Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Кырк-Кыз: храм огня или дворец?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.96*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Сурхандарьинской области Узбекистана рядом с современным городом Термез сохранились отдельные сооружения Старого Термеза - города, который был основан на этой земле более двух тысяч лет тому назад. Кырк-Кыз - уникальное сооружение IX-XI веков, до сих пор хранит тайну своего назначения.
    Опубликован в еженедельнике "Леди" в феврале 2020 г.


Кырк-кыз: храм огня или дворец?

  
  Кырк-кыз. Вид с северо-западной башни на северо-восточную часть храма [Долгая Г.]
  Кырк-Кыз. Вид с угловой башни
  
   В Старом Термезе есть удивительное сооружение, которое до сих пор вызывает споры ученых не только о его назначении, но и о дате постройки. Называют его "Кырк-кыз" - кто загородной резиденцией дворцового типа, кто караван-сараем, кто крепостью. Об этом сооружении нет никаких данных в древних источниках, и только легенда, типичная для многих мест Средней Азии, говорит о некой прекрасной принцессе, которая скрывалась за стенами крепости от врагов вместе с отважными служанками-воительницами. Девушек-воинов было сорок. Отсюда и название "кырк-кыз", которое переводится на русский как "сорок девушек".
  
  Кырк-кыз. Старое фото [из интернета]
  Кырк-Кыз, фото начала 20-го века
  
   Исследование Кырк-Кыз началось в 1926 году во время первой экспедиции Музея Восточных культур. Историк, искусствовед Владимир Васильевич Згура описал памятник как "небольшой дворец или загородный Замок", не давая датировки.
   Ученый второй экспедиции Музея Восточных культур - архитектор, реставратор Борис Николаевич Засыпкин - в 1927 году сделал первые замеры памятника и дал ему определение как ханака - суфийский приют для дервишей, и предположил датировку постройки - VIII-IX века.
   Археолог, востоковед Михаил Евгеньевич Массон датировал Кырк-кыз VI-VII веками.
   Востоковед, историк искусства Борис Владимирович Веймарн считал, что Кырк-кыз был караван-сараем.
   Искусствовед, археолог Галина Анатольевна Пугаченкова приходит к выводу, что Кырк-кыз - это "летняя резиденция царствующего рода, выполненная в монументальных архитектурных формах" и связывает памятник с династией Саманидов.
  
  Кырк-кыз. Вид на восточную галерею. [Долгая Г.]
  Кырк-Кыз, вид на восточную галерею
  
   В наше время историками принимается версия Галины Анатольевны Пугаченковой, и памятник датируют IX-XI веками - временем правления Саманидов. Эта версия укрепляется еще и названием местности, где расположен памятник Кырк-Кыз - Шахри-Саман - Город Саманидов.
  
  Мавзолей Саманидов, 9 век. Бухара [Долгая Г.]
  Мавзолей Саманидов, Бухара
  
   Родоначальником династии Саманидов считается Исмаил Самани - эмир Хорасана и Мавераннахра в 900-907 гг., который принимает религию арабов, но, видимо, сохраняет приверженность к доисламским традициям. Об этом можно судить по усыпальнице Исмаила Самани, возведенной в Бухаре. Мавзолей Саманидов отличает своеобразная символика в архитектуре, не типичная подобным сакральным сооружениям исламского толка.
   Мавзолей имеет форму чортака (четыре арки) - купольного храма квадратного в плане, в котором заложена идея четырех стихий. Равновеликий крест, образованный проходами в сооружении Кырк-Кыз, тоже несет в себе смысл четырех стихий. Символ этот древний и использовался в религиях разных народов.
  
  План храма Кырк-кыз [из интернета]
  Кырк-Кыз. План
  
   Мавзолей Саманидов построен в IX веке. Он задуман открытым всем ветрам - в каждой стене куба был сквозной проход в виде арки. Если посмотреть на план сооружения Кырк-Кыз, то он едва ли не в точности повторяет план мавзолея Саманидов. Квадрат со стороной в 53.8 метра разделен на равные части крестом проходов, ведущих от середины стен. Внутренний дворик Кырк-Кыз мог быть прикрыт куполом, как Мавзолей Саманидов, а мог быть выполнен с круглым отверстием посередине, как зороастрийские храмы Ирана, к примеру, в Йезди. Планы храмов огня, сохранившихся в Иране - Чортак в Нейсаре пятого века до н.э., Храм огня в долине Джерре пятого века, - тоже подобны плану Кырк-Кыз. Основание - квадрат, по углам квадрата - круглые башни, проходы от центра стен составляют крест. В центре креста - священный огонь...
  
  Иран. Храм огня в долине Джерре [из интернета]
  
  План храма Чортак в Нейсаре. Иран [из интернета]
  
   Величие сооружения Кырк-Кыз дает основание предположить, что это мог быть храм! Стены высотой в два этажа, арочные проходы в кельи, открытые входы, ведущие к святыне, расположенной в центре храма - к огню! Никаких украшений стен, только изыски архитектуры: арки, своды, стреловидные окна, плюс особая кладка кирпичей в сводах - один к одному как в персидских храмах. Анализ культурных слоев памятника Кырк-Кыз показал наличие слоя золы на полу...
  
  Кырк-кыз. Вид на западную стену [Долгая Г.]
  Кырк-Кыз, вид на западную стену
  
  Кырк-кыз. Свод галереи с северо-восточной стороны  [Долгая Г.]
  Кырк-Кыз. Свод потолка галереи. Западная часть
  
  Храм огня в Иране. Кладка свода галереи [из интернета]
  Храм огня в Иране. Кладка свода галереи
  
  Иран. Атешкаде. Кладка свода [из интернета]
  Иран. Атешкаде. Кладка свода
  
  Иран. Открытый купол храма огня [из интернета]
  Иран. Открытый купол храма огня
  
  Кырк-кыз. Вид от северного входа на центр храма [Долгая Г.]
  Кырк-Кыз. Центр храма
  
  Чортог в Иране [из интернета]
  Иран. Чортак храма огня
  
   В одной из своих работ Галина Анатольевна Пугаченкова дает такое описание: "...скорее всего на линии стен айванов здесь лежало четыре мощных круглых столба. На них и на стенах находились сводчатые перекрытия галерей, проходивших по двум этажам и открытых в центральный пролет, увенчанный единственным верхним куполом".
   Известно, что страны Средней Азии не сразу приняли ислам. Несмотря на то, что арабы вели многолетнюю священную войну за распространение учения пророка Мухаммеда, жители Хорасана, Мавераннахра, Хорезма долго хранили старые традиции и поклонялись стихиям огня и воды. Появление в IX веке такого храма как Кырк-Кыз могло стать вызовом насаждаемой религии. Храм мог быть возведен и в более раннее время - в VI-VII веках. Спустя годы его разрушили как символ иной веры или он пришел в запустение сам, перестав быть центром притяжения староверов. Но старые развалины будоражили воображение людей, и они придумали легенду о прекрасной принцессе, охраняемой сорока воинственными амазонками.
   Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна памятника Кырк-Кыз? Чем дальше по времени, тем меньше остается фактов, тем привлекательней становятся легенды, связывающие реальность в виде руин и святую веру в добро и справедливость. И все же, истина дороже!
   Задача нашего поколения - сохранить наследие предков, не дать таким памятникам, как Кырк-Кыз превратиться в пыль, равно как и обрести современное облачение. Ведь для нас привлекательней всего древность! Современность мы творим сами.
  
  Кырк-кыз. Вид с северо-западной башни на центр храма [Долгая Г.]
  Кырк-Кыз. Вид с северо-западной башни на центр храма
  
   18 февраля 2020 г., Ташкент
  

Оценка: 8.96*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"