Динабург Юрий Семёнович : другие произведения.

Разговоры. 19. Я продолжаю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Юрий Динабург. Разговоры. 19. Я продолжаю
  
  
   Я продолжаю тебя благодарить за твои заботы о наших Беседах или Разговорах, как ты там их называешь. Я эту форму эссе продолжаю использовать как способ фиксации результатов работы над темами русской контрапозиции истории европейской литературы. Сначала очень просто мне наметилась контрпараллель мольеровскому "Мизантропу" в "Горе" Грибоедова. Тут мне видится дальнейшая контрпараллель Мольеру и Грибоедову в раннем Пушкине, только что познакомившемся с английским языком.
   Мне до сих пор представляется, что изобретение Пушкиным онегинской строфы было спровоцировано чтением шекспировских сонетов, которые в совокупности уже составляли рифмованный роман из строго отрегулированных строф. Это было очередное наращение строфики, шедшей, видимо, от Данте через шекспировский сонет и пушкинское 14-стишие с его подчеркнутым разнообразием рифмовок.
   Мне захотелось найти четкое обобщение пушкинских мотивов и стихотворных техник, но Пушкин в "Домике в Коломне" дал слишком яркое опровержение гипотезы о том, что Пушкину можно приписать какую-то обобщаемость в самом широком смысле. Пусть кто-нибудь другой попробует найти что-нибудь общее в его сказках, "Руслане", "Онегине" или в чем-то еще позднейшем.
   Мне удалось заметить только одно характерное для Пушкина пристрастие в компоновке его стихов и прозы. Это пристрастие к эпиграфам во всех его иронических паузах, разделяющих главы романа - "Капитанской дочки" и "Пиковой дамы". Только в "Медном всаднике" он, по-видимому, почувствовал неуместность сарказма, который членил бы сюжет петербургской повести о бедном Евгении-безумце, породившем во всей русской литературе стабильнейшую тему безумцев: у Гоголя, Достоевского, Андрея Белого и Булгакова.
   Кажется, ни у кого в этой литературе больше не было такого пристрастия к эпиграфам, как у Пушкина, который даже и Онегина характеризует прежде всего тем же:
   "Он знал довольно по латыни,
   Чтоб эпиграфы разобрать"
   Считай, что я высылаю тебе в последние месяцы преимущественно конспекты соответствующих глав очерка истории нашей литературы, как фабулы о наших недосмотрах; о пушкинской эпиграфике догадался писать почему-то только один Сигизмунд Кржижановский, кажется, по заказу Таирова. Но и эта работа осталась незавершенной.
   Литературная проза наша началась, было, у Гоголя с пародирования Гофмана и оторвалась от своих начал. Нельзя же приписывать укоренённости в Гоголе или Пушкине Тургеневу или Толстому. Гоголь из пародиста перерос в величайшего абсурдиста, хотя и не читал, по-видимому, Аристофана или Шекспира. Даже наши послегоголевские авторитеты были слишком склонны к дидактике и полемике с Европой, как особенно очевидно у Толстого, который в "Войне и мире" назидает нас в том, что все к лучшему в этом мире,- сколько бы у него романных героев не погибало - все к лучшему даже в конце войны.
   А в "Анне Карениной", где богатые вечно плачут, все тоже к лучшему. Чувство юмора у нас о ту пору возвращается в литературу только через Чехова, который в ответ на "Даму с камелиями" пишет "Даму с собачкой".
   Мое особое внимание здесь к теме эпиграфа ты мог бы ошибочно связать со статьей еще и Н.А.Кузьминой, даю ссылку: http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1997-i2/a060/article.html
  
   На самом деле мне очень захотелось поставить вразумительный эпиграф к моей "Археологии СПб", но конкретный такой эпиграф я нашел только у Платона в диалоге "Федон", перечитыванием которого мы с Леной внезапно увлеклись, где Сократ говорит ученику: "Тебе придется еще переменить (мнение), если ты останешься при мысли, что гармония - это нечто составное, а душа - своего рода гармония, слагающаяся из натяжения телесных начал. Ведь ты едва ли и сам допустишь, что гармония сложилась и существовала прежде, нежели то, из чего ей предстояло сложиться... Сколько я помню, мы говорили, что душа существует до перехода своего в тело с такой же необходимостью, с какою ей принадлежит сущность, именуемая бытием".
   Благодарю за отрывок из ЖЖ с каким-то странным соотнесением меня с Генделевым. У нас не было никаких параллелизмов и контрпараллелей. Хотя лет 40 тому назад мы витали где-то очень близко друг от друга.
   Твой Ю.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"