Более полувека этой истории. Речь идёт о том времени, когда в нашем авиапредприятии ещё эксплуатировались старенькие поршневые трудяги - вертолёты Ми-4. По сравнению с недавно поступившими с завода Ми-8 и "бронтозаврами" Ми-6, "четвёрки" - машины древние. Тихоходные и не слишком вместительные, да и на подвеску брать грузы не приспособлены. Но в отдельных случаях использовать "пенсионеров" от винтокрылой авиации вполне себе рационально, поскольку для заказчика главное - чтоб подешевле. Если не требуются большая грузоподъёмность и скорость доставки груза, Ми-4 - в самый раз. Как говорится, дёшево и сердито.
Обычно летом львиная доля вертолётной техники срывается с места базового обитания и вместе с экипажами и обслуживающими матчасть техниками перебирается туда, где ведут работы заказчики, дабы не тратить время на холостые перелёты в аэропорт базирования в конце рабочего дня. Здесь и места проживания обслуживающему персоналу оборудованы, и бензин-керосин завезён заранее по "зимнику", и набор запчастей первой необходимости имеется на случай оперативного ремонта. А подобные специализированные локации называются в авиации оперативными точками.
Тем летом один "последних могикан" вертолёт Ми-4 базировался вместе с "молодняком" в составе трёх Ми-8 и гиганта Ми-6 на одной из оперативных точек. Экипаж ветерана винтокрылой авиации с поршневым двигателем держался особняком. Все в коллективе, как один, и командир, и второй пилот, и бортмеханик - заслуженные асы Приполярья. С лётчиками "от газотурбинных двигателей" практически не общались - им бы доработать своё на старой матчасти, а у молодёжи из параллельного лётного отряда совсем иные интересы - им ещё летать и летать.
Один только прикреплённый к "четвёрке" техник всё время к спецам по газотурбинным аппаратам бегал. А что - дело молодое: скоро так или иначе спишут Ми-4, придётся переучиваться на новую технику. Чем раньше начнёшь познавать матчасть, тем быстрее освоишь, а кто как ни ежедневно эксплуатирующие технику спецы, лучше всего могут рассказать о тонкостях и нюансах её обслуживания.
В силу означенных выше причин экипаж "дедушки поршневого винтокрылого транспорта" видел приписанного от АТБ1 спеца лишь во время предполётного или послеполётного обслуживания. Личного живого общения ни у командира, ни у второго пилота, ни у бортмеханика с приданным техником практически не наблюдалось. А к концу командировки он и вовсе вернулся на базу на улетающей раньше "восьмёрке", а не со своими бортом.
Скучать по нему никто б не стал, и не вспомнил бы особо, да только служебная надобность перевернула всё с ног на голову. Дело в том, что по заведённому неведомо кем порядку бланки полётных заданий на оперативных точках должен заполнять командир, а вот подписать и печатью скрепить - обязанность представителя заказчика. Главное в полётном задании для экипажа - фактический налёт часов, ибо на основании его величины выплачиваются командировочные.
Задания сдаются в бухгалтерию, там налёт суммируется, а потом производится начисление заработной платы по специальным коэффициентам, где расчёт идёт от выплаты за производственный налёт командиру воздушного судна. Второй пилот получает примерно 80% командирской суммы, бортмеханик - чуть меньше, а техник из числа наземного персонала стоит в конце данной пищевой цепочки, но ему тоже грех жаловаться - согласитесь, получать почти 50% за налёт от ставки командира экипажа, даже не поднимаясь в воздух; совсем неплохо, я считаю.
Обычно согласованные с заказчиком работы и полётное время вносятся в бланки на оперативной точке в конце лётного дня, а все остальные данные заполняются уже на базе, когда со свободным временем дела обстоят не настолько напряжённо.
После прибытия в аэропорт базирования заполняли документы перед сдачей в бухгалтерию всем экипажем. Дело спорилось. Но возникла небольшая проблема - никто из "летающей троицы" не помнил фамилии техника, который обслуживал вертолёт на оперативной точке. Имя, но без отчества, восстановили быстро. А с фамилией никак. Если оставить графу в бланке незаполненной, документы не примут. Да это и понятно - кто ж позволит оставить труд техника без оплаты! Вопрос риторический.
А ходить по участкам АТБ в поисках техника не комильфо, да и попробуй найти нужного человека, когда все работают по сменам, участки разбросаны по территории аэропорта, а нужно найти срочно - время поджимает. К тому же, совсем не факт, что техник после командировки не взял отгулы - тогда поиски и вовсе превращаются в дохлый номер.
- Давайте попробуем напрячься и решить мозговым штурмом пустяковую проблему, парни! Вспоминайте, кто и что про Володьку знает, - начал командир вечер интенсивной мозговой деятельности.
- Типа, зачем Володька сбрил усы? - попытался пошутить бортмеханик, недавно посмотревший "Бриллиантовую руку" в кинотеатре.
- Не до шуток, Витёк! Мне через день в отпуск, а отчитаться по командировке никак не могу. Давай - пошевели извилинами.
- Есть, вспомнил! - вскричал второй пилот. - Фамилия у него ещё смешная. С пьянкой связана. Даром, что трезвенник...
- Нет, но где-то близко. Как там последняя фамилия, говоришь?
- Бухарин? - бортмеханика буквально несло по волнам не замутнённой тяжёлыми воспоминаниями памяти.
- Снова не то, этого уклониста от генеральной линии партии со школы знаю... Не он, - второй пилот оставался непреклонным.
- Бухалкин?
- Да нет же, проще...
- Проще?
- Художник ещё такой есть!
- Тогда понятно - Водкин, - это уже командир продемонстрировал эрудицию.
- Нет такого художника, - вмешался начитанный бортмеханик, - хотя фамилия, вроде, похожа.
- То есть - как же нет художника?! Возмутился второй пилот, жена которого работал в библиотеке, и по данной причине он считался специалистам в вопросах искусства. - А"Купание красного коня", кто, по-твоему, написал?
- Не читал такой книги. И кто её написал?
- Петров-Водкин. Но это не кни...
- И что - художник ещё и писатель? - не унимался бортмеханик.
- Нет, ребята, - рассудил командир на своей волне, - у нашего техника фамилия одинарная была, из народа он - из пролетариев...
- Я, собственно, и говорю - вовсе не Петров, а Водкин. Петрова отбросим, Петровых у нас на базе человека три, и все не те. - Второй пилот не стал рассказывать "бортачу", что картины тоже пишут... если имеется в виду настоящая живопись, а не любительская мазня в детском альбоме.
- И точно - Водкин! - не сумел скрыть озарения одухотворённый собственной значимостью бортмеханик. - Я ж его тогда ещё спросил, мол, предки бражничать любили, раз свою фамилию тебе, отъявленному трезвеннику, по наследству передали? А он мне, дескать, не знает причины, но в училище его все дразнили - возможно, как раз за грехи предков. А скорее всего - поскольку спиртное на дух не переносил и всегда уходил, когда однокурсники выпивали в складчину.
Ещё минуту назад никто из присутствующих не помнил фамилию авиационного техника, а тут вдруг - бац! - свершилось чудо. Буквально - сеанс коллективного "свежевания памяти".
Дооформить документы оставалось делом плёвым. Уже через полчаса командир сдал документацию в бухгалтерию. Сдал и сразу - из головы вон в предвкушении неотвратимости отпуска, зовущего под большие пальмы Большого Сочи.
Каково же было удивление аса северного неба, когда его срочно разыскала руководительница финансово-экономической службы и пригласила к себе в кабинет с формулировкой "незамедлительно". Старый лётчик даже и подумать не мог, о чём пойдёт речь, настолько уверовал в силу коллективного разума.
- Николай Алексеевич, - обратилась к нему главбухша, - никогда раньше не замечала за вами, чтобы неверно документы оформляли.
- А в чём нарушение? - удивился командир. - По обычной схеме всё заполнено. Подписи и печати на месте.
- У вас в каждом задании фигурирует некий авиатехник Водкин, а такой у нас в предприятии не работает.
- Не может быть! Мы же все втроём вспомнили разом! Фамилия ещё весёлая... с пья... употреблением... злоупотреблением связанная.
- Вспомнили, да не ту. Эх, Николай Алексеевич, не ожидала я от вас. Серьёзный мужчина, а такое творите! Здесь же денежные документы, а не филькина грамота. Хорошо, девчонки-расчётчицы ко мне пришли, а не самому (многозначительно поднят вверх указательный палец) доложили.
- Нехорошо-то как получилось. В первый раз с нами в командировке этот техник был, а мы лопухнулись - фамилию не отфиксировали. Мой просчёт. А как быть-то теперь?
- Идти в технический отдел АТБ и просить слёзно, чтобы представили приказы на командировки. А там, даст бог, может, отыщется тот самый техник с весёлой фамилией, который на вашей оперативной точке работал. Но не факт, что вам покажут, да и пора отпусков сейчас: работать с документацией решительно некому, приказы задним числом оформляются. Беда с этим, чисто беда.
- А мне тоже в отпуск. С понедельника. Что делать?
- Есть один способ довольно быстрый, но для его реализации потребуется всё ваше внимание, да и связи кое-какие. Дам я вам взглянуть на списки работников АТБ. В технической службе у нас в предприятии чуть больше четырёхсот человек. Выберите из всего каталога "подозрительные" фамилии, а я потом их на предмет отбытия в подходящую командировку в нужный период времени проверю.
Вычислим техника - полдела. Придётся все полётные задания с отметками о выполнении работ переписать заново. И у заказчика подписать, и печать поставить, неверные документы уничтожив. Есть у вас, Николай Алексеевич, кто-то среди заказчиков, чтоб оперативно всё подписал на основании первичных документов?
- С геологами проблем не возникнет. Мне бы лишь только этого Водкина-Селёдкина найти в списках...
Командир отнёсся к заданию весьма ответственно, и через каких-нибудь полчаса перед главбухом лежал список из пяти фамилий. Во-первых, Пьяных. С употреблением алкоголя ассоциируется точно. Во-вторых, Синий. Напрямую с пьянством фамилия сия не связана, но на него намекающая. Третья фамилия - Пивоваров; тут уже не пьянство, а процесс производства. Четвёртая - Кабаков; не употребление, не процесс, а намёк на питейное заведение. Но перечисленные четверо оказались ни при чём. Техник, недавно обслуживающий Ми-4 на оперативной точке, оказался Владимиром Брагиным. Вот вам и весёлая фамилия, вот вам и Водкин, вот и художник. Впрочем, был такой живописец и скульптор - Брагин Александр Иванович2, правда не настолько известный, как его "тёзка" Петров-Водкин, но супруг библиотечного работника вполне мог слышать о нём от жены.
Документы пришлось оперативно переделать. Авиатехнику Брагину начислили полагающуюся ему доплату за налёт часов во время работы на оперативной точке. Командир Ми-4 вовремя отбыл в отпуск. А главный бухгалтер предприятия получила благодарного должника в лице пилота первого класса Николая Алексеевича Н*. Кстати, фьючерсная услуга на дебиторском счёте зачастую важнее денег. Ещё Чехов сказал. Или не Чехов. Или - не сказал. Как мы теперь узнаем - столько времени минуло в речку с милым отпускным именем Лета?
1 АТБ (авиационно-техническая база) - это подразделение авиапредприятия, которое занимается техобслуживанием (ТО) воздушных судов.
2 Александр Иванович Брагин (2 февраля 1930 - 13 декабря 2011) - советский и российский художник, скульптор, участник трудового фронта Великой Отечественной войны, заслуженный художник РСФСР, почётный гражданин города Новокузнецка.