфир проникает.
    
   55. ... Море - пот земли ...
    
   56. Быстрыми солнца лучами стесненная соль отвердела
    
   57. Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,
   Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко
   Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих.
    
   58 . . Блуждали одночленные органы ...
    
   59. Но как скоро тесней божество с божеством сочеталось,
   Купно тогда одинокие члены сошлись, как попало,
   Множество также других прирождался к ним беспрерывно.
    
   60. ... С волочащимися ногами, с неразделенными конечностями...
    
   61. Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых,
   Твари бычачьей породы с лицом человека являлись,
   Люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов:
   Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари.
    
   62. Выслушай ныне о том, как огонь, выделяясь, ко свету
   Вывел в ночи сокровенные отпрыски многострадальных
   Мужей и жен; ибо речь та не будет пуста, ни бесцельна.
   Цельноприродные чада земли выникали сначала,
   5 Равный удел получившие воздуха теплого с влагой.
   Огнь их выталкивал вверх, сочетаться желая с подобным,
   Вовсе еще не имевших ни стройной гармонии тела,
   Ни человеческой речи, ни мужам присущего члена.
    
   63. Надвое членов природа разорвана: часть из мужчины..
   [671]
    
   64. Брачные узы чрез очи связующий следует Потос ...
    
   65. В чистое место вливается: с холодом там повстречавшись,
   В образе жен выникает ...
    
   66. ... Расколотые нивы Афродиты ...
    
   67. В более теплых частях самец зарождается в чреве.
   Вот почему все мужчины смуглее и мужеством краше
   И волосатее жен ...
    
   68. В месяц восьмой в день десятый сок появляется белый.
    
   69. ... Двоякорождающие..
    
   70. . Кровяная чаша . . .
    
   71. Если вера твоя ненадежна в мои поученья,
   Как из смешенья воды, и земли, и эфира, и солнца
   Образы все и цвета преходящих возникли созданий, -
   Все, сколько б ныне на свет их ни вышло из рук Афродиты...
    
   72. Как деревья огромные вышли, как рыбы морские...
    
   73. Землю Киприда, дождем оросив и согревши дыханьем
   Теплым, огню предала закалить ее пламенем быстрым.
    
   74. Рыб обильно-семянных ведя неразумное племя...
    
   75. Внутренность тела плотна, но рыхлы наружные части:
   Свойство такое они получили из дланей Киприды,
    
   76. Так то бывает у тварей морских, скорлупой отягченных, -
   У черепах, у улиток, закованных в каменный панцырь:
   Там ты увидишь повсюду над кожей лежащую землю.
   [672]
    
   77. ... Вечнозеленый ...
    
   78. ......... сообразно
   С воздухом, круглый весь год процветают плодов изобильем.
    
   79 Маслина прежде всех прочих деревьев плоды порождает
    
   80. Позднего сбора гранаты и яблоки с сочным наливом
    
   81. В кору проникнув извне, вином бродит в дереве влага
    
   82. Волосы, листья и перья густые у птиц и на рыбах
   Плотный покров чешуи - из одной происходят основы
    
   83. Спину ежей покрывает колючая грива щетиной.
    
   84. Так путешественник, в бурную ночь собираясь в дорогу,
   В ярко горящем огне очага зажигает светильник,
   Пламя от ветра порывов вокруг фонарем ограждая:
   Тщетно бушующих ветров дыхание окрест ярится,
   5 Свет же, поскольку он тоньше, наружу проходит, лучами
   Яркими путь от порога вперед освещать начиная: -
   Так и огонь изначальный, - что в глаза покровах и тканях
   Тонких, искусно насквозь пробуравленных в виде воронок,
   Замкнут, - за круглым зрачком с той поры стал скрываться,
   10 Ткани удерживать стали наплыв обтекающей влаги,
   Доступ огню открывая наружу, поскольку он тоньше
    
   85. Кроткое пламя в глазу с частичкой земли сочеталось
    
   86 Отдыха чуждые очи из них создала Афродита
    
   87. Крепкими узами страсти снабдившая их Афродита.
    
   88. ...Из обоих происходит одно зрение.
   [673]
    
   89. Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи исходят.
    
   90. Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало стремиться,
   Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой сочеталась.
    
   91. Смесь охотно с вином образует вода, но не с маслом.
    
   92. ... Медь, смешанная с оловом ...
    
   93. ... К полотну примешивается багрец светлого самбука...
    
   94. Мрак, покрывающий дно у реки и царящий под сводом
   Гротов пещерообразных, всегда происходит от тени.
    
   95. Купно срастаться глаза под дланями стали Киприды.
    
   96. Но земля преблагая в своих мощногрудых горнилах
   Два из уделов восьми получила от светлой Нестиды,
   Дважды же два от Гефеста; из них стали белые кости,
   Связями дивной Гармонии купно с собой сочетавшись.
    
   97. ...Хребет...
    
   98. После того как земля в совершенную гавань Киприды
   Якорь забросила, - равными там сочеталась частями
   С светлым эфиром, Гефестом и влагой, дождем нисходящей,
   Разве лишь малой частицей то больше, то меньше бывая.
   Смесь же их кровь породила и прочие виды все плоти.
    
   99. ... Колокольчик ... Мясистый отросток ...
    
   100. Вот как дыхание тварей живых происходит: из плоти
   Трубки, лишенные крови, к поверхности тела проходят,
   В устьях которых наружные кожи покровы сквозными
   Мелкими щелями густо усеяны, так что для крови
   5 Доступа нет, но эфир проникает легко чрез отверстья:
   [674]
    
   Всякий раз как оттуда нежная кровь отливает,
   Бурной волною эфир устремляется внутрь с клокотаньем;
   Но лишь только она возвратится, он вновь вылетает.
   Так водяными часами из меди блестящей играет
   10 Девочка; ибо когда, всё отверстие трубки зажавши
   Ручкой изящною, в мягкую массу воды серебристой
   Их погружает, то влага в сосуд не проходит, давленьем
   Воздуха сжатого там у отверстий теснимая частых.
   Но лишь только сгущенному воздуху доступ откроет,
   15 Тотчас давление слабнет, и влага в сосуд проникает.
   Точно так же, когда весь сосуд наполняет водою
   Девочка, ручкой своею зажавши отверстие трубки, -
   Внутрь устремляясь извне, эфир оттесняет к проходу
   Узкому, глухо-шумящему влагу, сам верх занимая.
   20 Но, с удаленьем руки, обратное прежнему зрится:
   Воздух во-внутрь устремляется, влага же прочь вытекает
   Так, - всякий раз, когда нежная кровь, разлитая по членам,
   Вспять обращаясь, во-внутрь отливает, - теченье эфира
   Тотчас же, бурной волною вздымаясь, ей вслед проникает;
   25 Но, с возвращеньем ее, он вновь вылетает обратно.
    
   101. Пес, чутьем находя частицы животного тела,
   Те, что на пастбище сочном от ног остаются у дичи...
    
   102. Так у всего, что живет, обоняние есть и дыханье.
    
   103. Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям разумность.
    
   104. И, поскольку тончайшие тельца столкнулись в паденьи ...
    
   105. В бурных волнах обегающей крови питается сердце;
   В нем же находится то, что зовем мы так часто мышленьем:
   Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает.
    
   106. Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем.
   [675]
    
   107. Ибо из них всё, что есть, сочеталося в стройный порядок,
   Ими же думают люди и чувствуют радость и скорби.
    
   108. За день поскольку свою изменяют все люди природу,
   Ночью постольку различные грезы их ум посещают.
    
   109. Землю землею мы зрим и воду мы видим водою,
   Дивным эфиром эфир, огнем же огонь беспощадный,
   Также любовью любовь и раздор ядовитым раздором.
    
   110. Если, в мои поученья уверовав сердцем, ты станешь
   Чистою мыслию их созерцать с благосклонным вниманьем,
   То несомненно они на всю жизнь тебе будут опорой,
   Множество также других обретешь из них ценных стяжаний;
   5 Ибо они вытекают одно из другого согласно
   С качеством каждого. Если же будешь стремиться к иному,
   В чем бесконечных скорбей и душевного мрака источник, -
   Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья,
   К милому лону природы родной возвратиться желая.
   10 Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли.
    
   111. Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют;
   Только тебе одному я открыть это всё собираюсь.
   Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,
   Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят;
   5 Если ж захочешь, - обратное вновь их воздвигнешь
   дыханье. Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро,
   В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень:
   Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.
   Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"