Авторам СИ, пишущим о религиозных сектах
Как премудро утверждает Зенд-Авеста, любая мысль, слово или дело всегда двойственны. И поэтому статьи С. " Как выйти из тоталитарной секты" и "Почем опиум для народа" " содержат как достоинства, так и упущения.
Я буду больше говорить о второй статье. Любопытно, что в самом начале статьи С. как бы слагает с себя ответственность, откровенно обнаруживая заведомую слабость в исследовании предмета. Речь идет о его "безбожном обобщении" и "крайне субъективном взгляде". Рассматривать "в целом" все реально действующие религии (учения "сект") - это парить в пространстве, надуманном и абстрактном, словесном и точно "бзбожном". Совсем как в недавние тоталитарные времена, любую ахинею неси, но только "профессионально" и с правильными ссылками.
В отношении "субъективно", в политике такой подход всегда честный. "Объективно" от имени народа или трудящихся во все времена чаще говорили популисты и проходимцы, но здесь не политика, и читатель ждет предметного исследования и даже интересных открытий, что, мол, за странные люди эти сектанты.
"Объявить Украину сектой России" (или Россию - сектой древней Украины) как бы походя остроумно, но абсурдно. Не стоит примешивать сюда и медицину. Мы ещё помним "карательную психиатрию", которой подвергались вполне здравомыслящие верующие "сектанты". Эти места сократить или переделать.
Само слово "сектанты" требует уточнений поболее. Иначе оно явно поддакивает казенному госатеизму, а теперь госправославию, где старообрядческие толки и согласия так нельзя называть, зато христиан-протестантов всех видов - вполне. К ним относятся адвентисты, пятидесятники, иеговисты, евангелисты, меннониты, баптисты и т.д. Отдельную группу составляют саентологи, белые братья, кришнаиты, сатанисты и другие направления и течения. Со многими лично знаком. Никто из них "сектантами" себя не называют, такие объединения людей - церкви, общества, общины, ашрамы, просто братья и сестры или иначе. Всех вместе протестантов на планете, кстати, по численности намного больше, чем православных. Кому и за что цеплять ярлыки?
Но большевистская борьба "с боженькой" продолжается в новых условиях. В российском "ящике" многие "секты" заведома приближены к уголовщине. И молодой С. здесь же, поддакивая "деструктивизмом", "тоталитаризмом" и другим негативным обобщением всех "неприкаянных граждан". Поди разберись, кого это касается, а кого - совсем нет.
"Явления одного порядка" очень условны, ВСЕ "секты" РАЗНЫЕ -преразные и мало подходят для таких заявлений. Как обобщать толстовцев, кришнаитов и адвентистов 7 дня? Только при желании или по окаянному заказу "феноменом социальной антиобщественности и незрелости ". Или искренне. Слегка образованный безбожник - пофигист не приемлет "странных" инакомыслящих. Ни пивка не попить, ни выразиться по-нашему, ни понять их бредни...
Моя личная слабость - добрые искренние люди и просто верующие под любой вывеской. По-старому, редкие праведники. Даже сатанисты пишут о себе, что стремятся к совершенству и ничего общего с отморозками на кладбищах не имеют. Они же весьма основательно отвергают жадное коррумпированое, по истории преступное и по сути во многом действительно сатанинское христианское духовенство. Но я глубоко "сатанистов" не копал и на их большой порядочности не настаиваю. Для информации вначале нужно почитать "Библию Лэя".
В любом случае общение с хорошими и оригинальными людьми всегда интересно и плодотворно. Здесь в Москве недавно познакомился с мормонами и саентологами. Любопытны, но мало сопоставимы.
Может быть, анализ автора подойдет для другого рода экзотических сектантов, с которыми я мало общался. Не знаю.
Наши СМИ время от времени с удовольствием пишут о действительных преступниках из разных "сект". Корректно ли сравнивать ничтожное количество заблудших овец из числа верующих сектантов с толпами безбожных, агрессивных и пьяных совков или формальных православных преступников? Где и кто видел статистику о преобладании тех или иных вероисповеданий среди уголовных? Но имеет ли право общество спросить с высоких контор, ответственных за традиционные идеологии и масскультуру? Лучше прижмем жидомасонов и сектантов!
"Самообман", "степень готовности следовать общепринятым социальным нормам" и разная "незрелость" на мой (тоже субъективный) взгляд всего лишь частное и уважаемое мнение автора-любителя. Оно похвально лишь за определенную самостоятельность и творчество.
Но помогла бы статья конкретному и зависимому "сектанту" в явно тоталитарной и нехорошей секте? Теоретически возможно, но "обобщая", вряд ли.
Обратим внимание г-на С. и на то, что настоящие верующие находят совет и помощь в своих священных "Писаний" (автору статьи вчитываться бы в них очень внимательно, а не прыгать по верхам), что несказанноо облегчает им жизнь. Некоторым помогли бы указания на противоречия между тем, что пишут первоисточники (шрути) и тем, как хитровато или избирательно трактуют их проповедники. У разных протестантов с подобным я сталкивался многократно. Встречал и загадочных "ангелов" из непонятной "секты" в Душанбе, со мной долго встречались, вели беседы, попеременно используя то христианскую, то восточно-эзотерическую лексику и даже предложили в дар... живого человека. Но я отказался.
Дело не в зрелости-незрелости людей, идущих в секты. На мой дилетантский и графоманский взгляд (слова - ярлыки), здесь речь о поиске собственной веры-идеологиии (предрасположенности к таковой), о врожденной программе в генах (в гунах проявленной!) вечно думающего и любопытного человека-робота, неудовлетворенного окружающим совковым блядословием и таком аналогичном. Замени слово "самообман" любым другим: вера, наклонность судьба или карма... "Хоть кол на голове теши", но человек следует тому, что "его" в нашей реальной "Матрице".
Пусть кто-то зачислит "сектантов", "не следующих общепринятому", т.е. норме, в супермены Ницше. Тот писал: "Бог умер". Однако в "честность и истинную основу нашего я", в добродетель и нравственность (иные имена Бога), Ницше, как благородный человек, глубоко верил.
Пусть кто-то популярно скажет о врожденном даре следования за своим кумиром: ах Пугачева, ах Зюганов, ах папа римский, ах Блаватская с Рерихом, ах Гитлер со Сталиным, ах пахан смотрящий, ах великий полководец (мясник), ах Булгаков или Пелевин. И даже и даже все остальные. Ах моя кошечка с её природной харизмой.
Пусть кто-то подумает, что неудовлетворенность настоящим и поиски нового смысла жизни - заказ небес или той же ноосферы Вернадского, что прочно сохранено в нашем подсознани, но востребовано единицами. Честнейший человек и удивительный провидец Эдгар Кейси повторял "оттуда", что Солнечная система - испытательная лаборатория и здесь нам дана свобода выбора. Он же сказал. " Для постижения истины нужен природный дар. А не образование-ученость"
Пусть для автора статьи причина ухода в сектанты в "зрелости-незрелости", тоже не возражаю. Меня эти заведома хорошие - плохие или неопределенные фантики не устраивают.
"Не судите, да не судимы будете", эта мудрость из Евангелия до сих пор непонята нами всеми, не одним С.
"У христиан даже поговорка такая есть". Нет таковой. Есть общеизвестные евангельские слова о ВЕРЕ, способной двигать горами. Мусульмане остроумно ответили на эту историческую максиму. "Если гора не идет к Магомету..." Читал ли автор Библию или Коран, всё ли там понял? Или "отстой" нашел?
Ещё штрих. Ищут истину (часто в "сектах") вовсе " не из легкости и удобств", а по соображениям, см. выше.
Анализ деятельности РПЦ как секты и монополиста очень даже соответствует действительности. И дальнейшие наблюдения господина автора, когда "на вас работает целая культура с тысячелетней историей" верны. Вплоть до "бесплатного сыра". Некоторые верующие испытывают необыкновенные душевные переживания от прочувствования божественно прекрасной природы. Здесь "сыр" не катит.
Насчет помощи психологов, я уже писал. Настоящих и дельных очень мало. Наукообразные и зомбированные своей (тоже вполне сектантской) средой болтуны помощи не принесут.
" ... незрелость разума вызывает потребность в вере" Здесь повторы и перефраз в том числе из недавнего марксизма - ленинизма. Сравни великих ученых и мелких профессионалов - нигилистов. "Бог это высшее понятие, какого может достигнуть человеческая мысль" (С. Радхакришнан). И для этого, как утверждал Христос, "должно вам родиться свыше". Но и всякий талант от Бога, условно "высший и низший". И нужных наивных дураков тоже охраняет Бог. Убеждать же несогласных, тем более "метать бисер" не стоит. "Нет принуждения в религии", утверждает Коран.
Кстати, о вере очень дельно говорит В.А. Чижик. В СИ его миниатюра внизу страницы. Любой самый ученый суперматериалист ВЕРИТ в свою науку и познаваемость мира вокруг. Ежу понятно, а многим вульгарным атеистам до сих пор - нет. Каждому своё.
"...незрелость чувств - потребность в трансе". Если трансом считать "самадхи", "божественное безумие", религиозный экстаз, камлание истинного шамана, пророческие видения и разные творческие вдохновения, то я - за транс против "зрелых" эмоций в массовом дурдоме.
Находиться "в среде единомышленников ", полагаю, приятно не только сектантам, но абсолютному большинству людей. И животных. И даже тараканам приятно, не говоря о пчелах и муравьях. А как они уж мыслят, сектанты или муравьи, не знаю и не берусь судить.
Всё далее написанное правильно и с вектором движения и сохранением энергии.
"Тем не менее, я не берусь утверждать, что все люди должны быть зрелыми, что зрелость - единственная правильная стадия человеческого развития. Я не берусь и опровергнуть это..." Такая оговорка мне по душе. Значит, не всё ещё потеряно для инфантильных подвижников и разных младенцев, "устами которых..."
Но вот самая интересная и конструктивная мысль из первой статьи не получила продолжения. "Нельзя покинуть секту, не оказавшись при этом в другой секте, быть может, еще более тоталитарной. Можно закончить школу, но при этом попасть в армию, можно демобилизоваться, но при этом устроиться на работу, можно уволиться, но при этом уйти в монастырь, можно расстричься, но при этом завести семью, можно уйти в медитацию, но при этом столкнуться с самим собой... "
Если на всю жизнь смотреть с точки зрения секты, то они кругом. А самая большая и тоталитарная - государство. (Недавно без юмора произносили: СССР одна большая зона). А собственные "секты" помельче пусть вспомнит читатель. Кто вспомнит школьный гадюшник, больничный или НИИтовский. Кто - улицу и друзей, спровоцировавших кошмарную тюремно-лагерную "секту". Чего стоит тяжелейшее и древнее брачно-семейное ярмо. И все это под мощным идеологическим прессом "гуру" в лице зависимых TV -СМИ. Очень "нормальным" и невинно оболванивающим через масскульт, дезинформацию, секс, насилие, науку и т.д. Условия определяют человека.
"Феномен социального самосознания", как и "принцип защитного отождествления" отдают (бес) содержательным суконноязычием. Самосознание - суть моё "я", сверхзагадочное, а что у других - тем более темный лес.
"Или я сам не свой или моя вся ширь земная
Как моя, так и других. Так помыслив, я не колеблюсь" (Мокшадхарма)
Секты не монолитны и снова - сектант сектанту рознь.
Забавно звучит предложение по созданию собственной секты с целью "разжечь еще один культурный очаг, отогревающий общество от ледяной хватки цивилизации". Здесь и романтичный и наивный подход, а потому замечательно. Но не отогреть человечество циничными "инструментами воздействия" без старых и вечных идей. Кои не для всех.
Грибоедова, пишут, растерзала толпа мусульман-фанатиков. Как-то услышал, что поэт очень высоко себя возносил. "Магомету удалось...", - а я, мол, не хуже... Что там на самом деле было, не узнать, но ассоциации у меня возникли определенные. Поэт верой или праведным идеализмом не отличался. В узелок многим.
Между "пещерой в горах" и жизнью в городе, я выбрал бы пещеру, но, возможно, на всякий случай в полукилометре построил бы ещё одну дикую хижину, вдруг какой-то дружественный полоумный по осознанной традиции возжаждет одиночества. Я не гожусь ни в ученики ни в учителя. И даже к большим теософам отношусь иногда с сомнением.
Конец статьи хорош. "Либо манипулируют вами, либо вы управляете ситуацией". Упрощая, либо ты лидер, либо - лох. Либо ты имеешь жизнь, либо она - тебя.
Всё правильно. Но проблема, кто дурак и где истина, осталась.
И "ради чего всё это делается?" Хороший вопрос. Действительно, ради чего? Очень важно напомнить читателю, который не просек.
Если захочет Аллах, о крутых неофициальных философах СИ в другой раз.
|