Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Путешествие по Камбодже

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Путешествие по Камбодже в ноябре 2019 года. Фото в иллюстрациях!
    Опубликовано в еженедельнике "Леди", Узбекистан


Путешествие по Камбодже

  
  Ангкор Тхом, Южные ворота [Долгая Г.]
  
   Дорога из столицы Камбоджи до небольшого городка Сиемрип, в который ведут основные туристические тропы, длится почти триста километров и занимает несколько часов. Достаточно времени, чтобы осмыслить впечатления первых дней знакомства со страной!
   Мы не полетели сразу в Сиемрип - Мекку любителей древних городов и храмов Камбоджи, а отправились казалось бы в мало чем привлекательный для туристов город Пномпень, чтобы составить для себя более полное представление о стране. Пномпень - столица Камбоджи, по сути - главный город страны. Хотя, все же визитной карточкой Камбоджи является Ангкор - комплекс древних городов и храмов, спящий уже более десяти веков среди джунглей, с которыми археологи и реставраторы Камбоджи ведут непрерывную борьбу. Ангкор находится в пяти километрах от Сиемрип. Ангкор - это не просто жемчужина Камбоджи, это ее история в камне, история, рассказанная правителями и камнерезами, строителями и монахами, и ныне читаемая учеными многих стран и любознательными туристами.
   Каждый турист в некоторой степени историк. Ведь что привлекает туристов в других странах? Древности! Древние города и сооружения, храмы и дворцы, пещеры с наскальными рисунками и лики людей прошлого - в камне, в скульптурах, и многое другое, что разбросано по Земле, и отражает историю человечества в образах и символах. Мы любим рассматривать фрески, читать изображения, размышлять над ними и делать свои собственные открытия.
   Не могу сказать, что по возвращении из Камбоджи я поняла историю этой страны, расположенной на юге полуострова Индокитай по соседству с Вьетнамом, Лаосом и Таиландом. Все эти страны для меня загадка, прежде всего связанная с менталитетом народов, их населяющих. Вежливость, улыбчивость, созерцание, трудолюбие, отрешенность - так бы я охарактеризовала народы юго-востока в общих словах. Чтобы понять их, необходимо проникнуться историей их развития, узнать путь, который пришлось им пройти, увидеть, как они живут, работают, понаблюдать за отношениями в семьях и многое другое, что простому туристу фактически недоступно. И если мы и успеваем за свои кратковременные визиты познакомиться с местным населением, то только поверхностно и чаще всего на уровне обслуги отелей и гидов, продавцов в сувенирных и фруктовых лавках.
   Поэтому дорога из Пномпеня в Сиемрип - хороший способ хотя бы из окна автомобиля увидеть кусочек чужой жизни, не припорошенной напускным благополучием и дежурным гостеприимством.
   Еще в Пномпене, гуляя по его улицам и рассматривая немногочисленные достопримечательности, я обратила внимание на то, что люди живут бедно. Очень развита уличная торговля, множество жителей города ездят на мотороллерах, развозя товары и торгуя прямо с мотороллера или велосипеда, многие подрабатывают извозом туристов, приладив к своим нехитрым транспортным средствам сидения с навесами от солнца. И как во всех бедных кварталах в любом городе мира, люди не особо задумываются о чистоте и гигиене улиц и жилищ. Пластик заполоняет все! Печально видеть горы мусора на траве и цветах, в прудах с лотосами и на пальмах. В тропиках природа особенно богата и радует разноцветьем и причудливостью форм растений. Но человек в своей обычной жизни настолько привыкает к красоте, что уже не замечает ее и не заботится о ее сохранности. Все его заботы только о хлебе насущном, а в юго-восточных странах - о рисе.
   Рисовые поля зеленеют по обеим сторонам дороги. Прямо по ним, заполненным водой, бродят буйволы - символ сельской Камбоджи и Вьетнама. Там же пасутся белые коровы с характерным горбом на спине. Поля чередуются с жильем. Дома камбоджийцы строят на сваях. Не знаю, бывают ли у них такие наводнения, когда вода может затопить дом, но первый этаж жители деревень оставляют продуваемым всем ветрам. Под тенью от второго - жилого этажа - что-то вроде гаражей или подсобных помещений, там же висят гамаки, в которых полеживают хозяева, устав от дневных забот. День в этих местах начинается и заканчивается рано - в пять вечера уже темнеет, поэтому всю работу выполняют с самого раннего утра. А после обеда есть время покачаться в гамаке и понаблюдать за проезжающими машинами, из которых за ними тоже наблюдают сидящие в них туристы. Любопытно, но почти перед каждым домом есть пруд с лотосами, прямо у дороги, ведущей к жилью. Проезжая мимо деревень, любуешься красотой лотосов самых разных цветов и размеров.
   У большого пруда с дивными крупными цветами я попросила водителя остановиться. Это для местных лотос - ничего особенного и больше всего ценятся еще совсем зеленые бутоны, которыми украшают святилища будд в храмах, а для меня - жителя среднеазиатской страны, где лотос - экзотический цветок, это просто чудо - видеть, как он растет в огромном водоеме в таком количестве. Солнце освещает розовые, нежно-сиреневые лепестки раскрывшихся цветов так, что просматривается каждая жилочка на них; они блестят, наполненные соками земли, прячась за поднявшимися к небу круглыми листьями, а еще нераскрывшиеся бутоны едва покачиваются над гладью воды, слепящей глаза солнечными бликами.
   Лотос - священный цветок! Его особо почитают и в индуизме, и в буддизме - религиях, которые сформировали образ жизни и мышление камбоджийцев. Алтари в святилищах древних храмов, посвященных индуистским божествам Вишну и Шиве или их сборному образу - божеству Харихара, выполнены в форме лотоса. Будда в буддийских храмах восседает на раскрывшемся цветке лотоса, апсары - небесные девы, нимфы-хранительницы храмов и королей держат в руках бутоны лотоса. Его изображали на фресках храмов и в девятом веке, и в двенадцатом, и сегодня, в двадцать первом веке лотос так и остался символом совершенства и божественной сущности.
   Другой образ, который можно считать священным в древней Кампучии, как иногда называют Камбоджу, это нага. Нага - это змей в виде кобры, о чем говорит ее раскрывшийся капюшон. Наги с длинными телами и капюшонами, украшенными головами еще нескольких змей, встречают путешественников в Ангкоре на всех мостах, ведущих в храмы. Служители змей, охрана в виде идолов с человеческими лицами, причем с совершенно индивидуальными чертами, поддерживают толстые тела нагов.
   Изображения нагов встречаются на фресках и в скульптурах во всех храмах комплекса Ангкор. Их изображают в виде радуги над головами божеств, или в виде трона, созданного из колец туловища, на котором Вишну или Будда восседает в задумчивости, а капюшон нага раскрыт над его головой, как веер. Наги символизируют путь единения между богами и людьми. Туловища змей поднимаются как радуга над дорогой, ведущей в храм, тем самым подготавливая посетителя ко входу в особый, божественный мир.
   Появление образа нага уходит в далекое прошлое основного народа Камбоджи - кхмеров. Как гласит легенда, кхмеры произошли от нагов, а именно, их прародительницей была принцесса, дочь короля нагов царевна Сома. Она потерпела поражение в сражении с захватчиком - индуистским брахманом Каундинья, который напал на земли нагов, и... вышла за него замуж, после чего они вместе правили страной.
   Камбоджийские мифы берут начало в индуистских эпосах Рамаяна и Махабхарата, сцены которых изображены на древних барельефах в храмах Ангкора, на фресках на стене королевского дворца в Пномпене; поэтический рассказ о подвигах древних божеств можно увидеть в театральных постановках и танцевальных шоу, одно из которых показывают туристам в национальном музее Пномпеня. Как во всех сказках, в них добро побеждает зло, а изображения прекрасных небесных дев апсар оживают на глазах в ярких красках и танцевальных па, в которых они застыли на века на древних каменных картинах, подвластные руке искусного резчика. Даже изгибы пальцев рук, каждый из которых что-то означает, танцовщицы передают с исторической точностью подражания.
   Искусство Камбоджи интересно неразрывными связями с политическими формациями государства, с симбиозом религий, к которым тяготела правящая верхушка, с присутствием на территории Камбоджи тех стран и религий, которые в разное время завоевывали ее.
   Камбоджа как государство известна с первого тысячелетия до н.э.. Тогда оно называлось Фунань и просуществовало до начала шестого века н.э. преобразовавшись в государство кхмеров Камбуд-жадеша. В девятом веке это было уже мощное царство с главным городом Яшодхарапура, который ныне мы знаем как Ангкор. С кхмерского это название означает "священный город", а приставка "Ват" - храм. Священный город-храм! Храмы строили в честь индуистского бога Вишну - бога созидателя, верховного хранителя мира. Но кхмеры почитали и многорукого Шиву - Великого разрушителя, который в их миролюбивой интерпретации тоже приобретает функции созидателя и сливается с образом Вишну, представляя собой уже новый кхмерский образ бога-созидателя Харихару.
   Вместе с тем, в девятом веке при правлении царя Джаявармана II в Камбодже появляется новый священный образ - правителя Девараджи, приравненного к богу, т.е. бога-царя. В его честь строят храмы на горе, как копию пятиглавой ступенчатой мировой горы Меру, находящейся в центре мироздания, на вершине которой пребывают главные боги индуистского пантеона. В святилищах таких храмов - лингамах - и пребывал священный образ Девараджи. В лингамы не допускался народ, они существовали как нечто эфемерное, космополитическое, доступное лишь особой касте служителей и правителей страны. Поэтому лингамы имели небольшое пространство, тогда как сами храмы величественно поднимались ввысь крутыми ступенями, ведущими едва ли не в небесные выси, что имело особое влияние на паству.
   Таков храм-на-горе Пном-Бак-хенг, на который сегодня ведет слоновья тропа - широкая дорога, петляющая по склону горы до самой ее вершины. Не так давно к этому храму туристы на самом деле подъезжали на слонах. Рядом с храмом сохранилось сооружение, с которого шла посадка на слонов. Сегодня она пригодна для обзора местности под горой. А слонов отправили на отдых.
   К десятому веку храмы-на-горе перевоплотились в горизонтальные плоскости. Теперь святилища - Прасаты - поднимают на высоту рукотворных пирамид с крутыми ступенями. Храмы окружают стенами - оградами мироздания, в которых сооружают порталы для прохода - с низкими сводами, украшенными резьбой и сложенными из монолитных камней. Стены окружает ров с водой - прообраз мирового океана. Это уже не просто храмы, но крепости, попасть в которые дано не каждому. Вокруг храмов формируются поселки, города, в которых кипит жизнь.
   Знаменитый храм Ангкор Ват построен в 12 веке по принципу храм-гора. Но вид его грандиозен! На строительство храма ушло не меньше монолитных каменных блоков, чем на строительство египетских пирамид периода четвертой династии. Камень для строительства Ангкор Ват брали на горе Кулен, которая находится от него в 42 километрах. Камни доставляли на строительство сплавом по реке Сиемрип.
   Ангкор Ват - название почти современное (с 19 века). По-кхмерски храм назывался Врах Вишнулока. В образе царя-бога представлен король Сурьяварман. Его жизненному пути посвящены барельефы, украшающие галереи храма.
   Все барельефы Ангкор Ват посвящены сценам индуистского эпоса Махабхарата. В наши дни мы видим их в сером цвете камня. Но подобные сцены изображены на стене королевского дворца в Пномпене, они украшают потолок и стены храма Ват Пном. И там они предстают взгляду в цвете! Дворец в Пномпене - более позднее (19-20 века) отображение верований королей Камбоджи. Индуизм в виде поклонения Вишну и Шиве соперничает с буддизмом - официальной религией современной Камбоджи. В качестве Девараджи уже выступает реальный король, восседающий на коне, чья скульптура стоит перед святилищем Будды - похоже, это наследие французов, чьей колонией была Камбоджа в конце девятнадцатого века.
   В святилище - Серебряной пагоде - хранятся две драгоценные реликвии страны: Алмазный Будда и Изумрудный Будда. Скульптура Изумрудного Будды выполнена из целого куска минерала в 17-м веке. Алмазный Будда сделан из золота в 1907 году. Его вес 75 кг. Он украшен 9584-мя алмазами, среди которых есть и величиной в 25 карат. Пол в Серебряной пагоде выложен серебряными плитами, каждая весом в один кг. Первоначально их было более 5000, после кхмерской революции осталось 500.
   Буддизм как основная религия Камбоджи сменил индуизм в 12 веке при Джаваярмане VII. Тогда процветал культ Махаяны - одного из течений буддизма, означающее дословно "Великая колесница". Цель пути - достижение запредельной мудрости, пробуждения во благо всех людей. В наши дни в Камбодже имеет место другое течение буддизма - Тхеравада - Учение старцев. Последователи Тхеравады чтут Будду Гаутаму и изучают священные тексты Палийского канона. В Камбодже учение Тхеравады сменило Махаяну в XIII веке.
   Джаваярман VII построил несколько храмов в новой столице, ныне называемой Ангкор Тхом. Въезд в Ангкор Тхом величественен! Мост через канал, окружающий город, оформлен лентами гигантских наг, поддерживаемых с одной стороны добрыми божествами, а с другой - злыми. В город ведут пять ворот. Южные, через которые в город попадает основная часть туристов, называются Вратами Смерти. Пугающее название! Но впечатление от тех врат все же величественное. На посетителей с портала врат смотрят многоликие божества. Врата по бокам украшены барельефами в виде слонов. Сохранились и всадники на слонах, и украшения хоботов в виде сплетенных между собой бутонов лотосов.
   Центральным храмом в Ангкор Тхоме является известный храм Байон, прасаты которого украшены многоликими божествами. Этот храм был построен при Джаваярмане VII, поэтому можно предположить, что те лики - это лики Будды. Но после смерти короля-буддиста храм перестроили в брахманистский, украсив его изображениями символов индуизма - танцующих апсар, служителей культа Вишну-Шива с лотосами, самого божества Харихара. Среди гигантских изображений голов богов археологи нашли один, который, предположительно, передает нам скульптурное изображение самого короля Джаваярмана VII.
   Путешествуя по Ангкор Тхому на мотороллерах, мы имели возможность проехать по стене, окружающей город, посмотреть отдельно стоящие храмы, к которым иначе, чем на велосипедах или мотороллерах не попасть, вблизи увидеть зеленые стены джунглей, тропинки в которых так узки, что нельзя вытянуть руку без опаски задеть торчащую ветку какого-нибудь разросшегося кустарника, пообедать на берегу древнего озера среди красоты природы.
   Комплекс Ангкор занимает территорию в 200 кв.км. Кроме всемирно известных сооружений - Ангкор Ват, Байон, Та Пром (или храм Лары Крофт) там находится множество больших и малых храмов, отдельных святилищ - прасатов, которые не уступают перечисленным выше в красоте, которые имеют свою оригинальную историю и являются неповторимыми памятниками культуры Камбоджи. Каждый такой памятник оставил в памяти что-то свое особенное.
   Та Пром поражает силой джунглей. Воздушные корни деревьев баньян буквально вонзились в стены храма, разрушая его и вместе с тем напоминая о величии природы, о ее силе, с которой человеку очень тяжело соперничать. Храм построен Джаваярманом VII в честь его матери. Недалеко от Та Пром находится Преах Хан - Священный меч, тоже построенный Джаваярманом VII, но в честь отца. Храм Преах Хан имеет крестообразную конструкцию, в центре которой находится лингам - святилище. Равновеликие лучи креста ограничены узкими проходами с низкими потолками. Время разрушило некоторые стены проходов, и свет падает на них с разных сторон, создавая иллюзию порталов. Стоит сделать шаг в сторону - и можно потеряться среди руин. Когда мы гуляли по храму, пошел дождь. Горячие камни впитывали небесную влагу, и вскоре храм наполнился теплым влажным воздухом, камни приобрели свежий цвет, скульптурные изображения на барельефах едва ли не ожили.
   На стенах, окружающих храм снаружи, хорошо сохранились гигантские барельефы одного из особых символов индуизма - птицы Гаруды, царя всех птиц. Гаруда смог добыть у богов амриту - напиток бессмертия, который боги получили пахтаньем Мирового океана. Что хотел сказать этим изображением король Джаваярман? Не хотел ли он стать бессмертым, подобно богам? Или так почитал своего отца, что сожалел о том, что амрита так и не досталась ни людям, ни змеям, ведь сосуд с желанным напитком унес Индра, и лишь след от него остался на траве...
   В храмах Ангкор Тхома немало "слепых" окон и дверей. Какие-то из них разрушены и через них можно "заглянуть" вглубь веков или в шепоте ветра услышать старинные истории...
   Чувство соприкосновения с прекрасным остается при посещении удивительно лаконичного и богато украшенного барельефами индуистского толка Прасата Бантей Среи. Храм построен из красного камня одним из сподвижников короля Раджендравармана II в десятом веке на берегу реки Сиемрип. В десятом веке храм назвали "Великий Бог тройного мира"; когда его нашли в 1914 году, то назвали Цитаделью красоты. В наши дни его называют цитаделью обезьян. И не потому, что в окружающих храм джунглях, обитают обезьяны. Входные порталы в святилища храма охраняют многочисленные скульптуры обезьян. Но храм красив прежде всего своей изящной архитектурой и тонкостью исполнения барельефов с сюжетами из Махабхараты.
   А вот настоящие обезьяны не оставляют своим вниманием туристов в Храме Та Неи. Семья гиббонов качается на ветках лиан, в ожидании угощения. Если им не уделяют нужного внимания, они напоминают о себе громкими криками и более близким приближением.
   Храм Та Неи почти не тронут реставрацией и спит в окружении джунглей. В середине храма между украшенными тонкой работы барельефами стен прасатов нагромождение каменных блоков - разрушенных стен, потолков храма. Они покрыты мхом и, находясь среди них, как нигде в другом месте ощущаешь дух времени.
   Храм Бантеа Кдеи посвящен Будде, о чем говорят изображения на входном портале и статуя Будды, и ныне украшенная оранжевым покрывалом и подношениями верующих. У стены храма растет одно из самых больших в Ангкоре дерево баньян, в корнях-стволе которого можно просто утонуть, если остаться рядом на чуть более продолжительное время.
   Наряду с туристами со всех стран мира древние храмы посещают современные монахи. Их оранжевые одежды сразу привлекают внимание яркостью. Но и кроме монахов у святилищ храмов молятся верующие, среди которых немало молодежи.
   Несмотря на то, что Камбоджа в основном сельскохозяйственная страна, молодежь трудится на многочисленных фабриках по шитью одежды, в различных офисах, расположенных в современных небоскребах в деловой части Пномпеня. Дети учатся в школах, а уроки порой делают прямо на ступенях храмов, старательно выводя причудливые буквы кхмерского алфавита в своих тетрадях.
   Вечером в Пномпене на набережной реки Меконг, на газонах рядом с королевским дворцом собираются толпы людей. Они стелют покрывала на землю и ужинают, тут же покупая еду у уличных торговцев. Молодежь приезжает на мотоциклах и усаживается на низких пластмассовых стульчиках в кружок, весело болтая и смеясь. По реке плавают украшенные разноцветными светящимися гирляндами прогулочные лодки. Молодые семьи гуляют с детьми.
   Пережив в своей истории многие перипетии, будучи в разные времена и революционным государством, и колонией, и страной королей, и страной-храмом, Камбоджа живет полной жизнью. Ее жители посещают храмы Ангкора, восхищаются красотой королевских усыпальниц на территории королевского дворца, ездят на плато Кулен поклониться лежащему Будде, высеченному из вершины вулкана в XVIII веке, плещутся в струях водопада на Священной реке, на каменном дне которой неизвестным резчиком выполнены изображения тысячи лингамов Шивы и йони его супруги Сарасвати - символов нескончаемой жизни. Тогда когда весь мир возвел в ранг божества призрачную Демократию, камбоджийцы вновь посадили на престол короля и строят свое общество в мире и согласии. А боги прошлого - Вишну, Индра, Шива, Будда милостиво покровительствуют им, отвечая благодарностью за память и сохранение истории народов, во множестве созданных ими во славу мироздания!
  
  На фоне Бантеа Среи [Долгий В.]
  
  
   Ташкент, декабрь 2019 года
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"