Dog-Doc : другие произведения.

Про иголки, красную профессуру и Великого Мао

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Маленькая спекуляция на тему иглорефлексотерапии. Поклонникам Востока - не читать!

   Давайте сразу договоримся: Я не нашёл подтверждений этой истории ни в книгах, ни во всемирной паутине. Да и из архивов все сведения, касающиеся того, о чём я хочу рассказать, скорее всего, аккуратно удалены. Поэтому, будем считать, что вся история выдумана между рюмкой коньяка и бокалом каберне.
   Тех, кого интересует подробная история китайской медицины, я отсылаю к "Истории медицины" Т. С. Сорокиной. А сам ради краткости изложения начну с периода близкого и осязаемого. Закат иглорефлексотерапии или чжень-цзю терапии (от китайского чжень - укол иглой и цзю - прогревание) наметился на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. Иван Орлов, издавший своё "Новейшее и подробнейшее историческо-географическое описание Китайской Империи" в 1819 г. в главе пятой, подразделе "О медицине" подробно описал лекарский приказ занимавшийся медицинским обеспечением императорского двора и находящихся в Пекине иностранных посольств. Приказ этот был сосредоточением наилучших методов лечения, известных в Китае. Однако, чжень-цзю терапия в труде Орлова не упомянута. Вероятно, к этому периоду она уже была изгнана из "коридоров власти" и сохранялась в качестве неофициальной лекарской традиции для простонародья. Тем не менее, в начале 20 века чжень-цзю терапия ещё сохраняла сильные позиции в китайском обществе и многие европейские путешественники, в том числе, упомянутый мною в предыдущем посте Алексеев В.М., отзывались о чжень-цзю терапии в превосходных тонах.
   А дальше, начинается самое интересное, и я предупреждаю заранее - ссылок на источники не будет в виду отсутствия самих источников. Только живая история, передаваемая изустно. С 1911 по 1929 гг. Китай пережил две революции и втянулся в вялотекущую гражданскую войну с коммунистами и провинциальными генералами. Пока солдаты правящей партии сражались на фронтах, в министерствах и университетах шла грызня между просто традиционалистами, и традиционалистами хитромудрыми, полагающими заимствовать у европейцев всё умное, чтобы потом вмазать им, европейцам, по первое число.
   Лидер Гоминьдана Чан Кайши решил пресечь эту грызню по крайней мере в одной области - в здравоохранении и в 1929 г. запретил использование традиционной медицины. Но указ не мог быть исполнен во первых, потом что, Гоминьдан контролировал далеко не всю территорию Китая, а во вторых, врачи с настоящим, т.е. европейским образованием были, как говорится, единичные в поле зрения. В итоге, Гоминьдан сам отменил указ своего лидера, однако, традиционные для Китая методы лечения, в том числе, чжень-цзю терапия, были окончательно низведены до уровня знахарства.
   В 1949 г. коммунисты выбили Гоминьдан с материка и перед товарищем Мао, ещё не великим, встал вопрос: Что дальше? Требовалась идея, которая показала бы китайцам, что не проклятый Гоминьдан, а коммунисты являются хранителями традиции, идея, которая проникла бы в каждый дом, в каждую фанзу и юрту, которая облегчила бы жизнь граждан разорённой страны. Коммунизм на роль такой идеи не годился. Он, конечно, само собой, разумеющийся, но пампушки из него не сообразишь. Народу требовалось что-то более конкретное, решающее насущные проблемы и при этом проистекающее из милых сердцу китайца традиций. И Мао Цзэдун (умный человек, как ни крути) сказал: "надо учиться у босоногих учителей". Под босоногими учителями подразумевались знахари, практиковавшие по городам и сёлам методы традиционной медицины, в том числе, чжень-цзю терапию.
   Тут потребуется маленькое лирическое отступление. Дело в том, что китайская медицина никогда или почти никогда не преподавалась в учебных заведениях. Знания передавались от учителя к ученику изустно, практические навыки осваивались у постели больного. В Википедии мне довелось встретить утверждение будто 1822 г. император запретил преподавание чжень-цзю терапии в Императорской Медицинской Академии. О какой академии идёт речь, непонятно, ибо ни вышеупомянутый Орлов, ни архимандрит Иакинф (в миру Н.Я. Бичурин), живший в Пекине с 1807 по 1821 гг. ни о какой медицинской академии не упоминают. И к сороковым годам двадцатого века "босоногие учителя" в большинстве своём были обыкновенными деревенскими знахарями.
   Теперь представьте: Я направляю нашу деревенскую ведьму бабку Марьяну в московский РГМУ для организации факультета заговоров и кафедры траволечения. Что будет? Будет скандал! Потому что Марьяна не то что преподавать не умеет, она в собственных заклинаниях путается.
   А время тикает, партия, во главе со своим круглолицым вождём ждёт, чем разродится китайский Минздрав. И тогда "красная профессура" делает финт ушами - посылает группу медиков учиться куда? Да во Францию! В прекрасную Францию, где ещё в 1826 г. впервые на европейском языке профессор J.Cloquet опубликовал пособие по акупунктуре. Так, на французский манер, стал называться древний китайский способ врачевания. Во Франции должным образом замотивированные китайцы вгрызлись в гранит науки и в по прошествии нескольких лет вернулись на родину грамотными специалистами.
   Дальше всё было хорошо. В 1955 г. в Пекине был создан Центральный научно-исследовательский институт китайской медицины, а при нём - институт чжень-цзю терапии под руководством Чжу Лянь. Причём, уровень применяемых методик с самого начала был таков, что произвёл впечатление на закоренелых материалистов, советских врачей, посетивших Пекин в середине пятидесятых. На руку советским энтузиастам старой/новой методики сыграло то, что чжень-цзю терапия при всей своей архаичности прекрасно укладывается в теорию нервной регуляции академика Павлова. В 1957 г. в Советском Союзе были утверждены "Временные методические указания по применению иглоукалывания и прижигания", а в 1959 г. издана "Инструкция по применению метода иглотерапии" и чжень-цзю терапии начала победное шествие по одной шестой части суши. И ни у кого в Союзе не возникло подковыристых вопросов к новым/старым учителям, продвигающих методику, воспринятую даже не из вторых, а из третьих рук.
   Вместо PS: В заключении желаю уважаемому Читателю не налегать на вина и коньяки в ходе учёбы, ибо от их смешения рождаются фантастические истории, подобные вышеизложенной. А если кто пожелает эту историю опровергнуть с фактами и ссылками на руках, список литературы прилагается.
  
  
  1.Алексеев В.М. "В старом Китае. Дневники путешествия". 1907
  2.Бичурин Иакинф, "Взгляд на просвещение в Китае" Жуpналъ министерства народного просвещения. 1838 V. Май.
  3.Бичурин Н. Я. "Китай в гражданском и нравственном состоянии" М.: Восточный Дом, 2002. (Классика отечественного и зарубежного востоковедения)
  4.Гаваа Лувсан. "Традиционные и современные аспекты восточной терапии" М. АО "Московские учебники и картолитография" 2000.
  5.Орлов И., "Новейшее и подробнейшее историческо-географическое описание Китайской Империи". 1819 6.Сорокина Т.С. "История медицины в двух томах" М.: Academia, 2004
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"