Когда земля уходит из-под ног,
Озёра глаз переполняют слёзы.
Нет никого, утешить бы кто мог,
И тонет рифма в океане прозы.
С судьбою в поддавки идёт игра,
С смиреньем скорби принимать пытаюсь:
"Всё заслужила!" - с самого утра
Твержу себе и непрерывно каюсь.
А скорби остриё пронзает плоть,
И уязвлённая страдает гордость.
Я воззову: " Услышь меня, Господь!
Уныние рождает безысходность...
Яви же силу в немощи моей,
И подкрепи мою изнеможённость,
И освяти, по милости Твоей
Житейской страстью душеомрачённость".
Из писем игумена Никона (Воробьева) к духовным чадам:
* Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у
него... Это значит , что человек не только во грехах, но ещё и в слепоте
душевной... Надо просить у Господа: "Даруй ми зрети моя прегрешения".
* Предсказано древними Отцами о нашем времени. Сказано: будут спасаться
верою, терпением скорбей и болезней и покаянием. Дел у нас нет. Во всем и
во всякое время нарушаем заповеди Христовы, поэтому остается нам каяться,
терпеть и верить, что Господь Иисус Христос, "пришедший взыскать и спасти
погибшего", спасет и нас, умоляющих Его о прощении и спасении. В это надо
твердо верить. Надеющийся на свои дела строит свой дом на песке.
* "Любящему Господа все поспешествует во спасение", и от Господа стопы
человеку исправляются. Никто сам не спасся, а Спаситель у нас у всех один...
Надо желать спасения, сознав себя погибающим, негодным для царствия Божия, и это
желание спасения надо показать Господу мольбой к Нему и посильным
исполнением воли Его, и постоянным покаянием...
Всю жизнь мы творим свою волю, даже добрые дела наши оскверняются то
своеволием, то тщеславием, то расчетами и прочее...
* Желаю вам всем здравия телесного и разума духовного, а главное - смирения,
без чего и все добродетели не имеют цены. В свою очередь, смирения не может
быть там, где нет сознания своих грехов, нет покаяния, а есть
самооправдание. Так что все делание спасения сводится к сознанию своих
грехов, своей негодности для царствия Божия, а вследствие этого -
необходимости постоянно умолять Господа: "Боже, милостив буди мне,
грешному". Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по
грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.
* Мытарь по другой причине считал себя грешным. Но осознал свою греховность,
не оправдывал себя и просил только милости и прощения от Господа, и получил
его. Все люди имеют неоплатный долг пред Богом. Никакие подвиги не могут
оплатить долга... Только милость Божия прощает кающихся и включает в царствие
Божие.
* Надо чаще призывать имя Божие, ставить себя пред лице Божие и просить
терпения, когда станет слишком тяжело. Как змеи ядовитой нужно остерегаться
ропота. Неблагоразумный разбойник ропотом и бранью не только усилил свои
муки, но и погиб навеки, а благоразумный - сознанием, что достойное по
делам приемлет, и страдания облегчил, и царствие Божие наследовал.
В утренней молитве преп. Макария Великого говорится: "Боже, очисти мя
грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою". Если так чувствовали
великие угодники Божии, то мы что должны чувствовать, на что мы можем
надеяться? Единственно только на милость Божию...
Не было случая, чтобы Господь отказал когда-либо кающемуся в прощении.
Только тогда Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим.
Поэтому помиримся со всеми, чтобы Господь помирился с нами. Простим всем,
чтобы и Господь нас простил. Старайтесь все делать и говорить как бы в
присутствии Божием. Оно ведь так и есть...
* Враг будет стараться отнять мир, не давать просить прощения. А ты его не
слушай. Побори его, призывая на помощь Господа Иисуса Христа, т.е. твори
молитву Иисусову, пока не поборешь раздражения или гнева, или злопамятства.
Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе
твоей. Признак прощения Господом - мир в душе.
Итак: старайся не раздражаться и не гневаться, а если согрешила в этом,
проси прощения от ближних и от Господа...
* Еще очень прошу тебя: не осуждай никого, а для этого старайся ни о ком не
говорить ничего: ни худого, ни хорошего. Это самый легкий способ не быть
осужденным на том свете. Ибо Спаситель Господь Иисус Христос обещал: "Не
судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены"
*Просите у Господа покаяния, сердца сокрушенного, постарайтесь понять,
почему величайшие святые постоянно плакали о грехах своих...
* Не оправдывай себя и свои ошибки, а пред собой и пред Богом называй вещи
своими именами, сознавай свои грехи... Если не можем не
грешить, то будем, по крайней мере, плакать пред Богом о своей негодности,
будем смиряться, перестанем осуждать других. Надо больше молиться и умолять
Господа о прощении и помощи.
* Просите у Господа мудрости и силы и ревности к исполнению Его св.
заповедей. Без Мене не можете творити ничесоже доброго. Поэтому и надо
умолять Господа о вразумлении и помощи.
*Премудрость Божия так велика, что и зло Господь обращает в пользу
человека. Эта мысль раскрыта многими Св. Отцами. Дело вот в чем. Человек
может спастись через веру и исполнение всех заповедей. Исполнение их
изменяет психику (душу) человека, обновляет его, делает человека новым по
образу Божию, точнее - по образу Спасителя Иисуса Христа.
Самым основным свойством "нового" человека является смирение (научитеся от
Мене, яко кроток есмь и смирен...), без которого исполнение всех даже
заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает даже врагом
Божиим, т.к. если не будет смирения, то обязательно будет гордость...
Оказывается, что грехопадения человека и могут помочь ему в приобретении
смирения (если только человек не будет винить в своих падениях никого и
ничего, а обвинит себя, что и есть вполне правильно...Это подтверждают и
угрызения совести после совершения греха).
* Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи,
человек опытно, а не теоретически, познает свою порчу, свое бессилие и
постепенно приобретает смирение. Всюду и постоянно побежденный грехами, он,
наконец, в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадет ко Господу,
сознается от всей глубины души в своей греховности, в своем бессилии самому
победить грех и будет умолять Господа: "Боже, аще хощеши, можеши мя
очистити (так говорил прокаженный), а сам я ничего не могу сделать.
Господи, спаси меня, Господи, научи мя творити волю Твою, Господи, изведи
из темницы душу мою"...
И, таким образом, грехопадения, будучи злом, делаются причиною
величайшего добра. В этом дивная Премудрость Божия, как и во всем, во
всем... не унывай, когда впадешь в какой грех, а обвини себя пред Богом,
исповедуй Ему свое согрешение, не обвиняя никого, смирись, познай свою
немощь во всем и проси у Господа, чтобы Он сотворил в тебе Свои св.
заповеди. Но это не значит, что ты сам не должен всеусильно бороться. Нужно
всеусильно бороться, надо изучать приемы борьбы у Св. Отцов, надо
предусматривать обстоятельства, способствующие победе или поражению, и
избегать последних и искать первых, а главное - при возникновении греховных
помыслов не переставать от всего сердца вопиять ко Господу о помощи с
сознанием своего бессилия самому победить грех. Даже если впадешь в грех,
то и при совершении греха надо вопиять ко Господу и, не стыдясь, повергать
себя мысленно пред Богом, говоря: "Господи, вот видишь, что я творю,
помилуй мя, помоги мне, освободи от власти диавола"...
* Еще есть мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в
какой большой грех, иди исповедуй пред духовником. Если нельзя сразу, то
при первой возможности, ни в коем случае не откладывая на завтра и далее!
Кто часто и сразу исповедует грехи, тот доказывает, что он ненавидит
грех...
* Игнатий Брянчанинов говорит, что болезни - это напоминание нам от Господа,
что смерть наша не за горами, и следует нам очистить все прошлое искренним
сокрушением, покаянием, принятием Святых Таин. Надо творить и дела
милосердия. Милостыня очищает от многих грехов.
* Каждому человеку так свойственно тщеславие, что оно буквально всего
человека пронизывает, от внешнего до самых сокровенных глубин. А в то же
время оно и самое ядовитое свойство, и с ним нельзя сделать в духовной
жизни никакого движения вперед. Необходимо умалить, а затем и уничтожить
его, во всяком случае, нужно непрестанно следить за собой и всякое
проявление тщеславия подавлять сокрушением сердечным (вздохнуть ко Господу
от всего сердца: "Господи, вот опять змий поднял голову"), с гневом
отогнать его и воззвать ко Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй мя, грешного. Не хочу, не принимаю, освободи меня от него, даруй ми
зрети моя прегрешения".
* Укоряйте себя за всякое нарушение малейшей заповеди Божией, не допуская
никакого самооправдания... Опирайтесь на Евангелие и на пример Самого
Господа Иисуса Христа в борьбе со тщеславием и в приобретении смирения.
* А как смириться? Сам человек не может стяжать этого свойства. Надо во
всем: и в мелочах, и в крупном - познавать свою немощь и ограниченность,
свое бессилие...
* Когда человек видит свои добрые дела, как фарисей, то он на ложном пути.
Истинный путь - видеть грехи свои бесчисленные, как песок морской (преп.
Петр Дамаскин). Это видение есть "признак начинающегося здравия души"
(преп. Петр Дамаскин). Поэтому нужно только радоваться, что человек так
ясно сознает проказу души своей.
* Если по силе своей будете сопротивляться греху, а, согрешив, каяться,
умолять Господа о прощении, то постепенно приобретете смирение, а со
смирением и силу побеждать грехи. Чем больше будет смирения, тем большее
количество и более упорные страсти будете иметь силу побеждать.
* В своих скорбях не отчаивайтесь и не опускайте рук. Читайте чаще и больше
Евангелие. Иисус Христос всех кающихся прощал, но и предупреждал: иди и
впредь не греши. Прибегайте чаще к Нему, сознавайтесь в своих неправдах,
просите помощи, понуждайте себя всегда, когда вслух, когда про себя,
творить молитву Иисусову.
*Ни при каких обстоятельствах не приходите в отчаяние и безнадежие, это
страшнее всякого греха. Они приводят к духовной смерти, а иногда к
самоубийству. "Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного".
Поэтому надо просить прощения у Господа, не желающего гибели грешника,
пришедшего спасать погибающих. Притом же верно слово Божее, что "любящим
Господа все споспешествует ко спасению". Так, зачем унывать, опускать руки.
* Никогда не отчаивайтесь и не теряйте надежды на Бога. Не слушайте врага.
Ищущему Бога все будет содействовать ко спасению. Мы все в падении. Но есть
у нас Спаситель, который прощает кающимся и не отталкивает от себя .
Грядущего ко Мне, не изжену вон. Любовь Божия превозмогает наши грехи и
немощи, если мы смиримся, сознаем эти немощи и искренне просим прощения.
Будьте же здоровы также и духом. Да хранит и спасет Вас Господь.
* Чем больше человек прилагает своего труда для очищения себя от всякого
греха, очищением мыслей, чувств, пожеланий греховных, даже пустых, чем
больше понуждает себя к непрестанной, чистой, внимательной, от всего сердца
и со всяким благоговением молитве, тем слабее делаются скорби, тем легче их
становится переносить, потому что цель, для которой нужны и посылаются
скорби, достигается другим путем, путем своего труда, понуждения на делание
заповедей; постоянного сокрушения сердечного за недостаточное исполнение
их. Это болезнование сердца и понуждение к добру могут заменить прочие
средства и скорби.
* Да вразумит и сохранит Вас Господь от всякого зла.
Библиография
Игумен Никон (Воробьёв), Письма духовным детям, Клин, 2003г.
Игумен Никон (Воробьёв), Нам оставлено покаяние, Москва, 1997 г.
http://www.wco.ru/biblio/name13.htm