Демидов Александр Владимирович : другие произведения.

Дальние вояжи. Введение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дальний вояж - именно так моряки русского флота называли кругосветные плавания. В наше время крайне мало людей помнят о них. Мы привыкли считать великими мореплавателями англичан, испанцев, португальцев и забываем о наших предках. А ведь это их свершения сделали Тихий океан привычной дорогой для нашего флота, это они описывали моря и открыли не только множество островов и проливов, но и целый материк. Они шли там, где до этого не ходил никто. Этим-то мужественным и умелым людям и посвящается данный проект.


Введение

   Дальний вояж - именно так моряки русского флота называли кругосветные плавания. В наше время крайне мало людей помнят о них. Мы привыкли считать великими мореплавателями англичан, испанцев, португальцев и забываем о наших предках. А ведь это их свершения сделали Тихий океан привычной дорогой для нашего флота, это они описывали моря и открыли не только множество островов и проливов, но и целый материк. Они шли там, где до этого не ходил никто. Этим-то мужественным и умелым людям и посвящается данный проект.
   О возможности и необходимости дальних плаваний впервые в России задумался Петр I. Он намеревался организовать экспедицию на Мадагаскар и в Индию, но не успел осуществить свой замысел. Мысль о кругосветном плавании с заходом на Камчатку была впервые высказана флагманами русского флота, членами Адмиралтейств-коллегии адмиралами Н. Ф. Головиным и Т. Сандерсом в связи с организацией Второй Камчатской экспедиции. В октябре 1732 г. они представили в Сенат свое мнение о целесообразности отправления экспедиции "из Петербурга на двух фрегатах чрез Большое море-окиян кругом капа Горна и в Зюйдное море, и между Японских островов даже до Камчатки".
   Такие экспедиции они предлагали повторять ежегодно, заменяя одни корабли другими. Это должно было позволить, по их мнению, в более короткие сроки и лучше организовать снабжение экспедиции В. Беринга всем необходимым, быстрее установить торговые отношения с Японией. Кроме того, длительное плавание могло стать хорошей морской практикой для офицеров и матросов российского флота. Однако идеи Головина и Сандерса не были поддержаны Сенатом и возможность организации первого русского плавания в 1733 г. была упущена.
   1764 г. решено было послать вокруг света на Камчатку экспедицию капитан-лейтенанта П. К. Креницына, но из-за готовящейся войны с Турцией осуществить ее не удалось. Не состоялось также плавание, которое пытался снарядить в 1781 г. вице-президент Адмиралтейств-коллегии И. Г. Чернышев. В 1786 г. руководитель "Северо-Восточной... экспедиции" капитан-лейтенант И. И. Биллингс (кстати, участник третьего плавания Кука) представил Адмиралтейств-коллегии мнение своих офицеров о том, чтобы по окончании экспедиции обратный путь ее судов лежал вокруг мыса Доброй Надежды в Кронштадт. Ему также было отказано.
   Но 22 декабря того же 1786 г. Екатерина II подписала указ Адмиралтейств-коллегии об отправке эскадры на Камчатку для охраны российских владений: "...по случаю покушения со стороны английских торговых промышленников на производство торгу и промыслов звериных на Восточном море, о сохранении права нашего на земли, российскими мореплавателями открытые...". Начальником экспедиции был назначен 29-летний капитан 1-го ранга Григорий Иванович Муловский, родственник вице-президента Адмиралтейств-коллегии И. Г. Чернышева. Но срочная депеша из Константинополя о начале войны с Турцией перечеркнула все планы и труды. Однако вскоре походы русских кораблей вокруг света начались.
   Само по себе плавание через океан на маленьком паруснике является делом истинно мужественных людей. А подобное плавание через три океана заслуживает только одного слова - подвиг.
   Какими же были условия жизни моряков в походе? К сожалению, наши представления об этом по большей части являются мифами. Попробуем кратко описать их, опираясь на документы и описания плаваний.
   Базовое питание экипажа было хоть и питательным, но весьма однообразным. Горячая пища выдавалась два раза в день - утром и вечером. Средняя калорийность дневного рациона российского матроса составляла около 3900-4300 килокалорий. Приведем недельное меню, предписываемое морским уставом:
  -- Понедельник - утром каша гречневая, вечером горох вареный.
  -- Вторник - утром и вечером мясо с кашей овсяной.
  -- Среда - утром каша гречневая, вечером горох вареный.
  -- Четверг - утром и вечером мясо с кашей овсяной.
  -- Пятница - утром и вечером рыба с кашей овсяной.
  -- Суббота - утром и вечером мясо с кашей овсяной.
  -- Воскресенье - утром и вечером мясо с кашей овсяной
   Полторы порции выдавалось подлекарям, первому трубачу, первому профосу, сержантам, боцманматам, боцманам и прочим лицам на положении унтер-офицеров.
   Однако в дальних походах предусмотренный рацион несколько изменялся. За отсутствием в иностранных портах хлебного вина, ржаных и солодяных сухарей, кваса, они заменялись ромом, белыми сухарями и виноградным вином с водой. В кругосветных же плаваниях изменения были еще большими. Здесь будет уместным напрямую привести цитату из книги капитана Головнина:
   "Провиант служителям производил я вообще по следующему положению, согласно с мнением капитана Крузенштерна.
   В портах: мясо свежее по фунту на человека ежедневно, варя оное в супе с зеленью разного рода, какую можно было получить; прочую провизию по уставу, кроме гороха, крупы на кашу и масла, которые, заменяясь мясом и зеленью, оставались натурально в казне. В жарких климатах выдавал я служителям иногда вместо сухарей мягкий хлеб.
   В море: в умеренных климатах производилась обыкновенная порция по уставу, когда не было признаков цынготной болезни; в сем случае я особенно следовал капитану Крузенштерну. В поданном от него мнении в Коллегию он говорит, что "всегда старался производить служителям провиант как можно сходнее с регламентным положением". В жарком климате, смотря по погоде, я давал мясо соленое четыре дня в неделю; а горох и кашу три дня, и мясо не всегда согласно уставу, а иногда по полуфунту и часто по четверти фунта, варя оное во щах с крупой и кислой капустой или в супе с крупой и бульоном попеременно, соображаясь с погодой и следуя советам лекаря.
   Водку и ром в холодные дни, пасмурные и туманные погоды давал я по целой чарке, не разводя с водой, и нередко по две чарки в сутки, когда обстоятельства заставляли команду в мокрое, ненастное время долго работать наверху, а в умеренные погоды и теплые дни производились оные на 2/3 чарки водки или рому 1/4 чарки воды; в жары же на 1/2 чарки водки или рому 1/2 чарки воды; если же погода к вечеру делалась чувствительно холоднее, то давал и остальную 1/3 или 1/2 чарки, мешая также с водой, чтобы сделать целую чарку в день. А в самые большие жары водка и ром совсем производимы не были.
   Для питья, вместо квасу, в портах, где можно было получить пиво, я выдавал по полкружки на человека в день и брал оного с собою в море столько, сколько можно было удобно поместить. А там, где не было пива, и в море, производил я в холодные дни водку, а в теплые виноградное вино, мешая с водой: водки 3/4 чарки на 4 чарки воды, а вина по 1 чарке на 5 чарок воды, а там они прибавляли сами воды, если хотели. Иногда в море приготовлял я пиво из спрюсовой эссенции и раздавал по полкружки на человека в день. Капитан Крузенштерн рекомендует обыкновенное пиво и сей напиток, как уничтожающие цынготную болезнь. Свойство сие также приписывают оным многие другие знаменитые мореплаватели.
   В портах, изобилующих фруктами, я давал служителям ежедневно достаточное количество зрелых плодов, которых, так же как и разного рода зелень, брал большим количеством в море.
   Соль производима была по уставу, а уксус -- смотря по тому, какую пищу служители имели: в портах со свежим мясом оный совсем производим не был, а в море обыкновенно по уставу; когда же горчицу выдавали или когда рыбу случалось поймать, то порцию уксуса несколько я увеличивал.
   В продолжительные холодные и мокрые погоды, особливо у мыса Горна, по вечерам, а иногда и два раза в сутки, поутру и ввечеру, давал я команде чай или пунш."
   Как видно из приведенного отрывка русские моряки постепенно набирались опыта в дальних вояжах и не ленились применять его на практике. А многих наших современников несомненно порадовало бы использование пива в качестве противоцинготного средства.
   Как известно кроме полноценного питания для поддержания здоровья необходимы чистота и опрятность. И с этим проблем на русском флоте не было. Наши моряки с поистине фанатичным упорством драили свои корабли. Вот как описывает эту ежедневную работу писатель Станюкович, сам ходивший вокруг света на паруснике.
   "Босые, с засученными до колен ногами и до локтей руками, разбрелись матросы по палубе, вооруженные скребками, камнем, ящиками с песком, ведрами, голиками и швабрами. Ползая на четвереньках, они терли ее песком и камнем, потом обильно поливали водой из брандспойта и из парусинных ведер, которые то и дело опускали за борт на длинных концах. После этого палубу проходили голиками и затем швабрами. Пока одни занимались палубой, другие оканчивали борта, предварительно промыв их мылом; вытирали и мыли стекла люков, сами люки и т.д. Повсюду терли, скребли и скоблили; повсюду обильно лилась вода, ... и разгуливали голики и швабры.
   Нечего и прибавлять, что то же самое происходило и внизу: в жилой палубе, на кубрике, ..., в трюме, -- словом, везде, куда только могла проникнуть матросская рука с голиком и долететь крылатое словечко боцманов и унтер-офицеров."
   Опрятность поддерживалась также на должном уровне. Матросские койки весь день проветривались на свежем воздухе. Один раз в неделю эти постели просушивались в разобранном виде. Дважды в неделю происходила смена белья командой, при этом производился осмотр состояния здоровья матросов. Белье стиралось исключительно в пресной воде, так как после стирки в соленой, оно значительно хуже держит тепло. Один день в неделю отводился для починки одежды.
   Жизнь на корабле монотонна и для поддержания бодрости команды часто устраивались различные развлечения. Основным из них являлось вечернее пение и пляски, происходившие почти каждый день. Также при дальних переходах командир часто "просил" батюшку провести внеочередной молебен для поднятия духа мореплавателей.
   Одним из излюбленных развлечений моряков являлся обряд первого прохождения экватора. Наши матросы переняли этот обычай у англичан и творчески его развили. В этот день проходили и праздничное шествие Нептуна со свитой и "крещение" впервые проходящих экватор с традиционным правом "выкупа" и праздничный обед с обильным употреблением этого самого "выкупа".
   Все это было. Однако времена гордости русского флота прошли. Боевые корабли гниют у пирсов, офицеров флота сравняли с бомжами, их денежное довольствие меньше оклада грузчика в продуктовом магазине, страна забыла, что она является морской державой. Людям усердно вдалбливают в голову, что счастье - это набить брюхо гамбургерами с пивом и ни о чем не думать. Страна в упадке. Но я верю, что это пройдет и над старыми русскими базами флота - Севастополем, Ревелем, Гельсинфорсом, Порт-Артуром вновь будет гордо реять только один флаг - русский.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"