художеств классе портретной живописи, которым руко-
водил Дмитрий Григорьевич Левицкий,было
многолюдно и шумно...
Здесь были преподаватели и свободные
от занятий ученики Академии художеств...
Так бывало, когда кто-то из учеников
портретного класса представлял свою про-
граммную работу...
По правилам, принятым в Академии, это
была работа на заданную тему, а за ее успе-
шное выполнение присуждалось первое ака-
демическое звание - назначенного в акаде-
мики...
В этот день предстояло оценить портрет,
написанный Петром Дрождиным...
Молодой художник заметно волновался...
"Портрет Антропова Написанный им "Портрет семьи Антропова"
c сыном перед не был случайно выбранной темой.
портретом жены"
Дрождин, обучаясь в мастерской Алексея
Петровича Антропова, не один год прожил
в его доме и хорошо знал эту семью...
Портрет получился необычным и скорее
напоминал жанровую сценку...
*) Ф.Тютчев
-2-
- А.П.Антропов Алексей Петрович предстал в окружении
своих близких, занятый любимым делом- с
кистями и палитрой, у мольберта, на кото-
- портрет жены ром почти законченный портрет жены. Его
на мольберте верной спутницы- Елены Васильевны. За
спиной отца, с рисунком в руке - белокурый
- сын Василий подросток лет четырнадцати - сын художни-
- общий план портрета ка, Василий .
В портрете нет ничего случайного, ведь вся жизнь семьи Антропова проходила на глазах его учеников...
* * *
Актер в/к Судьбы русских художников-портретистов
середины XVIII века не были легкими...
Никому из них не довелось учиться за
границей, как это было в петровские време-
на. Им, выходцам из народа, приходилось
зарабатывать на жизнь тяжелым трудом
учеников и подмастерий.
Свой трудный путь суждено было пройти
и Петру Дрождину...
* * *
Село Холуй Родился будущий художник в 1745 году в
старинном подмосковном селе Холуй.
Рождению мальчика были рады...
В семье иконописцев сын всегда был же-
ланным ребенком, девочки не допускались к этому ремеслу...
Иконописанием в Холуе занимались на
протяжении многих веков. Написанные
здесь "расхожие" иконы - простые, деше-
вые - можно было встретить не только по
всей Руси, но и в других славянских стра-
нах.
Иконы эти были не совсем обычны...
-3-
Холуйские Холуйские иконописцы нередко отсту-
иконы пали от церковных канонов и религиозные сюжеты приобретали у них характер быто- вых крестьянских сцен, подсмотренных в повседневной жизни. Да и в ликах святых
было слишком много земного...
Церковные власти были недовольны...
В грамоте, написанной еще в 1668 году
по повелению царя Алексея Михайловича
говорится:
"В некоей веси Суздальского уезда, иже
именуется село Холуй, поселяне пишут свя-
тые иконы без всякого рассуждения и стра-
ха, с небрежением и не подобно..."
Актер в/к Вот здесь и учился азам живописи буду- щий художник Петр Дрождин...
Потом была иконописная мастерская Тро- ице-Сергиевой лавры. Сюда по приказу ар- химандрита брали из Холуя крестьянских детей, обученных грамоте и способных к иконописанию...
Учить же их живописи было велено иеро- монаху Павлу Казановичу...
И быть бы Дрождину - "богомазом", но
в 1761 году судьба свела его с Алексеем
Петровичем Антроповым...
Пребывая на государственной службе при
Синоде надзирателем за живописцами и ико-
нописцами, Антропов должен был брать для
обучения иконописанию способных юношей
"по двое от каждой епархии"...
Так одним из- них стал Петр Дрождин...
Он перебрался в Петербург, в дом своего
учителя, где постоянно жили ученики, кото-
рых Антропов обучал самостоятельно...
* * *
-4-
А.П.Антропов Алексей Петрович Антропов был челове-
"Портрет Антропова ком незаурядным, но судьба его не балова-
с сыном..." ла... И все же, ни жизненные, ни служебные
неурядицы не заставили его изменить себе...
Учившийся у великого Ротари, который
называл его "лучшим художником России",
Антропов не овладел "внешним лоском"
иностранных портретистов и до конца дней своих остался живописцем "не столь эле-
гантным но зато более глубоким и своеоб-
разным".
Потому и в учениках он всячески поощрял
их индивидуальные склонности...
* * *
Актер в/к Как-то, будучи по служебным делам в
Сергиевом посаде, он предложил одному из
сопровождавших его учеников написать
портрет архимандрита Троице-Сергиевой
лавры Лаврентия Хоцятовского...
Учеником этим был Петр Дрождин...
П.С.Дрождин Для начинающего художника это было
"Портрет серьезное испытание...
архимандрита Он долго работает над этим портретом,
Троице-Сергиевой стараясь во всем подражать учителю. Он пы-
лавры Лаврентия тается передать простонародный облик архи-
Хоцятовского" мандрита, его пухлое лицо, широкий нос,