Повторно посмотрел "Катынь" Анджея Вайды, на этот раз полную версию на польском. От оскароносца ожидал большего. "Двенадцать" Михалкова, у которого "Катынь" отняла Оскар, смотрел с гораздо большим интересом. При всём моём неприятии личности Михалкова вынужден признать, что как в режиссерской работе, так и актерской игре лента Вайды проигрывает с крупным счётом. После таких шедевров, как "Земля обетованная", "Барышни из Вилько" и "Пан Тадеуш", очевидно, что это не лучший фильм большого режиссёра. Как и очевидно, что взял фильм общественным звучанием, эмоциями.
В центре сюжета история семей польского офицера и генерала, расстрелянных НКВД в Катыни. Очень мельком, без подробностей, подана история их плена и гибели. Основное повествование концентрируется вокруг узнавания и восприятия катынской трагедии родными и близкими. Очень сильные финальные кадры: выстрелы в затылок, молча, быстро, слаженно, как на конвейере. Все понятно, верю.
Особый упор сделан на лицемерие коммунистических властей "народной" Польши. В стране, где 50 лет власти старались молчать и заметать следы чудовищного преступления "большого брата", поляки не имели права знать правду. Фильм создан в память о жертвах, а также является уроком истории для молодого поколения. "Ложь десятилетиями окружала эту трагедию. Все, кто пытался узнать и сказать правду о Катыни, погибали, смерть шла за ними по пятам. Я должен говорить об этом", - заявил Анджей Вайда. Надо отдать должное, рассказ о трагедии получился без надрыва, без национализма, без политики.
Но главный вопрос, на который я не получил ответа: ПОЧЕМУ это произошло? Зачем 20 тысяч польских офицеров, элита армии и общества, были уничтожены большевистским режимом? Ведь не в бою - войны между Польшей и СССР в 39-м практически не было. Поляки сражались с Гитлером, причем таки сражались, а не вели "странную" войну. Не они напали на СССР, а Красная армия, тогдашний союзник вермахта, ударила им в тыл с целью оккупации части польской территории. А может, их можно обвинить в зверствах на оккупированных территориях, как позднее гитлеровцев? Так ведь они на территорию СССР ступили только в качестве военнопленных. Наказывать было не за что, даже малейшего предлога для справедливого возмездия не находится. Может, подняли бунт и пытались бежать из плена? Таких фактов истории неизвестно.
Поставим вопрос иначе: какую опасность представляли для СССР пленные поляки в апреле 1940 года, что даже в лагерях держать их не представилось возможным? Страх, что, если начнется война с Германией, они встанут на сторону врага? Абсурдно. Более того, когда началась война, пленные польские солдаты охотно пошли в Армию Людову и корпус Андерса и сражались как на Восточном, так и на Западном фронте. Тогда, может, страх, что они попадут в руки немцев? Но это был 40-й год, и не поверю, что уже тогда советская верхушка планировала занятие Смоленщины нацистами, как и спланировала подлый подлог, когда данное преступление советская пропаганда бездарно пыталась приписать немцам.
Остается месть. Допустим, что это была месть за несговорчивость поляков накануне войны и нежелание их впустить в свою страну советские войска. Возможно, это было стратегической ошибкой польского правительства. Но причем здесь офицерство? А может, это была месть за разгром в 20-м году Красной армии под Варшавой?
Ведь официальная советская версия была, что Катынские расстрелы были совершены немцами, а уже в начале 90-х, когда рассекретили архивы НКВД, Союз признал, что расстрелы проводились НКВД. Решение Политбюро гласило: "Дела рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания - расстрела. Рассмотрение дела провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения, постановления об окончании следствия и обвинительного заключения".
Вайда сказал, что снял фильм о той боли, которая сопровождает его всю жизнь. Его отец погиб в Катыни, а в опубликованных расстрельных списках были перепутаны инициалы, так что несколько лет мать мучилась неизвестностью, на глазах своего сына. Что причиняло ему немалую боль. Неизвестность оказалась страшнее известия о расстреле.
В фильме есть русский военный, который спасает главную героиню от НКВД. Это просто опровергает плоский штамп, что русские у Вайды - плохие, поляки - хорошие. У любого здравомыслящего человека и не может возникнуть такое подозрение. А те русские, которые проводили расстрел, не имеют лиц и судеб. Это машина. Расстрел показан как конвейер. Пуля в затылок. Водой из ведра смывают кровь, тело толкают по наклонным доскам... Следующий! Это и есть машина.