Обзор БД-3 (список Мошкова).
Преамбула. На данный обзор (обзорчик) меня подвигло чтение комментариев членов жюри БД-3 на мою собственную рассказку. Это ни в коем случае не полноценная месть, скорее, мелкая мстя. Просто захотелось посмотреть, так ли безупречны те, кто нашел у меня такое огромное количество ошибок, тавтологий, несуразностей, корявостей и штампов, что, кажется, ни одно слово не осталось не раскритикованным:) Особенно меня покорили подходы отдельных жюрителей, для которых наличие в одном абзаце двух "что" или "он", является уже поводом громко высказать своё "фи". К сожалению, именно эти члены жюри не выставили на конкурс свои рассказы. Какая досада...
Прошу рассматривать данную критику не вполне серьезно, скорее, это пародия на комментарии тех или иных обозревателей. Обычно обзоры я пишу несколько в ином стиле.
Но в каждой шутке...
В общем, приступим.
Александр Остапенко
Семь индульгенций
Итак, начало:
Грязь и хаос...
На холодном цементе
в луже собственной крови
остывает старик Иннокентий.
Похоже, стихи... Оказывается, нет. Даже не белые.
Идея понятна - первый рассказ из серии (спектра) про человека (людей), стремящегося к абсолютному и полному счастью любой ценой. Определение этой цены. Думаю, что в дальнейшем ещё не раз прольётся чья-то кровь.
Жанр - почти детектив. Только мотив убийства тянет на фантастику, остальное - вполне реализм, брутальный реализм. Автору явно хочется внушить отвращение ко всем персонажам рассказа, начиная с главного героя и жертвы. Удается это не всегда, например, недостаточно просто констатировать, что три дочери были уродливы, нужно показать их физическую непривлекательность более конкретно, в подробностях или хотя бы в сравнениях.
Развитие событий то динамичное, то статичное, переполненное зачастую противоречивыми мыслями героя. Стиль выдержан, хотя вызывает иногда массу вопросов. Штампы искать не буду - не умею я это.
Вопрос по сюжету: с какой целью убийца вообще явился к герою? Он знал, что индульгенция у бомжа, значит, смысла убивать героя, не пообщавшись с Фрэдом, не было абсолютно никакого. А если пообщался уже, то героя ждет крупный облом. Но на это - ни малейшего намека.
Особого впечатления рассказ не произвел. Повороты сюжета неожиданными не были, всё последовательно выдергивалось одно из другого. Персонажи достаточно схематичны и труднопредставляемы. Антураж выписан иногда довольно удачно, но все равно создается ощущение какой-то искусственной пустоты и незавершенности а-ля "Сталкер" Тарковского, но без его чувственности и гармонии. Да и идея перекликается с тем же "Пикником" - "Сталкером" Над языком, мне кажется, нужно поработать, встречаются неудачные обороты, заставляющие тормозить и перечитывать предложения заново, что не есть хорошо.
Заметки по ходу чтения:
Довольно странно, что человек стоит над только что обнаруженным им в луже крови трупом, отдавая ему дань уважения. Вообще-то, нормальная реакция в такой ситуации - шок и растерянность, а тут - дань...
Почти во всех абзацах пляшут времена. Иногда в двух строках их аж три.
Как рассказать об этом его жене? - надо бы написать - вдове...
Неужели Иннокентию изменило навязчивое чувство опасности? - мудрёно... вначале чувство навязалось, а потом изменило. Какое коварство!. Сложновато сообразить, что речь идет об обычной осторожности этого самого Иннокентия.
человек со свитком - потенциальный труп, если только он не принимает меры предосторожности - кто принимает меры предосторожности - труп?
Эвристическое правило улицы - в данном контексте слово "эвристическое" никак не подходит, сбивая читателя на посторонние мысли о бегущем по улице голом Архимеде.
Соседний квартал выплюнул звуки сирен - а потом долго сморкался свистками полицейских.
Сюда едет полиция, чтобы разбудить улицы. Зачем еще? Ведь убийца давно уже скрылся - ну, наверное, они едут тоже на труп посмотреть... Это их призвание.
Стены увешаны подертыми обоями плакатов - ммм... обои плакатов кто-то подёр?
В угол манит грязная как шлюха неубранная постель - загадочная фраза, но зато какая многоплановая характеристика героя !
Жена Иннокентия скрючилась на кровати под старой электрической плитой и, кажется, старалась утопиться в мокрой подушке - я честно пытаюсь это представить: на кровати под плитой (!) пытается утопиться в подушке трупова жена.
посиневшее от слез лицо - и позеленевшая от радости физиономия. Или это синяя наволочка полиняла от слез?
Необходимость в этой формальности оправдывалась только тем, что я и вправду жалел о смерти Иннокентия - а если бы не жалел, то радостно заорал бы : "Йоу!"?
Я вдруг остро ощутил неожиданно подступившее раздражение. Как может помочь делу это выжимание грязной тряпки? - какому делу? Дама оплакивает убитого мужа - это её законное право и обязанность.
Вы о ком, - я насторожился - это вопрос? Тогда вопр. знак пропущен.
синей и желтой имеет по две - имеет по две синих и желтых.
Разбрызгивая в стороны грязь и кровь, он вырывается из дерьма и возносится на Олимп. Единственное, что занимает такого человека - это опасное ультрафиолетовое излучение солнца... - ээээ... жуткое ощущение, что излучение солнца очень плохо влияет на кожу вырвавшегося из дерьма. Хоть бы душ дали человеку принять.
копошатся с мечтой - вот оказывается, что можно с ней делать, с мечтой-то.
Так было всегда и посему - без запятой звучит весьма пикантно, вспоминается незабвенный Кирпич в исполнении Садальского.
от мерзкого субъекта с костылем, сумасшедшим лицом и катарактой - если бы ещё было понятно в какой композиции сочетаются указанные ингредиенты... Катаракта на каком месте субъекта расположена?
Гнилые зубы и протянутая рука; седая редкая борода и грязные лохмотья одежды - в описательном плане протянутая рука выглядит как некая физическая особенность бомжа, типа парализовало его так своеобразно.
уставился единственным видящим глазом мне в губы - бррр... если бы было "на мои губы", это можно было бы как-то пережить.
Почему иначе сука так убивалась бы горем? - убиваются с горя.
Бомж пожал плечами. Затем он перепрыгнул на другую тему - воспринимается как два движения: пожал плечами и перепрыгнул.
Что ж, кто знает, как поступил бы на ее месте я... или этот бродяга - неужели тоже решили бы пойти в гарем?
Мой этаж - третий. До квартиры еще двадцать пять скрипучих ступеней - Тааак. Значит, на этаж ведут 12-13 ступенек? Ничего себе лестница... Нормальная высота ступени - 12 см, максимум - 15. А тут - минимум 25. Действительно, жилище на редкость поганое.
Убийцу я явно недооценил. Вернее, слишком уж поверил в его неряшливость. - Думал, что убийца рискнет-таки лечь в грязную неубранную постель?
Повторы (а-ля М. В.): Все вокруг мечутся и копошатся с мечтой насобирать семь индульгенций, но никто, ни одна живая душа не знает, где и как их найти. С детства нас пичкают полумистическими россказнями о счастье с большой буквы, которое гарантировано каждому, кто заполучит семь чудесных разноцветных свитков. Люди лгут и убивают друг друга, чтобы заполучить даже одну, единственную индульгенцию. Накопительство, подхлестываемое соблазном. Жажда счастья, которая обращается в жажду крови.
Илья Новак
День Осеменения.
О теле электрическом я пою.
Р. Брэдбери
Обещали киберпанк. Не оправдали...
История, в которой воплощена идея тотальной мощи сексуальной энергии, пусть и опосредованной через киборгов, но зато абсолютно неистовой и неуправляемой. Юная девушка-киборг украдкой наблюдает за великим таинством осеменения кибер-коров, за работой предмета её девичьих грёз - фаллического символа Вселенной, великого и могучего поршня кибер-быка. И все это на фоне глобального техногенного катаклизма с тучами, ветрами, светлячками и молниями.
И вот они остались одни, совершенно одни. Куда делись остальные, неважно.
Автор поступает с читателем не очень красиво, заставляя его самостоятельно домысливать, что же произойдет дальше между кибыком и кивушкой.
Такая вот идея. Несомненно, свежая и эротическая.
Язык и стиль достаточно гладкие. Хотя и несколько напряженно-осторожные. Не избежал текст и штампов: черный дым густыми клубами повалил из труб. Много познавательных моментов, описаний устройства киборгов, новых слов и неожиданных терминов. Несколько выбивается из стиля: оприходовав киберову.
Не скажу, что рассказ мне понравился. Скорее, наоборот. Но впечатление останется надолго. Теперь, читая об очередном киборге, я буду по-детсадовски думать, что у него ТАМ - поршень или вертикальная прореха?
Заметки по ходу чтения:
Пляшут времена. Правда, не часто, но пляшут.
Некоторая излишняя технологичность: Одной из функций прорехи было выведение из корпуса отходов механической жизнедеятельности, насыщенного мелким железным крошевом густо-коричневого электролита.
поглядела через окно - глядят в окно. Через окно вылезают или разговаривают.
Полы желтого халата Доти ветер приподнял, и она туже завязала поясок - упс... она что, от ветра пояском спасалась? От приподнятия пол никакой поясок не убережет, а наоборот - усугубит сей процесс.
розово-стальные, местами волосатые, а местами порыжевшие от ржавчины -надо так понимать, что те места, которые лысые, были ржавыми, а которые волосатые - розово-стальными? Или розово-стальные-волосатые-порыжевшие-от-ржавчины - это и была масть киберов? Вроде трехцветной кошки? Народ требует конкретики!
к ферме приближается темно-рыжий холм, над которым струится воздух - первое недоумение: как можно было увидеть струящийся воздух? Если воздух теплый, то можно, но только в безветренную погоду, тут же сказано, что дул сильный колючий ветер!
Дядя с тетей выглядели смущенно - как и всегда в такие дни - в какие "такие"? Начинаю перечитывать сначала, чтобы понять. Не понимаю. Аааа... заголовок! Стучу себя по лбу.
Аэропомпы - слово - блеск! До конца жизни не забуду! Что это за фигня, даже знать не хочу - звучит божественно.
толстыми, ржавыми задами наружу - запятая лишняя
Доти ничего не имела против телятины - а не кибелятины, раз они кибелят резали?
ничто иное - ни что или нечто? Вопрос принципиальный
во время осеменения над кибыком накапливались мощные электрозаряды - насчет заземления я уже и не спрашиваю...
медленно растягиваясь и разрываясь - как может трос медленно разрываться? Обычно он лопается мгновенно.
светлячки над ним стали жгуче-красными, раскаленными - светлячки вначале были белыми, потом раскалились и стали красными? Обычно бывает наоборот.
и туча пустила ветра - эээ... загадочная фраза. Обычно так говорят, когда кто-то пукнет.
башня вдруг накренилась, и она полетела спиной на пол - кто полетел - башня?
халат совсем порвался, падая, она вывихнула плечо - халат порвался, падая, или Доти плечо вывихнула?
Повторы (а-ля М. В.) : Не отрываясь, очень внимательно она смотрела на кибыка. Не отрываясь, очень внимательно и заинтересованно кибык смотрел на нее.
Примечание. При подготовке данного обзора не использовались никакие вспомогательные программы типа "Свежий взгляд", "Репетитор" и т. п. Так что все - только на моей совести.
Обзор будет пополняться, но медленно.