Аннотация: Это фэнтези будет интересно и программистам, и филологам - ну, и не только им)
Ольга Онойко. "Море имен"
Тема путешествий в параллельные миры не нова в мировой и отечественной фантастике, средства проникновения в иную реальность варьируются от сновидений до межзвездных полетов, и каждый раз реальность подсказывает новый путь в альтернативные вселенные. Одними из "звездных врат" служат в современной литературе информационные технологии. Что как не Всемирная сеть перекидывает мостик из одной точки планеты в другую? Так почему же здесь не могут пересечься параллельные реальности? И почему они не могут быть построены по принципу Интернета?
"Море имен" - история студента с необычным именем Алей, работающего в информационной компании "Ялик", которая владеет одноименной поисковой системой. В виде обычных поисковых запросов в Интернет проникает информация из параллельных миров. Это становится причиной исчезновения людей, и сотрудники "Ялика" пытаются предотвратить любую возможность выхода в "другую" сеть для жителей как своего мира, так и многочисленных иных, где владеют подобными IT-технологиями.
Герои живут, казалось бы, в привычной нам реальности: пользуются компьютером, ездят на метро, учатся в вузе, занимаются бизнесом, помнят Великую Отечественную войну и Перестройку. Люди встречаются и расстаются, отчим перевоспитывает пасынка, девушка просит бывшего одноклассника оказать услугу ее жениху. Отец, десять лет считавшийся погибшим, внезапно появляется в городе и забирает младшего сына. Старший пытается найти брата...
Однако этот мир сам оказывается параллельным. Столица России-Росы называется Листвой, второй крупный город страны - Ливнем. Герои не знают всем нам знакомых общеупотребительных имен вроде "Семен Петрович", а пользуются как будто исконными, языческими: Осень, Тайна, Иней, Ворон, вместо отчеств у них - матронимы (например, Веселин, Вежин - от женских имен Весела и Вежа). По словам одной героини, этот мир не из худших: Великая Отечественная война здесь завершилась в августе 1944 года.
И отец Алея, Ясень, не просто увозит маленького Инея к себе - они путешествуют по параллельным мирам. И способ, которым главный герой их разыскивает, фантастичен. Обыкновенный логический поиск по ключевым словам и понятиям, как он применяется в Интернете, и поиск ассоциаций по сходству и смежности (это уже языковая семантика) становятся средством достижения любой цели, будь то пропавший человек или смысл жизни, высшее предназначение. В этом суть "лайфхакинга", чем-то сходного с ремеслом экстрасенса. Именно о такой помощи просит Алея подруга. Перед героем дилемма: ради счастья девушки помочь ее будущему мужу достичь своего "Предела" или не позволить ему, политику с криминальным прошлым, добиться верховной власти (такова его мечта). Однако жених, Летен, оказывается надежным другом и вместе с Алеем разыскивает Инея. К тому же, понимает всю ответственность правителя. Оказавшись в одном из параллельных миров на княжеском престоле, он решает, как предотвратить войны с кочевниками: "Кто-то здесь был до меня. Не разруху же ему оставлять".
Ясень в альтернативной Руси - главный противник Летена, татарский хан. Он не считает жизни: люди, война, разрушение, ужас для него "не настоящие". Как компьютерная игра. Мужская игра. Идеальный образ отца рушится. Перед Алеем уже не герой и образец для подражания, а беспощадный человек. Хоть в конце концов Ясень и приводит детей к высшему благу, в средствах он неразборчив.
В роли высшего блага выступает здесь Море Имен. Это скопление символов, знаков - слов. Первооснов всех понятий, что скрываются за словами. Можно сказать, идеальных прообразов. Над ним сияет Солнце Слова - того, что стало началом начал творения. Знак высшей гармонии. Добраться к Морю можно по Реке Имен, где имена представляют собой понятия, материализовавшиеся в реальности. К Реке Имен можно попасть из Старицы, так называемой "демонстрационной версии" поисковой системы, обычному пользователю она покажется замкнутым пространством. Путь открывается лишь тому, кто осознает, что все есть символ и знак, малая часть Реки и Моря Имен. Есть и второй способ - Нефритовая электричка с проводницами-дакини, буддийскими богинями, что освобождают человека от страстей, или же кровожадными индуистскими демоницами, или всё вместе. По крайней мере, в этой книге они "очищают" пассажиров, пожирая их и оставляя лишь единственное светлое "зерно", которое возродится в более совершенное создание. Пути по яшмовым шпалам можно избежать, если вспомнить о природе языка - призме восприятия действительности, "туннеле", по которому движется человек в окружающем мире и который может вывести к первоосновам, если разгадать связь между названием и названным, означающим и означаемым.
Итак, от компьютерных технологий - к лингвистике, от лингвистики - к идеализму, от идеализма - к аллюзиям на буддийскую мифологию и снова к языку. Язык универсален, это любая система знаков, находящихся между собой в неких логических отношениях, это проекция отношений между реалиями действительности и на реалии действительности. Это набор мифических сюжетов и мотивов, атрибутов культуры, двоичный, восьмеричный, шестнадцатеричный код, это алгебра логики и проявление эмоций. Всё есть язык, всё есть текст, всё есть Слово. Что не названо - не существует. Что существует - названо.
Но не хочется сводить отзыв к лекции по семантике. Технофэнтези с элементами киберпанка, философская притча ли, фантастическое ли воплощение сущности языка, книга читается на одном дыхании. Она цельна, и не стоит удивляться, если в первой же главе не дана справка обо всех понятиях. Нельзя уложить весь узор в первые несколько нитей, нужно соткать полотно. Форум лайфхакеров, "Вселенский Админ" - демиург, демон-программа в облике попугая заставят и улыбнуться, и задуматься. Сцены монгольского кочевья как будто вторгаются в текст из другой реальности. Но почему "как будто"? По сюжету так и есть. И это возможность увидеть историческое прошлое с другой стороны - глазами ордынцев - до мельчайших подробностей быта... Можно сказать много слов похвалы, но, вероятно, лучшей похвалой для автора будет проникнуть в суть изображенного мира и вместе с героями найти путь к Морю Имен. Рецензент на это не претендует - лишь задает направление поиска.