Когда Стивен Кинг задумал "Бурю столетия" в 1996 году, он хотел написать роман. Но в итоге решил сделать оригинальный сценарий, "потому что раньше никогда такого не делал".
Надо признать, что сюжет, как и многие истории мастера, не был оригинальным. Таинственный убийца, приходящий вместе с бурей, появлялся еще в романе Рэя Брэдбери "Что-то страшное грядет" (1992). Повторно эта фабула возникла в романе "Уходящий в шторм" Саттера Кейна, вымышленного писателя из фильма Джона Карпентера "В пасти безумия". Изюминка ситуации была в том, что Саттер Кейн списан... со Стивена Кинга. Впервые в истории литературы вымышленное alter ego автора подсказало своему реальному прототипу идею новой вещи. Прямо как в романах того же Кинга. Или Саттера Кейна? Голова кругом.
Продюсер Марк Карлинер воспринял идею Кинга с энтузиазмом. Переговоры с кабельным телеканалом АВС тоже прошли относительно легко.
Стивен Кинг: "Меня поразило, что АВС не просили никаких изменений. Никто не сказал: давайте сделаем четыре часа вместо шести. Никто не сказал, что это слишком дорого. Они просто сказали: "Сделай это".
Марк Карлинер: "Стив пишет то, что хочет написать. Мы предлагаем это АВС. Либо они участвуют, либо нет. Никаких компромиссов.
Стиву нравится форма мини-сериала. Он говорит, что если бы Чарльз Диккенс жил сегодня, он написал бы мини-сериал".
На роль режиссера "Король ужасов" взял Крейга Баксли (р. 20 октября 1949). В молодости Баксли был каскадером во множестве картин, самая известная из них - "Роллерболл" (1975) с Джеймсом Кааном. В конце 80-х Крейг был помощником режиссера на съемках фильма "Хищник" (1987). Именно он снимал сцену нападения отряда Арнольда Шварценеггера на лагерь повстанцев.
У Баксли осталось забавное воспоминание об этой картине, связанное с Жан-Клодом Ван Даммом, который должен был играть Хищника. Крейг и продюсер Джоэл Сильвер шли по коридору голливудской студии и встретили Ван Дамма. Сильвер показал ему маску Хищника, которая стоила 20000 долларов. Ван Дамм повертел ее в руках, а потом со всей силы швырнул на пол. Сильвер пришел в ярость и уволил Жан-Клода из проекта.
Предложение занять режиссерское кресло "Бури столетия" Крейг принял не сразу. Он боялся, что проект для телевидения похоронит его карьеру. Но в итоге согласился. И не прогадал: экранизации Стивена Кинга его прославили. После "Бури столетия" он сделал "Особняк "Красная роза", "Дневник Элены Римбауэр" и "Королевский госпиталь". В 2018 году стало известно, что режиссер собирается перенести на экран рассказ Кинга "Гретель" из сборника "После заката".
Оставалось еще набрать актерский состав. Прослушивание назначили на 9 января 1998 года в Саузвест-Харбор, штат Мэн. И аккурат в этот день начался шторм с грозой и ледяным дождем. Мэн превратился в настоящую зону бедствия, вскоре накрыло три соседних штата. Как тут не поверить в мистику?
Руководство канала ABC хотело видеть в сериале Энтони Хопкинса и Мишель Пфайфер. Но Кинг знал, что актеры такого калибра не согласятся работать на телевидении. На роль Майкла Андерсона он хотел актера Гэри Купера: "обычного человека, у которого нет всех ответов". В итоге роль получил Тим Дейли, который пробовался еще на кастинге "Противостояния". Он участвовал в театральных шекспировских постановках и "Стеклянном зверинце". Его актерский диапазон был намного шире, чем можно было представить по комедийному сериалу "Крылья", который сделал его узнаваемым.
Тим Дейли: "Буря служит средством, чтобы лишить людей опоры. Люди должны узнать свое истинное Я. И когда мы сталкиваемся со Злом, главным становится поведение людей как индивидуумов и как членов общины".
Главной звездой "Бури столетия" стал, конечно, неподражаемый Колм Фиоре - мощный театральный актер с царственным профилем и неотразимой улыбкой. Кинг заметил его в сериале "Твари" (1998), адаптации Питера Бенчли. Задачей Фиоре было "сыграть злодея как обычного парня".
Колм Фиоре: "Андре Линож пронизан глубочайшими мыслями, чувствами и тайнами города. Все, что он должен делать - медленно раскрывать эти секреты горожанам, и это заставляет их стремительно расти в поисках истинной сущности. В этом смысл моего персонажа. Я считаю его прокурором Бога. Это ужасная работа, но кто-то должен ее делать".
На съемках Фиоре старался подружиться с детьми, потому что не хотел, чтобы его боялись. Чтобы сыграть постаревшего Линожа, ему приходилось по 6 часов сидеть в кресле, чтобы наложить грим, который актер называл "дурацким".
Сценарий нравился далеко не всем. Дебора Фарентино, исполнившая роль Молли Андерсон, жены констебля, просила режиссера вырезать сцену, где ее героиня просит Майка убить Линожа. Это казалось ей "чрезмерным". Как и остальных актеров, ее пугали периодические появления Стивена Кинга на съемочной площадке. Она боялась, что писатель окажется суровым и мрачным человеком. Но вскоре ее опасения развеялись.
Дебора Фарентино: "Я ожидала увидеть более мрачную личность. Я скажу вам, что удивлена. Он очаровательный, энергичный человек с великолепной улыбкой".
Сам автор нервничал накануне премьеры 14 февраля 1999 года: "Мне не очень нравится соперничать с "Секретными материалами".
"Буря столетия" была номинирована на "Эмми" за лучшие визуальные эффекты и одержала победу в номинации "Лучший монтаж звука". Отзывы критиков в целом были положительными. Кен Такер из Entertainment Weekly писал: "Сюжеты Кинга тонкие по характеру: вот почему его фильмам не нужны большие звезды, чтобы быть эффективными. Если здесь есть звезда, то это Фиоре, которому удается воплотить саму жестокость в осторожных, размеренных тонах". Журналист предположил, что фамилия "Линож" происходит от французского "la neige" - снег.
Лаура Фрайз из Variety также была благосклонна: "Игра морали, замаскированная под хоррор, этот мини-сериал должен победить нескольких оставшихся противников Стивена Кинга. Он задал интересный философский вопрос: какой ценой вы пожертвовали бы порядочностью?".
Фрайз похвалила автора за аллюзии на фильм Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин", но раскритиковала за использование старых элементов - снежной изоляции "Сияния", пророческого и таинственного новичка из "Необходимых вещей", духа общины "Противостояния".
У всех участников съемок остались приятные воспоминания. Колм Фиоре: "На телевидении роль Линожа одна из моих самых любимых. Стивен Кинг и Крейг Баксли, которые всем руководили, просто самые хорошие люди в мире. Над этим было замечательно работать. В конце съемок они дали мне трость с серебристой головой. В Хеллоуин я иногда открываю людям дверь в желтых перчатках с тростью в руке, и некоторые просто отшатываются".