Интервью опубликовано в журнале "Шалтай-Болтай" No 3(28) 2005 г.
Интервью с Долинго Борисом Анатольевичем, председателем оргкомитета фестиваля "Аэлита".
- Только закончился очередной 22 фестиваль Аэлита, проводимый в Екатеринбурге. Расскажите в двух словах, как появилась традиция проведения фестиваля.
Традиция появилась достаточно курьёзно. Дело в том, что, как я знаю, в 1980 году писатель Владислав Крапивин, публицист Станислав Мешавкин (тогда - главный редактор журнала 'Уральский следопыт'), писатель Юрий Яровой и сотрудник отдела прозы и поэзии Виталий Бугров загорелись идеей учредить приз для русскоязычных писателей-фантастов. Не более того. Фестиваль вокруг церемонии награждения образовался, можно сказать, стихийно: весть о присуждении премии братьям Стругацким и А.Казанцеву разнеслась по любителям фантастики, и люди пожелали лицезреть своих кумиров. Так первый фестиваль, можно сказать, возник стихийно и стал первым на территории Советского Союза настоящим фестивалем фантастики.
Со временем это действо обросло своими традициями, своими героями (как из писательской, так и из чисто фэновской среды), новыми призами.
- Аэлита проводимая в восьмидесятые и современная Аэлита - в чём они отличаются и что у них общее?
В прошлом основой 'посетителей' фестиваля были фэны - процентов на 80. Сейчас - пишущие сами люди примерно в обратной пропорции. Это отражает основные тенденции общих изменений в подобного рода фестивалях (конвентах): они стали более собраниями людей, пытающихся заявить о себе как о писателях, чем просто 'клубами по интересам' (и к фантастике 'вообще').
- На чьи плечи ложится организация фестиваля в наши дни. Кто этим занимается?
Вопрос грустный и немного забавный одновременно.
В основном, на плечи того, кто находит средства для проведения мероприятия. Работа по поиску этих средств, взаимоотношения со спонсорами и нервотрепка (самое главное!) в этой связи - это минимум 60-70% всей работы. А с учётом того, что если денег нет, то фестиваля может просто не состояться.
Не знаю, как добывались средства до 2002 (с этого года я подключился к организации 'Аэлиты'), но в 2001 фестиваль произвёл на меня довольно удручающее впечатление - видно было, что поддержка 'Уральского следопыта' почти сошла на нет, и Евгений Пермяков с трудом свел концы фестиваля с концами. Видно было также, что работы с начинающими авторами практически нет - в том смысле, то не осталось каких-то реальных факторов при 'Аэлите', которые могли бы способствовать хоть в какой-то мере изданию работ начинающих на приличном уровне. Евгений просто один не мог это вытянуть.
Откровенно говоря, до весны 2002 г. у меня не было мыслей как-то подключаться к организации 'Аэлиты'. Но в самом начале года судьба свела нас с Евгением на одном месте работы. 'Следопыт' уже отпал окончательно от организации 'Аэлиты', всё осталось на г-не Пермякове, и видно было, что если не найдутся средства (а их ему на тот момент явно неоткуда было взять в должном количестве), то фестиваля не будет.
Я кинулся к своему другу - тогда генеральному директору компании 'Уралтел' (крупнейший на тот момент оператор мобильной связи в Екатеринбурге) - они помогли. И, надо отдать должное, очень серьёзно помогали по 2004 год включительно (пока не стали отделение МТС-Екатеринбург, а центральному московскому офису, через кого теперь всё решается по финансам, 'Аэлита' оказалась не нужна).
В конце 2002 г., когда мне пришла в голову мысль, что для оживления фестиваля надо1) привозить неких небывалых, 'звёздных' гостей и 2) обязательно 'подружиться' с издателем. Так вышли на Роберта Шекли, а из издателей - на местную 'У-Факторию' (увы, больше серьёзных издательств, занимающихся продвижением художественной литературы, в Екатеринбурге нет). Где-то в ноябре 2002 г. я написал письмо в 'У-Факторию' с предложением поддержать 'Аэлиту', её диреткор Александр Бисеров откликнулся, так начался этот контакт.
С этих пор у нас с Евгением, если так можно сказать, некоторое 'разделение труда': я занимаюсь больше проработкой спонсоров (в основном, получается, что все они вырисовались через мои 'каналы') и 'стратегическими' вопросами (контакты с зарубежными гостями и издательскими концепциями). Евгений больше занят 'тактикой' - подготовкой адмнистративно-хозяйственных вопросов непосредственно перед самим фестивалем (конечно, там где возможно, мы подменяем друг друга постоянно).
Обе части этой работы важны, без каждой их них фестиваль рискует провалиться.
- Как я заметил, местные власти активно поддерживают фестиваль. Расскажите немного о взаимодействии и его перспективах с руководством города (области?).
Взаимодействие началось в 2003 году, когда готовился визит Роберта Шекли. Определённые люди в команде нашего мэра проявили интерес к этому визиту и серьёзно помогли (начальные контакты с ними были, кстати, обеспечены через издательство 'У-Фактория'). В конце 2003 года я перешёл на работу в структуру, которая встроена в систему Администрации города. Поскольку эта структура занимается пиаром, а проект 'Аэлита' работает на город Екатеринбург, то городские власти нас поддерживают.
Перспективы? Хотелось бы получить устойчивую строку в бюджете города. С этим есть сложности, но поддержка пиаром и рекламой через 'административный ресурс' в хорошем смысле слова - уже серьёзная и неоценимая помощь. Перспективы могут быть куда более серьёзными, если удастся выстроить на базе 'Аэлиты' некое мероприятие, способствующее привлечение к городу не только внимания фэнов и молодых писателей, а чего-то более серьёзного. Допустим, фестиваль кинофантастики на базе 'Аэлиты'. Сейчас думаю и о такой возможности.
- Аэлита - общефантастический фестиваль или же какие-то направления (фэнтези, НФ, киберпанк, может что-нибудь ещё) в нём выделяются особо?
Нет, никаких направлений особо не выделяется. Мы с Евгением абсолютно солидарны в этом вопросе. И пока у 'руля' конвента я и он так и будет. Отдельный какой-то фестиваль может быть сделан с уклоном на какое-то направление, но общий вектор - это 'просто хорошая, качественная фантастика'. Это - наше кредо.
Скажу откровенно, сам я противник такого жанра как фэнтези (Евгений, кстати, тоже не любитель сего). По моему глубокому убеждению, всплеск увлечения этим жанром в мире (и в России, в частности) связан с кризисом философии современного общества. Хотя и в жанре фэнтези созданы хорошие произведение. Но Задача фантастики звать в будущее. Фэнтези - это, как ни крути, 'зов в прошлое'. Если этот зов звучит в обществе слишком громко - общество, мягко говоря, недомогает. Надеюсь, оно вылечится. Но в период 'болезни' для некоторых фэнтези - своего рода 'лекарство'. Пусть принимают. Уверен - общество вылечится. Или умрёт
- В издательстве У-Фактория уже второй год подряд выпускается сборник "Аэлита. Новая волна". Расскажите об этом сборнике. Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества с У-Факторией?
Думаю, перспективы сотрудничества с У-Ф хорошие. Идея сборника при 'Аэлите' не нова. Ещё в начале 1990 был выпущен первый такой сборник по итогам семинара молодых авторов 1989 г. Кстати, горожусь, что попал туда - именно в сборник 1990, где была одна из первых публикация и Сергей Лукьяненко. Тогда его готовили такие люди как Виталий Бугров, Игорь Кузовлев, и я считаю, что он был сделан для своего времени хорошо.
Сборник были и потом, но уровень их сильно упал из-за отсутствия средств и систематизированной работы по их подготовке.
Когда я сам оказался у 'руля' фестиваля, идея возобновить выпуск такого сборника СМА на максимально возможном уровне не давала мне покоя. К счастью, нашлось взаимопонимание в этом вопросе в отношениях с У-Ф. Ещё бы на серию фантастики их подвигнуть....
- В прежние годы с Аэлитой сотрудничал журнал "Уральский следопыт". Что с ним сейчас?
На мой взгляд, с ним сейчас плохо. Этот журнал в былые годы снискал себе славу, прежде всего, публикациями фантастики - именно поэтому его жадно раскупали по всему Советскому Союзу. Кроме того, как и любое дело, журнал был славен людьми, которые его 'двигали' - это Станислав Мешавкин, Виталий Бугров, Игорь Халымбаджа. В середине 90-х журнал обанкротили, затем он перешёл в собственность некой фирмы, торгующей мебелью. Редакция журнала располагалась в особняке, являвшимся собственностью Свердловской области. Одним из условий въезда этой фирмы в этот особняк, было сохранение редакции - в противном случае, уверен, УС уже бы давно перестал существовать. Вот его и поддерживают - как больного в коме: ни жив, ни мёртв. Кадры журнала исчезли - кто-то ушёл, как говорится, в мир иной, кто-то просто - из журнала. Сейчас новое руководство Уса что-то пытается делать, но главная их ошибка в том, что они пытаются 'возродить' журнал как журнал краеведения и экстремального спорта. Оба эти направления требуют очень качественной полиграфии (какой журнал об экстремальном спорте без качественных фото?) и, значит, денег, которые им взять неоткуда. Но дело даже не в этом - такой брэнд как УС следовало бы возрождать только как журнал фантастики, тогда там шансы ещё могли бы быть. Думаю, мы бы с Евгением могли бы журнал возродить - если бы нам отдали брэнд. Но никто не отдаст.
- Какова география проживания участников Аэлиты? Приезжает больше европейцев или азиатов?
Надо будет отследить - кого больше. Думаю, что пока есть небольшой перевес 'азиатов'. Екатеринбург стоит точно на границе Европы и Азии, и так уж получилось, что пока к нам больше едут с востока: на западе нашей страны есть целых 4 серьёзных конвента, и людям из европейской части России туда просто ближе добираться. Хотя в этом году было много 'европейцев' - за счёт молодых авторов как раз. В общем, были люди и из Москвы, и из Иркутска.
- Последние годы хорошей традицией стало приглашение почётных гостей на фестиваль. Кэдиган, Сванвик, Шекли... Как родилась эта традиция? Кого Вы планируете пригласить на следующий год?
Я уже сказал об этом чуть выше. Идея приглашать 'звёзд Запада' пришла мне как возможность оживить угасавший интерес к 'Аэлите'. По-моему, сработало. На будущий год планируем пригласить Роберта Асприна.
- Каковы основные премии Аэлиты? Расскажите в двух словах о каждой из них.
На фестивале исторически сложились следующие премии:
1. 'Аэлита' - учредитель её (как и остальных) на данный момент - Региональный общественный фонд "Фестиваль "Аэлита".
'Аэлита' является всероссийской премией, вручаемой писателям за успешную творческую деятельность и большой вклад в развитие русскоязычной фантастики. Премия не может быть вручена повторно.
2. Премия 'Старт' - "Старт" является всероссийской премией, вручаемой писателям за лучшую дебютную книгу, написанную на русском языке. Премия не может быть вручена повторно.
3. Премия им. Ивана Ефремова - Премией им. И. А. Ефремова отмечается выдающаяся редакторская, организаторская и просветительская работа в области фантастики. Премия не может быть вручена повторно.
4. Премия им. Виталия Бугрова - Мемориальной премией им. В. И. Бугрова отмечается выдающаяся редакторская, библиографическая, литературоведческая, критическая и составительская работа в области фантастики. Премия не может быть вручена повторно.
5. Орден 'Рыцарь фантастики' им. Игоря Халымбаджи - Орденом "Рыцарь фантастики" им. И. Г. Халымбаджи отмечается выдающийся вклад в развитие отечественного фэндома. Орден не может быть вручён повторно.
Ввиду высокого статуса главной премии 'Аэлита' у нас сейчас возникли сомнения, что её следует присуждать каждый год - с такой скоростью высококлассные авторы, реально 'внёсшие большой вклад в развитие фантастической литературы на русском языке', увы, не вырастают. Поэтому есть мысли создать премию типа 'Книга года', которую можно было вручать авторам и повторно (напомню: все премии фестиваля пока - однократные). Здесь продумываем предложения к издательствам, потому что без них будет сложно выбирать претендентов на премию.
- По какому принципу происходит отбор лауреатов фестиваля? Кто этим занимается?
Определение лауреатов по существующим премиям происходит таким образом. По главной премии 'Аэлита' и по премии им. И.Ефремов оргкомитетом фестиваля "Аэлита" создаётся номинационный комитет из 15-25 компетентных человек, которые определяют круг претендентов (номинантов) на эти премии за текущий год. На премию 'Старт' - номинационный комитет поменьше - из 7-10 человек. Затем создаётся жюри, которое и выносит 'приговор'.
По премии им. В.Бугрова оргкомитет фестиваля "Аэлита" и круг лиц, в своё время близких Виталию Ивановичу Бугрову, определяют состав претендентов на данную премию за текущий год (список не объявляется), из которого путём обсуждения выбирается лауреат. Сходным образом происходит награждение и орденом 'Рыцарь фантастики' - решает оргкомитет.
- Не могли бы вы сказать пару слов о каждом из лауреатов фестиваля этого года?
Мария Семёнова: Увы, я не любитель фэнтези, как уже сказал. Но это достойнейший автор (я смотрел тексты). Очень милый, интеллигентный в общении человек. Я рад, что она была гостем нашего фестиваля. Если будет возможность, буду очень рад, если Мария Васильевна посетит Екатеринбург снова.
Лора Андронова: Увы, это тоже автор 'фэнтезийного' толка (просто я не читаю такого рода литературу кроме как на конкурсах, ну ничего не могу с собой поделать). Но Лора тоже очень приятный в общении человек. Кстати, то, что она и Мария Семёнова (авторы-фэнтезисты) стали обладателями главных нынешних литературных премий 'Аэлиты' доказывает объективность организаторов 'Аэлиты': если бы мы хотели, то могли бы вы'тянуть' то, что нравится именно нам.
- Во время фестиваля проводился показ фильма "Наши на Луне". Это означает, что Аэлита становится не только литературным, но и кинематографическим фестивалем?
Есть такая мысль - я тоже уже говорил выше. В этом начинании в первом приближении есть поддержка (на уровне 'протокола о намерениях') от одного серьёзного местного медиа-холдинга. Будем вести переговоры, обсуждать эту тему. Правда, получится ли - вопрос. Наберётся ли нужное число фантастических фильмов, чтобы организовывать каждый год нечто типа 'кинофестиваля фантастики' - не уверен. Но можно проводить такое мероприятия и раз в 2 или 3 года. Это был бы колоссальный медиа-повод и тут власти города, безусловно, оказали бы серьёзную поддержку. В общем, я попытаюсь этим вопросом заняться. Идея совершенно сумасшедшая - мне тут уже так и сказали.
Но мне когда-то и говорили также: мужик, ни черта у тебя не выйдет с Шекли. В общем, посмотрим!