Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Обзор Ст-2016

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кузнецов Б., Буденкова Т., Вербовая О., Рожкова А., Сороковик А.


   Свободное творчество - 2016
  
   Тема: "Ярость идеи"
  
   1. Кузнецов Бронислав. "На дно, или Взвешенная ярость интеллектуалов"
   Фантастика
  
   Я так понимаю, что "взвешенная ярость интеллектуалов" выразилась в прощальном плевке. Но, тем не менее, рассказ показался мне не законченным. Я подразумеваю логичную концовку, когда читатель получает от нее удовлетворение. Разберем сюжет. Кратко, чтобы пояснить мою мысль. Некий студент Кай (фамилию упоминать не буду, ибо она не запоминается), являясь своего рода диссидентом, не принимает навязанный образ действий и мышления от неких "толстозадых" правителей планеты Юрбург. Из-за этого его, несмотря на высокие достижения в исследовании криптоистории, выдворяют на планету-ссылку, откуда вернуться практически нет возможности. Получив об этом уведомление, Кай проводит несколько часов в сопровождении неких стражей - следящих устройств. Но потом, когда зачитывается постановление о его ссылке, понимает, что в то время он был еще свободен - суд состоялся позже, а наставник Фенбонг превысил свои полномочия и арестовал Кая еще до приговора суда. Этот факт приводит Кая в ярость. Даже декан, который дал ему доверительную грамоту и с ней надежду на получение работы по специальности, и тот не друг ему вовсе. От отчаяния Кай делает последнее, что может сделать в свое отмщение - плюет в лицо наставника Фенборга. Все. Конец рассказа.
   Я бы назвала это завязкой. Далее должно следовать развитие каких-то событий, действий - прибытие на планету, общение с местными, поиск экспедиций, развитие каких-то отношений, кульминация, развязка.
   Акцент в повествовании сделан на размышлениях Кая. Они переданы легко, увлекательно. Гармонично чередуются с ненавязчивыми описаниями того, что происходит вокруг главного героя, описаниями окружающего пространства. Самого героя мы не видим. Но представляем его внутренний мир. Интересны рассуждения Кая о мыслях и действиях. Создается впечатление, что главный герой хорохорится, упомянутой яростью мысли поддерживает себя, хотя мысль о пожизненном заточении на далекой планете его угнетает.
  
   Несколько предложения, которые, на мой взгляд, можно поправить:
  
   По зрелом размышлении, Кай не стал бы никого дразнить - не понятно предложение
  
   Видимо, шансов вернуться и его выдать у Кая пренебрежительно мало. - вернуться и выдать его
  
   Приятно вспомнить, что какие-то из твоих действий извне недоступны.
      А ведь именно они - главный арсенал учёного-ксеноисторика. Мысли. - под "они" читаются не упомянутые далее мысли, а действия из первого предложения.
  
   О теме конкурса. В тексте рассказа есть прямое указание на тему: "яростные подрывные идеи". Но это не отражает соответствие теме. У главного героя отличное от его ровесников мышление. За это его высылают. Ярость - не идеи, а чисто человеческая, от отчаяния - проявляется в плевке. Можно порассуждать и принять упорство парня, твердость его мировоззрения за идею. Ярости ей придает упорство и несгибаемость вплоть до выдворения из общества. Пусть так. Трактовка темы конкурса возможна разная. Понимание зависит от каждого, кто будет читать и судить этот рассказ. Но, на мой взгляд, текст до полноценного рассказа не дотягивает. Его надо дописывать. Идея интересная, и вполне может получиться увлекательная фантастическая повесть, тем более, что стиль повествования хорош.
  
  
   2. Буденкова Татьяна. "Солдаты трудового фронта"
  
  
   Спокойное повествование вызывает тяжкое чувство безысходности. Нет выбора - копать-не копать, воевать-не воевать. Время военное, да такое, о котором до сих пор вспоминается с нескрываемой горечью. Нет в тексте возвышенных слов, простые обыденные дни описаны, трудовые, тяжелые, но читая, понимаешь, что женщины вот так совершали подвиг во имя победы над врагом, во имя спасения своих близких. Не буду и я вслед за автором писать пафосные слова. Скажу только, что такой рассказ не может не тронуть сердце.
   Сюжет построен на реальных событиях - в этом нет сомнения. Подробно, с деталями описан быт, условия работы, сами женщины - разные, но объединенные одной идеей. Можно назвать ее яростной. Ведь именно в такой ярости и заключена твердость духа, ненависть к врагу, надежда на победу, которые помогли нашему народу победить.
   О рассказе. Его можно условно разделить на три части: Акулина дома, Акулина на работе, Акулина возвращается домой. Третья часть существенно отличается от двух первых. В ней текст звучит от автора. Нет тех размышлений, диалогов, из которых состоят две первые части. На мой взгляд, стоило бы сохранить до конца рассказа стиль первых двух частей. Стиль, кстати, добротный, крепкий! Читать легко и интересно. "От автора" достаточно пары предложений в конце.
  
   В этом предложении нужно добавить "не":
      - Так, бабоньки, первым идёт Иван Фёдорович, - хоть никто и думал возражать, но Марья воинственно окинула всех взглядом. - хоть никто и не думал возражать
  
  
   3. Вербовая О. "Хозяева жизни"
   Мистика
  
   Интересный рассказ. Мне понравился. Но над ним еще можно поработать! Начнем с идеи. (конкурсная тема-то об идее!). Идею я увидела в раскрытии темы мести. Месть яростная, немедленная или выношенная годами - месть от человека. В рассказе она представлена сценой беседы осужденного поэта и ангела мести. Ангел мести предлагает поэту погубить судью, "уронив" самолет, на котором она летит. Поэт отказывается. Он не хочет невинных жертв. И тогда месть свершается сама собой или, можно сказать, по воле бога. Женщина-судья в конце своей жизни спивается со всеми выходящими последствиями. А тот поэт со временем оправдан.
   Я фактически пересказала сюжет, но не все так просто! Главным героем рассказа является не поэт, не судья, а девушка Оксана, которая каким-то образом связана с поэтом (не раскрыто в рассказе), она летит в том же самолете, что и судья, и в итоговой сцене появляется в виде успешной женщины, прожившей хорошую жизнь. Но странным образом опять почти рядом с ней ( на улице) находится та самая судья уже будучи пьяной бродяжкой. И словами этой бродяжки заканчивается рассказ.
   На мой взгляд, не получилось "окольцовки" рассказа. Начали с Оксаны, хорошо бы закончить с ней же. Реплика судьи повисла в воздухе. Может быть, снова обратиться к ангелу мести? Пусть он ухмыльнется, или попробует какой-то фразой объединит всех трех героев рассказа новой мыслью о мести. Даже гипотетически, придав ярости на жизнь, скажем судье. Ведь она оказалась на краю. И обратить эту ярость на Оксану. Судья же вспоминает ее - эпизод с конфетами. Кстати, удачный!
   Я рассуждаю.
   В двух словах считаю концовку рассказа неполной.
   Еще, на мой взгляд, название рассказа не отражает его сути. Я бы плясала от мести.
   Теперь пройдемся по тексту.
  
   Последняя ступенька трапа. Позади - просторы Домодедовского аэропорта, впереди - последняя черта, за которой заканчивается твёрдая земля. - несколько раз перечитала эти предложения. Нельзя сказать, что что-то здесь неправильно, но, на мой взгляд, есть спорный момент. Твердая земля заканчивается при шаге на первую ступеньку трапа. С последней ступенькой заканчивается своего рода связь с землей. Последняя черта - это что-то другое. Может быть, использовать здесь какую-нибудь метафору, имеющую отношение к чувствам героини?
  
   Проходя вместе с матерью между креслами в два ряда - получается, что в два ряда идут мать и дочь.
  
   Прикинь, мам, НКО у нас, оказывается, "коза ностра" какая-то! - что такое НКО?
  
     Зато как ловко адвокат сводил на нет все его доводы. Особенно про возможность побега за границу. Это с просроченным-то паспортом, которого арестованному даже и не выдадут!
   - это предложение написано отдельным абзацем и между двумя репликами Оксаны, но оно читается, как продолжение ее речи. Думаю, стоит объединить все три абзаца в одну прямую речь. И еще здесь описка - возможностЬ, надо - возможностИ
  
     Теперь нельзя было сказать, что соседка у окна смотрела на девушку с неприязнью. В её глазах бушевала неприкрытая злоба. Лицо всё больше становилось похожим на спелую свёклу.
     В итоге, как потом узнала Оксана, судья вынесла решение оставить Прихожанинова под стражей. - здесь получился такой перескок от текста "от автора" - используются слова: девушка, соседка, к тексту "от Оксаны". Первый абзац - продолжение сцены до того, второй - уход в объяснения. Можно вставить уточнение о решении судьи сюда: "  - Кстати, мам, познакомься, - Оксана повернула голову в её сторону. - Екатерина Кондрашова, федеральный судья. Представляешь, она даже не разрешила освободить его из-под стражи на время процесса". Это как пример. Возможны разные варианты донесения нужной информации до читателя.
  
   На его глаза ангел стал исчезать. - на его глазаХ, наверное
  
  
   Повторюсь: рассказ интересен! Взгляды разных героев на одни и те же события, мистическое оформление, всегда актуальная тема мести и, конечно же, правильный посыл к читателю. Месть - не есть цель жизни, судьба сама все расставит по своим местам.
  
   4. Рожкова Анна "Украденное счастье"
  
   Проза
  
   Пронзительный рассказ! С самого начала - лавина чувств, поэтичное описание танца, так похожего на любовь в ее апофеозе, и потом вдруг - любовь превращается в ярость. Начало интригующее, завораживающее словом. Ритм повествования нарастающий, хлесткий. Далее - адажио. Героиня выплеснула порцию яда и пошли более спокойные (менее эмоциональные) воспоминания о детстве, о жизненных перипетиях и судьбоносных встречах. Концовка оживилась, но не в таком ритме, как начало - до него уже не дотянуть! Слишком много слов. Ураган чувств описывается хлестко и емко, а здесь уже разочарование жизнью и даже кульминация - достижение цели, не дает того напряжения, которое было передано описанием танца.
   Такова ритмика текста. В рассказе можно выделить четыре части: ярость героини по поводу неразделенной любви; описание ее нелегкого детства и пути "в жизнь"; описание взрослой жизни - ненавистная работа, быт с нелюбимой кошкой; достижение цели и разочарование жизнью.
   На мой взгляд, в рассказе уместились два различных по идее повествования. Первое - это любовный треугольник, второе - жизненный путь провинциальной девушки из неблагополучной семьи. Два в одном. В принципе сюжет обработан умело. Его двойственность оправдана. Сохраняется одна главная героиня, описан, фактически ее жизненный путь, окольцованный эмоциональным проявлением чувств и действий. Но... но я бы расчленила текст, выкинула бы объемное описание жизни в детстве, ограничившись упоминанием в паре предложений, не давая читателю потерять ритм повествования, заданный с самого начала, а, напротив, накаляя его с каждым словом, довела бы до кульминации - смерть женщины с ребенком, и в конце окунула бы в омут последствий ярости и ненависти.
   Вдох и выдох, как в танго, описанном в начале!
  
   По тексту:
  
  
   Пластелиново-послушное тело - пластИлиново
  
   Они не здесь, в своем микрокосме, отгородились от окружающего стеной любви, укрылись пеленой обожания. - уточнение "в своем микрокосмосе" соотносится в таком построении предложения с "не здесь", т.е. здесь - это и есть их микрокосмос. Положение исправит добавление еще одного "они" - Они не здесь, они в своем микрокосмосе, или союза "а" - Не здесь, а в своем микрокосмосе. "А" изменяет ритм, "они" встраивается музыкальней и с акцентом. Или даже разделить на два предложения: Они не здесь! Они в своем...
  
   Я не спешу, с мазохистским удовольствием упиваясь холодом, сыростью, забирающейся за шиворот, пробирающей до костей, заставляющей зубы выбивать дробь. - На мой взгляд, деепричастие "упиваясь" лучше заменить глаголом "упиваюсь". Получится перечисление действий - не спешу, упиваюсь холодом...
  
   Через три дня Люсю отпустило, но любви ко мне этот инцидент ей ни прибавил. - можно обойтись без "ей", понятно, о ком идет речь.
  
  
   Мне бы оседлать метлу, обуздать ветер, нестись над крышами домов ничего не подозревающих горожан, развеять в бешеном полете свою ярость, освободиться как булгаковская Маргарита. - "ничего не подозревающих горожан" - лишнее, трудночитаемое в заданном ритме.
  
   Я смогла, смогла, я сделала это. - Это предложение лучше бы смотрелось с восклицательным знаком.
  
   Хочу отметить высокий уровень рассказа. Несмотря на мои пожелания, рассказ состоялся! Чувства героини, ее эгоизм, ярость поступков (не грех еще раз упомянуть это слово в связи с темой конкурса!), как и ее внешность, переданы изумительно. Образ кошки дополняет его. Да и другие герои рассказа имеют свое лицо, запоминаются. Тема состояния души, чувств человека, борьбы с ними и за них вечна в литературе. Раскрыть ее таким образом, как в этом рассказе - большая удача!
  
  
  5. Сороковик А.Б. 'Грань'
   Проза
  
  
  Поучительный рассказ. Мне совершенно нечего посоветовать, этот рассказ нужно просто читать. В нем нет каких-то особых литературных приемов, нет надрыва, нет ритмических акцентов, но есть спокойное, откровенное повествование, умело созданный монолог одного из героев, который на ошибках своей жизни пришел к вере в Бога, к пониманию важности чистоты помыслов. Упоминать тему конкурса здесь даже не хочется. Слова 'ярость идеи' как-то не вяжутся с изложенным, но это не означает, что рассказ не соответствует теме. В нем заложена глубокая идея нравственности, ответственности не только за поступки, но и за мысли. Воспитание детей, взаимопонимание в семье, созревание в мужчине отца, надежда на лучшее - это важные аспекты нашей жизни. И кому как не писателям размышлять о них, привлекая внимание читателей и давая пищу для размышлений.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"