Десфрей Ричард : другие произведения.

4-ый вид эгоизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Представьте себе автобусную остановку. Льет сильный дождь. Да что там сильный - ливень. Под дождем толпа, в толпе - я.
   Что я здесь делаю? Да, правильно, мне давно уже пора домой. Но ведь не срочно. Может быть, я и заработаю себе простуду, но так уж я устроен - не могу тратить понапрасну время, которое можно использовать для размышлений. Хвала мне, что я не женат. Да и никогда не пытался. По-моему, брак - гнуснейшая из ям, которые человек роет сам себе. Представьте: целую жизнь терпеть рядом с собой личность иного склада, иных привычек, иной духовности. Личность, которая по какому-то несуществующему праву имеет наглость расспрашивать тебя о твоем внутреннем содержании, что-то запрещать, что-то урезывать, да еще и требует, чтобы ты делал то же самое. Гадость, правда? Вот и я так думаю. И какая свобода, если ты не позволишь над собой так подшутить! Блаженное время, которое можно потратить на то, что тебе хочется. Так и делают подобные мне люди. Кто-то напивается до упаду, кто-то пишет книги, кто-то навещает знакомых, кто-то - все вместе. Но основное наслаждение холостяка - свобода размышлений.
   Интересно, подозревают ли люди, сколько философов отирается среди них во всех общественных местах? Нет, конечно, если даже я этого не подозреваю. А ну как на поверку окажется, что вон тот очкарик сейчас думает о каком-нибудь взгляде Сартра на эмпирическую реальность?
   Я профессионального образования по своему увлечению не имею, так ведь оно для философа вовсе не нужно. Каждый может надумать своих теорий хоть с тысячу, стоит только извилины напрячь. Наверное, поэтому так много людей и ненавидят этот предмет - из-за легкости и ненужности. Но я не таков.
   Лично я придерживаюсь своей позиции в любой ситуации. Но не могу сказать, что это как-то отражается на моей жизни. Видимо, дело не в том, что я плохо стараюсь следовать своим идеям, а в том, что большинство людей - и я в том числе - следуют им, сами того не сознавая.
   Что я наработал за время своего никому не нужного любомудрствования? И много, и поразительно мало. Много - в смысле огромнейшего числа подтверждений моей философии. Мало - в смысле того, что при сведении этих случаев к единым формулировкам все мое учение пока умещается на одной тетрадной странице. Хотя, говорят, наилучшая научная теория держится всего на двух-трех несложных формулах...
   Ладно, припомню самое основное.
   Я исхожу из того, что в человеке есть лишь одно присущее ему качество - эгоизм. Все же остальное - не более как довески к нему, отростки, помогающие ему жить и питаться. Даже храбрость, благородство, преданность и прочие рыцарские добродетели - просто платья и лохмотья платьев, которыми мы прикрываем себя и других. Все всё делают только для себя, во имя себя и для своей безопасности. Тут у меня в тетради следует длинный ряд примеров, который обличает в беспросветном эгоизме всех - от политика до бомжа. Ничего принципиально нового в этом, по-моему, нет. Но люди уж больно редко задумываются над этими словами, поэтому хочется сказать это еще раз.
   Далее. Эгоизм не признает границы между материалистами и людьми духа. Первые эгоисты потому, что люди для них - те же вещи. Как вещи они их любят, покупают, ломают и продают. Но их эгоизм незаметен для них самих, поэтому они вполне могут жить среди себе подобных. Духовных эгоистов мало, но их эгоизм неизмеримо глубже, ибо они его сознают и в результате еще более уходят в себя. Именно поэтому, кстати, материализм постоянно довлеет над духовным началом человечества - из-за внутриобщественнной сплоченности первого и разбрызганности второго по всему земному шару. Поэтому ждать, памятуя изречение Сент-Э, возвращения человечеству духовных забот и духовного содержания - бессмыслица.
   А вот третий пункт моего учения я сформулировал только вчера, а теперь стою вот здесь для того, чтобы сделать подборку примеров. Тут можно стоять и стоять, а все примеры должны разделиться всего-то на три категории. Для не слишком заинтересованного это может показаться ужасно скучным делом... Впрочем, давайте договоримся: я даю вам три примера разных категорий с пояснениями - и на этом кончаем. Договорились? Хорошо.
   Примеры эгоизма лучше всего брать именно в такой вот массе народа. Здесь на каждом шагу можно встретить небольшие компании, каждая из которых достойна отдельного разговора.
   Итак, идет дождь. С этого момента он будет играть роль эдакого внешнего, не поддающегося контролю человека вселенского зла. Автобусы, ходящие и причаливающие к измученным людям - долгожданное тепло, иначе говоря - благо. Не берем в расчет водителя. Его обязанность - следить за маршрутом, поэтому автобус можно также рассматривать как независимый от желаний толпы положительный полюс моего упрощенного, но от этого не менее реального мирка.
   Теперь внимательно наблюдаем...
   Вот идет группа из трех мальчишек. Грызут семечки, болтают о каком-то боевике. Наверное, из кинотеатра неподалеку. Тут один кричит:
   -- Наш!
   Автобус подходит, все трое впрыгивают в него, дверь захлопывается, благо - прямо в мокрые и холодные мальчишеские лица.
   Автобус тронулся и я, увидев его номер, выругался. Это ведь мой! Ну да ладно, главное - эксперимент.
   А это и был пример первого вида эгоизма, по принципу "И нашим, и вашим". Один из мальчишек крикнул "Наш!", тем самым предупредив товарищей о приближении блага. Тут ведь жадничать незачем, а то бы... Нет, я так отвлекусь. Так вот, он предупредил, двое других его мысленно поблагодарили, он - опять-таки мысленно - поздравил себя за прибавку к своему авторитету, все вместе получили места в благословенном месте, в том числе и его пророк. Впрочем, пацанва - народ юркий.
   А теперь следующая компания. Подвыпившие студенты возвращаются в общежитие с вечеринки. Стоят они так, стоят, потом один восклицает:
   -- Наш!
   Но его тут же перебивает одна девушка:
   -- Да ну, какой переполненный! Давайте лучше на следующем.
   Все с ней соглашаются, хотя и с неохотой. Недовольные исподбровные взгляды то и дело устремляются на девушку, которой уже и самой жаль, что она так поступила. Все мокнут под вселенским злом... пардон, дождем. Вот и пример второго вида эгоизма по принципу "Ни нашим, ни вашим". Что-то очень похожее на самоубийство в благополучной семье. По-моему, тут и додумывать нечего.
   А вот и последний пример. Двое мужчин, по виду - какие-нибудь офисные крысы. Один кое-как вспрыгивает на подножку и кричит недоумевающему товарищу:
   -- Догонишь следующим!
   "Нашим, да не вашим". По-моему, это самый распространенный вид эгоизма, если вы хоть что-нибудь знаете о людях.
   Вот и все. Вы, конечно, скажете, что тут возможна и четвертая комбинация, но я такого никогда не видел и не могу признать ее существование. Любой здравомыслящий человек ее отвергнет. Быть того не может, чтобы это случилось. Это даже с трудом можно назвать эгоизмом. Разве что в том случае, если отдает один человек, и получает - также один. Но все равно - это невозможно. Невозможно.
   Постойте... что это там творится, черт возьми?
   Молодая парочка. "Благо" подъехало прямо к их ногам. Он... он сажает ее в автобус. Она... она не хочет ехать без него. Видимо, желает здорового эгоизма первого вида. Но автобус переполнен - что-то они все сегодня такие! - и места едва хватит для одного. В конце концов, он почти насильно заталкивает ее в салон. Она машет ему в окно. Он улыбается.
   Что за идиот?
   Не понимаю: чему тут улыбаться? Мокнуть под дождем - невеселенькое занятие. Да и что это за действия, не подпадающие под мою теорию?
   Я остановился рядом с ним, разжег мокрую сигарету и спросил:
   -- А вы не боитесь, что простудитесь?
   -- Что? - он, похоже, задумался.
   -- Простудитесь, говорю.
   -- Вы что, рекламный агент по продаже средств от кашля?
   -- Нет, я просто слежу за здоровьем и не могу смотреть, когда за ним не следят другие. Уж извините.
   -- Да ладно, -- он опять разулыбался. Кретин. -- Но сегодня меня, кажется, никакая болезнь не тронет и пальцем.
   -- Почему?
   Он что-то пробормотал, улыбаясь самому себе, но это, кажется, предназначалось не для моих ушей. Я отошел.
   Явно ненормальный тип! Какой еще человек способен сделать добро другому, при этом сам оставшись под вселенским злом? Но почему этот безумный разгуливает на свободе? Наверное, потому, что его существование многим выгодно. Еще бы: если бы хоть немногие из нас делали вот так, то жизнь на Земле была бы безупречной. Хотел бы я остаться единственным нормальным человеком среди таких вот кретинов. Но он не в своем уме, и это до добра не доведет. Ведь это несомненное безумие... А если и не оно, то что тогда?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"