Работа В. Петерсена, вышедшая холодным летом 2004 года, так и не наделала большого бума, хотя и позиционировалась как самый дорогой блокбастер сезона (блокбастер - это бомба, взрывающая квартал, в переводе с военного английского).
Сейчас пошла мода на пеплум - исторический боевик из античной жизни, тот же "Александр", "Гладиатрикс" и прочее. В основу сюжета "Трои" была положена основательно переделанная и упрощенная для понимания тинэйджеров фабула гомеровской нетленки, повествующая о том, как одна прекрасная женщина заставила гибнуть множество ахейцев с одной стороны, и троянцев, с другой стороны, а боги смаковали этот процесс. Однако, в этических рамках последний циничный пассаж под авторством Гомера, был убран из сценария.
Гомер, занимаясь написанием "Илиады", акцентировал внимание тогдашнего читателя на фатализм человека перед богами, тогда как сценарист и режиссер сместили акценты в пользу атеистическо-меркантильного обоснования Троянской войны:
Агамемнон "Я пришел сюда не из-за твоей красивой жены. Я прибыл сюда из-за Трои"
Таким образом, он здесь определяется как предшественник Александра Македонского, Наполеона и Гитлера. Оно и неудивительно. Сытая и довольная Америка, страна тщеславия, некий абсолют идей "общества потребления" и "государства благоденствия" не может иначе.
Древняя Греция как основа европейской цивилизации, потом ее преемница Римская империя и инспирировали появление европоцентризма, глобализма. В "Трое" как раз и показан глобализм на самом начальном уровне, но достаточно четко и с его последствиями.
Исходя из истории человечества, труд никогда не лежал в основе европейского богатства, но богатство неевропейских народов. Судьба Трои - малоазиатского государства и демонстрирует этот постулат, наравне с крестовыми походами и конкистой, а сейчас и с транснациональными компаниями и мировыми рынками сбыта.
Итак, фильм "Троя", несмотря на очевидную упрощенность сюжета (был даже проведен перевод Гомера "Илиады" на язык SMS для рассылки зрителями в США, особенно подростково-юношеского возраста с целью вовлечения последних в ряды культуры масс), напомнил безуспешность идеи глобализации, которые были описаны еще в античности. Отсюда, фильм "Троя" можно рассматривать как минимум в двух контекстах: противостоянии глобализации и как апофеоз безыдейности и безысходности европейского развития.
Первое, если сравнивать ахейцев, как вооруженную группировку стран блока Х, относящихся к "обществу потребления", а город Трою - как небольшую страну Y, являющуюся богатой, но принадлежащей "третьему эшелону стран мира", то идея противостояния глобалистам стран блока Х или одной большой страны, сравнимой с блоком Х по площади и населению против готовых бороться до последней капли крови защитников страны Y, становится предельно понятной.
Идея похищения Елены становится попыткой урвать свой кусок от общемирового пирога голодным ребенком, которого этим пирогом дразнили всю жизнь. А гибель большинства героев, победивших трою, это недвусмысленный намек на последствия политики, проводимой странами блока Х.
С другой стороны, "Троя" показывает конечность развития европейской цивилизации. Ее стремление сделать всех одинаковыми, создать некую единую сверхцивилизацию приводит в тупик человечество. Ведь гарантия выживаемости человечества в его многообразии и разносторонности.
Эту закономерность отметил сначала Данилевский в книге "Россия и Европа", потом его последователь - Шпенглер и Поппер.
После Второй Мировой войны, попыткой оттянуть процесс гибели цивилизации было создание "государства благоденствия", и его основополагающей структуры - "общества потребления".
Цивилизация - это способ выживания людей в обществе, основанный на договоренностях между собой по ряду вопросов экономической, политической, социальной сферы. Кризис этих договоренностей возник в конце 60-х - начале 70-х во время экономического кризиса энергоносителей, безработицы, снижения расходной части бюджета на социальные нужды. В это время активизируются в обществе деятельности "новых левых" (те же RAF, если кто помнит еще) и прочих левоэкстремистских организаций.
Тогда же лидер и вокалист небезызвестного панк-коллектива Sex Pistols Джон Роттен (Лайдон) провозгласил формулу, которая стала мировоззрением молодежи 70-х и наших дней: "No future in England's dreaming" (песня "God Saved The Queen"). Позже, после ряда мер для успокоения масс в 80-х годах, в начале 90- х отбирают надежду и у стран соцлагеря и эти зловещие слова звучат еще мрачнее, уже в глубоко эстетском проекте Джона Роттена,"Public Image Limited" в песне "Acid Drops" про наркоманов 70-х, перекликаясь со словами Гомера: "Листьям недолгим в дубраве подобны сыны человечьи: / ныне цветут они в силе, а завтра лежат бездыханны". Ахилл вторит ему по фильму: "Боги завидуют нам. Они завидуют, потому что мы смертны, потому что любой момент может стать последним, все кажется прекрасным, потому что мы обречены".
Иными словами, не было будущего во времена Гомера, нет будущего и сейчас.
Представление о кино как идеальном искусстве грядущей "цивилизации машины и скорости" значительно повлияло на само понимание кинематографа. Так, Пьер Порт в 1927 году предложил собственную теорию искусства, согласно которой эволюция искусства убыстряется по мере развития цивилизации. Если темы, стили, направления в былые эпохи менялись в искусстве на протяжении веков, то кино демонстрирует феномен калейдоскопической смены тенденций. Скорость развития нового искусства порождает перепроизводство, не оказывая глубокого влияния на умы (на такое влияние требуется значительное время). Эта головокружительная скорость развития приводит одновременно к гибели национальных школ и в конечном счете к созданию эклектического международного "искусства".
Таким образом, "Троя" выражает ту самую тень демона глобализации, тяготеющую над всем человечеством.