Давкин Сергей Викторович : другие произведения.

Сравнительная статья о некоторых аспектах научной фантастики и научно-фантастических сериалах современности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сравниваем уже ранее знакомые нам сериалы "Воспитанные волками" и "Основание" первые сезоны этих сериалов.

  Введение
  
  Изначально я стал любить научную фантастику, когда в далеких 2000-х годах моя бабушка Давкина Веря Яковнена, покупала мне журналы Страна Игр. Жили мы не богато и просить купить каждый месяц эти журналы я не мог. Но моя бабушка меня очень сильно любила и всегда когда она брала меня с собой в магазин типа Заря (современная Пятерочка, или Магнит) где на соседних полках продавались леденцы, хлеб, туалетная бумага, и журналы, она позволяла мне выбрать себе один из последних номеров. Ориентироваться я мог только по картинкам, которые были красочные, но мало рассказывали про сюжет игры, однако юношеская фантазия сама дорисовывала мир игры. Только-только стал появлятся Интернет у широких слоев населения, что такое торренты мы не знали и игры с фильмами мы не скачивали, какие то браузерные игры, инди игры или веселые ролики аля "Сам Себе Режиссер" появлялись на дисках журналов Страна Игр. Они все были тематическими только об играх, первые мемы (Мы тогда не знали что они называются мемами) я тоже увидел не в Интернете, а на страницах журнала и на дисках поставляемых вместе с ним. Но в Интернете мы иногда качали себе музыку (пару песен в формате МР3 каждую неделю, что бы не выйти за лимит) и конечно же какие то книжки. Первые мои книжки были конечно же военные, потом про попаданцев из нашего Мира на войну. Алексей Махров и другие отечественные и зарубежные авторы мне очень нравились. Я скачивал книги, сборники рассказов и повестей и распечатывал их на своем домашнем принтере, стоимость была не выше чем книги в жестких переплетах из магазина, а качество особенно бумаги в разы лучше. Тогда то я и стал замечать что не каждая книга научная, не каждая фантастика правдивая. Потом в 2010 я выпросил у нее купить мне журнал Мир Фантастики, ну вместо Страны игр, я стал покупать Мир фантастики, этот уже был не игровой журнал, а литературные. Хотя игры там тоже были и порой даже больше писаний о сюжетах чем на страницах Страны игр. Если в Стране игр обсуждали и описывали гаджеты, приставки, консоли, то в Мире фантастики только книги и сюжеты игр. В общем мне понравилось что я сменил профиль журналов, хотя время от времени покупал еще и Страну игр и даже PC игры.
  
  
  
  Но данная статья конечно не о моих личных предпочтениях в периодике, хотя частично и о них тоже, но все таки мне бы хотелось акцентировать свое внимание больше на фильмах, сериалах и таком направлении как научная фантастика (Sci-Fi).
  
  Итак как я уже сказал с появлением игровых и литературных глянцевых журналов, а так же с появлением хотя бы самого слабого, телефонного, но уже Интернета, мне стали доступны градации жанров. Я стал понимать или думал что стал понимать чем просто фантастика отличается от научной фантастики. Я стал понимать фразу "это произведение - фантастика, причем даже не научная". Или такое еще клише: "Это не научная фантастика, а технологическое фентези". Словосочетание киберпанк, кооператора и паропанк (да в те годы мы называли его паропанк, а не стимпанк) поначалу у меня не вызывали сомнения, что все это НФ, но со временем я стал замечать что не каждая книжка или игра про космические приключения, научна... Даже те же самые Звездные Войны не являются научной фантастикой.
  
  Теперь о жанрах и поджанрах:
  
  Киберпанк
  Постапокалипсис
  Паропанк (стимпанк)
  ЛитРПГ (сравнительно молодой вид литературы)
  Космоопера
  Попаданцы
  Технологическое фентези
  
  Это все не научная фантастика, хотя некоторые жанры (особенно верхние четыре) о определенными натяжками очень сильно можно подретушировав сделать научными. Но для этого одного желания мало будет, тут еще талант нужен и постоянная практика. Так же нужно отчетливо понимать что такое твердая научная фантастика и не твердая научная фантастика.
  
  Да можно описать со всей научностью битву за планету, то есть когда на больших космических кораблях прибывают десантные силы противника со своей далекой-далекой планеты, а их встречают земные армии Мира включая НАТО и ОДКБ, причем силы врага могут быть вообще выращенными в космосе, так как лететь долго или силы врага могут быть роботами или еще какими то не белковыми вида жизни, но... Зачем воевать за планету и зачем перебрасывать пехоту, танки и самолеты космическими кораблями? Нет логики. Логичнее было бы закинуть во все властные структуры своих клонов или создать подполье подбрасывая террористическим группам ресурсы или вообще запустить бактериологическое оружие (привет Ковиду, Аболе и пр.). Так же можно было бы ударить ядерной ракетой или каким то лазером или вообще запустить идеологию всеобщей любви, мира и пацифизма. Можно было бы попробовать легализовать однополые браки, трансвеститов, геев, лесиянок, тогда через сколько то поколений людей не стало бы вовсе. Можно попробовать легализовать каннибализм, а так же создать идеологию благодаря которой содержать детей было бы дорого для семейного бюджета, то есть звериный капитализм, анархокапитализм.
  
  Страшно? Еще как, тем более что многие из предложенных мною планов по выведению из строя боевых армий Мира уже осуществляются в той или иной мере. Понимаете, твердая научная фантастика - это то что прям вот вот уже может быть или частично случается в нашем мире. А вот не твердая научная фантастика, это грубо говоря война непонятно где, непонятно с кем и непонятно ради чего. Без логики и без материально-технического обоснования. Просто так надо. Почему? Потому что...
  
  Вот мы и определились примерно что это научная фантастика и чем твердая отличается от не твердой научной фантастики. Наверно теперь можно перейти к обсуждению примеров, единственное стоит так же сказать что некоторые фантастические миры имеют под собой написанные труды писателей фантастов, а некоторые только сюжетные изыскания авторов игр, сценаристов фильмов и сериалов. Так же стоит особое внимание уделить разделению науки на техническую ветвь, гуманитарную ветвь и естественно естественную ветвь. Прошу прощения за тавтологию, но естественно-научная фантастика, в моем понимании является самой твердой и само логичной из всех остальных наук. Гуманитарная же наука, напротив очень спорная и противоречивая, но это не означает что гуманитарная фантастика не может быть научной. Немаловажный фактор в научной фантастике это время, а точнее период написания материалов и создания Мира произведения. Раньше в XIX веке и ранее люди ничего не могли знать о цифровых технологиях и уделом фантастов тех лет могла быть только механика. Если мы говорим об истории или о социальной фантастике то так же в XIX веке и нравы и достоверные факты были совсем иные, не такие как сейчас. Историки верили мемуарным записям дворян, джентельмен не смел солгать в письменной форме, однако после Великий Октябрьской Социалистической Революции 1917 года, оказалось что и дворяне врали и цари и премьер министры. А вот документалистика, опросы социального мнения или записки в социальных сетях если их много и они из раных возрастных групп, это уже более достоверно все звучит. Аудио информация еще более достоверная. Видео же информация, особенно в купе с аудиосопровождением самый достоверный источник. Однако в XXI веке стали появляться фэйки, фэйковые новости, непроверенные источники информации, продажные СМИ и пр.
  
  Поэтому всегда следует понимать что автор пишет научную фантастику, руководствуясь именно теми средствами что доступны ему в его период жизни. Автор умерший сто лет назад не может написать более научно о компьютерах, чем автор знающий реалии оргтехники сегодня. Зато, автор живущий сегодня и пользующийся всеми плодами цивилизации может легко опростоволоситься и выдать кучу ошибок и даже написать хуже чем хорошо обученный и воспитанный автол живущий сто лет назад. Это нужно понимать и проверять любой научно-фантастическое произведение на данные предметы. В своей научно-популярной статье я постарался сравнить два сериала, оба сериала завялены как научно-фантастические, проверим так ли это на самом деле...
  
  
  
  1. Воспитанные волками. Первый сезон
  
  На своей страничке на Самиздате, а так же в своем личном блоге в сообществе блогеров "ППП" на форуме По Просторам Пространства, а так же в ряде других публичных мест в сети Интернет, я уже давал свои отзывы о данном сериале, считая их историческими очерками. Но там я давал больше историческую информацию о том какие сериалы снимают наши современники и что мы вообще видим на ТВ и в Интернете, тут же я постараюсь подойти к процессу более литературно и более научно, если это конечно возможно форматом моей статьи...
  
  Данный сериал, насколько мне известно из открытых источников, снимался не по книге, не по роману и не по рассказу, его писали сценаристы и именно для телевизионного вещания, то есть разбивка по сериям в сериале шла изначально. Это к вопросу о том что если вдруг сериал снимают основываясь на какой-нибудь книге или роману или рассказу, то как вы понимаете разбивке по сериал в нем нет, авторы сценария сериала снимающегося по роману должны сами изучить материалы, прочитать сам роман или иное произведение и уже на основе этого написать своей сценарий, не отходя от канонов и повествования автора изначального текста, тут же у сценаристов была полная свобода творчества.
  
  С самого начала видно было как авторы с самой первой серии забыли о научной составляющей и начали снимать экшн, стали снимать драму, завладели эмоциями, а не разумом своих зрителей. Почему так было сделано? Или сценаристы сами были далеки от науки и не знают многое даже из школьной программы или они новички именно в жанре НФ или им выкручивал руки маркетологи или это было сделано специально для недалекого зрителя, в общем сделано то что сделано и сериал вышел совсем не научный. Не научность видна буквально везде: роботы человекоподобные, намного эффективнее на необитаемой планете сделать просто механических или электрических роботов, без половых признаков. Космический кораблик совсем маленький и лишен всяческих систем наведения, он не садится на новую планету, а плюхается туда, планету не изучают со спутников, а сразу снаряжают туда экспедицию. Местность не обследуют на опасность, не делают карту местности, не изучают всю планету, роботы используют какие то первобытные методы и технологии в постройке жилья. Всего отправляют шесть эмбрионов людей, не шестьсот, не 6 000 и не 6 000 000 а всего шесть, понимаете? Даже если все они будут разными эмбрионами, то их дети и внуки будут родственниками... Как плодить и как спасть и как восстанавливать Человечество в шестером - непонятно. Более того пятеро из шести детей гибнут. Роботы специально обученные воспитанию детей не удосужились построить даже заградительные элементы типа "Забор" что бы обезопасить группу детей. В советских детских садиках худо-бедно, но были заборы, что бы малышы не разбредались, что бы воспитатель могла не беспокоиться что несколько непосед убегут от нее далеко-далеко...
  
  Это не все что можно сказать тут, впрочем если вы читали мой отзыв об этом сериале то вам будет скучно читать все тоже самое, а если не читали, то можете прочитать или сами посмотреть сериал по Интернету.
  
  2. Основание. Первый сезон
  
  Этот сериал уже снимался по книге, а точнее по книгам. Айзек Азимов - знаменитый писатель фантаст, знаменит автор своими консервативными взглядами на научную фантастику и даже тем что он стал своего рода первооткрывателем так называемой твердой научной фантастики. То есть в его произведениях не только техническое описание моделей кораблей, оружия и технологий, но и логика повествования есть, есть какие то отсылки к реальным историческим или социологическим экспериментам. Эти факторы одновременно и помогают и мешают сценаристам сериала.
  
  Помогают они в том плане что сценаристам не нужно из пальца высасывать идею, сюжет и описание Мира, нужно только культурно их подать в каждой серии по чуть-чуть. Мешают эти факторы сценаристам тем что нельзя слишком много новых героев внести, которых не было в книгах, нельзя слишком сильно изменить физику Мира, логику истории и пр. Сценаристы ограничены литературным произведением автора.
  
  Стоит отметить что в сериале "Основание" присутствует идеология США, то есть главная героиня женщина, чернокожая, не удивлюсь что во втором сезоне будет чернокожий гомосексуалист. ЛГБТ, феминизм и БЛМ жмут на прессу и СМИ в США, даже Голливуд прогибается, чего уж там ждать от таких мелких студий как Нетфликс и пр. Но сериал нормальный, явно сильнее на мой взгляд чем первый. Хотя вся его сила заключаться в авторской задумке писателя фантаста, а не сценаристов.
  
  Итог: не все то научно что заявляется продюсером, научная фантастика бывает твердая и не очень, есть фэнтези, а есть технофэнтези
  
  Постскриптум: Данные сериалы мне посоветовали посмотреть на одном из обычных Интернет форумов, форум посвященных игре "Звездный Десант", настольный варгейм от производителя детских игрушек и пластиковых моделей ООО Звезда. Если кому интересно форум ищется в Яндексе по запросу "Звездный Десант. Варгейм" или можете пройти по адресу: Звездный десант. Варгейм (форум)
   Сам по себе форум и варгейм не сильно популярные, но пользователи данного форума отзывчивые и дружелюбные товарищи. Мы с ними часто обсуждаем темы связанные с научной фантастикой, с техникой и оружием, которые описаны в игровом Мире Звездного Десанта, а иногда и других варгеймах, мы часто обсуждаем Вселенную Вархаммера 40000 и даже иногда Дюну и Звездные Войны. Поэтому ссылка на очередной сериал с подписью "вроде позиционируют его авторы как твердую НФ" меня тут же заинтересовал и как оказалось не зря.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"