Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Отголоски древних религий в декоре памятников зодчества Хивы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все памятники Хивы датируются временами, когда на древней земле уже господствовал ислам.Но люди продолжали вспоминать языческих богов, включать в свою жизнь элементы древних религий в виде символов.


   Отголоски древних религий в декоре памятников зодчества Хивы
  
   Все памятники Хивы датируются временами, когда на древней земле уже господствовал ислам. Мусульманская религия пришла в Хорезм в начале восьмого века, сметая с исторической арены все, что относилось к более ранним религиям - обычаи, ритуалы, символы. Но то, чему поклонялись веками, трудно искоренить один раз и навсегда. Люди продолжали вспоминать языческих богов, включать в свою жизнь элементы древних религий в виде символов. Со временем эти символы превратились в элементы декора зданий, и не каждый мог разглядеть в них отголоски зороастризма или каких-то еще более древних или иных религий, бытовавших в мире по соседству с Хорезмом.
  
  Символы плодородия на стене [Долгая Г.]
  Майолика на стене гарема дворца Таш Хаули
  
   На многих стенах дворцов и религиозных зданий Хивы можно встретить интересную майолику в виде двух, поставленных друг на друга вершинами, равносторонних треугольников. Связующим элементом в них стала горизонтальная прямоугольная вставка, с изображением на ней или таких же треугольников меньшего размера, или капель, которые можно интерпретировать как семена. Такие плитки размещали на кирпичной стене светло-желтого цвета.
   Треугольник как символ известен с очень давних времен. Его изображение встречается и в индуистской мифологии, и в зороастрийской, его использовали европейцы для обозначения символов огня и воды в алхимии. В иуадизме два треугольника, наложенные друг на друга так, что они составляли шестиугольную звезду, называли звездой Давида. Этот символ встречается и на стенах могольских храмов в Индии.
   Треугольник, обращенный углом вверх считается символом созидательной мужской силы, или творческой силы бога. Треугольник, вершина которого направлена вниз, является символом женского начала и образом богинь плодородия. На терракотовых амулетах, найденных на древних городищах в Средней Азии, например, на Гонур-депе (2300 - 1500 гг до н.э.) в таком треугольнике изображены семена, что можно представить, как оплодотворенное лоно. А вся такая фигурка стилистически напоминает изразцы на хивинских стенах.
  
  Фигурка богини плодородия, Гонур-депе, 2300 г.до н.э. [Долгая Г.]
  Терракотовый амулет из Гонур-депе, 2300 гг до н.э.
  
   В гаремной части дворца Таш Хаули треугольники, поставленные друг на друга вершинами, украшают внешние стены и стены внутреннего дворика. Встречается два вида таких фигур.
  
  Символ плодородия [Долгая Г.]
  
  Символ плодородия [Долгая Г.]
  
   На одной желто-зеленого цвета внутри каждого треугольника вырезаны по два меньших размеров. Они словно вложены один в другой. На "поясе" между ними из перегородок составлены еще несколько треугольников, соприкасающиеся сторонами. От "пояса" к каждому большому треугольнику отходят по два элемента, напоминающие листья шелковицы.
   На другой плитке небесного цвета внутренние треугольники более четко похожи на древо жизни, часто изображаемое на многих предметах и росписях, относящихся к разным периодам развития человечества.
  
  Древо жизни с козлами на чаше из Гонур-депе, 2300 гг до н.э. [Долгая Г.]
  Глиняная чаша из Гонур-депе, 2300 гг до н.э.
  
  В том же Гонур-депе подобные изображения встречаются на глиняной посуде ритуального назначения. На хивинских плитках снаружи нижнего треугольника видны рельефы, которые можно представить головами животных, возможно, овец. А на "поясе" изображены пять капель или семян.
   Размещение символов плодородия, какими можно считать хивинские изразцы, на желтом фоне, не случайно. Желтый - цвет солнца, а солнце - это божество зороастризма - бог Михро, или Митра, его дух, оберегающий все живое от злых сил.
   Гарем хана сам по себе несет идею продолжения рода, и поэтому символика, связанная с плодородием, более чем уместна в нем.
  
  Роспись потолка с символами древа жизни [Долгая Г.]
  Росписной сталактитовый потолок с изображениями древа жизни в гареме дворца Таш Хаули
  
   Кроме майолики, древа жизни, украшенные цветами, украшают потолки айвана перед спальней хана и даже на айване зала приемов.
  
  Колонны Джума-мечети, Хива [Долгая Г.]
  Джума-мечеть, Хива, 10-18 век
  
   Не менее интересна символика в резьбе на колоннах Джума-мечети. Всего в этой необычной мечети без куполов двести тринадцать колонн. Некоторые из них сделаны специально для этой мечети, некоторые привезены из разных храмов Хорезма и из других стран. Считается, что Джума мечеть построена на месте древнего храма, датируемого десятым веком. Но есть в ней колонны намного древней.
   В резьбе некоторых колонн можно разглядеть символы, относящиеся к периоду зороастризма.
  
  Колонна с птицами [Долгая Г.]
  
  Птицы на колонне [Долгая Г.]
  Капитель зороастрийской колонны с изображением фаравахара
  
   Капитель одной из таких колон украшена символами птиц. Образ птицы почитается и в исламе. Например, птица Симург, упоминаемая в "Шахнаме" Абулкасымом Фирдоуси, была династийным символом Сасанидов. Фирдоуси так описывает Симург:
  
   ...Увидишь ты гору главою до туч,
   Там - птицу, чей облик суров и могуч.
   Симургом зовут его; полного сил,
   Его я с крылатой горой бы сравнил.
  
   Но та же птица упоминается и в Авесте - птица Саэна. Образ кочует из религии в религию, сохраняя при этом особые черты волшебной птицы, ее защиту для того, кто ее почитает.
   На капители зороастрийской колонны Джума мечети изображение птицы больше напоминает образ крылатого фаравахара, как символ души, или символ власти и божественного происхождения.
  
  Фаравахар [из интернета]
  Символ зороастризма - фаравахар
  
  Зороастрийская колонна [Долгая Г.]
  
  Капитель зороастрийской колонны [Долгая Г.]
  Зороастрийская колонна с изображением рук, тянущихся к солнцу
  
   На другой колонне, относящейся к эпохе зороастризма, стилистически изображены руки, тянущиеся пальцами к солнцу. Солнца разбросаны по верхней части колонны и изображаются множеством вложенных друг в друга кругов. Капитель же украшена цветами, в которых нетрудно разглядеть тюльпаны. Тюльпан почитался у огнепоклонников, как цветок похожий на огонь. Его лепестки расходятся от центра, как всполохи огня в костре. Извилистая линия обтекает тюльпаны как волны воды. Зороастризм в Средней Азии отличался от иранского тем, что, наряду с почитанием огня, здесь почиталась и вода. Об этом свидетельствуют находки археологов на городищах Еркургана или Дальверзин-тепа: алтари в храмах, посвященных богиням плодородия и воды - Нане, Ордохшо. Это ипостаси одной богини - Ардви Суры Анахиты, о которой в Авесте (Яшт V) сказано:
  
   И сказал Ахура Мазда - Спитамиду Заратуштре:
   Ты можешь восславить ради меня, о Спитамид
   Заратуштра,
   Ее, Ардвисуру Анахиту,
   Широко разлившуюся, целительную,
   Дэвам враждебную, вере Ахуры преданную,
   Достойную, чтоб мир телесный почитал ее,
   Достойную, чтоб мир телесный восхвалял ее,-
   Страсть вызывающую, Артой освященную,
   Стад покровительницу, Артой освященную,
   Дома и усадьбы покровительницу, Артой освященную,
   Имущества покровительницу, Артой освященную,
   Страны покровительницу, Артой освященную.
  
  
  Алтарь огня на зороастрийской колонне [Долгая Г.]
  Зороастрийская колонна с изображением алтаря огня
  
   К зороастризму относится и своеобразный алтарь огня, изображенный в нижней части другой колонны. Сверху алтарь охвачен языками пламени. Такая колонна единственная в Джума-мечети. Все другие вытесаны без сквозных отверстий.
  
  Шива на индийской колонне [Долгая Г.]
  Индийская колонна с изображением бога Шивы
  
   Одну из колонн в мечети называют индийской из-за изображения в резьбе человеческой фигуры, напоминающей многорукого бога Шиву. Но отсыл к индуизму ощутимей на колонне, в причудливом и сложном орнаменте которой явно различается символ правосторонней свастики. Свастика - один из видов креста. Загнутые концы свастики символизируют движение, созидание. Крест, свастика символизирует четыре стихии, четыре стороны света.
  
  Схема мироздания  [Долгая Г.]
  
  Свастика на колонне [Долгая Г.]
   Колонна с изображением мироздания, один из элементов которого - свастика
  
   Свастика имеет притягательное действие, она завораживает. Психоаналитик Вильгельм Райх в 1933 году писал об этом: "Она (свастика) действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворен человек, чем более он похотлив".
   На этой же колонне изображено три мира тюркского язычества: Верхний, где обитают боги, Срединный, где живут люди, и Нижний - место обитания демонов. Иначе, Верхний мы представляем раем, а Нижний - адом. От Срединного мира, представленного человеком, к ним тянутся "дороги", вдоль которых резчик изобразил несколько живых существ. Можно разглядеть в этом послании собаку, птицу, а также изображения цветов.
  
  Мандала на потолке Джума-мечети [Долгая Г.]
  Декор потолка Джума-мечети в виде мандалы
  
  Мандала [из интернета]
   Классическая мандала буддистов
  
   Потолок Джума-мечети, укрепленный деревянными конструкциями, тоже несет особые послания. Одна из конструкций напоминает мандалу - особый символ буддизма, в котором схематически изображена Вселенная и место человека в ней. Классическая мандала состоит из внешнего круга, квадрата, вписанного в него и внутреннего круга, вписанного в квадрат. В мандале Джума-мечети квадрат, развернутый наподобие ромба, интерпретирует круги. Внешний круг символизирует Вселенную, внутренний - место обитания божеств, будд, бодхисатв. Квадрат ориентирован по сторонам света, а его стороны - это ворота во Вселенную. Изображение мандалы в Джума-мечети более чем символическое, но оно тоже относится к иной культуре, к представлениям о мироздании, принятым в буддизме.
  
  Потолок в виде свастики, вращающейся вокруг колонны [Долгая Г.]
  Декор потолка Джума-мечети в виде свастики
  
   Если смотреть на потолок Джума-мечети более широко, то можно заметить, он облицован параллельно уложенными балками, собранными в секции вокруг колонн так, что колонна опирается в центр квадрата, разделенного на четыре квадрата, и балки в них повернуты относительно друг друга на девяносто градусов, что создает эффект вращения. Колонна является мировым древом, осью мироздания, а область из квадратов с балками - Вселенной, вращающейся вокруг него. Просто и наглядно!
   На двухсот тринадцати колоннах Джума-мечети еще много загадок, которые предстоит разгадать. Чем глубже мы изучаем древние послания, тем понятней становится жизнь, отстоящая от нашего времени на многие века и даже тысячелетия. Символизм древних религий в основном связан с идеей плодородия и защиты семьи или отдельного человека от злых сил. Символы нужны, "чтоб дом и селенье, округ и страна процветали, чтоб защищать и охранять их, оборонять и оберегать их". (Авеста, Яшт V)
   Поэтому символы беспрепятственно "кочевали" от религии к религии и до сих пор не потеряли своей актуальности.
  
   Ташкент, 4 октября 2020 года
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"