Аннотация: Первое эссе по социологии...не больше. Вывесила чтоб раскритиковали и ошибки показали. А вообще: что вы думаете о флэшмобах?
В качестве вступления.
"Привет! Вы находитесь на сайте flashmob.ru Здесь общаются люди, разные люди, не знакомые в обычной жизни, но претворяющие всевозможные идеи и проекты в жизнь. В нашу с вами реальность. Одна из таких идей - флэшмоб, мгновенная толпа. Договариваясь на этом сайте мы появляемся одновременно в разных местах города, создаем умную толпу, реализуя ситуации, которые ничтожно вероятны в мегаполисе. Основа всех этих проектов - коммуникация людей, социокоммуникация, при которой мы создаем что-то, действуем вместе, но одновременно мы все - порознь. Smartmob - новая социальная революция. Join and Enjoy!"
История возникновения флэшмоба.
Флэшмоб как явление возник сравнительно недавно. "По легенде", некий Билл, житель Нью-Йорка, после нескольких попыток, используя sms и e-mail, собрал около полутора сот незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли в мебельный отдел магазина "Macy's" и попросили "любовный ковер" для "пригородной коммуны" ценой в $10 000. После этого случая, Билл провел еще шесть или семь акций и "вышел из игры", а вирус флэшмоба проник во все уголки планеты, включая Россию. Так, например, в Риме 300 человек вошли в книжный магазин и попросили несуществующую книжку, в Берлине флэшмоберы встретились неподалеку от американского посольства, откупорили бутылки с шампанским и три минуты выпивали "За Наташу", в Денвере 400 человек разбрелись по нескольким этажам здания и перекрикивались "Пинг!" - "Понг!", повторяя движения теннисного шарика, и, наконец, у нас в Москве моберы несколько минут аплодировали фонтану в ГУМе.
Почему же флэшмоб получил такой широкий отклик в обществе? Является ли флэшмоб просто абсурдной забавой, или же он несет какой-то социальный мессидж? Есть ли у него будущее? На эти вопросы пытается дать ответы это эссе. При написании его надо помнить, что полноценного труда, раскрывающего суть данного явления до сих пор нет. Как нет и единого устоявшегося мнения, что же такое флэшмоб, и что можно считать флэшмобом.
От хэппенинга к флэшмобу.
Некоторые думают, что флэшмоба, как отдельного явления, не существует вообще. Что флэшмоб - всего лишь разновидность хэппенинга или перформанса. Да, флэшмоб действительно берет свои истоки у хэппенингов и перформаснов. Но между этими тремя явлениями существуют значительные отличия.
Еще в 1962 году С. Зонтаг в своей статье "Хэппенинги: искусство безоглядных сопоставлений" писала: "Не так давно в Нью-Йорке объявилась новая, и довольно эзотерическая, разновидность театральных зрелищ. На первый взгляд, нечто среднее между художественной выставкой и театральной постановкой, они носят скромное и дразнящее имя "происшествий", хепенингов. Устраивают их на чердаках, в маленьких художественных галереях, на задних дворах и в небольших театрах перед публикой, которой набирается человек от тридцати до сотни<...>некоторое количество участников (не актеров) то производят некие телодвижения, то тем или иным манером обращаются с вещами, сопровождая это словами, внесловесными звуками, вспышками света и запахами. Сюжета у хепенинга нет - есть действие или, скорей, набор действий и событий. Связной и осмысленной речи здесь тоже избегают, хотя могут встречаться слова вроде "Помогите!", "Voglio un bicchiere di acqua" , "Обними меня", "Авто", "Раз, два, три"... Речь стерилизована, уплотнена паузами (здесь не говорят, а требуют) и движется своей безрезультатностью, отсутствием отношений между участниками хепенинга". Да, флэшмоб очень похож на хэппенинг тем, что у него отсутствует сюжет и какое-либо взаимодействие между участниками. Но главное отличие в том, что хэппенинги всегда репетируются, место для проведения хэппенингов - театр, сцена, на которой заранее расположены какие-либо предметы, декорации. Флэшмоб же это спонтанный театр. Театр, который буквально собирается из воздуха.
Чем отличается флэшмоб от перформанса? Перформанс, как правило, имеет свой продуманный сценарий, цель которого - вызывать определенные эмоции у зрителя. Флэшмоб в свою очередь не имеет определенной идеи, поэтому не предполагает никакого конкретного ответа со стороны наблюдателей.
Суть флэшмоба. Типы флэшмоба.
Итак, флэшмоб - явление, имеющее свои уникальные свойства, не похожие ни на что другое. Известны так же и правила, без которых невозможен флэшмоб. Они вырабатывались на разных сайтах примерно в одно и то же время и направлены на сохранение уникальности флэшмоба и блокировку влияния извне.
1. Спонтанность. Не зря флэшмоб переводится как "вспышка толпы", "мгновенная толпа".
2. Деперсонификация. Участники флэшмоба не должны вступать в отношения между собой, желательно знать друг о друге как можно меньше.
3. Отсутствие централизованного руководства. Никто не сосредотачивает власть в своих руках, чтобы управлять флэшмобом. Поэтому каждый может стать координатором сценария.
4. Демократичность. Акции проводятся путём голосования. Никто не обязан приходить на акцию, которая ему не нравится. Каждый волен проводить свои акции, если соберёт достаточное количество желающих принять в ней участие.
5. Аполитичность. Акции флэшмоба не могут быть политической направленности.
6. Отказ от денежных отношений. Никто не может взимать или платить деньги за участие во флэшмобах.
7. Отказ от освещения флэшмоба в СМИ. Основное желание флэшмоба - удивить людей, поэтому тех, кто знает о его существовании должно быть как можно меньше.
Эти правила неоднократно нарушались. Тогда флэшмоб переставал быть собой и превращался либо в политическую акцию, либо в промо-компанию (об этом речь пойдет ниже). Но СМИ, в силу популярности флэшмоба, все равно продолжает ошибочно называть эти явления флэшмобом.
Флэшмоб может делиться на несколько видов. Хотя деление это условно.
Smart mob переводится как "умная толпа". И если флэшмоб - это технология собирания толпы, то смартмоб - это цель и смысл такого собирания. Даже если эти цель и смысл носят абсурдный характер. То есть флэшмоб - это форма, а смартмоб - ее содержание. Это два взаимодополняющих понятия, каждое из которых немыслимо друг без друга.
X-mob (eXperimental mob) - это акции флэшмоба, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое, социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает "мерцать". Становится непонятным, видишь ли ты действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ.
L-mob (long-mob) - в этих мобах сценарий реализуется участниками на протяжении какого-то длительного времени. Место его проведения может быть так же распыленным в пространстве города. Больше всего этот тип флэшмобов напоминает определенные "ритуалы" или "правила поведения" и ближе всего приближается к выстраиванию новых социальных порядков, стремится перепрограммировать каждодневный общепринятый распорядок жизни.
I-mob - флэшмоб, не выходящий за пределы Интернета и реализуемый в виртуальных публичных пространствах.
Структура флэшмоб-коммьюнити
Что это за люди, которые находят время и средства для участия во флэшмобе? Флэшмоб-коммьюнити можно охарактеризовать по нескольким признакам. Вот, как представляют себя на форумах российские мобберы. Во-первых, это возраст.
'90% - молодежь
9% - молодые родители с детьми
1% - люди среднего или пожилого возраста'
Как видно, большинство, принимающих участие во флэшмобах - молодежь. Это объясняется любовью молодежи к чему-то новому и необычному, к девиациям, отклонениям от норм. Во-вторых, это незанятая молодежь - студенты. Та, у которой больше всего свободного времени - значит флэшмоб для них - это один из способов занять себя и найти себя. Отсюда следует, что с увеличением возраста, а значит и с появлением семьи и постоянной занятости потребность во флэшмобах отпадает.
Интересно, что лишь '10% - мобберы, понимающие правила флэшмоба, стремящиеся сделать, предложить оригинальные, интересные, необычные сценарии. При этом сразу предлагают несколько возможных мест проведения акции, обоснуют их выбор, назовут все плюсы и минусы. Аргументируют любое своё мнение о других сценариях. Относятся к мобу, как к некой возможности проявить себя, "самовыразиться"'.
Большинство же 'люди, приходящие на мобы исключительно, чтобы получить удовольствие от выполнения необычных и не повседневных действий'.
Мобберы также делят свое коммьюнити по степени вовлеченности участников в само дейтсвие флэшмоба:
'80-90% участвуют в выполнении сценария
10-20% присутствуют, но не участвуют, наблюдают, фотографируют.
Можно предположить, что большинство из последней категории составляют люди, которые стесняются выполнять сценарий, меньшинство - профессионалы (фотографы, наблюдатели)'
Во-первых, это говрит о том, что есть люди, которым флэшмоб представляется чем-то экстраординарным и даже опасным. Во- вторых, наличие 'профессионалов' показывает то, что флэшмоб становится все более популярным, так как находятся люди, специально наблюдающие и изучающие его.
Зачем им флэшмоб? Взгляд изнутри.
"Если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно?" С первого взгляда может показаться что флэшмоб - пустое и бессмысленное занятие. Но ведь находятся те, кто участвует во флэшмобах! И их немало. Что же заставляет людей принимать участие в акциях? На многочисленных форумах и сайтах, посвященных флэшмобу, участники говорят о нескольких причинах. Это и психологическая причина - "лечение толпой", где тебя никто не знает, и ты можешь побороть свои комплексы, и способ ухода от рутины, повседневности, и способ осуществить свои мечты, посредством сценариев. Но есть и другая причина: социальная.
Для многих флэшмоб является своеобразным вызовом окружающему миру, обществу. Все дело в том, что флэшмоб появился не как способ мысли, не как усилие какой-либо социальной группы навязать свое видение мира всем остальным. Флэшмоб возник как чистая технология, которой в идеале может воспользоваться любой, точнее тот, кто имеет выход в Интернет. Наличие компьютера и Интернета почти ничего не говорит о человеке, его пристрастиях, социальном статусе. А сеть - это абсолютно неструктурированное, быстро меняющееся и развивающееся новое публичное пространство, в котором может оказаться кто угодно, и с какой угодно целью. И поэтому флэшмоб так стремительно охватил всю сеть за пару месяцев, смог заразить собой людей, не связанных между собой никакой общей идеей и никак не соприкасавшихся друг с другом до этого времени. Получается, что флэшмоб стирает границы, установленные в обществе. Человек, участвующий во флэшмобе, не идентифицирует себя с какой-либо социальной группой, он свободен от груза социальных ролей, являясь всего лишь частью толпы. Но частью толпы умной. Флэшмоб - это совмещение индивидуального с коллективным, общественным. Мобер, выполняя негласные правила флэшмоба, социализируется, при этом оставаясь самими собой, не теряя индивидуальности. Ведь решение участвовать во флэшмобе принимает он сам, и сценарий флэшмоба тоже может быть написан им самим.
Зачем нам флэшмоб? Взгляд снаружи.
Толпу привыкли считать как нечто со знаком "минус". Говорить, что индивид всегда поглощается толпой, теряет в ней себя, поддается "стадному инстинкту". Вот какое понятие толпы дает "Социологический словарь-справочник" Лоусона и Гэррода: толпа (чернь) (mob) - неорганизованная и неуправляемая масса людей, вовлеченных в того или иного рода волнения или беспорядки.
Что же чувствует тот, кто становится невольным наблюдателем флэшмоба? Попадая в это искусственно смоделированное пространство, ничего не подозревающий прохожий начинает сомневаться: видит ли он какую-то нелепую случайность, или все подстроено? Привычное для него понятие толпы, как безликой массы, где действие одного человека остается никем не замеченным, начинает ломаться.
Ги Дебор в книге "Общество спектакля" писал, что современное общество - это запрограммированная толпа, которая не живет, а играет в жизнь. "Спектакль, рассматриваемый сообразно его организации, есть утверждение видимости и утверждение всякой человеческой, то есть социальной, жизни как простой видимости"; "Всякая индивидуальная реальность становится социальной, непосредственно зависящей от общественной власти и ею же сфабрикованной". Флэшмоб одновременно является порождением "общества спектакля" и его протестом, несогласием с установленным порядком. В глазах случайного прохожего, он разрушает запланированный ритм жизни. Кардинально меняет его взгляд на взаимоотношения индивида и толпы. Ведь если один человек совершает повседневное, привычное всем действие (завязывает шнурки, хлопает в ладоши, смотрит на крышу) - он не обращает на себя внимания других. Но когда толпа вторит его движениям, это означает, что она поддерживает индивида в его деятельности. "Ведь одно дело, когда ты один мечтаешь о чем-то и делаешь что-то. И совсем другое - когда к твоей мечте присоединяются все остальные. Именно тогда мечта и становится реальностью!" - пишет мобер на одном из форумов.
"Флэшмоб рекламный"
Возможности флэшмоба поистине велики. И неудивительно, что его уже используют в качестве рекламы. Вопрос только в том, можно ли называть такие промо-компании флэшмобами? В журнале "Рекламные технологии" в разделе "Нестандартная реклама" была опубликована статья, рассказывающая о первом использовании флэшмоба как рекламы. Эту акцию устроил журнал "Самая". "Вечер. В одном из вагонов метрополитена появляется девушка, читающая журнал с ярко-красной обложкой и логотипом "СамаЯ". Естественно, никто из пассажиров не обращает на нее внимания. Но на каждой следующей станции в вагон входит новая девушка с таким же журналом... И вот этих "читательниц" уже едва ли не больше, чем самих пассажиров! Девушки увлеченно читают, между ними ничего общего, кроме красных обложек. Следуя основному условию флэшмоба, они будто не догадываются о других, с такими же журналами. Пассажиры не понимают, что происходит, волнуются, пытаются через плечо посмотреть на страницы журнала... И вдруг на одной из станций под громогласное "Осторожно, двери закрываются" все девушки разом выходят из вагона! За время рекламной кампании 3 команды по 18 "читательниц" в каждой исколесили всю московскую подземку, оставляя пассажиров в растерянности и веселом изумлении. Успех этой странной акции не заставил себя долго ждать. По итогам первых семи дней торговли, объем продаж журнала стал сопоставим с объемом продаж журнала "Glamour". А в супермаркетах "Ашан" первый номер журнала "СамаЯ" вошел в десятку лидеров среди всех печатных изданий".
"Флэшмоб политический"
Неопределенность самого понятия "флэшмоб" создает бесконечное количество возможности для спекуляций. В конечном итоге, любая уличная акция в скором времени будет называться флэшмобом лишь потому, что эта форма активности не присутствует в законодательстве. Так, например, в марте 2004 года в Санкт-Петербурге прошел "Политический флэшмоб". Так назвали свою акцию: "Вова, домой!" молодые коммунисты, которые в масках Путина "возвращались домой", то есть на улицу, где прошло детство президента.
Вот пример другого случая "политического флэшмоба". "10 марта во Владимире прошла акция флэшмоб "Похороны демократии". Около пятидесяти молодых людей, одетых в темные одежды, с цветами в руках пришли проводить в последний путь усопшую", - сообщает KNews.
Видно, что в подобных акциях разрушаются два правила флэшмоба - анонимность и аполитичность. Появление "рекламных флэшмобов", "политических флэшмобов" лишь говорит о том, что флэшмобом, его целями можно манипулировать. А значит использовать его ради интересов определенной личности, компании, партии. Но что же останется тогда от флэшмоба? Он просто потеряет свое назначение - удивлять людей, ненавязчиво изменять их мировоззрение, взгляды на общество в целом.
Флэшмоб как симулякр
Флэшмоб является порождением информационного общества. Общества, в котором реальность все чаще вытеснеяется её симулякрами. Понятие 'симулякр' ввел французский философ Ж. Бодрияр, и буквально это понятие означает 'копия без оригинала', пространство ложных знаков, оторванных от соответствующих им реальных объектов и событий. В этом случае флэшмоб можно назвать симуляцией толпы. "Перейти из одной толпы в другую...В этом все дело...каждый что-то может только в толпе. В случае чего и отвечать за произошедшее будет толпа, а не индивид. Метод толпы - упрощение ( в худшем смысле слова). Потому нет ничего удивительного, что масса проглотила и переварила идею, выдав....выдав жалкое ее подобие', - пишет на сайте flashmob.ru один из его идеологов. Верно, все признаки толпы здесь налицо: анонимность (мобберы не должны знакомиться друг с другом ни до, ни после акицй), стихийность (флэшмоб образуется внезапно и исчезает в никуда), бесцельность (акции не имеют конкретной политической, социальной цели, важен сам процесс участия в ней). Сохранены даже сами методы образования толпы: например, циркулярная реакция, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между индивидами. Этим и объясняется чувство единства, позитива, авантюризма отмечаемое всеми, кто когда либо учавствовал во флэшмобах. Эти чувства и заставляют начинающего моббера втягиваться в процесс, и буквально привыкать к флэшмобу, как к наркотику. И все же флэшмоб не является толпой как таковой, он лишь ее симулякр - кем-то созданная копия, заранее спланированная реальность, система с собственным законами
"Флэшмоб - это своего рода мини-апокалипсис, лишенный всякого смысла и цели. Это симулякр, который наступает раньше симуляции", - пишет Павел Родькин в своей статье 'Флэшмоб и суицид'. Но можно ли назвать флэшмоб симулякром в полном смысле?
Ведь сохраняя принцип симуляции толпы и четко разработанные правила, благодаря которым этот принцип осуществим, флэшмоб все же направлен на то, чтобы разрушать, а не плодить стереотипы современного человека, уже попавшего под власть других симулякров: телевидения, Интернета, рекламы. Но насколько удачно у него это получается?
Будущее флэшмоба
Будущее флэшмоба
Как справедливо отмечают сами мобберы, флэшмоб уже перестал быть тем, чем он был первоначально. На данный момент флэшмоб стал очень популярным, 'приелся' и, следовательно, утратил свою прежнюю способность удивлять и шокировать публику (вот почему мобберы так не любят СМИ). Все чаще мобберами становятся те, кто считает его лишь модной средством 'убить время'. Так флэшмоб теряет свое истинное назначение - ломать общественные предрассудки, а значит и утрачивает свою социальную суть. Флэшмоб лишается и своей анонимности: люди, которые были знакомы лишь виртуально и встречались друг с другом на акциях, все чаще узнают 'родные лица' и устраивают так называемые 'after-party'. Как видно, правила настоящего флэшмоба все время нарушаются и никто не может угадать, каким он будет в будущем. Кто-то, как изжившему себя явлению, готовит ему скорую смерть, а кто-то пророчит ему долгую жизнь, но в несколько видоизмененном варианте.
Потенциал флэшмоба к хорошей самоорганизованности и воздействию на окружающих в будущем может быть использован для рекламы, политики или выражения общественного отношения к той или иной проблеме, фильму, книге. Флэшмоб перестанет быть бессмысленным и нейтральным. Но и перестанет быть независимым. Может, случится так, что появится новая социальная группа людей (людей креативных, обладающих хорошими организаторскими способностями и акетрским талантом) , для которых флэшмоб станет профессиональным занятием, за которое они получают деньги и благодаря которому они живут. Достаточно вспомнить, что такое уже случилось с культурой граффити.
Возможно наоборот, флэшмоб станет новой субкультурой. Когда он перерастет пик популярности и перестанет быть одним из новомодных развлечений, в нем останутся лишь те, для кого флэшмоб - это стиль жизни, смысл существования. Эти 'ветераны флэшмоба' будут проводить акции скорее для себя, чем для окружающих. Вот, например, одно из сообщений на форуме fmob.ru говорится про создание специальных 'лабараторий флэшмоба': 'Рассылку сценариев будут в подавляющем большинстве случаев проводить сугубо среди своих. То есть моб-сообщество разделится на две "касты":
1.Те, кто креативит и болеет за развитие моба.
2."Недомоберская тусовка" - те , кто приходит в моб на две-три акции и уходят; те , кого прикалывают "тупые" (с точки зрения первой категории) сценарии;те , кто ищет просто времяпрепровождения'
Каким же будет флэшмоб? Изживет ли он себя или найдет силы для развития в различных общественных направлениях? Время покажет. Но одно точно известно уже сейчас: флэшмоб стал новым витком социальной культуры, доказав, что толпа может быть 'умной' и способна органично совмещать в себе как коллективное, так и индивидуальное.