Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Индия: Каньон Ранех. Форт Гвалиор. Джайские фигуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Красота и фантазия природы ничуть не уступает полету фантазии индийских мастеров, создающих неподражаемые предметы искусства и скульптуры.


   Индия: Каньон Ранех. Форт и Джайские фигуры в Гвалиоре.
  
  Каньон Ранех, простор [Долгий В.]
  
   Насладившись красотой храмов в Хаджурахо, мы отправились в природный заповедник Ранех. Это удивительное место. Я за свою жизнь успела побывать в разных местах Земли - в горах, лесах, пустынях. Видела величественные вершины, высокие и красивые водопады, не похожие один на другой. Проходила каньоны, образованные водой, ветром и временем. Потому, когда нас привезли в Ранех, я была готова к тому, что увижу одно из неповторимых образований природы. Но то, что открылось взору, когда гид провел нас через лес и вывел на широкие каменные уступы, повергло меня в неописуемый восторг. Насколько хватало глаз, передо мной расстилалась каменная пустыня, испещренная извилистыми трещинами, обрывами высотой по шестьдесят - восемьдесят метров. Далеко внизу спокойно лежала водная гладь, которую тревожили лишь плавающие птицы, оставляя на маслянистом покрывале быстро исчезающий след от своего тела.
   Февраль - сухой месяц и каньон был словно обнажен перед нами. На его голых стенах повсюду виднелись черные следы водопадов, которые в огромном количестве появляются здесь в сезон дождей. В августе-сентябре весь каньон заполняется водой. Она гудит водопадами, шумит гигантскими воронками, несется стремниной, разлетаясь миллионами брызг у берегов. Мы стояли на обзорной площадке и, слушая гида, я представляла себе всю эту круговерть природы.
   "Как жаль, что мы не можем увидеть все это!" - подумалось мне. А гид словно прочитал мои мысли и сказал, что только сейчас мы можем увидеть всю "кухню" каньона, его скелет. И показал нам места, над которыми образуются воронки и огромный необычного цвета каменный язык - застывшую лаву, извергнутую вулканом, из-за которого и образовалась эта каменная равнина. Безлистные в это время года деревья дополняли картину безжизненной пустыни, но промелькнувшие в лесу прямо перед нами пятнистые спинки оленей, многочисленные бурундуки, снующие по деревьям, птицы, шелестящие крыльями в полете говорили о том, что жизнь в заповеднике кипит.
   Я бы хотела вернуться в Ранех еще и побродить по лесу, прислушиваясь к шуму воды в бурлящем каньоне. Кто знает, возможно, это когда-нибудь и случится, а пока мы отправились дальше, снова погружаясь в историю, продолжая восхищаться красотой храмов и фортов Индии.
   Продолжая тему Кама Сутры, я хочу рассказать о комплексе храмов Гвалиора, среди которых есть Храм Любви. Это старое сооружение, построенное в истинно индийских традициях. В этом храме обучали искусству любви молодоженов. Обучение проводилось три дня. В первый день учили мужчину, во второй - женщину и в третий - их обоих, вместе. Сейчас Храм Любви пуст, внутри не сохранилось никаких украшений, но зато снаружи мы нашли интересное место, где вдоволь нафотографировались, фантазируя, что ниша, разделенная двумя колоннами на три узких пространства - есть ни что иное, как эталон фигуры. Впишешься в пространство между арками, значит ты еще ничего, с фигурой все в порядке, нет - пора на диету. К своему собственному удовлетворению - мы вписались.
   Храм Любви окружен небольшим садом, в котором сохранились старые скульптуры то ли богов, то ли тех, кого обучали искусству любви. Неважно. Передо мной они предстали как эталон красоты человеческого тела. Посмотрите сами, какие правильные у них формы, какие плавные линии бедер, талии. А фигурки барельефов, изображающие нимф? Современный эталон пропорций женского тела 90х60х90 не у них ли позаимствован?
   Мы осмотрели еще несколько храмов, даже полазили по ним, фотографируясь в окошках, на балконах, и поехали в форт Гвалиор. В форте, датируемом шестнадцатым веком, есть Дворец, в котором, кроме привычных украшений в виде барельефов, росписи, мозаики, сохранились любопытные инженерные сооружения. Они, как и каньон Ранех, ныне обнажены - нет уже украшений, и помещения выглядят как перед капитальным ремонтом, когда со стен снимают обои, краску, штукатурку, оставляя лишь голые камни. Потому, лишь фантазируя, мы можем представить себе, как проходила дворцовая жизнь во времена расцвета правления того или иного Махараджи.
   У Махараджи, о котором нам рассказывали, было несколько дочерей. В полуподвальном помещении есть круглый зал, в котором на потолке сохранились крупные железные кольца - на них вешали качели для принцесс. Здесь же мы увидели в стене два круглых отверстия. Скажу честно, что я не догадалась об их назначении. А это оказался телефон! В одно отверстие говорили, у другого слушали. Мы поинтересовались, а не посылал ли Махараджа эсэмэсок.
   Любопытно сделана система охлаждения, своего рода - кондиционер. Вода подается из узкой горизонтальной щели по решетчатой наклонной плите и, падая, рассыпается на мелкие брызги, создавая таким образом особый микроклимат. Добавлю, что во всех дворцах, которые мы осматривали в разных городах, обязательно предусмотрены системы охлаждения - фонтаны, ручейки, бассейны. Все это в сочетании с холодными каменными полами и стенами создавало прохладу в жаркие дни.
   Дворец в форте Гвалиор интересен еще и территориями, которые ныне не реставрированы и туристам предлагают просто походить по ним самостоятельно. Мы не отказались от возможности заглянуть везде, куда только можно было. Это очень интересно, пройтись по заброшенным дорожкам, подняться по каменным ступенькам, кое-где разрушенным полностью. В таких местах я с удовольствием карабкалась по разным выступам, вспоминая свое скалолазное прошлое. Но все же чувство страха я испытала, когда решила сфотографироваться в открытой всем ветрам беседке, чудом сохранившейся на крыше старого Дворца. С нее отлично просматривалась долина и часть дворцового комплекса.
   Но самое интересное нас ждало впереди. По дороге во Дворец мы проехали скальный массив, в котором неизвестными мастерами прошлого были вырезаны огромные скульптуры джайских богов. Возвращаясь, мы оставили машину и пешком прогулялись мимо скульптур. Рассказывать об этом что либо не имеет смысла. На скульптуры нужно просто смотреть и восхищаться умением мастеров. Лица каменных богов настолько спокойны и созерцательны, что невольно умолкаешь, рассматривая их. Интересно то, что скульптуры полностью повторяют форму тела мужчины со всеми деталями, но сделаны они так, что каменный пояс прикрывает интимные места, а сама скульптура находится как бы внутри каменного кармана, в такой природной нише. Эти скульптуры относятся к джайской культуре - одной из религий индусов. Скульптуры так и называют - Джайские фигуры.
   Со сменой исторических эпох, меняется архитектура, совершенствуется умение человека. Двигаясь по истории, начиная с древних времен по направлению к современности, понимаешь, как совершенствовался сам человек. Это как наблюдать за развитием ребенка. Сначала он учится хватать, потом держать, потом использовать предметы по назначению. Первые рисунки ребенка примитивны и совершенны одновременно. Наивность в передачи образов настолько красноречива, что в нескольких линиях, которыми ребенок обозначает лицо человека, заметно настроение. Взрослея, он все более тщательно прорисовывает детали, придавая им объемность, плавность переходов линий. Появляются тени, выражение глаз становится глубже. Простота и открытость уступает место загадочности и недосказанности. Джайские фигуры - это произведения ребенка среднего возраста. Он уже научился соблюдать пропорции, в точности передавать особенности строения тела человека. В этих фигурах нет недосказанности, но есть загадка во взгляде и улыбке. Изображения джайских богов напомнили мне похожие скальные изображения Будды в Китае, близ Лояня. Так о чем думают боги индусов и китайский Будда?
   Мне вспомнилась одна притча. Будда, достигнув просветления, понял, что рассказать об этом доступно каждому, невозможно. Человек только сам может понять истину, если захочет. Если же нет, то никто, даже самый просветленный не сможет донести до него ее суть. Поняв это, Будда замолчал. Он молчал, когда к нему приходили за советом, молчал, когда его о чем-либо просили, молчал долго. И Боги, Высшие Сущности, обеспокоились. Они спросили Будду, почему он молчит, ведь ему дано Знание и он может делиться им с другими. Будда сказал о своем открытии Богам. На что те ответили: "Мы так надеялись на тебя! Мы дали тебе Знание, чтобы ты просвещал людей, нес им истину. Даже, если один из тысячи спрашивающих, поймет тебя, то вас уже будет двое". Поразмыслив над сказанным, Будда заговорил и стал терпеливо отвечать на вопросы людей.
   Сейчас Будда молчит. Но, мне кажется, что тот, кто хочет услышать мудрость из его уст, должен просто помолчать вместе с ним.
  
  Джайские фигуры, самая большая статуя   [Долгий В.]
  Далее об Индии здесь:
  
  Индия: История в архитектуре и искусстве. Удайпур
  Индия: Хаджурахо. Кама-сутра в камне
  Индия: Форты Читораг, Амбер, Джайгарха, Фарихур Сикри, Агра
  Индия: Люди и нравы
  Индия: Религии, Божества, Символы
  Индия: Дели
  Индия: Рай, называемый Гоа
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"