Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Песочные стены Хейвака

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хива - город-сказка! Войдя в него, оказываешься в древнем мире, в котором сложно определить время...
    Опубликован в газете "Леди" 08/10/20


   Песочные стены Хейвака
  
  Хива [Долгая Г.]
  
   В давние времена, ныне называемые библейскими, на одном из караванных путей, проходивших в песках пустыни Каракум, был вырыт колодец, вода в котором оказалась настолько вкусной, что люди построили вокруг него город. Город тот назвали Хейвак, как и колодец. Слово "хейвак" означает восклицание, выражение восхищения. В более поздние времена его стали произносить "хива", и город, ставший жемчужиной Хорезма, обрел свое современное название - Хива!
   Старожилы Хивы говорят, что тот колодец с самой вкусной водой сохранился и находится в северо-западной части города. А ныне в Хиве множество колодцев - в каждом доме! По этому поводу тоже ходит легенда, согласно которой один из правителей Хивы разрешал людям строить дома в городе с условием, что сначала они выкопают колодец. Таким образом, город невозможно было взять долгой осадой - вода в нем была всегда, а крепостные стены высоки и прочны до сих пор.
  
  Улица Хивы  [Долгая Г.]
  
   Хива - город-сказка! Войдя в него, оказываешься в древнем мире, в котором сложно определить время: все сооружения Хивы, несмотря на разницу в возрасте, имеют песочную окраску стен, и лишь минареты, возвышающиеся над городом, украшены разноцветной плиткой: бирюзовой, лазоревой, белой.
   Во внутренний город, называемый Ичан-кала, можно войти через одни из четырех ворот: северные - Богча-дарвоза, западные - Ота-дарвоза, южные - Палван-дарвоза и восточные - Тош-дарвоза. "Дарвоза" означает ворота. Главными воротами Хивы являются ворота, называемые "отцом" - ота. За северными воротами располагались сады - богча, у восточных ворот был невольничий рынок, в народе эти ворота так и называли - Невольничьи, а южные названы каменными - тош.
  
  Хива [Долгая Г.]
  
   В Хиве интересно ходить как по основным улицам, крестом расчертившими Ичан-калу от одних ворот до других, так и по жилым улочкам, заглядывая в приоткрытые резные двери, останавливаясь у небольших мавзолеев или айванов перед ними с потускневшими рисунками потолков и потрескавшимися одинокими колоннами, поддерживающих их. Деревянные украшения города традиционно выполнены из карагача, или вяза, имеющего плотную древесину. Молодые деревца этого дерева и ныне украшают ажурной кроной дворики мечетей и мазары. Сочетание песочного цвета старых стен и молодой зелени листвы создает приятную для глаз картину восточного города. Присев в тени карагача на приступок стены, невольно улетаешь мыслями в прошлое, представляя себе, какие тайны хранятся за глухими стенами древних сооружений. Шахи, жившие во дворцах, ныне покоятся здесь же, под массивными надгробиями в мавзолеях. Шейхи и суфии, жившие в Хиве, тоже нашли покой в ее земле. Весь город - это контраст жизни и смерти! Гостиницы, построенные в стиле старых домов, соседствуют с мечетями и мавзолеями. Песня муэдзина, призывающего верующих на молитву, сменяется веселыми звуками мелодии лязги - народного танца хорезмийцев, который можно увидеть здесь же - на главной улице города.
   Во внутреннем городе ныне проживают 3100 жителей. Тем и интересна Хива! Она и памятник, и жилой город. Есть еще внешний город - Дишан-кала. Он современный: со стен Ичан-калы можно увидеть и здание нового вокзала, и колесо обозрения в парке, есть там все, что нужно для жизни - магазины, школы, социальные учреждения, но и в нем стоят старые минареты и дворцы, хоть они и разбросаны по жилым кварталам.
   Но все же нас больше всего привлекают тайны Ичан-калы. Не зная наперед, что находится за той или другой стеной, попав внутрь, замираешь в немом восторге.
  
  Дворец Таш Хаули [Долгая Г.]
  
   Дворец Таш Хаули, построенный Аллакули-ханом в 1830-1838 гг, поражает красотой стен, выложенных расписными изразцами. Плитки собраны в геометрические узоры с растительным орнаментом. Чтобы рассмотреть весь узор, придется высоко поднять голову! Со стен взгляд скользит дальше по расписному потолку, центр которого сложен сталактитами - особой кладкой с нависающими элементами, напоминающими потолки сталактитовых пещер. Каждый элемент сталактитов украшен своим узором; в нем можно разглядеть букеты цветов или стилизованные древа жизни.
   Несмотря на то, что почти все памятники зодчества Хивы созданы в мусульманский период, в украшениях стен и потолков, в орнаментах деревянных дверей и колонн можно разглядеть символы, присущие периоду зороастризма или даже предшествующие ему.
   Хорезм, столицей которого Хива являлась с шестого века до нашей эры, был оплотом древней религии, известной ныне по главному учению зороастрийцев - Авесте, и по памятникам, сохранившимся в широких степных и пустынных просторах северо-западнее Хивы. Это многочисленные Кала - древние крепости, построенные на стыке веков нашей и прошлой эр.
   Хорезмийцы считают, что Авеста была написана на их земле.
   Ислам пришел в Хиву в начале восьмого века. Многое из культурного наследия предков тогда было уничтожено. Но древние верования, претерпевая исторические изменения, остаются в памяти народа и проявляются в изделиях, создаваемых мастерами, порой, даже не задумывающихся над тем, что именно означает тот или иной символ.
  
  Дворец Таш Хаули [Долгая Г.]
  
   Во дворце Таш Хаули стены внутреннего дворика гарема хана украшены глазуированными плитками, составленными из двух, поставленных друг на друга вершинами, равносторонних треугольников, между которыми проведена полоса с мелкими треугольниками или каплями - семенами. Из далекого прошлого пришел в Хорезм этот символ! Треугольник вершиной вниз символизировал женское начало, вершиной вверх - мужское. Их соединение - символ продолжения рода - мелкие треугольники или семена на горизонтальной полоске. Кирпичная кладка, на которой размещены эти символы, была золотистого, солнечного цвета, что само по себе наводит на мысль о чистых помыслах и силе света и огня.
  
  Дворец Таш Хаули [Долгая Г.]
  Дворец Таш Хаули [Долгая Г.]
  Терракотовая фигурка божества плодородия из Гонур-депе [Долгая Г.]
  
   Некоторые треугольники имеют более сложный орнамент, в нем можно разглядеть древо жизни - то непознанное человеком, что символизировало вечную жизнь в раю. Ева вкусила плод от древа знаний! Как бы пошло развитие человечества, если бы она съела плод с древа жизни, нам остается только гадать!
   Два треугольника с полосой между ними стилистически напоминают некоторые терракотовые статуэтки древней богини плодородия, найденные в Средней Азии на раскопках таких памятников, как Гонур-депе, датируемого 2300-1500 гг до н.э. Верхний треугольник - голова богини, нижний - туловище, полоса между ними - руки. В Хорезме почитали богиню Нану - одну из ипостасей авестийской богини плодородия и воды Ардви Суры Анахиты. Нане посвящали храмы и святилища в древних городах на Еркургане, в Дальверзине, куда зороастризм пришел через Хорезм.
  
  Джума-мечеть [Долгая Г.]
  
   Но не только в отдельных элементах декора дворцов проявляется древняя религия. Завораживающая обилием колонн и сочетанием света и тени Джума-мечеть в центре Ичан-кала, до сих пор хранит тайны, зашифрованные мастерами разных эпох в резных узорах колонн. Джума мечеть (Пятничная мечеть) была построена по приказу Мухаммад Амин-хана в 1789 году на месте более старого сооружения, датируемого десятым веком. Колонны в Джума-мечеть привезены из разных мест. Среди них есть очень древние, с символикой зороастризма (птица с распахнутыми крыльями или крылатый фаравахар, алтарь огня в объятиях лепестков пламени, стилизованные руки с пальцами, протянутые к солнцу), с индуистской символикой (бог Шива, мандала на потолке), с изображением трех миров мироздания - верхнего (небесного, или рая), срединного (людского) и нижнего (подземного, или ада).
  
  Джума-мечеть, зороастрийская колонна [Долгая Г.]
  
  Джума-мечеть, колонная с историей мироздания [Долгая Г.]
  
  Джума-мечеть, Шива на резьбе [Долгая Г.]
  
  Джума-мечеть, стилизованный алтарь огнепоклонников [Долгая Г.]
  
  Джума-мечеть, зороастрийская колонна  [Долгая Г.]
  
  Джума-мечеть, мандала на потолке [Долгая Г.]
  
   Многие правители Хивы почитали науки и искусство, сами были образованными людьми и покровительствовали ученым, поэтам, мыслителям.
   Кроме Джума-мечеть Мухаммад Амин-хан построил самое большое медресе в городе; в нем учились 260 студентов. Он же начал строительство минарета, ныне являющегося визитной карточкой Хивы - Кальта-минор. Мухаммад Амин-хан хотел построить самый большой минарет в исламском мире. Но, как часто это бывает, амбициозным планам не удалось сбыться. Мухаммад Амин-хан умер, не успев достроить минарет. Теперь минарет называют Кальта - короткий. Его высота 29 метров, а планировалось - 80, диаметр основания - 14.2 метра.
  
  Кальта-минор [Долгая Г.]
  
   О ханах Хивы напоминают минареты и медресе, мечети и мавзолеи, построенные ими или в честь них. Многие ханы Хивы погребены в мавзолее Пахлаван Махмуда - известного поэта-философа, а также борца, который побеждал соперников на состязаниях во многих городах исламского мира. Пахлаван Махмуда в народе почитают как пира - святого покровителя города. Он родился в 1247 году, прожил 79 лет и был погребен в своем доме, на месте которого позже, в начале девятнадцатого века, был построен целый комплекс с мавзолеем. Вокруг мавзолея на разных уровнях от земли возвышаются могилы шейхов и суфиев.
  
  Мавзолей Пахлаван-Махмуд, захоронения суфиев и шейхов [Долгая Г.]
  
  Мавзолей Пахлаван-Махмуд [Долгая Г.]
  
  Мавзолей Пахлаван-Махмуд [Долгая Г.]
  
   Как и дворцы, мавзолеи внешне выглядят более чем скромно, но стоит войти внутрь, как богатство и великолепие стен и ниш с погребениями превращает каждого посетителя в молчаливого созерцателя. Майолика, из которой составлены причудливые узоры, мерцает под мягким светом от люстр, висящих высоко под куполом. Спокойный голос имама, читающего молитву, поднимается ввысь и проникает в сердце человека, даже далекого от религии. Есть в этом пении что-то чарующее, возвышающее над жизнью, напоминающее о вечном.
   За стенами Ичан-калы стоит дворец Нурулла-бая - последний, построенный правителями Хорезма - Мухаммад Рахим-ханом II и его сыном Асфандияр-ханом. Название дворца имеет в своей основе две легенды. По первой, Нурулла-бай был садовником, который посадил прекрасный сад вокруг дворца. По второй, Нурулла-бай отдал свою землю под строительство дворца, не взяв за это платы, но попросив назвать дворец его именем, чтобы оставить о себе память. Как бы там ни было, но этот дворец украшает Дишан-кала и в наши дни. В его старой части сейчас расположены выставочные залы. Во внутреннем дворике восстановлена сквозная арка, под сводами которой молились святые дервиши. В саду растут карагачи, создавая на земле ажур из света и тени.
  
  Дворец Нурулла-бая [Долгая Г.]
  
  Дворец Нурулла-бая [Долгая Г.]
  
  Дворец Нурулла-бая [Долгая Г.]
  
   Самое новое сооружение дворца - зал приемов, был построен в 1910-1912 годах. Его владелец Асфандияр-хан бывал в Санкт-Петербурге и был очарован великолепием дворцов русской столицы. Поэтому он решил создать нечто подобное и для себя. В убранстве дворца сочетание восточного декора и европейских украшений в виде зеркал, изразцовых печей, необычной для мусульманского мира росписью стен и потолков приемной залы. Особо интересна комната отдыха хана, расположенная в дальних покоях. Ее стены украшены золотым орнаментом, в сплетения которого были вставлены бирюзовые камешки. Потолок был усыпан драгоценными камнями. Свет от люстры играл в их гранях, создавая неземное великолепие.
   Драгоценности редко остаются потомкам - их воруют, забирают, как добычу, они становятся причиной вражды и даже войн. Стены городов-крепостей, хоть и построенных из глины, живут намного дольше! Их перестраивают, придавая сооружениям иной смысл, реставрируют, сохраняют для будущих поколений.
   Стены Древней Хивы сливаются с песчаной поверхностью пустыни Каракум, становясь миражом во времени, но не застывшим, вечным мавзолеем, а подвижным барханом, под толщей песка которого поблескивает глянец небесной майолики и тянется нескончаемая нить узора, уводящего, то ли в прошлое, то ли в будущее.
  
  Я во дворце Таш Хаули [Долгая Г.]
  
   Ташкент, 3 октября 2020 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"