При подготовке своих сотрудников к решению самых различных задач органы НКВД частенько прибегали к услугам людей, тесно связанных с преступным миром.
Консультации преступников требовались, например, при подготовке легенд соґтрудников, внедряемых в банды, при обучении преступным ремеслам, проведении экспертиз и в других случаях.
Чтобы научить сотрудника бесшумно передвигаться внутри жилых помещений, в учителя приглашали квалифицированного вора-домушника, который за неделю мог научить смышленого и хорошо физически подготовленного энкавэдэшника, как заставить молчать "певучую" половицу или, не выдав себя даже шорохом одежды, в мгновение ока взбежать по скрипучей лестнице, наступая при этом лишь на края ступенек или опираясь на стены и перила.
При подготовке рукопашников экстра-класса часто использовались добровольцы из осужденных - в разных советских спецслужбах их называли волонтерами, глаґдиаторами, робинзонами, куклами. Такие "живые мешки", или "мясо", позволяли Моделировать ситуации, максимально приближенные к реальности. Кстати, подобґные методы использовались и в других странах - НКВД не было пионером в данной области.
Чтобы иметь представление об уловках преступников и хулиганов, применяемых Л момент ограблений, в драках и при других обстоятельствах, познакомимся с небольшим обзором приемов "хулиганского" стиля. Используем при этом не только Книгу Ознобишина, но и личный опыт авторов, и ряд закрытых источников. Ведь Изучение приемов преступного мира компетентными органами продолжается до сих пор...
Использование стекла в драках
Кроме печально знаменитой "розочки" (бутылка с отбитым донышком, испольґзуемая как холодное оружие), часто применяют осколки оконного стекла или разбиґтой витрины в качестве метательных снарядов, подобных сюрикенам ниндзя. Их бросают от головы, когда плоскость осколка в полете практически перпендикуґлярна земле, и горизонтально - сбоку и от груди.
Спущенный пиджак, напяленная кепка
В уличной драке частенько используют одежду. Большинству читателей, конеґчно же, известен способ "отоваривания втемную" - избиения, как правило, нескольґкими нападающими одного несчастного, лишенного возможности видеть и сопроґтивляться из-за наброшенного на голову и верхнюю часть туловища пиджака, одеяла или просто куска материи.
Напяленная в драке на глаза кепка или спущенный с плеч до локтей пиджак тоже сковывают подвергшегося нападению, хотя и в меньшей степени. Брошенные в лицо противника головной убор, кашне, плащ или куртка позволяют на доли сеґкунды лишить его ориентаций, а значит, и получить существенное преимущество.
Кашне часто используют для хлестовых движений, направленных в глаза, удуґшающих действий, позволяющих остановить, а затем и сковать конечность или коґнечности противника, выбить или вывернуть оружие из рук. Тулуп, шуба, ватник чаґсто спасали своих хозяев от увечья в пьяной драке.
Русским мужикам издавна известен остроумный защитный прием - "запах", когда от удара в лицо защищаются, прикрываясь отворотом тулупа и поворачиваясь на месте.
Самбисты и дзюдоисты хорошо знают шокирующий удар воротником кимоно по шее, позволяющий на мгновенье лишить соперника ориентации, а то и сознания. Подобный прием применялся одесскими уркаганами при неожиданных нападеґниях, ограблениях, сведении счетов. Особым шиком считалось за несколько мгноґвений, кинувшись к жертве в толпе с радостными возгласами приветствия, нанести ей жестокий удар головой в лицо с одновременным хлопком воротника по шее, обґчистить карманы и скрыться, оставив ограбленного в полуобморочном состоянии. Для осуществления захвата за отвороты пиджака или пальто преступник делал вид, что поправляет одежду на своем "приятеле" - он тянул захваченные отвороты вверх, увеличивая тем самым зазор между шеей и воротником.
Одним из приемов отечественных "звонарей" из портовых городов был заимствованный у докеров способ переворачивания человека вниз головой с последуюґщим ударом ею о землю. Прием исполнялся двумя людьми и произошел от способа переноски тяжелых мешков. Здесь тоже использовался воротник, но не для хлопка, а для захвата. Один из запрещенных приемов в дзюдо - попытка удуґшения по линии рта - грозит разрывами щек, травмами губ и даже вывихом нижней челюсти. В преступной же среде прием использовался довольно часто, хотя, как правило, удушающие воротником не были у бандюг в почете. Одним из жестоких, изуверских приемов был вариант "очков" (ударов в глаза), при котором использоваґлись настоящие очки. Средним пальцем одной из рук нападающий стаскивал с лица жертвы оправу и, зажав ее между указательным и безымянным пальцами, с одной стороны, и средним пальцем - с другой, мизинцем и большим пальцами направлял дужки к центру, нанося удар по дуге вперед-вниз.
В драках также часто используются захваты и за другие части одежды, в том числе и за брюки, в момент сбиваний на землю применяют и обувь, снятую с ноги, в качеґстве кастета или дубинки. Что касается поясного ремня, то многие способы его исґпользования, бывшие на вооружении царской охранки, тоже получили свою пропиґску в преступной среде. Некоторые из них столь широко известны, что знакомы даже школьникам - например, связывание двойной ременной петлей (рис. 6). И если в большинстве описанных случаев спецслужбы заимствовали технику преґступного мира, то в данном случае - наоборот.
"Колбаса", спицы, иголка, сыпучие составы и другое
Из Китая, через Японию и Дальний Восток - одним путем и через Монголию - другим в Россию попадали методы боя порой довольно-таки экзотические. Их опять же брал на вооружение преступный мир. И если у нас не прижился, к примеру, слив-ган, древнее китайское приспособление для убийства стрелкой, которая выґпускалась из бамбуковой трубки, спрятанной в рукаве, то осталось с десяток друґгих подобного рода приспособлений. Ими доморощенные бандюги пользуются так же умело, как слив-ганом гонконговские или нью-йоркские гангстеры.
Одним из таких приспособлений, попавших в нашу страну задолго до Октябрьґской революции, был "попрыгунчик". Малоизвестное, но очень эффективное в ближнем бою оружие китайского происхождения. Его модернизированный вариґант представлял собой комбинацию из тяжелого металлического шара, прикрепґленного к резине, которая, в свою очередь, удерживалась с помощью системы кожаґных браслетов на руке владельца. Шар бросали в противников, как камень, и он снова возвращался в руку хозяина.
Что касается древнейших приспособлений разбойничьего мира, таких, как "чесґнок", кистень и кастеты разного рода, то появились они независимо друг от друга в разных частях мира и определить "национальную принадлежность" этих изобретеґний невозможно. Их одинаково успешно и с удовольствием использовали как русґские разбойники, так и японские ниндзя, только последние более изощренно и разґнообразно.
Песочная колбаса, о которой упоминается в книге Ознобишина, тоже интернаґционального происхождения и состоит в "генетическом" родстве с кистенем. Она до сих пор используется в том или ином варианте как миром улицы ("бильярдный шар в платке"), так и спецслужбами и спецподразделениями, начиная с "зеленых беретов" и кончая специалистами из ГРУ. Различные технические элементы с "колбасой". Использование "хвоста" для защиты и ослепления противника, использование мешка как короткой дубинки, использование его как тунфы и для ломающих захватов.
Сыпучие составы применялись и преступными элементами, и агентами спецслужб всех стран. Они служили в основном двум целям: для ослепления в бою и для того, чтобы сбить со следа собак-ищеек. Существовали также отравляющие соґставы, которые использовались самыми разными способами.
Методы драки с применением игл и острозаточенных спиц формировались у нас в стране под влиянием как зарубежной, так и местной шпаны, а также благодаря влияґнию китайской традиционной медицины. С легкой руки военспецов-китайцев к нам попали и различные способы реанимации и лечения с помощью игл и полынных сиґгарет. Кстати, следует отметить, что подобные методы использовались в быту для лечения и драки народами Сибири и Дальнего Востока, но никогда серьезно не изуґчались и не систематизировались ни медиками, ни рукопашниками. Короче, боевой опыт преступного мира и мира улицы очень богат и разнообразен. Улица требовала оригинальности и смекалки при столкновениях. Для иллюстрации приведем неґбольшой отрывок из книги Гилби "Боевые искусства мира".
"...И вот, наконец, мы были вместе. И Джон Майнер, непобедимый боец, рассказывал:
- Все эти методы очень хороши, но знаете, чего в них не хватает? Не хватает сюрґприза. Они, конечно, очень разнообразны, но я занимался большинством из них и говорю, что действия противника можно предугадать. А это плохо. Знаете, ничему я остаюсь непобедимым? - Прежде, чем я мог вежливо сказать, что не знаю, он глуґбоко вдохнул и продолжал: - Я никогда не был побежден, потому что всегда дрался так, что мой противник не знал продолжения. Я имею в виду, что я делаю неожиданґное, и каждый раз это приносит успех. Возьмем, к примеру, дзюдо. Я знаю, вы хоґрошо им владеете, но поверьте, у него есть свои ограничения. Я встречал некоторых черных поясов в уличных боях и легко с ними справлялся.
- Легко, да? - вставил я, немного задетый его уверенным видом.
- Очень, - сказал он, и улыбка пересекла его грязное лицо. - Но я вижу ваше недоґверие. Я не теоретик. Я могу продемонстрировать. Сейчас, позже, как вам нравится.
Здесь его улыбающиеся глаза стали серьезными. Но это был вызов, и я ответил каменным взглядом. Я вспомнил классическое изречение Финли Питера Данна: "Можно отказаться любить человека или одолжить ему деньги, но если он хочет драться, нужно этому подчиниться". Придав своему голосу такое же выражение, каґкое было во взгляде, я сказал:
- Давайте дослушаем. Драться мы можем потом.
Он продолжил свой рассказ, как будто его и не прерывали.
- Так вот, я говорил, что у дзюдо есть ограничения. Пару лет назад я встречался с одним из Претории с третьим даном. Я приближал свою левую руку к правому руґкаву, а правую руку - к левому отвороту. Ладони разжаты, руки расслаблены. Ортоґдоксальное дзюдо! Но это было на улице, а не на ковре дзюдо. И вы думаете, что сделал этот дурак? Он последовал моему приему и развел руки в стороны, чтоб схватить меня. Коми - так вы это называете?
- Коми-ката, - сказал я.
- Короче говоря, меня он, конечно, не схватил. Я правой рукой ударил его по почкам, а левой - по каротидной артерии. Кратко и выразительно, не так ли?
Я не мог удержаться от улыбки.
- Действительно, ну, а как с другими?
- Они тоже спали. Привычка - отвратительная вещь. Она уменьшает гибкость мышления человека, а на улице это плохо. Как я их побеждал? Тем же путем - неожиданностью. Первому я начал делать "внутренний высокий бросок", я не знаю, как вы там называете его в Японии. Он просто напрягся, уверенный, что собьет меня при этом с ног, но бедный дурак! Я ведь не бросил. Я его ударил ногой в пах, и он отключился на несколько минут. Думаю, что в это можно поверить. Я потом докажу свою систему. Другого дзюдоиста я взял тем же самым, этим "броском живота", когда хватают, а потом приседают, упираясь ногой в его живот.
- Томоэ нагэ, - сказал я. - Только для большего рычага ногу нужно поместить в нижнюю часть живота.
-Да, - сказал он, широко улыбаясь. - Я и поместил в самую нижнюю. Вот вам и секрет моей техники. Если бы я просто попытался нанести ему удар ногой, он бы, конечно, защитился. Но я его обманул, начал делать бросок из классического дзюдо, и он только напрягся, чтобы сопротивляться броску, который вовсе не был броском. Я просто присел и стукнул его ногой в пах. Конечно, это был конец.
Я кивнул и заметил:
- Как говорили китайские боксеры, туда нельзя поместить "чи", а без "чи" вы ничто.
Мы допили наше вино, и он повез меня на окраину города, где жил один из его работников. По дороге я спросил, не боится ли он рассказывать так много о секретах своего метода. Он заметил в ответ, что и у неожиданного нет ограничений.
Я весил килограммов на 40 больше его, но даже с учетом этого сильно волновался, хотя много лет изучал различные виды борьбы. Я любил драться, но в логичной, хотя и безжалостной, манере. Ожидание сюрприза меня беспокоило.
Мы подписали отказ от претензий и договорились продолжать схватку до тех пор, пока кто-то из нас не потеряет сознание.
Так какую же тактику легче избрать? Я решил, что к каратэ или китайским приемам он хорошо подготовился. Ну что же, удивлю его, используя именно дзюдо. Но когда мы сойдемся, нанесу удар раньше. Я решил сделать ложный бросок, а когда он сделает защитное движение, сделать ему бросок в направлении этого движения. Дзюдоисты знают этот принцип как комбинацию оучи-сэон нагэ. Пусть это будет ему сюрпризом!
Мы покружились, глядя друг на друга, и сошлись.
- Дзюдо, - проворчал он, но я уже делал "оучи".
"Оучи" - это просто бросок с зацеплением левой ноги противника своей правой изнутри. Я хорошо сделал зацепление. Майнер двигался точно, куда я хотел - вперед. Я сделал поворот, опустился вниз, а Майнер был у меня над головой. Я резко разжал руки, и он упал на землю.
Майнер лежал на том месте, где он упал. Он сильно ударился, но он был в сознании, и я готовился нанести ему окончательный удар. Ведь соглашение было - драться, пока один из нас не потеряет сознание. Я подошел к нему, готовясь ударить.
- Не надо, - сказал он, - я уже готов.
- Но договор был, что один из нас должен потерять сознание.
- К черту этот договор, разве я выгляжу как боец?
И здесь произошла очень страшная вещь. Джон Майнер начал плакать. Слезы ручьями лились из его глаз.
"Вот это зрелище, - подумал я, - видеть, как этот непобедимый плачет". Я подошел ближе. Но тут-то и встретила меня неожиданность. "Побежденный" Майнер просто стукнул меня ногой в пах. Меня уже так били, но никогда так чисто и эффективно, и никогда я не терял сознания.
Через десять минут я смог слегка ползти, потом стоять, потом ходить. Перед тем, как уйти, я нашел скупую записку Майнера. Там было только одно слово: "Неожиданность".
А теперь настала очередь Ознобишина поделиться с нашими читателями живым опытом улицы...
О некоторых ударах, применяемых преступным элементом
Удары головой в лицо
Удар головой в лицо, о котором мы уже говорили в главе "О бое вплотную" по нашему мнению, гораздо опаснее предыдущих ударов - нанесенный быстро и с близґкого расстояния, он почти неотразим. Правда, некоторые компетентные лица рекоґмендуют в момент атаки быстро нагнуться, из-за чего нападающий разбивает себе лицо о ваш череп, но такая защита требует исключительной быстроты и находчиґвости. Мы скорее рекомендуем отклонять верхнюю часть туловища назад, с одновґременным апперкотом ближайшей к противнику рукой; или же при знакомстве со свободной борьбой быстро отклониться назад, давая противнику подножку и резко притягивая его к себе. Или же сделайте бросок с упором ногой в живот. Еще лучше - не подпустить противника на расстояние, удобное для такого нападения
Мы еще раз настойчиво напоминаем, что из всех приемов бандитов этот последґний - один из самых опасных, от которого защититься чрезвычайно трудно. Они схватывают вас обеими руками за одежду или позади затылка и со страшной силой ударяют вас головой в открытое лицо. Многие из них пользуются лишь этим приеґмом, но наносят его мастерски, очень быстро и вовремя. Так как этот удар очень хоґрош, необходимо вам самим научиться его исполнять.
Удар головой может быть невероятной силы. И здесь мешок с песком самый удобный снаряд для тренировки, он даст вам необходимую быстроту, закалит череп и шею.
Не советуем пользоваться специально этим ударом, но если представится удобґный случай, примените его, особенно при бое вплотную. С другой стороны, если вам придется иметь дело с противником гораздо выше вас ростом, вы легко застаґвите его потерять равновесие, нанеся удар головой в живот. В то время как голова толкает вперед, руки, обхватив ноги противника как можно ближе к ступням, тянут назад, оба движения должны быть хорошо координированы и произведены с маґксимальной быстротой.
Но необходимо предвидеть и тот случай, когда вы попадетесь на удар головой и противник сшибет вас с ног. В этот момент он имеет верх над вами и убежден в близкой победе. Не беспокойтесь. Если вы знакомы с искусством рукопашного боя, то, применив "обратный ручной замок", вы имеет шансы на победу.
Вывертывание одежды
Один из часто употребляемых приемов в мире преступников состоит в том, чтобы при нападении неожиданно спустить с плеч до локтей и вывернуть подкладкой вверх вашу верхнюю одежду, и, связав таким образом ваши движения, они наносят удар. Если вас захватят таким способом, самое лучшее - броситься на землю, благоґдаря чему противник или выпустит вас из рук, или упадет вместе с вами. В том и друґгом случае вы можете с ним легко справиться. Если вы остались стоять, не пытайґтесь защищаться руками, связанными рукавами одежды; сначала накиньте последґнюю, встряхнув плечами.
Удар вилки (очки)
Мы уже говорили об этом ударе (указательный и средний пальцы в глаза противґника). Остерегайтесь его не только в бою на земле, но и в стойке. Многие бандиты, правда, большей частью иностранцы - специалисты в таких ударах.
Укусы
Если кто-нибудь попробует вас укусить, например, за руку, не отдергивайте ее, наоборот, толкайте изо всей силы вперед. Результат будет печальный как для зубов, так и для рта "людоеда".
Нападение сзади и захват со спины
Против безоружного противника, схватившего о вас сзади, есть очень недурная заґщита, состоящая в следующем. Предположим, вы схвачены сзади и согласно наґшим указаниям упали вперед на четвереньки. Противник же удержался на ногах, не отпустил рук и готов продолжать бой. Положение затруднительное. Но вот что на этот случаи советуют японцы. Падая, постарайтесь, чтобы ноги противника или хотя бы одна очутилась между ваших ног (при практике джиу-джитсу движения ног приобретают большую быстроту). Одна из ваших ног, например, левая, слегка согнутая, должна упереться в ноги противника, подготовляя нечто вроде подножки. Тем временем правая резким горизонтальным движением подсекает одну или обе ноги нападающего, который падает на бок и становится жертвой одного из тех приемов, которые делают джиу-джитсу непобедимым в схватке на земле.
Удар дедушки Франсуа
Описан он почти во всех руководствах самозащиты, но применяется лишь одними парижскими апашами. Удар, тем не менее, знаменит. Чтобы "обчистить" господина по способу дедушки Франсуа, к нему подкрадываются сзади, накидывают платок на шею и, дергая, опрокидывают назад, одновременно делая полуоборот и взваливая жертву к себе на спину. В то время второй апаш обчищает карманы, пользуясь беспомощным положением жертвы. Удар этот опасен. Защита, во-первых, состоит в том, чтобы постоянно оглядываться и следить за тем, чтобы в пустынном месте за вами не шли по пятам. Затем, если вы почувствуете, что платок накинут, немедленно броситься на землю - петля или минует вас, или попадет на другое место и не помешает вам защищаться.
Мешок с песком. Песочная колбаса. Гирьки
Песочная колбаса - очень простое оружие для внезапного нападения - состоит из длинного узкого холщового мешка в форме колбасы, плотно набитого песком; иногда туда кладется маленькая гирька для отвеса. В России ею довольно часто пользуются при уличных нападениях. За границей дело обстоит несколько иначе и, пожалуй, во много раз хуже.
В Англии, Франции, Бельгии, Германии, Италии, Испании выработалась особая разновидность грабителей-специалистов, носящих кличку "Крысы гостиниц" или в некоторых местах "Уистити". Эти "крысы" избрали полем действий самые крупные и дорогие интернациональные отели и гостиницы, которые кишмя кишат богатой интернациональной буржуазией. Коридоры колоссальных гостиниц очень длинны и обладают массой закоулков. Ночью они ради покоя и экономии полуосвещены.
"Ночная крыса" останавливается обычно в гостинице, как и все прочие постояльцы. С наступлением ночи грабитель надевает черное шелковое сплошное трико, которое сливается своим цветом с тенями коридора, берет в руки песочную колбасу и незаметно идет по пустынному коридору за запоздалым постоятельцем. Удар колбасой по голове - и последний падает без чувств. Наутро прислуга находит постояльца начисто ограбленным. Эти грабители особенно опасны потому, что работают в одиночку, а это сильно затрудняет их розыск. Об этих ограблениях газеты стараются умалчивать, не желая отбивать от гостиниц богатую клиентуру, между тем подобных случаев можно насчитывать тысячи.
Характеристика преступного элемента и его тактики
Одна из основных черт в характере профессионального преступника - это подлость. Чем мельче преступник, тем он подлее. На подлости построена вся тактика преступного мира, целиком состоящая из различных уловок, обманов и хитростей. Так называемые подходы, столь часто употребляющиеся в нападениях и драках хулиганов, берут свое начало из того же источника. Несмотря на идеализацию разбойника не только бульварными писателями, но и такими классиками, как Шиллер и Пушкин, современный преступник не имеет в себе абсолютно ничего романтического.
Но вернемся к тактике преступного мира и посмотрим, каким образом она проявляется в обстановке обычного уличного столкновения.
Подход
Вы идете по улице в спокойном, благодушном настроении, вдруг вас резко толкают. Вы оборачиваетесь и видите нахального типа, который начинает вас оскорблять. Вам приходится переходить от слов к действиям, вы уже готовы его ударить, как вдруг... неприятель удивленно разводит руками и, обращаясь к вам в самом смиренном тоне, говорит приблизительно следующее: "Прошу вас, гражданин, оставьте меня в покое, ведь я вам ничего не говорю", или же, указывая пальцем в сторону: "Осторожнее, товарищ, что это у вас там сзади?" Вы на минуту опешили, вы обезоружены этим неожиданным смирением. В тот же момент вы получаете страшнейший удар по челюсти и замертво падаете на мостовую. Через несколько минут вас подымет милиционер или сердобольные прохожие, и вы обнаружите, что карманы пусты или в лучшем случае, если это было "развлечение" со стороны хулигана, что вы отделались временным увечьем.
Такова тактика преступного элемента в рукопашном бою на улице, ибо честный элемент вообще не может иметь никакой тактики в подобных случаях. Вас взяли на хитрость, на так называемый подход. Это обычное явление среди преступников. "Бей первым и притом неожиданно" - такова простая тактика, которой они неизґменно придерживаются. Но как это выполнить? Для этого у них имеется подход: ваше внимание отвлекается каким-нибудь словом или жестом, хотя бы на секунду - этого вполне достаточно.
Как видите, романтики в настоящем рукопашном бою с "подозрительным элеґментом" очень мало.
В романах и на сценах театров элегантный господин романтично объявляет наґхалу, что он собирается его проучить. Артист исполняет обещание, и толпа аплодиґрует красивому жесту, но... это в театрах. В действительной жизни такие случаи чрезвычайно редки. Надо быть очень уверенным в своих силах и симпатиях толпы (кстати, очень изменчивых), чтобы позволить себе такое романтическое поведение. А преступник отнюдь не романтик, он знает, что рукопашный бой начинается внеґзапно, принимая неожиданно опасный оборот благодаря тому, что "пант" оказался сильным и ловким, или же выхватил оружие, или же нашел вдруг в окружающей толпе сочувствующих, которые могут насесть на преступника.
Ссора (драка) в опасном притоне
В мире преступного и темного элемента культивируются "симпатичные" и в своем роде даже гениальные приемы. Возьмем один из них.
Два недовольных дележом и поэтому поссорившихся бандита сидят за столиком в подозрительном кабачке. Один из них замахнулся пивной бутылкой на товарища, но, увидев, что тот выхватил нож, снова садится на свое место и говорит: "Положь филь, Колька, кабы я взаправду осерчал, я б те разворотил всю харю, гляди-кась как".
И действительно, схватив пустую бутылку, он разбивает ее о край стола. Затем поґчти одним и тем же движением он втыкает остатки бутылки в лицо товарища, котоґрый уже успел спрятать нож и спокойно смотрел на его действия. И здесь, как уже убедился читатель, снова употребляется все тот же излюбленный бандитом подґлый подход.
Преднамеренное убийство в людном (!) месте
Допустим, вы агент угрозыска и по обязанностям должны посещать кабачки и притоны бандитов. Или, если это вам больше нравится, предположим, простой слуґчай занес вас в какой-нибудь подозрительный притон. Так или иначе, но вас решили там "пришить".
Будьте уверены, что какой-нибудь "Васька косой" или "Колька француз" всегда найдет хорошенький способ, чтобы "сработать легавого", даже если они увеґрены, что он отчаянный малый и хорошо вооружен. Вот один из классических приеґмов.
Вы возвращаетесь домой по одной из центральных и освещенных улиц, наполґненной прохожими и на которой на вас решено напасть - то ли за это заплачено, то ли по другой причине. Перед вами выпрямляется хулиган и начинает вас оскорбґлять. Вы старайтесь поймать первое подозрительное движение хулигана, под личиґной которого вы уже почувствовали бандита, чтобы встретить его выстрелом, удаґром ноги или кулаком; уже собралась кучка любопытных, как вдруг кто-то приблиґжается к вам с правой или с левой стороны и говорит: "Не обращайте внимания, тоґварищ, он пьян", - или же, адресуясь к оскорбителю: "Да оставишь ты, наконец, в поґкое человека!" - и в то же время этот благодетель и советчик вонзает вам нож в жиґвот. Затем он убегает вместе со своим сообщником. Напрасно будут их разыскиґвать...
"Оскорбитель" добивался одного - отвлечь ваше внимание или, образно выражаґясь, "работал на подкачку". Поэтому меньше опасайтесь типа, который ищет с вами ссоры, нежели тех, кто в этот момент вас окружает. Если кто-либо из последних поґжелает вмешаться - не спускайте с него глаз.
Обстановка ночных нападений с целые грабежа
Несмотря на все сообщения, которые печатают в отделе "Городских происшеґствий" больших газет, ночное нападение - явление исключительное, и все сотрудґники милиции могут это подтвердить.
На гражданина, мирно возвращающегося домой, не отвечающего на приглашеґния ночных проституток и не впутывающегося в скандал, нападают очень редко.
Другое дело - тот, кто запаздывает, сидя в ночном кабачке или трактире, завязывает там разговоры, знакомства и, уплачивая по счету, показывает содержимое своего кошелька. Такой человек сильно рискует в первом попавшемся темном переулке встретиться с одним из своих соседей по столику.
Другой пример. Наивный молодой человек, попытавшийся разнять парней в кепках, дравшихся между собой на одном из "скверных" бульваров, был на другой день найден весь изрезанный ударами ножа... "Ночное нападение", - пишут газеты.
Есть еще случаи с молодыми людьми, честными по натуре, но поддерживающими "двусмысленные связи". В один прекрасный день молодой человек задевает такую "особу", и в следующую ночь "из мести" его убивают. "Ночное нападение", - гласят газеты.
Симуляция - также один из часто встречающихся случаев. Мелкий лавочник, гуляка-мастер или рабочий-пьяница, прогулявший и пропивший свою двухнедельную получку, ссорится с другими гуляками, и его избивают. Как объяснить жене пропажу денег, разорванную одежду, разбитый нос и фонари? Он идет в ближайшее отделение милиции и рассказывает, что его избили, а затем и ограбили бандиты. Ему верят или делают вид, что верят. "Ночное нападение", - снова вопят газеты.
Но все-таки приходится сознаться: настоящие нападения случаются. Не думайте, что вы гарантированы от него, выбирая для возвращения домой самые светлые, людные и центральные улицы. Именно здесь-то и происходит почти всегда ночное нападение - настоящее.
Грабители ценят богатую "добычу", а последняя не любит житья в проулках и предместьях, которые к тому же находятся под более тщательным наблюдением милиции. Вот в общих чертах тактика ночного нападения.
Один из грабителей приближается к вам под каким-нибудь не весьма остроумным предлогом и неожиданно вас атакует. Остальные, прячущиеся до этого момента, бросаются к нему на помощь.
Не думайте, что грабитель должен иметь определенно отталкивающую внешґность или быть одетым в лохмотья: такие бедняки, как правило, совершенно безопасные люди.
Наоборот, остерегайтесь типа, сплошь да рядом элегантно одетого, который с изысканной вежливостью, притрагиваясь рукой к головному убору, просит указать дорогу или интересуется, который час... И, не дожидаясь ответа, нахлобучивает вам шляпу на глаза, бьет головой в живот, схватывает за ноги - вы падаете, сбегаются остальные...
Существует множество способов поймать мирного гражданина в ловушку. И перечислить все, конечно, немыслимо. Мы, однако, приведем еще несколько классических примеров, а также и наиболее надежный способ избежать засады:
- никогда не подходите ради нелепого любопытства к кучке людей, окруживших мнимо раненого, жалобно стонущего на земле;
- ни к лицам, делающим вид, что они дерутся;
- ни к женщине, которая в одной рубашке вдруг выпрыгивает из окна и просит вас помочь ей созвать соседей, так как к ней в комнату забрались воры;
- ни к мужчине, делающему вид, что он бьет свою сожительницу.
Если вы не послушаетесь этих советов, вы когда-нибудь попадете в число жертв ночного нападения.
Если человек по каким-либо причинам имеет основание опасаться ночного нападения, то ему следует принять некоторые меры предосторожности, хорошо известные каждому: например, держаться середины улицы, избегать углов, газетных киосков, всего, что может послужить убежищем для нападающего. Если к вам собирается подойти какая-нибудь подозрительная личность, не позволяйте приближаться к себе ни под каким предлогом.
Лучшее средство самозащиты - это убежать без оглядки. Если вы бегаете быстро не колебайтесь, не обращайте внимания на самолюбие, ибо всякое геройство в подобных обстоятельствах было бы смешно..."
Уловки и приемы преступного мира - тема интересная и неисчерпаемая, поэтому тем, кто заинтересовался ею, рекомендуем стать подписчиком нашего журнала, в котором из года в год будут печататься и материалы подобного рода. Например, сведения о кастетах и об использовании в бою целого ряда предметов, техника владения которыми закладывается при тренировках с короткой палочкой, широко используемой как в различных единоборствах, так и в преступной среде. Этой теме посвящен учебный видеофильм, выпущенный совместными усилиями центра "Здоровье народа" и Международной ассоциацией боевых искусств "Шоу Дао".
Фильм не только дает ключи к применению короткой палочки в бою, обезоруживанию и уничтожению противника при схватке в абсолютной темноте, но и знакоґмит с пластичной манерой исполнения приемов шоу дао, большинство из которых стали основой многих комплексов УНИБОС. Что же касается кастета, то это самое "демократичное", самое распространенное и самое многоликое оружие, которое поґчему-то в массовом сознании народов считается оружием преступного мира, хотя широко использовалось и используется аристократами и агентами спецслужб, члеґнами тайных кланов и поссорившимися школьниками.
Кастет и короткая палочка
В той или иной форме кастет существовал практически в каждой стране мира, и над ним немало потрудились самые изощренные умы Запада и Востока. Строго гоґворя, под понятием "кастет" подразумевается несколько сотен разновидностей хоґлодного оружия, весьма порой не похожих друг на друга. Существуют и гибриды, которые могут привидеться разве что в самом кошмарном сне. Стреляющие перстни и плюющиеся иглами рукавицы, усаженные бляхами и шипами и имеюґщие в тайнике кинжальное лезвие, выскакивающее и убирающееся в свою нору по желанию хозяина, - это далеко не верх технического совершенства в данной облаґсти. Кастет был оружием не только драчунов и преступников - он состоял на вооруґжении аристократии и боевиков тайных кланов, в том числе и знаменитых ниндзя. Кастеты европейских аристократов были дорогими, вычурными, причудливо изуґкрашенными и комбинировались, как правило, с ножом, наконечником небольґшого копья, пистолетом, топориком и Бог знает с чем еще, а часто с несколькими видами оружия одновременно. Страсть к скрытому оружию не замыкалась лишь на кастетах. Существовали ложки- и вилки-пистолеты, комбинированные трости, соґстоящие из целого арсенала холодного и огнестрельного оружия, и многое другое.
Представители тайных кланов больше заботились о практичности оружия, чем о его внешнем виде и замысловатом содержании, хотя причуд и там хватало.
Череда когтей, тяжелых закладов, рукоятки с топориками и просто заостренные или тупые палочки, рога животных и спаянные между собой кольца на пальцы - все это тоже относится к кастетам...
Разные хваты коротких палочек. бычный отвес практически является действующей моделью гибкого копья, используемого и как кастет, и как цепь или веревка, и как оружие для многоґкратного метания. Укол-бросок использует поступательное движение груза, котоґрому придали скорость. На этом принципе основан и удар концом "колбасы". Кроме техники, подобной "тонфа" ("тунфа"), к "колбасе" применима техника короткой палочки для коротких ломающих торцевых ударов, ударов, пеґреходящих в толчок, они заканчиваются падением противника, ударов и ударов-толчков плашмя. "Колбасу", как правило, охраняет от перехватов противника свободная, выставленная вперед рука. Техника короткой палочки применяется для ударов и ударов-захватов вилкой, бутылкой и другими предметами домашнего обихода. Кстати, действия многими предметами домашґнего обихода построены на фехтовальной технике. Пространство перед исполнитеґлем разбито на ряд защищаемых зон. Рубящие и тычковые удары наносятся самыми различными частями предмета. В завершение пусть читателей повеселит хулиганский прием, успех которого зависит скорее от шага назад, чем от силы РУК, а это уже один из секретов движения. О них - следующая глава. (Кроме постуґпившего в продажу видеофильма "Коготь каменной птицы", готовится к изданию книга на эту же тему. Сочетание книги-учебника и видеофильма позволит желаюґщим изучить основы техники применения короткой палочки в бою).
ОСОБЕННОСТИ ДЖИУ-ДЖИТСУ
Какие особенности джиу-джитсу? Джиу-джитсу -это японское боевое искусство, которое рассматривалось как техника владения самураев в феодальный период.