Представляет собой редкий случай "ужаса при свете дня", и, вероятно, является одним из лучших фильмов, вообще когда-либо снятых. Хотя бы с точки зрения работы оператора, художника-постановщика и композитора. Просмотр ленты - сплошной пир для глаз все 2 часа. На режиссера повлиял отличный хоррор "Плетеный человек", мне еще увиделись нотки Ингмара Бергмана и Стэнли Кубрика. Не знаю, почему.
Многие сетовали, что в фильме маловато страшного, имея в виду чудовищ и кровавые убийства. При этом забывают 2 вещи: 1. Хоррор ценен в первую очередь потому, что показывает мрачную сторону жизни и человеческой души, о которых другие жанры молчат. 2. Мастерство состоит в том, чтобы делать страшными нестрашные вещи. Тот не талант, кто хочет сразу поразить зрителя монстрами и откусанными головами.
Кстати, в 1970-е, когда случился первый "золотой век хоррора", картины тоже были тягучими, медитативными и не брызгали кровью во все стороны. Нынешний Ренессанс критики связывают со студией Blumhouse, что не совсем верно: многие блистательные ленты 2010-х сделаны не ими. Кстати говоря, я считаю, что нынешняя эпоха ярче предыдущей: сценарии интереснее, актеры играют лучше, диалоги достовернее, штампов меньше, а подтексты - глубже. Именно сейчас и никогда больше делают величайший хоррор в истории. В первую очередь, с точки зрения Искусства.
Режиссер Ари Астер объяснял смысл своего фильма так: раньше в хоррорах жертвами всегда были женщины, а он захотел сотворить то же самое с мужчинами. Довольно странная претензия, по двум причинам.
1. В фильмах ужасов действительно использовали женщин, но причиной тому не мизогиния продюсеров, а банальный маркетинг. Дама в беде вызывает больше сочувствия, тут упор делается на инстинкт защитника у мужчин, то есть, апеллировали к лучшим чувствам зрителя.
2. А мужчины... также гибли пачками, защищая преследуемую героиню, в то время как она чаще всего выживала. С героями в ленте Астера этого не происходит. Он мало того, что мстил ни за что, так еще и пересолил.
Меня данное объяснение совершенно не удовлетворяет, поскольку в картине явно есть что-то большее. Вдобавок, слоган ленты - "Вековое зло пробудится". Пробуждается тут только Флоренс Пью, выходит, что она и есть зло. Идея явно не феминистская. Что-то типа "Все женщины - ведьмы".
Астер, явно или поневоле, сделал одну замечательную вещь. Показал, ЧТО ТАКОЕ человек на самом деле. Я имею в виду не невротичную героиню Пью, а шведское сообщество.
Эпоха христианства длилась всего 2000 лет, а в язычестве люди жили как минимум 10000. То есть, большую часть истории. И это "вековое зло" все еще здесь, мы так и не вышли из первобытности с ее жертвоприношениями, ненавистью к чужакам, странными ритуалами ухаживания и верой в астрологию.
Изолируй любую группу людей от цивилизации, лиши их технических новинок и образования - и они создадут нечто вроде культа Midsommar. Потому что именно этим и занимались наши предки. Убивали детей, чтобы боги послали хороший урожай. Пили медовуху с месячными, и так далее.
Сейчас, с разрушением христианства, элиты явно хотят вернуть человечество в эпоху язычества. И фильм Ари Астера служит мрачным предостережением. Вот ЧЕМ мы были и кем опять станем, если расслабимся.