Дараган Юлия Владимировна : другие произведения.

Разбор: "Стражи Имше-Шмаша" (Рыжий Фенек)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Стражи Имше-Шмаша
  
  
  ПЕРЕСКАЗ
  
  Исин - воин. Его армия разгромила город Майруш, а сам Исин убил сотника Мессилима - и полюбил его дочь Элили. И отправился за Элили к ее родичам - в селение у ущелья Имше-Шмаша. И - согласился жить по их обычаям и охранять деревню от духов хатаниш, которых видят все, кроме него.
  Новая жизнь затягивает, въедается под кожу, как красная глина. Несколько раз Исин хотел уйти, но Элили отказывалась уходить с ним. Однажды, когда Элили говорит, что выходит замуж, Исин нарушает установленный порядок и нападает на духа. Он собирается уйти, но Элили в очередной раз отказывается уйти с ним, и Исин остается, и терпит унижение и наказание.
  И тогда Элили рассказывает, что духи хатаниш - это порождение страхов племени. Они живут, потому что в них верят. Они сильны, потому что их боятся. Элили поверила в духов и не может уйти: духи последуют за нею, а сдерживать их будет некому. Поэтому она остается, и готова даже на брак с пастухом Абисарахи.
  Исин заставляет себя и других поверить в то, что духов можно убить, и ведет племя на хатаниш - на борьбу с собственными извечными кошмарами.
  
  
  ИДЕЯ
  
  Идей тут вагон, если разбирать по косточкам. Тут и победа над собой, над своими страхами, тут и про то, что кошмар неуязвим, пока его боишься, тут и жертва во имя любви, готовность отказаться ради любимой от привычной жизни, тут и немножко про то, что в каждом мире, каким бы диким он ни казался извне, есть своя сермяжная правда - и простым отрицанием чужих обычаев и святынь ничего не добьешься... В общем, прямой дидактики нет, а над чем задуматься - есть. И это супер.
  
  Весь рассказ выстроен как череда кошмарных снов и яви, не менее кошмарной, чем сны - и вместе с героем пытаешься выпутаться из этого кошмара, собрав остатки здравого смысла. Не ради себя - так хоть ради любимой.
  
  
  СЮЖЕТ, КОМПОЗИЦИЯ
  
  В рассказе три конфликта развиваются почти параллельно:
  Исин - хатаниш
  Исин - деревня
  Исин - Элили
  
  Исин путается в том, верить ли в хатаниш, которых он не видит, но уже начал слышать, ненавидит жителей деревни, отнимающих у него любимую и заставляющих жить чужой жизнью и дрожать чужим страхом, и не может жить без Элили, которая не отвергает его, но и не уходит с ним.
  
  Рассказ делится на три части. С членением я могу напутать, но, по-моему, так...
  
  Первая часть (дозор с Куддой, воспоминания и сон Исина) - экспозиция всех трех конфликтов.
  
  Вторая часть - завязка первого конфликта (нападение на хатаниш), завязка, развитие и кульминация второго (конфликт с Лукани, уход и возвращение в деревню, Исин на коленях перед жрецом), завязка и развитие третьего (Элили выдают замуж, она отказывается уйти с Исином).
  
  Третья часть - кульминация первого и третьего конфликтов (объяснение с Элили, Исин узнает о природе хатаниш), развязка первого и второго (Исин идет на хатаниш, и деревня идет за ним) и - развязка третьего с открытым финалом. Элили готова уйти за Исином, но не слишком ли поздно?
  
  Все три линии переплелись в одну, рассказ начинается с резкого погружения в атмосферу полужизни-полусмерти стража Имше-Шмаша, рваное повествование от первого лица в настоящем времени - все это добавляет в текст сумбура, но это правильный сумбур. Он создает ощущение бреда, кошмарного сна, от которого хочется пробудиться - а никак не получается.
  
  И очень здорово, не нарушая атмосферы, в повествование вплетена фоновая информация, которая подается через обрывочные сны и мысли главного героя.
  
  
  
  ПЕРСОНАЖИ
  
  Персонажи показаны мазками, изнутри. Минимум описаний - только обрывочные впечатления Исина: костлявые лопатки Кудды, темные глаза и смешная челка Элили, лысина и маленький рост Энундараны. При этом явственно проступают портреты внутренние: чувства персонажей, мысли, желания, страхи: через поведение, через речь, через отношение к ним главного героя.
  
  
  ЯЗЫК И СТИЛЬ
  
  Дзинь-дин-динь. Динь-дзинь-дин-динь. Дзинь. Одним из первых в глаза бросается размеренный, нервный ритм повествования. Текст разбит на короткие фрагменты, похожие на удары бубна:
  
   Я с наслаждением / стаскиваю рубаху,/ царапающую жесткой коркой,/ пропитанную насквозь острым запахом золы и крови.// Принимаюсь привычно соскабливать бурую глину, / она отходит пластами, /словно старая кожа, /осыпается пылью. //Иногда кажется, / что другой кожи у меня и нет, / и сейчас я отдеру все, /до костей. //Но это не страшно. //Долго... //Хочется спать.
  
  
  Местами темп рвется. Вот нервничает Кудда, и пошла скороговорка:
  
   Кудда идет рядом, чуть впереди. // Мальчишка совсем... // Ему ведь до судороги хочется рвануться вперед, / добраться, / добежать, скорей...
  
  
  А вот Исин глядит на ручей, вспоминает Аннумгун, уносится мыслями из привычного ритма, и темп замедляется, течет плавнее:
  
  И я так же привычно,/ с завистью, /гляжу на быстрый ручей, / что бежит чуть поодаль, / между камней. // Сверкающий, беззаботно прозрачный, полный прохладой и вечерним солнцем. //Искупаться бы...// Иль хоть ладонь ненадолго подставить быстрой упругой струе, ощутить...
  
  Рогатый месяц-Кунан блестит серебряным боком, неспешно прогуливаясь из края в край. // Он тоже видит меня. //А еще, со своей вышины, он видит Аннумгун, и море, тихонько шуршащее галькой у городских стен. // Море...// Я закрываю глаза, слушаю далекий плеск волны.
  
  Повествование очень фактурное: масса деталей, мир прописан подробнее, чем персонажи, окружающие главного героя, он выступает на первый план. Повествование в настоящем времени усиливает ощущение погружения в мир.
  
  
  Несколько мелких блох. Специально не искала - что нашла:
  
  А ноги уже не гнуться, с трудом делая шаг... еще шаг.
  
  "не гнутся", без мягкого знака.
  
   За все пол года, что я здесь.
  Жрать хочу, мясо хочу! пол года мяса не видел - здесь ничего нельзя.
  
  полгода - слитно. И большая буква во втором случае.
  
   достает хрустящую ячменную лепешку и пол головки мягкого сыра
  
  полголовки
  
  
   - Я сейчас заберу свои вещи и уйду, - рявкнул я на жреца, который умудрился встать на моем пути.
   Он с сомнением отполз в сторону, но спорить не стал.
   Я достал, пристегнул к поясу меч.
   - Куда ты идешь! - орет Энундарана у меня за спиной.
  
  Тут - непонятно, почему дернулось время на прошедшее: вроде бы ретроспективы нету. И непонятно, почему Энундарана отползает: только что ведь стоял.
  
  
  ***
  
  Даже и не знаю. чего мне больше хочется: чтобы это был именно отдельный рассказ или кусок большого романа, как вроде бы задумывалось. В романе будет попроще с фоновой информацией, но в большом тексте атмосферу и такой мощный накал эмоций будет, наверное, трудно удержать.
  
  Очень насыщенный, очень атмосферный рассказ, мне такие обычно нужно перечитать несколько раз, чтобы полностью пропитаться. Разбирала под рецензию с огромным удовольствием. Спасибо автору!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"