Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Параллели двух цивилизаций

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Древний мир, вновь открываемый для нас археологами, оставил потомкам столько загадок, что хватит на многие поколения вперед. Одной из них является поразительное сходство находок, обнаруженных в разных исторических местах, но датируемых близкими по времени периодами.
    Издано в "Леди" 6 сентября 2018 г.


Параллели двух цивилизаций

  
  
  
  Деталь мозаики. Гонур-депе. Туркменистан. 2500 гг до н.э. [из книги В.И.Сарианиди]
  
   Юная дева в красных одеждах, ниспадающих свободными складками... Впрочем, одеяние, как и черные волнистые волосы незнакомки, чей образ сохранил для нас безвестный мастер мозаики Древнего Маргуша, дошли фрагментами. Но ее лик! Нежный профиль бледного лица, тонкая шея, ухо с завитками волос, чувственные приоткрытые губы, крупный нос с горбинкой, дуга черных бровей и глаз в пол-лица со взглядом, устремленным вперед! Кто она, увековеченная на мозаике, найденной в одном из погребений царского некрополя на городище Гонур-депе?.. Та, которая вот уже более четырех тысячелетий спит там вечным сном?.. Или это портрет жрицы, безвременно просящей милости для погребенной у строгой богини Страны Без Возврата?.. Этого не узнать никогда!
   Древний мир, вновь открываемый для нас археологами, оставил потомкам столько загадок, что хватит на многие поколения вперед. Одной из них является поразительное сходство находок, обнаруженных в разных исторических местах, но датируемых близкими по времени периодами.
   Царство Маргуш, или Маргиана, как называли его древние греки, находилось в дельте реки Мургаб, в самом сердце среднеазиатской пустыни Каракум. Оно существовало в период 2300 -1500 гг. до н.э. Почти в это же время, в 2000 - 1450 гг. до н.э. за тысячи километров от него процветал город Кносс, по преданию построенный на острове Крит легендарным царем Миносом.
   Кносский дворец был украшен великолепными фресками, дошедшими до нас тоже фрагментарно, но дающими более полное представление о тех, кто изображен на них.
   Среди многочисленных персонажей фресок одна особо привлекательна!
  
  Фреска, Кносский дворец, Крит, 2000 гг. до н.э. [Долгая Г.]
  
  Первооткрыватель Минойской цивилизации сэр Артур Джон Эванс назвал ее "парижанка" за красоту и кокетство, с которым она смотрит на невидимого обожателя. Локоны черных волос убраны за уши и ниспадают на плечи, одна прядь вырвалась на свободу и извилистой змейкой повисла надо лбом. Четкий профиль белого лица, чуть заостренный нос с горбинкой, алые, слегка приоткрыты губы, удлиненная бровь, доходящая до переносицы и большие глаза - точь-в-точь маргушская жрица! Только одеяние "парижанки", в отличие от жрицы Маргуша, мы видим в деталях. Белая туника украшена по верху жгутом с кольцами, книзу от них проведены тонкие цветные линии - вышивка или шнуры. Спину легкими крыльями прикрывают концы зеленого шарфа с бахромой. Верхняя часть шарфа оформлена валиками, которые как воротник поднимаются на высоту шеи.
   По фрагментам фрески исследователи предположили, что минойская красавица держала в руке бокал. Было ли в нем вино или особый напиток жрецов - тоже тайна, но, возможно, и эта молодая женщина была жрицей, ведь на кносских фресках изображены не только сцены празднеств, но и ритуалы, имеющие сакральный смысл.
   Как бы там ни было, но двух женщин, чьи изображения сегодня мы можем увидеть в музеях городов Ашхабад и Ираклион, связывает время и похожие черты лица. Не зря мэтр археологии, профессор Виктор Иванович Сарианиди, который нашел Маргуш и в течение сорока лет стена за стеной раскапывал его столичный город, обращался в своих исследованиях к Кноссу. Он видел в схожести таких изображений, в некоторых других находках и архитектурных сооружениях один корень, от которого культура древнего мира с центром в сердце Месопотамии расходилась как на запад, так и на восток, создавая там новые цивилизации.
  
  Фигурка из Гонур-депе, Туркменистан, 2000 гг до н.э. [из книги В.И.Сарианиди]
  
  Фигурка из Кносского дворца, Туркменистан, 2000 гг до н.э. [Долгая Г.]
  
   В стране Маргуш и на Крите найдено немало терракотовых фигурок со сведенными у груди руками. Подобные встречаются во многих исторических областях мира от Египта до Индии. Характерные для жреческой касты - несоизмеримо большие по сравнению со всем лицом! - глаза, просто прочерченные на мягкой глине или выполненные в виде круглых нашлепок с прорезями или точкой зрачка, смотрят на нас из далекого прошлого, возбуждая воображение и давая простор фантазии!
   Археология - наука точных материальных фактов, но их интерпретация во временной взаимосвязи, в соответствии с нематериальным наследием, таким, как мифы и сказания, песни и легенды - творческий процесс, допускающий предположения и даже фантазию последователей "древнего слова".
   Такие фигурки могли быть миниатюрными изображениями богинь, или неким вместилищем душ предков, ушедших, но поминаемых в святилищах храмов или у домашних алтарей.
   Еще одной иллюстрацией похожих находок, относящихся к разным цивилизациям древнего мира, может служить сюжет тавромахии, а именно бой человека с быком, представленный в Кноссе на фреске, а в Маргуше - на каменной печати-амулете.
  
  Фреска из Кносского дворца, Крит [Долгая Г.]
  
   Кносский бык запечатлен в стремительном беге. Он оттолкнулся от земли и еще не ступил на нее, его ноги вытянуты, голова наклонена к груди - бык выставил мощные рога для поражения противника. Тавромах изображен на фреске в трех позициях. Сначала он ухватил быка за рога и уже оттолкнулся от земли. Одно усилие - и он в акробатическом сальто окажется на спине быка. Следующий прыжок - и акробат уже стоит на ногах с вытянутыми вперед руками. Бык умчался дальше, но он, как могучая сила природы, побежден человеком!
  
  Печать-амулет из храма Тоголок, Туркменистан, 2000 гг. до н.э. [из книги В.И.Сарианиди]
  
   Часть такого сюжета сохранилась на фрагменте стеатитовой печати, найденной в храме городища Тоголок, расположенного южнее Гонур-депе на землях древнего Маргуша. Амулет выполнен в виде стилизованной фигурки двугорбого верблюда. Передняя ее часть отколота. На средней части изображен разъяренный бык. Он бежит на противника, присутствие которого ощущается даже без утерянного во времени изображения. Глаза быка гневно расширены, пасть открыта, стоит ему наклонить голову - и острые рога воткнутся в того, кто осмелился ему противостоять. Но за быком древний мастер изобразил летящего акробата, уже перепрыгнувшего через грозного противника. Ноги акробата еще в воздухе, его тела не видно - фрагмент амулета отколот, но воображение рисует картину, похожую на ту, которая завершает сюжет фрески из Кносского дворца: акробат касается руками земли, и в следующем сальто он встанет на ноги.
   Что объединяет разные культуры, созревшие в древних мирах? Единые представления о силах природы?.. Обожествление их?.. Похожие ритуалы поклонения?.. Хотелось бы знать все ответы, но история - скрытная дама. Величественная и прекрасная, она стоит в сторонке и наблюдает за нами - теми, кто ищет, находит, восхищается и строит догадки. Но только ей одной известна истина! Возможно, когда-нибудь она подбросит археологам новые артефакты, раскрывающие тайны далеких времен, и тогда будет перевернута очередная страница жизни человечества.
      Но все же общий корень между культурами таких разных на первый взгляд цивилизаций, как Бактрийско-Маргианская и Минойская прослеживается. И это волнует и побуждает к размышлениям, порой даже фантастическим.
   Древо жизни, изображенное на торце маргушского амулета, зеленеет и в наше время. Могучие ветви обновляются молодыми листьями, каждая клеточка которых хранит память о корнях, вбирающих из земли благодатные соки. Нам не узреть тех корней - слишком глубоки! - но разглядеть листья на ветках в наших силах!
  
   Примечания:
  
   Археология с древнегреческого дословно переводится как "древний + слово или учение"
   Стеатит - мягкий поделочный камень
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"